Советская военная администрация в германии и ее деятельность по демилитаризации советской зоны оккупации в 1945-1949 гг. (современная историография проблемы)
Автор: Калинин Анатолий Михайлович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 6, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ современных исторических исследований о деятельности Советской военной администрации в Германии в 1945-1949 гг. по демилитаризации Советской зоны оккупации, выявлены направления, представляющие интерес для дальнейшей разработки проблемы.
Советская военная администрация в германии, демилитаризация, разоружение, реформирование, ликвидация
Короткий адрес: https://sciup.org/170165874
IDR: 170165874
Текст научной статьи Советская военная администрация в германии и ее деятельность по демилитаризации советской зоны оккупации в 1945-1949 гг. (современная историография проблемы)
С оветская военная администрация в Германии (СВАГ) была сформирована постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 июня 1945 г. с целью осуществления задач союзной контрольной власти в Германии и управления Советской зоной оккупации. Демилитаризация и военно-экономическое разоружение Германии являлись приоритетной задачей в деятельности органов СВАГ. Созданная для управления Восточной Германией Советская военная администрация незамедлительно приступила к «аудиту» доставшегося ей немецкого военного имущества и военноэкономической базы. При этом советской стороной преследовались, как минимум, две основные задачи: во-первых, ликвидировать немецкую военную и военно-промышленную мощь, которая в будущем могла бы стать материальной основой новых агрессивных устремлений, во-вторых, ликвидировать идеологию нацизма и милитаризма, которые являлись «духовной составляющей» агрессивной внешней политики Третьего рейха.
Основная практическая работа по проведению демилитаризации Советской зоны оккупации Германии выполнялась специальными органами СВАГ: Военным отделом СВАГ (позднее – Военным управлением), Военно-морским отделом СВАГ, Военно-воздушным отделом СВАГ, а также Управлением СВАГ по экономическому разоружению Германии и некоторыми другими структурами Советской военной администрации, в круг задач которых входили: выявление военных формирований, военных и военно-промышленных объектов Третьего рейха, их учет, регистрация и ликвидация посредством уничтожения или демонтажа. В основном вся работа по демилитаризации Советской зоны оккупации Германии была завершена в 1949 г.
Деятельность Советской военной администрации в Германии в 1945–1949 гг. явилась предметом анализа в различных исследованиях отечественных и зарубежных авторов. При этом представляется правомерной позиция современных исследователей о выделении двух историографических этапов в отношении изучения истории СВАГ. Первый период охватывает середину 1950-х гг. – конец 1980-х гг., второй – начало 1990-х гг. по настоящее время.
После смерти И.В. Сталина советские и немецкие (ГДР) историки перестали обходить ранее запретную тему оккупации. Изучение деятельности СВАГ осуществлялось как важный фактор функционирования Социалистической единой партии Германии и становления новой демократической республики в Восточной Германии. Несмотря на весьма узкий характер источниковой базы, историками было сделано немало для освещения тех или иных аспектов проблемы. В то же время публикации, как правило, носили официозно-политический характер. Экономические, правовые, информационные, культурно-образовательные аспекты деятельности СВАГ выпадали из поля зрения исследователей.
1990-е гг. и первое десятилетие XXI в. стали новым этапом в разработке проблемы. Это обусловлено возросшим интересом исследователей ко Второй мировой войне и ее итогам. Особое внимание обращается на ситуацию, сложившуюся в послевоенной Германии, историю взаимоотношений советской и немецкой сторон. Произошло рассекречивание значительного массива документов и их публикация1.
Внимание исследователей привлекли следующие проблемы: практические мероприятия СВАГ по реализации политического курса советского руководства в отношении Восточной Германии; деятельность Управления пропаганды СВАГ; денацификация в образовательных учреждениях, сосредоточенных в Советской зоне оккупации; взаимодействие центральных управлений и отделов СВАГ (Управление пропаганды, Управление внутренних дел, Отдел рабочей силы и уполномоченных провинциями и федеральными землями по делам гражданской администрации) с блоком антифашистско-демократических партий Восточной Германии по осуществлению преобразований социально-политического характера; молодежная, идеологическая и культурно-просветительская политика СВАГ. Предметом рассмотрения явились также различные аспекты советской оккупационной политики в 1945–1949 гг. Так, например, Р.Ю. Болдырев проанализировал основные направления деятельности СВАГ по национализации и реструкту- ризации промышленности Восточной Германии, мероприятия, проводимые в аграрном секторе, сфере финансов, торговли и снабжения, организации транспортного сообщения2.
В исследовании Д.Н. Филлиповых дан комплексный анализ функционирования СВАГ, предложена периодизация, глубоко изучено содержание проводимых ее представителями мероприятий в органах союзной Контрольной комиссии по претворению в жизнь решений Ялтинской и Потсдамской конференций3.
