Сосуд в мифопоэтической традиции: атрибут бога и актор инициации героя
Автор: Светлана Викторовна Прищенко, Ирина Викторовна Цыганова
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 11, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрывается многофункциональность и полисемантичность образа сосуда в мифопоэтической традиции. Рассматривается его содержание в культурно-религиозной мировой парадигме. Подчеркивается преимущественная атрибутивная принадлежность сосуда небожителям либо героям. В первом случае образ объединяет в себе сакральное и профанное в мифопоэтическом мире. Участие в актах творения в качестве объекта приложения воли богов – свидетельство высокого статуса сосуда в сознании людей, равноценности «вещности» и «семантичности» в его трактовке. Сосуд в этом контексте можно считать одновременно и символом мира, и его воплощением. Для героев функциональность сосуда более обширна: данный предмет активно участвует в обряде инициации героя, определяя ее ход за счет контроля приобретаемых человеком качеств, являясь двигателем его поступков и одновременно с этим – инструментом их реализации. Сообщается, что бытовой предмет утилитарного назначения в мифологии, а следовательно, и в сознании людей приобретает сакральные смыслы, неся в себе уникальную культурологическую информацию.
Сосуд, мифопоэтическая традиция, боги, Герой, атрибут, актор, инициация, инсигния, травма рождения, символ
Короткий адрес: https://sciup.org/149136617
IDR: 149136617 | DOI: 10.24158/fik.2021.11.18
Список литературы Сосуд в мифопоэтической традиции: атрибут бога и актор инициации героя
- Антонова Е.В. К исследованию места сосудов в картине мира древних земледельцев // Восточный Туркестан и Сред-няя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. М., 1986. С. 77–91.
- Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифологий // Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1981. С. 215–226.
- Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976. 276 с.
- Кузьмина Е.Е. Гончарное производство у племен андроновской культурной общности (об одном археологическом аспекте проблемы происхождения индоиранцев) // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. М., 1986. С. 152–182.
- Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М. ; Киев, 1997. 378 с.
- Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988. 225 с.
- Перевалова Е.В., Данилова Е.Н. Котел в культуре обских угров и самодийцев: археологический артефакт и «живая» традиция // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. № 4 (47). С. 152–164. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2019-47-4-12
- Перевалова Е.В., Данилова Е.Н. Котел в культуре обских угров и самодийцев: сакральный аспект // Вестник архео-логии, антропологии и этнографии. 2020. № 1 (48). С. 116–126. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2020-48-1-10
- Ранк О. Миф о рождении героя. М. ; Киев, 1997. 249 с.
- Федоров С.Е. Семантика инсталляционных инсигний // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского уни-верситета. 2011. № 7. С. 277–294.
- Hardyment Ch. Malory: The Knight Who Became King Arthur's Chronicler. N. Y., 2006. 688 p.