Сотериология протоиерея Петра Гнедича: школьный богослов против школьного богословия
Автор: Трибушный Димитрий
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Статья в выпуске: 1 (78), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена критике элементов школьного богословия в магистерской диссертации протоиерея Петра Гнедича «Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944)». Отец П. Гнедич - один из наиболее ярких представителей православного богословия советского периода. Основной труд о. П. Гнедича, его магистерская диссертация, рассматривает проблему влияния западного богословия на русскую сотериологию. Выводы, к которым пришел о. Петр, неутешительны: практически все отечественные авторы в той или иной степени зависели от ино- славной мысли. Однако и сам о. П. Гнедич не избавился от влияния прозападного школьного богословия. В соответствии с западной традицией он делает особый акцент на распятии Спасителя, а в качестве первого богословия выделяет сотерио- логию. Критикуя абсолютизацию Божия правосудия, о. П. Гнедич абсолютизирует Божию неизменяемость. В «Догмате» подвергается сомнению общецерковный статус учения преподобного Максима Исповедника о «деле Христовом как исполнении „призвания“ Адама, объединении миров тварного с нетварным, обожении космоса». Критикуется использование ключевого понятия православного богословия «обожение» в системе Владимира Лосского. Собственное богословие о. П. Гнедича, таким образом, принадлежит переходному периоду в отечественной науке, когда догматика пытается избавиться от западного влияния, но при этом сама зависит от критикуемого богословия. Отдельно рассматривается вопрос о тождественности идей протоиерея Петра Гнедича и игумена Павла (Черемухина). Данных авторов объединяют общее учение о природе и целях богословия, особый акцент на учении о спасении, а также ошибочные представления о католической сотериологии. Сегодня трудно определить природу обнаруженных параллелей. Тем не менее, мы далеки от подозрений в плагиате. Скорее всего, общность идей - результат дружеского об- щения авторов. Подобный перихорезис требует воспринимать наследие протоиерея Петра Гнедича и игумена Павла (Черемухина) как нечто единое.
Сотериология, школьное богословие, кенозис, софиология, обожение, пневматология, протоиерей петр гнедич, игумен павел (черемухин), пре- подобный максим исповедник, владимир лосский
Короткий адрес: https://sciup.org/140223522
IDR: 140223522
Список литературы Сотериология протоиерея Петра Гнедича: школьный богослов против школьного богословия
- Александрова, Суздальцева (2007) -Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Русь уходя-щая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007.
- Александрова-Чукова (2015) web - Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский, Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церквиБожией. Часть 6: Слова митрополита Григория (Чукова) в день памяти cвятого апостолаи евангелиста Иоанна Богослова. Краткий очерк истории восстановления богословскогообразования и фрагменты дневника 1945-1955 гг. // Портал «Богослов. ру». htp://www. bogoslov.ru/text/1151751.html (дата обращения 04.06.2015).
- Бальтазар (1998) -Бальтазар Х. Урс фон. Вселенская Литургия. Преподобный МаксимИсповедник//Альфа и Омега. 1998. № 2 (16).
- Гаврюшин (2005) -Гаврюшин Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Нов-город: Глагол, 2005.
- Гнедич (2007) -Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке(1893-1944). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
- Ермилов(2007)-Ермилов П. Несколько замечаний по поводу статей иеромо-наха Павла Черемухина//Епископ Николай Мефонский и византийское богословие.Сб. исслед./Ред. П. В. Ермилов, А. Р. Фокин. М.: Центр библейско-патрол. исследований;Империум Пресс, 2007.
- Клеман (1994) -Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Центр по изу-чению религий, 1994.
- Комаров (1962) -Комаров К. Магистерский диспут в Московской Духовной Акаде-мии//Журнал Московской Патриархии. 1962. № 8.
- Кривошеин (1986) -Василий (Кривошеин), архиеп. Несколько слов по вопросу о стиг-матах//Журнал Московской Патриархии. 1986. № 4.
- Лосский (2003) -Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003.
- Лосский (1996) -Лосский В. Спор о Софии. Статьи разных лет. М.: Изд-во Свято-Вла-димирского братства, 1996.
- Лосский (1996б)-Указ Московской Патриархии Преосвященному МитрополитуЛитовскому и Виленскому Елевферию//Лосский В. Спор о Софии. Статьи разных лет. М.:Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996.
