Совершенствование системы подготовки офицерских кадров в русской армии в 1874-1904 гг
Автор: Обухов Олег Юрьевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 12, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье представлена деятельность российского высшего руководства и военного ведомства по созданию и совершенствованию в конце XIX - начале XX вв. одного из наиболее значимых направлений военного строительства русской армии - подготовке офицерских кадров.
Русская армия, система подготовки, командные кадры, военное образование
Короткий адрес: https://sciup.org/170165675
IDR: 170165675
Текст научной статьи Совершенствование системы подготовки офицерских кадров в русской армии в 1874-1904 гг
С овременное реформирование Вооруженных сил России является одним из самых кардинальных в отечественной истории. Создание армии, оснащенной современной тех -никой и обладающей кадрами, имеющими высокую профессио-нальную выучку, является приоритетной задачей руководства го -сударства и Министерства обороны РФ. Модернизация армии и системы подготовки командного состава, по сути, продолжает тот курс, который был проложен полтора века назад реформаторами Российской империи. Поэтому в условиях современного строи -тельства Вооруженных сил России важно как можно рациональ ней использовать богатое военно историческое наследие русской армии, ее традиции, эффективно использовать накопленный опыт в обучении и воспитании офицеров.
Изменения в международной обстановке, во внутриполитиче-ском курсе, социально экономическое развитие Российской импе рии во второй половине XIX в. предопределили проведение ряда переустройств во всех сферах жизни, включая армию. Важное место в строительстве русской армии в конце XIX столетия занимали со вершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки офи-церских кадров. Роль высококвалифицированного командира в войсках, будучи всегда достаточно высокой, резко возросла после введения в 1874 г. всесословной воинской повинности и сокра-щения сроков строевой службы нижних чинов. К началу 70-х гг. XIX в. наиболее соответствующей уровню развития военного дела и вооруженных сил того времени являлась подготовка офицеров в военно учебных заведениях.
ОБУХОВ Олег
Делами подготовки командных кадров занималось Главное управление военно учебных заведений, подчиненное военному министерству. Созданное в 1863 г. управление решало задачи кон -троля за организацией образовательного процесса в военных учеб ных заведениях, направляло их деятельность на совершенствование системы военного образования, осуществляло подготовку препо давательских кадров, проводило работу по созданию и применению единых методик обучения, контролировало своевременное посту пление и эффективное использование учебных пособий в образо вательных учреждениях и др1.
В период с 1863 по 1881 г. становление Главного управления военно-учебных заведений и проведение реформ в системе военного образования проходило под руководством генерал-лейтенанта Н.В. Исакова, ближайшего соратника военного министра генерал-адъютанта графа Д.А. Милютина. К началу исследуемого периода реформаторами была достигнута основная задача в преобразовании военно-учебных заведений – отделение специальных военных классов от общеобразовательных и создание особых учебных учреждений. Были установлены два главных типа военно-учебных заведений: военные и юнкерские училища (с двухгодичным военно-специальным курсом) и общеобразовательные военные гимназии с семилетним сроком обучения (взамен упраздненных кадетских корпусов). Для менее способных учащихся были учреждены военные прогимназии с четырехлетним элементарным курсом, одна из которых (Вольская) была предназначена для исправления недисциплинированных воспитанников.
К концу 70-х гг. XIX в. система подготовки офицерских кадров в военноучебных заведениях коренным образом отличалась от ранее существующей, была во многом приведена в соответствие с общим состоянием вооруженных сил и включала в себя три этапа.
В ходе первого этапа общее среднее и начальное военное образование давалось в военных гимназиях и общих классах Пажеского Его Императорского Величества и Финляндского кадетских корпусов. Военные гимназии были призваны обеспечить средние вузы контингентом с хорошей общеобразовательной подготовкой. Исходя из этого, военные гимназии имели целью «доставить молодым людям, предназначенным к военной службе, общее образование и воспитание и служить, вместе с тем, приготовительными заведениями для военных училищ»1. Второй этап – обучение в средних специальных учебных заведениях (пехотных и кавалерийских военных училищах, юнкерских специальных училищах). Это позволяло выпускникам получить специальное военное образование. Прохождение третьего этапа военного образования обе- спечивало окончание одной из военных академий: Николаевской Генерального штаба, Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной, Военноюридической, Военно-медицинской или соответствующих им по статусу Курсов восточных языков. Офицеры, окончившие данные академии, получали высшее военное образование2.
В связи с переходом к всеобщей воинской повинности требования к качеству профессиональной подготовки выпускников военно-учебных заведений резко возросли. Офицеры должны были стать настоящими учителями солдат, педагогами, способными прививать новобранцам необходимые знания в сроки гораздо более короткие, чем во времена рекрутских наборов. Поэтому в течение всего исследуемого времени при ГУВУЗе по распоряжению военного министра действовали комиссии по выработке и совершенствованию учебных программ для учебных заведений. Особое внимание уделялось программам юнкерских училищ и военных гимназий.
