Состояние процессов камнеобразования в почках на фоне андрогенной терапии

Автор: Шустер Петр Изевич, Глыбочко П.В.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Урология

Статья в выпуске: 4 т.5, 2009 года.

Бесплатный доступ

Цель исследования - изучить процессы камнеобразования у пациентов с радикально излеченным уроли- тиазом на фоне андрогенной терапии. Методом «случай-контроль» были сформированы 2 группы исследуемых из числа пациентов, наблюдавшиеся в урологической клинике Омской государственной медицинской академии: основная - 10 пациентов с радикально излеченным уролитиазом и гипогонадизмом, находящиеся на андро- генной терапии; группа сравнения - 10 пациентов с радикально излеченным уролитиазом и гипогонадизмом, не получающие андрогенную терапию. У пациентов, получающих андрогенную терапию, процессы камнеобра- зования протекали статистически значимо в меньшей степени, по сравнению с пациентами, не получающими андрогенную терапию, что свидетельствует о негативном влиянии дефицита тестостерона на процессы кам- необразования. У пациентов с гипогонадизмом процессы камнеобразования более выражены, что приводит к большей частоте рецидива уролитиаза у этих пациентов. Неинвазивность, техническая простота и доступность метода «Литос-тест» дают основание применять его в качестве экспресс-скрининг-метода для обследования широких контингентов населения, в том числе и для оценки эффективности противорецидивной андрогензаме- стительной терапии у мужчин с уролитиазом.

Еще

Уролитиаз, гипогонадизм, остеопороз

Короткий адрес: https://sciup.org/14916986

IDR: 14916986

Текст научной статьи Состояние процессов камнеобразования в почках на фоне андрогенной терапии

644111, г. Омск, ул. Березовая, 3

ГОУ ВПО Омская ГМА Росздрава, кафедра факультетской хирургии с курсом урологии, тел. (3812)35-91-56

Патогенез уролитиаза представляет собой достаточно сложную цепь биохимических нарушений, и исследование мочи дает наиболее полную информацию о взаимоотношениях белковых и солевых компонентов. Исследование органического матрикса мочевых камней позволило предположить, что именно протеины инициируют уролитиаз путем связывания неорганических ионов, в результате чего формируется центр кристаллизации камнеобразующих солей. Исследования роли белков мочи при кристаллизации солей показали преципитационный эффект на оксалат кальция, уромукоида, мукопротеина и неиден-тифицированных белков. Таким образом, патогенез уролитиаза представляет собой цепь последовательно формирующихся патологически прочных связей между определенными белковыми (пептидными) и солевыми компонентами.

По-видимому, протеины мочи могут выполнять двойную роль: с одной стороны – поддерживать соли мочи в растворенном состоянии (структурно полноценные белки), с другой, – при нарушениях структуры белковых молекул, они теряют функцию «защитного коллоида» и начинают выступать инициаторами процесса кристаллизации солей мочи. С позиций аутоволновой теории молекулярных взаимоотношений в биожидкости следует полагать, что структурные изменений белковых молекул, которые могут быть вызваны различными причинами (генетические аномалии, нарушение ферментативного протеолиза, изменение функций канальцев почек и др.), приводят их к потере физиологического аутоволнового ритма. В результате возникают нарушения координации взаимодействия различных видов белковых молекул между собой, а также с молекулами других органических и минеральных веществ. Эти нарушения, с одной стороны, влекут за собой потерю нормальных межмолекулярных отношений в среде, а с другой – создают условия для возникновения в ней патологических агрегаций. Метод клиновидной дегидратации позволяет выявить нарушения в структурной организации мочи и представить их в специфических макроструктурах.

Известно, что при наличии белка в биологических жидкостях ее высушенная капля имеет краевую белковую (аморфную) зону и солевой центр, выполненный кристаллами. В активной стадии уролитиаза имеет место феномен патологической кристаллизации солей мочи в краевой белковой зоне. Новая технология позволяет зафиксировать аномальные связи между белковыми и солевыми структурами, которые являются структурной единицей формирующегося почечного камня.