- Лот-Бородина (2015) web - Лот-Бородина М. Критика «Русского Христианства» //Электронная библиотека Одинцовского благочиния. htp://www.odinblago.nichost.ru/ path/52/3 (дата обращения: 04.06.2015).
- Максим Исповедник (2005) -Максим Исповедник, прп. Затруднение ХLI. На слова«Природы обновляются и Бог становится человеком»//Космос и душа. Учение о все-ленной и человеке в античности и в Средние века (исследования и переводы). М.: Про-гресс-Традиция, 2005.
- Максим Исповедник (2006) -Максим Исповедник, прп. О различных недоуменияху Григория Богослова к Иоанну, Архиепископу Кизическому, II//Он же. О различных не-доумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М.: Институт философии, теологиии истории св. Фомы, 2006.
- Морескини (2011) -Морескини К. История патристической философии. М.: Греко-ла-тинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2011.
- Муравьев (2010) -Муравьев Н. И. Московская духовная академия в лицах (1943-1948)//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2010. № 11-12.
- Никодим Святогорец (2011) -Никодим Святогорец, прп. Апология сказанного о Го-споже нашей Богородице в книге «Невидимая брань» из книги «Назидательное руковод-ство, или О хранении пяти чувств»//Неллас П. Обожение: Основы и перспективы право-славной антропологии. М.: Никея, 2011.
- Николай Сербский (2003) -Николай Сербский, свт. Беседы. Книга вторая. М.: Лодья,2003.
- Параскева житие (2015) -Преподобноисповедница Параскева (Матиешина): Житие.Письма. М.: ПСТГУ, 2015.
- Петров (2007) -Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византий-ской философии VII в. М.: ИФРАН, 2007.
- Платон митр. (2015) web - Платон, митр. Московский и Калужский. Слово на Рож-дество Христово // Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. htp://www.stsl.ru/lib/platon3/ platon3-24.php (дата обращения: 09.06.2015).
- Рейтлингер(2011)-Рейтлингер Ю. Н. (сестра Иоанна). Воспоминания. Начало1980-х гг.//Ю. Н. Рейтлингер (сестра Иоанна) и о. Сергий Булгаков. Диалог художникаи богослова: Дневники. Записные книжки. Письма. М.: Никея, 2011.
- Роуэн (2009) -Роуэн У. Богословие В. Н. Лосского: изложение и критика. К.: ДУХ IЛIТЕРА, 2009.
- Сахаров (2008) -Софроний (Сахаров), архим. Переписка с протоиереем Георгием Фло-ровским. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.
- Стойчев (2012) -Сильвестр (Стойчев), игум. К вопросу о западном влиянии в бого-словском наследии святителя Петра Могилы//Труди Київської Духовної Академiї. 2012.№ 17. С. 112.
- Тайна жизни (2014) -Мы знаем тайну жизни. Судьба и пастырский подвиг архим.Бориса (Холчева). М.: ПСТГУ, 2014.
- Трибушный (2014) -Трибушный Д., чтец. Онтология преподобного Иустина Челий-ского: незавершенные сюжеты//Живой родник. 2014. № 1 (125).
- Умное Небо (2002) -Умное Небо. Переписка протоиерея Александра Меня с монахи-ней Иоанной (Ю. Н. Рейтлингер). М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
- Фокин (2012) -Фокин А. Р. Элементы учения об обожении в латинской патристи-ке//Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44).
- Черемухин (2007а) -Павел (Черемухин), иером. Константинопольский Собор 1157 г.и Николай, епископ Мефонский//Епископ Николай Мефонский и византийское богосло-вие. Сб. исслед./Ред. П. В. Ермилов, А. Р. Фокин. М.: Центр библейско-патрол. исследова-ний; Империум Пресс, 2007.
- Черемухин (2007б) -Павел (Черемухин), иером. Учение о Домостроительстве спасе-ния в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Ка-васила и Никита Акоминат)//Епископ Николай Мефонский и византийское богословие.Сб. исслед./Ред. П. В. Ермилов, А. Р. Фокин. М.: Центр библейско-патрол. исследований;Империум Пресс, 2007.
- Яковлев (2003)-Яковлев А. И. Святитель Филарет в церковной и общественнойжизни России ХIX века//Святитель Филарет (Дроздов): Избранные труды, письма, воспо-минания. М.: ПСТБИ, 2003