Руководство управления постоянно осуществляло контроль за ходом учебной работы в военных гимназиях, регулярно проводя контрольные испытания гимназистов. Гимназии часто посещались начальником ГУВУЗа И.В. Исаковым и военным министром Д.А. Милютиным, который особое внимание при инспекциях уделял тому, чтобы усилия педагогов были направлены не на передачу суммы фактов, а на развитие способностей вос-питанника3. Одной из главных задач, стоявшей перед реформаторами системы подготовки военных кадров, являлось усиление воспитательного компонента в обучении гимназистов и юнкеров. В основу воспитания закладывался принцип уважения к личности воспитанника4. Администрация ряда военных гимназий и прогимназий неоднократно обращалась в
ГУВУЗ с просьбой составить обобщающий документ по организации воспитательной работы. И только летом 1881 г. созданная при ГУВУЗе комиссия под председатель -ством генерал-лейтенанта М.С. Лалаева приступила к созданию такого документа, который был утвержден военным мини -стерством в январе 1882 г.1
Вместе с тем, по мнению военного министра П.С. Ванновского, система вузов нуждалась в определенных изме -нениях, основанных на 20-летнем опыте и в связи с изменившимися условиями службы офицеров.
Для анализа состояния военно-учебных заведений России и выработки предложе-ний по их реорганизации была назначена группа генералов и офицеров ГУВУЗа во главе с новым его начальником генерал лейтенантом Н.А. Махотиным. В резуль -тате всесторонней оценки военной школы генералом В.П. Каховским был составлен документ «Записки о ближайших нуждах военно-учебных заведений», в котором выявлялись положительные и отрицатель ные стороны проводимых преобразова ний последних лет. Отмечалось, что вновь созданные вузы позволяли значительно увеличить выпуск офицеров, практиче ски не изменив расходов на содержание учебных заведений. Однако наблюдалось снижение уровня военного воспитания у обучаемых2. К концу 1881 г. была состав -лена программа преобразований системы вузов. Ее основу составили названные выше Записки. В работе над докумен том приняли самое действенное участие начальник ГУВУЗа и военный министр.
Основные положения предлагаемого плана преобразований военной школы сводились к следующему:
-
— сохранить учебно - воспитательные заведения с общеобразовательным кур сом;
-
— постоянно обеспечивать укомплекто-вание военных училищ юнкерами, полу чившими специальное военное образова ние;
-
— в системе подготовки в военных учи -лищах поставить на первый план теорети ческое и практическое изучение военных предметов;
-
— регулировать выпуски в специальные
рода оружия с целью пополнения пехот ных и кавалерийских частей офицерами с военно училищным образованием;
-
- при поступлении и обучении в обще образовательных военно учебных заведе ниях предоставлять больше преимуществ детям военнослужащих;
-
— усовершенствовать организацию учебно воспитательного дела в военных гимназиях с главной задачей — подгото -вить воспитанников к переходу в военные училища.
Для этого предлагалось переименовать военные гимназии в кадетские корпуса, придать им характер, отвечающий цели учреждения подготовительных военно воспитательных заведений, замещать должности воспитателей исключительно офицерами, оставив деление воспитан ников на группы по возрастам, присвоить этим группам наименование рот и устано вить должности ротных командиров, из военных прогимназий сохранить только две — для воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из военных гимназий по неуспеваемости и нравственной испорченности, а осталь ные прогимназии упразднить3.
В июне 1882 г. план работы по реорга -низации военной школы был утвержден императором Александром III. В резуль -тате проведенных мероприятий к концу XIX в. в военном ведомстве сложилась усовершенствованная система военно учебных заведений.
Кадры для военных и специальных учи лищ готовили восстановленные кадетские корпуса, представлявшие собой закрытые дворянские средние общеобразовательные военно учебные заведения. Начальником ГУВУЗа генералом Н.А. Махотиным было быстро проведено преобразование 18 сред них военно учебных заведений, переиме нованных в 1882 г. из военных гимназий в кадетские корпуса (кадетскими корпусами также стали: Николаевским — приготови-тельный пансион Николаевского кавале рийского училища; Александровским — 3-я Петербуржская военная гимназия), а учебные программы — изменены4. 20 июня 1883 г. были утверждены Инструкция по учебной части и Программы для преподавания учебных дисциплин в военных учебных заведениях. Обучение по ним началось с 1884/85 уч. года.
При реорганизации военных гимназий в кадетские корпуса изменениям в воспита-тельной работе было уделено не меньшее внимание, чем в учебной. В декабре 1886 г. была принята Инструкция по воспита-тельной части для кадетских корпусов. Разработанная ГУВУЗом, инструкция ука -зывала основные направления развития у кадетов военно патриотических чувств, высоких морально деловых качеств буду щего офицера. В ней подчеркивалось, что «все доступные воспитательные сред -ства, все способы непосредственного воз действия наставников на их питомцев должны возбуждать и твердо упрочивать в каждом из них живой интерес к воен ному делу и к славе родного оружия, глу бокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотечественников»1.
