Советские инженеры в эмиграции: основные волны, причины и итоги
Автор: Жолуб К.С., Мискевич Д.М.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 2 (102), 2025 года.
Бесплатный доступ
Эмиграция научно-технической интеллигенции во время существования Советского союза является важным явлением, которое отражает несогласие определенных слоев общества с политикой, проводимой в государстве, и что также связано с изменением привычной жизни граждан научного слоя и невозможностью, и нежеланием принять это. При этом СССР, как государство, не стояло на месте и в нем можно проследить несколько волн эмиграции, каждая из которых была вызвана определенными причинами и проблемами, существовавшими на тот момент в общественной жизни.
Инженеры, эмиграция, научно-техническая интеллигенция, большевики, политические репрессии
Короткий адрес: https://sciup.org/140311807
IDR: 140311807
Текст научной статьи Советские инженеры в эмиграции: основные волны, причины и итоги
Актуальность исследования миграции советских инженеров можно рассмотреть в необходимости полного понимания влияния данного явления на развитие СССР, отследить экономические и социальные последствия на научно-технический потенциал страны.
Тема научной эмиграции из СССР довольно обширна. В проблематике необходимо оценить причины миграции, ее основные волны, вклад, который инженеры внесли в развитие других стран, а также политику в отношении миграции квалифицированных кадров.
После прихода к власти большевиков, из России сбежало довольно много ученых лиц, занятых в различных областях науки, в числе которых были и инженеры – специалисты, чьи знания могли бы стать основой научнотехнического прогресса. СССР, который с одной стороны стремился к скорому индустриальному развитию, с другой стороны переживал отток технических специалистов. Классовый подход большевиков к общественной жизни порождал пренебрежительное отношение к людям, которые не заняты «производительным» трудом, что включало занятых в научной сфере. [1] Эмиграция российских инженеров и специалистов в XX веке — это история, связанная с политическими, социальными и экономическими условиями. Февральская, Октябрьская революции, а также Гражданская война наложили тяжкие лишения на интеллигенцию, которая была мало приспособлена к дефициту продовольствия, топлива и к борьбе за существование в подобных обстоятельствах.
В истории существует несколько волн эмиграции, каждая из них была вызвана определенными историческими событиями. Основная часть инженеров покидает Россию в потоке эмиграции первой волны, за 1920-1925 гг. и уезжает в Европу или США. Виды побега при этом были различны: часть покидала Россию с побежденной Белой армией, часть по решению Советского правительства, некоторые уезжали поодиночке под предлогом научных командировок, многие были не согласны с новым советским режимом: боялись политического давления и репрессий, а также хотели получить свободу [2] Ученые не могли смириться с проводимой по отношению к ним политикой диктатуры и не верили в перспективу построения социализма.
Общее число их назвать трудно, так как не во всех странах велся статистический учет такого рода. Но с уверенностью можно сказать, что бежали тысячи человек, только для разных стран число беженцев отличалось. В Югославии, например, в марте 1921 года количество инженеров-беженцев из России составляло 836 человек. Среди инженеров также началась работа по созданию общественных организаций, в результате чего возникли Общество русских ученых в Югославии и Русские академические группы в Берлине, Великобритании, Болгарии, Швеции, Эстонии и др. странах [3].
Велик вклад русского историка П. Г. Виноградова в развитие академических групп русского зарубежья. Его авторитет в общественных кругах Великобритании поспособствовал привлечению английских спонсоров для укрепления деятельности русских ученых, оказавшихся в эмиграции.
Однако не во всех странах русских эмигрантов принимали радушно Трудности поиска благоприятной среды для научной работы отражает различная активность русских ученых в разных городах.
«…Многие отличные русские инженеры… за время, необходимое для изучения языка, были малярами, садовниками, обмывали покойников и т.д. Но, усвоив язык, получали работу по специальности, и дальнейшее зависело от энергии и способности и, конечно, удачи; многие русские заняли выдающееся положение в науке и промышленности» [4].
Представители инженерно-технического образования занимались строительством государственных, общественных зданий и работой, связанной с авиацией, гидросооружениями, химической технологией и т.д. Пример русских инженеров доказал, что несмотря на трудности, за счет упорной работы и настойчивости, можно вернуться к профессии и более того, достичь значительных высот.
К ярким примерам русских инженеров, освоившихся за границей, можно отнести Владимира Зворыкина, переехавшего в США и внесшего значительный вклад в развитие телевидения. Владимиру Юркевичу в Париже удалось создать проект лайнера «Нормандия» в конце 1920-х – начале 1930-х годов, а Александр Бахметев смог объединить общественно-политическую деятельность с научно-технической карьерой, по окончании своей дипломатической миссии он открыл консультационную фирму, а позже добился успеха в бизнесе [5].