В норме белковые и минеральные элементы мочи связаны между собой непрочно, и при гидратации капли мочи белки распределяются по ее периферии, а соли локализуются в центре. При активном кам-необразовании белковые и минеральные элементы мочи связаны между собой патологически прочно. При дегидратации в этих случаях связи не разрываются, белок «тянет» за собой соль в краевую зону, где она и кристаллизуется. Установлено, что те соли, которые кристаллизуются в краевой белковой зоне, и являются камнеобразующими [6].

Разработанная в 1990-х годах в НИИ геронтологии и МОНИКИ отечественными учеными проф. В.Н. Шабалиным и С.Н. Шатохиной новая диагностическая технология исследования мочи – «Литос-система» позволяет определять процесс камнеобразования в почках, степень его активности (I – слабая, II – умеренная, III – высокая). «Литос-система» разрешена к применению Минздравом РФ в 1997 г. и выпускается в специальных диагностических наборах [7].

Преимуществами теста являются: диагностика степени камнеобразования до формирования морфологических проявлений, возможность мониторинга процесса камнеобразования у конкретного больного, выбор оптимального периода для дробления камней с целью предотвращения рецидива. Исследование неинвазивно. На сегодняшний день Литос-тест является единственным методом, позволяющим выявлять доклиническую стадию уролитиаза. Метод основан на феномене патологической кристаллизации солей в белковой среде при переходе мочи из жидкого состояния в твердое, т.е. при дегидратации (высушивании) капли мочи в определенных условиях.

Нами было предпринято исследование с целью изучения процессов камнеобразования у пациентов с радикально излеченным уролитиазом на фоне андрогенной терапии.

Материалы и методы. В проспективное когортное исследование с группой сравнения были включены пациенты, наблюдавшиеся в урологической клинике ГОУ ВПО Омской государственной медицинской академии Росздрава на базе урологического отделения Омской областной клинической больницы. Методом «случай-контроль» были сформированы: основная группа – пациенты с радикально излеченным уролитиазом и гипогонадизмом, находящиеся на андрогенной терапии, и группа сравнения – пациенты с радикально излеченным уролитиазом и гипогонадизмом, не получающие андрогенную терапию, по 10 пациентов в каждой. В процессе исследования проводилось анкетирование пациентов с помощью опросника Aging Male Simptoms по Heinemann с оценочной шкалой и Международного Индекса Эректильной Функции (МИЭФ-5). При обследовании пациентов оценивались: индекс массы тела, биохимические показатели сыворотки крови, данные денситометрии, уровень общего тестостерона (норма 11,0-33,3 нмоль/л). Концентрация биохимического показателя сыворотки крови – ионизированного кальция (норма 1,03-1,29 ммоль/л) определялась на автоматическом биохимическом анализаторе Automatic Analyzer 912 BOEHRINCER MANNHEIM («Hitachi», Япония (Италия)) с использованием стандартных наборов фирмы «Roche» (Германия). Уровни тестостерона определялись на автоматическом хемилюминесцентном анализаторе «Vitros ECi» (Johnson and Johnson (Великобритания)) методом усиленной хемилюминесценции. Кровь для исследования забиралась в пробирки типа «вакутейнер» в утреннее время натощак из локтевой вены.

Денситометрия проводилась на аппарате DXL Calscan (Lund, Швеция). При оценке показателей денситометрии использовались следующие нормативы:

Т-критерий > 0; Ζ-критерий > 0 – патологии не выявлено.

Т-критерий > -1; Ζ-критерий > 0 – патологии не выявлено, необходим контроль денситометрии.

Т-критерий > -1; Ζ-критерий < 0 – факторы риска остеопении.

Т-критерий < -1; Ζ-критерий > 0 – факторы риска остеопении.

Т-критерий от -1 до -2,5; Ζ- критерий < 0 – остеопения.

Т-критерий от < -2,5; Ζ- критерий < 0 – остеопороз.

С целью верификации уролитиаза проводилось ультразвуковое обследование органов мочеполовой системы на аппарате Aloka ProSound SSD-α 10 с использованием конвексного датчика с частотой 5-8 МГц.