За исследуемый период число кадетских корпусов значительно выросло. Так, в своих докладах за 1887 г. военный министр А.Н. Куропаткин (1898—1904 гг.) указывал на увеличение состава кадетских корпу сов как на одну из главных задач военного ведомства2. Необходимость в этом опреде-лялась возрастающими потребностями в офицерских кадрах. В конце XIX — начале XX вв. число кадетских корпусов возросло с 20 в 1882 г. до 27 в 1904 г. Увеличился и контингент обучающихся: с 299 воспи-танников военных гимназий в 1881 г.3 до 10 010 кадетов в 1904 г.4
Преобразование военных гимназий в кадетские корпуса, как уже упоминалось ранее, проводилось с целью «подготовить учащихся к переходу в военные училища», т.к. военные гимназии в целом не выпол-нили основную задачу — качественное воспитание и образование будущих офи церов. В среде молодых людей престиж службы в армии снижался, а проведенные руководством военного ведомства пре образования военных учебных заведений проблему непопулярности офицерской службы в обществе в исследуемый период не решили. Число лиц, окончивших воен -ные гимназии и «уходивших на сторону», т.е. не поступавших в военные училища, в 1881 г. составляло 8,6%, а аналогичный процент кадетов, не пошедших на воен ную службу в 1904 г., составлял 9,6%5.
Средние специальные военно - учебные заведения являлись основной базой под готовки обер офицерских кадров для армии России. К ним относились юнкер ские училища, военные, инженерные и другие училища, офицерские школы усо вершенствования.
Юнкерские училища к 80-м гг. XIX в. в основном удовлетворяли потребность армии в офицерских кадрах, но возникшая необходимость в повышении требований к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной, заставила руководство военного ведомства внести существенные изменения в программы подготовки офицеров. С развитием сети юнкерских училищ производство в офи церы лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но большую часть офи церов давали именно юнкерские училища. Военный министр П.С. Ванновский ста -вил задачу дать образование возможно большему числу офицеров на уровне воен ных училищ. С этой целью в 1886 г. было решено сократить общий штат юнкерских училищ с 4 500 до 2 800, но реально сокра-тили до 3 620 чел. (были закрыты Рижское и Варшавское училища). С переводом юнкерских училищ на военно училищный курс они стали преобразовываться в воен ные училища.
Военное министерство предприни мало меры к поднятию образовательного уровня командиров, престижа службы. Основными из них являлись: уменьшение выпуска офицеров из военных училищ в специальные роды оружия - артиллерию и инженерные войска; увеличение удель-ного веса воспитанников военных учи лищ в общем числе офицеров армейской пехоты и кавалерии; улучшение качествен ного состава контингента поступающих в военные школы различных категорий и, наконец, повышение качества подготовки в военно-учебных заведениях1.
Как одно из наиболее значимых событий в развитии системы военно-учебных заве -дений следует выделить создание принци -пиально нового типа учебных заведений — специальных офицерских школ.
Первая из них — стрелковая — была открыта в 1882 г. в Петербурге. В 1882 г., кроме того, начала функционировать кавалерийская, а в 1883 г. — и артилле -рийская офицерские школы. Создание их было обусловлено тем, что вплоть до начала 80-х гг. XIX в. служба офицеров, не закончивших академию, проходила без получения дополнительного образования. Так, почти 100% командиров батальонов и эскадронов имели среднее военное обра-зование, и только 27% командиров пехот -ных и кавалерийских полков оканчивали академию Генерального штаба2. То есть, военные знания данной категории коман-диров ограничивались курсом военного или юнкерского училища и знаниями, приобретенными в процессе службы само стоятельно. Анализ войсковой деятельно -сти выпускников вузов, боевой опыт войн конца XIX и начала XX вв. показали, что офицеры, назначаемые на эти должности, нуждались в дополнительной системной подготовке. Эту задачу и были призваны решать офицерские школы3.
Как показало проведенное исследова ние, в конце XIX — начале XX вв. в рус -ской армии постоянно проводилось со -вершенствование организации обучения командных кадров, под которым пони малось выполнение комплекса задач, направленных на подготовку офицеров для войск. Основными из них являлись: определение потребности в офицерах и уровня и объема знаний и навыков, кото -рыми должны были обладать выпускники военных учебных заведений, составление программ обучения, организация и про -ведение учебной и методической работы, подбор, подготовка и повышение квали-фикации преподавательского состава, контроль за ходом обучения, материаль ное обеспечение учебного процесса.
В целом в 1874—1904 гг. в России была создана и функционировала разветвлен ная сеть военных школ различных типов, объед иненная в достаточно стройную систему. Это позволяло готовить офицеров с высшим, средним и начальным военным образованием. Данная система обеспечи-вала организацию обучения и подготовки командных кадров.