Эти истории показывают, как эмиграция русских инженеров и учёных способствовала прогрессу в других странах, ведь в условиях политической и экономической закрытости Советского Союза многие из этих специалистов не могли реализовать свой потенциал. Эмиграция дала им возможность продолжать свою деятельность, часто с большим успехом, и внести свой вклад в развитие таких отраслей, как телекоммуникации, авиация, электроэнергетика и машиностроение. У исследователей возникает разумный вопрос – что было причиной эмиграции, от чего «бежали» из России? Безусловно, речь идет о радикальной подмене ценностей, к которым многие были не готовы. Так, «культурная революция» внесла существенный коррективы в ценностнонормативную систему всего общества, потому что под идеей борьбы с безграмотностью населения и просветительской работой фактически осуществлялась «чистка умов» от элементов буржуазной культуры. И. В. Воробьева отмечает, что «это касалось не только искоренения буржуазной культуры, но и замены носителей этой буржуазной культуры. Большевиками был сформирован инструментально-идеологический образ науки, и они заявляли о необходимости создания новой пролетарской науки, оторванной от буржуазного прошлого» [13].
Были, однако, и такие люди, которые приняли новый порядок вещей. Умы советских инженеров, выпускников вузов 1929-1930 гг., формировались в условиях гражданской войны, но также во время становления нового иерархического порядка. Они овладели большевистской речью, повторяли партийные лозунги и имели возможность работать в качестве служащих в структуре государственных предприятий [6, 7]. Первое поколение советских инженеров, однако, сохраняло в своем облике элементы как традиционной, так и собственно «советской» идентичности, конечно, при преобладании последней.
Вторая волна эмиграции относится к концу Второй мировой войны После завершения войны, большое количество русских эмигрантов, оказавшихся в странах Европы, не вернулось в Советский Союз, поскольку возвращение в страну означало бы для них тяжелые последствия, многие из них были либо угнаны фашистами в Германию, либо оказались в плену во время войны [8]. Некоторые рассматривали это, как возможность не возвращаться на родину с ее идеологическим давлением и различными ограничениями. По данным на 1 декабря 1933 г. из 2572 командированных за границу 17,7% были работниками черной и цветной металлургии, 43% – машиностроения, 8,4% – химической промышленности, 8,1% – военной промышленности и т.д. [9]
Третья волна эмиграции пришлась на 1970-80-е годы, когда политические репрессии в СССР стали более явными, а профессиональный рост для многих стал невозможен, также стоит учитывать националистические настроения в стране, которым немало способствовала сама власть. Это стало причиной массовой эмиграции, в особенности среди еврейской и немецкой диаспоры, которая в основном направлялась в Израиль и США [10]. Наука хоть и поддерживалась государством в этот период, но свобода научного творчества была сильно ограничена и бюрократизирована. Среди эмигрантов этой волны значительную часть составляла интеллигенция, только за начало 1970-х годов за границу из стран Советского Союза выехали 50 тыс. представителей интеллигенции [11].
Четвертая волна эмиграции характеризуется второй половиной 1980-х годов и началом 1990-х годов, когда рост эмиграции был связан с политической нестабильностью в СССР, межэтнической напряженностью и резким ухудшением экономического положения граждан. В поиске лучшей жизни более высокой оплаты труда, свободы действий, возможностей для реализации творческого потенциала, люди науки выбирали уехать. Отток научнотехнических кадров за 5 лет (1989-1993) составил около 323 тыс. ученых и инженеров, что является колоссальной цифрой [12].
Жизнь за границей для них была трудной, но при этом имела свои перспективы. В странах, куда они эмигрировали, часто нуждались в высококвалифицированных специалистах, и русские инженеры смогли применить там свои знания и таланты.
Для Советского Союза на заре становления большевистской власти утрата подобных специалистов была серьёзным ударом, поскольку эти люди могли бы способствовать развитию индустриализации и научных открытий в стране. Потери квалифицированных кадров в сфере инженерии и науки приостановили развитие ряда отраслей, что, в свою очередь, сказалось на обороноспособности и технологическом прогрессе СССР. Но важно отметить, что многие эмигранты стали важной частью научно-технического прогресса в других странах, помогая им быстрее развиваться и продвигаться в технологическом и экономическом плане.
Эмиграция советских ученых иллюстрирует нам сложную картину, в которой переплетены политические, экономические и социальные факторы. Эмиграция ученых после 1920-х годов и после 1990-х годов во многом схожи и носят самый масштабный характер из всех волн, так как связаны с комплексными изменениями в обществе, перестройкой уклада жизни.
Эмиграция второй и третей волн носят не такой масштабный характер, но также являются важным отражением исторических процессов, происходившими в тот момент времени, будь это окончание войны или сложность профессионального развития.
Эмиграция российских инженеров наглядный пример того, как нестабильность в политической сфере и ограничение свободы могут повлечь за собой утечку высококвалифицированных специалистов, знания и способности которых, оказываются востребованы в других странах, принося пользу мировой науке и технике. Понимание причин данного явления может помочь более глубоко проанализировать процессы миграции высококвалифицированных кадров и развития научно-технического потенциала в мире, что может стать ценным уроком для предотвращения утечки кадров в будущем.