Целый пласт рассекреченных документов был введен в научный оборот М.И. Семирягой. В своей книге «Как мы управляли Германией. Политика и жизнь» (М., 1995) исследователь предпринял попытку объективно показать сущность советской оккупационной политики.
На значительном массиве документов, материалов и мемуаров С.Н. Мудровым исследована история создания и развития Управления пропаганды СВАГ4. Автор проанализировал процесс создания СВАГ и Управления пропаганды, направления деятельности последнего, значение этих структур в жизни послевоенной Германии.
Исследователем А.Г. Ложкиным в контексте генезиса «холодной войны» осуществлен системный анализ советской оккупационной политики в сфере права, правовой работы, реорганизации немецких органов юстиции. В частности, на примере истории конкретного подразделения СВАГ – Правового отдела – раскрыты механизмы определения и реализации политических установок советского руководства в отношении Германии5.
Особый интерес представляют историографические работы, связанные с изучением германского вопроса и проблемой оккупационной политики союзников в Германии. В частности, диссертационное исследование А.М. Жука «Оккупационная политика СССР в Германии и советско-американские взаимоотношения по оккупационным проблемам (1945–1949 гг. (М., 2006) посвящено анализу политики СССР в области демократизации и денацификации послевоенной Германии и советско-американских взаимоотношений по решению данных вопросов; рассмотрению и сравнительной характеристике деятельности советских и американских оккупационных органов по разоружению и демилитаризации Германии, декартелизации промышленности; изучению проблемы немецких репараций. Автор констатирует, что в период с мая 1945 г. до начала 1946 г. политика в области демилитаризации Германии со стороны СССР и США имела общие черты. В частности, в сфере пресечения подпольного сопротивления военизированных нацистских организаций, разоружения немецкого населения и оставшихся боевых частей нацистской Германии, прекращения деятельности военных и полувоенных организаций. Но в дальнейшем СССР и США не смогли найти общее решение вопроса, прежде всего по проблеме ликвидации военнопромышленных объектов. Советское руководство не только отстаивало, но и практически реализовывало идею неразрывной связи демилитаризации Германии и выплаты репараций: немецкие военные заводы ликвидировались, демонтировались и передавались СССР в счет репараций. США, в свою очередь, предлагали осуществить перевод этих заводов на выпуск мирной продукции.
В свете проблемы анализа деятельности СВАГ по демилитаризации Советской зоны оккупации (на примере германских ВВС и ВМФ) в 1945–1949 гг. заслуживает внимания монография П. Кнышевского «Добыча. Тайны германских репараций» (М., 1994). На основе архивных материалов исследователь проанализировал механизм принятия советской стороной решений о взимании репараций, формах их изъятия. В частности, он показал, что в СССР шли значительные потоки продукции немецкой промышленности, сельского хозяйства, культурные ценности. При этом из Германии в СССР вывозилось не только оборудование военных предприятий, подлежащих ликвидации, но и предприятий легкой и пищевой промышленности. Также автор сделал вывод, что колоссальный объем ввезенного немецкого обо- рудования и целых заводов не обеспечил повышение эффективности советской экономики.
В западной историографии также представлен комплекс трудов, в которых на обширном фактическом материале были рассмотрены различные аспекты деятельности СВАГ в 1945–1949 гг. В работах таких историков, как Я. Фойтцик, С. Кройцбергер, В. Лот, П. Штрунк, Н. Неймарк и др. на основе широкого массива архивных материалов проанализированы политические, военные и военноэкономические аспекты деятельности СВАГ, ее роль в функционировании органов союзной контрольной власти. Так, Ян Фойтцик пришел к выводу, что СВАГ в большей степени являлась инструментом советской оккупационной политики, поскольку все важнейшие решения принимались в Москве. Особое внимание исследователь уделяет высокой степени дифференциации и сложности функций, осуществляемых СВАГ. Немецкие исследователи активно разрабатывали проблемы репараций, реорганизации германской промышленности и экономики в целом, реформирования аграрного сектора, трансформации политической системы.
Анализ научной литературы позволяет констатировать проявление интереса исследователей к отдельным аспектам функционирования СВАГ в 1945–1949 гг. Однако до сих пор отсутствуют обобщающие работы по истории демилитаризации Советской зоны оккупации. Остаются малоизученными такие направления деятельности, как уничтожение и использование немецкой военно-морской и военно-воздушной техники; ликвидация военных объектов авиации и флота на территории Советской зоны оккупации Германии; изъятие и уничтожение немецкого военно-морского и военновоздушного промышленного потенциала; расформирование военных и полувоенных соединений германских ВМС и ВВС, организация контроля за личным составом и военными специалистами; ликвидация военно-учебных заведений и научных учреждений.
Таким образом, проблема требует дальнейшей разработки со стороны исторической науки. Это представляется особенно важным вследствие усилившихся дискуссий о послевоенном развитии Германии.