После исключения противопоказаний (рака предстательной железы, выраженного повышения гемоглобина и/или гематокрита) пациентам основной группы назначалась одна из лекарственных форм тестостерона, сроком не менее чем на 6 месяцев:

  • -    Андрогель (Solvay Pharma, Нидерланды) – 5 г геля (50 мг тестостерона) наружно, ежедневно;

  • -    Небидо (Bayer Sсhering Pharma, Германия) – 4 мл внутримышечно (1000 мг тестостерона) 1 раз в 3 месяца;

  • -    Сустанон-250 (Organon, Нидерланды)– 1 мл внутримышечно (250 мг эфиров тестостерона) 1 раз в 3 недели;

  • -    Омнадрен-250 (Polfa, Польша) – 1 мл внутримышечно (250 мг эфиров тестостерона) 1 раз в 4 недели.

Обследования пациентов проводились до и на фоне андрогенной терапии.

Рис. 1. Распространенность остеопороза и остеопении у мужчин в основной группе и группе сравнения

Для оценки процессов камнеобразования использовалась система Литос-тест. Исследование проводили с помощью специальной тест-карты, состоящей из 4-х окон. В одно из них наносилось 0,02 мл (в форме капли) нативной мочи из свежевыделенной утренней порции, в другое – 0,02 мл мочи, смешанной с белковым Литос-реактивом. Для исследования использовалась утренняя порция мочи, не допускалось использование мочи с наличием глюкозы. После высушивания образцов в стандартизованных условиях визуально считывалась информация о наличии процесса камнеобра-зования и степени его активности. «0» степень активности камнеобразования свидетельствовала об отсутствии роста камня в почке. Степень активности камнеобразования – «I»–«III» свидетельствовала о формировании и росте камня.

Основная-1, Сравнения-2

Рис. 2. Степень активности процесса камнеобразования в основной группе и группе сравнения

Статистическая обработка полученных данных была проведена с использованием пакета прикладных программ STATISTICA (StatSoft Inc. США, версия 6.0) [8]. Сравнение несвязанных групп по количественным признакам осуществлялось с использованием U-критерия Манна-Уитни, а по качественным признакам – с использованием двухстороннего точного критерия Фишера. Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.

Результаты. Пациенты обеих групп статистически значимо отличались по уровню тестостерона и симптомам гипогонадизма, при отсутствии различий по другим исследуемым показателям (см. таблицу).

Данные по распространенности остеопороза и остеопении у пациентов основной группы и группы сравнения представлены на рис.1.

Рис. 3. Распределение пациентов основной группы и группы сравнения по степеням выраженности процессов камнео-бразования

У пациентов, получающих андрогенную терапию, процессы камнеобразования протекали статистически значимо в меньшей степени, по сравнению с пациентами, не получающими андрогенную терапию, что свидетельствует о негативном влиянии дефицита тестостерона на процессы камнеобразования (рис.2).

Распределение пациентов основной группы и группы сравнения по степеням выраженности процессов камнеобразования представлено на рис. 3.

Соответственно, у пациентов с гипогонадизмом, не получающих андрогенную терапию, процессы камнеобразования, согласно обследованию системой «Литос-тест» протекали более активно, что приводило к большей распространенности (статистиче-

Данные обследования пациентов основной группы и группы сравнения

Показатель

Основная группа (n=10)

Группа сравнения (n=10)

*p

Возраст, лет

53 [46;56]

54 [50;60]

0,38

ИМТ, кг/м2

24 [24;28]

28 [25;30]

0,22

Балл опросника AMS

32 [31;39]

50 [41;55]

0,004

Балл ЭД по МИЭФ-5

16 [14;22]

14 [11;16]

0,11

Общий тестостерон, нмоль/л

15,8 [15,3;16,7]

7,5 [6,5;8,3]

0,001

Денситометрия T-критерий

-1,5 [-1,8;-0,6]

-2,0 [-2,4;-1,1]

0,16

Денситометрия Ζ-критерий

-1,4 [-1,6;-0,4]

-1,5 [-1,9;-1,0]

0,70

Ионизированный кальций, моль/л

1,25 [1,19;1,28]

1,23 [1,14;1,30]

0,76

* U-тест Манна-Уитни

□ Основная группа ■ Группа сравнения

* точный критерий Фишера

Рис.4. Частота рецидива уролитиаза у пациентов основной группы и группы сравнения ски значимой) рецидива уролитиаза в этой группе (рис. 4).

При этом у двух пациентов с рецидивом уролитиаза из основной группы степень камнеобразования, согласно данным обследования системой «Литос-тест», составила 3, а из семи пациентов с рецидивом уролитиаза из группы сравнения у пяти – 3 и у двух – 2, то есть была отмечена высокая степень камнео-бразования.

Обсуждение. Пациенты двух сравниваемых групп статистически значимо отличались по уровню тестостерона и симптомам гипогонадизма, при отсутствии различий по другим исследуемым показателям. В группе пациентов с гипогонадизмом наблюдались более тяжелые отклонения в минеральной плотности костной ткани, что подтверждено значительно более высоким процентом диагностированного остеопороза по денситометрии. У пациентов, получающих андрогенную терапию, процессы кам-необразования протекали статистически значимо менее интенсивно, по сравнению с пациентами, не получающими андрогенную терапию, что свидетельствует о негативном влиянии дефицита тестостерона на процессы камнеобразования.У пациентов с гипогонадизмом, не получающих андрогенную терапию, процессы камнеобразования, согласно обследованию системой «Литос-тест», протекают более активно. Это приводит к значительно большему проценту рецидива уролитиаза в этой группе.

Заключение. Полученные нами данные свидетельствуют о наличии более выраженных процессов камнеобразования у пациентов с гипогонадизмом, что приводит к большей частоте рецидива уролитиаза у этих пациентов. При этом андрогенная терапия обладает профилактическим воздействием на процессы камнеобразования. Таким образом, учитывая негативное влияние гипогонадизма на костно-кальциевый обмен и его важную роль в процессах камнеобразования, у больных уролитиазом мужчин необходимо проведение патогенетической андрогенной терапии, направленной на устранение гипогонадизма.

Неинвазивность, техническая простота и доступность метода «Литос-тест» дает основание применять его в качестве экспресс-скрининг-метода для обследования широких контингентов населения, в том числе и с возрастным гипогонадизмом. При проведении амбулаторных и скрининговых исследований необходимо использовать исследование мочи с помощью «Литос-системы», которая предоставляет возможность диагностировать заболевание до формирования конкремента в почке, устанавливать клиническую стадию течения у больных с наличием камней в почках и определять степень активности процесса камнеобразования.

Список литературы Состояние процессов камнеобразования в почках на фоне андрогенной терапии

  • Лопаткин, Н.А. Пятнадцатилетний опыт применения ДЛТ в лечении МКБ/Н.А. Лопаткин, И.К. Дзеранов//Материалы Пленума правления Российского общества урологов. -М., 2003. -С. 5.
  • Аляев, Ю.Г. Метафилактика мочекаменной болезни/Ю.Г. Аляев, А.В. Амосов, В.С. Саенко. -М., 2007. -350 с.
  • Александров, В.П. Эффективность заместительной терапии при андродефиците при уролитиазе/В.П. Александров, Т.Н. Назаров//Мат. Российско-Кубинского андрологи-ческого форума, 1-11 апреля 2008. -М., 2008. -С. 114.
  • Дедов, И.И. Возрастной андрогенный дефицит у мужчин/И.И. Дедов, С.Ю. Калинченко. -М.: Практическая меди-цина, 2006. -240 с.
  • Назаров, Т.Н. Метаболические нарушения при ан-дрогеном дефиците у мужчин, страдающих уролитиазом/Т.Н. Назаров, В.В. Михайличенко, В.П. Александров//Мат. Российско-Кубинского андрологического форума, 1-11 апреля 2008. -М., 2008. -С. 103.
  • Вощула, И.В. Мочекаменная болезнь. Этиотропное и патогенетическое лечение, профилактика/И.В Вощула. -Минск, 2006. -С. 209-211.
  • Дасаева, Л.А. Клиническое значение «Литос-системы» в диагностике мочекаменной болезни/Л.А. Дасаева, Е.М. Шилов, Л.И. Зайцева//Поликлиника. -2004. -№ 4. -С. 30.
  • Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STAT ISTICA/О.Ю. Реброва. -М., 2002. -312 с.
Еще
Статья научная