Советско-финляндская война и оперативная деятельность управления пограничных войск НКВД Карельского округа

Автор: Лайдинен Эйнар Петрович

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: История

Статья в выпуске: 1 (106), 2010 года.

Бесплатный доступ

Советско-финляндская война, карелия, оперативная деятельность, закордонная агентура, управление пограничных войск нквд карельского округа

Короткий адрес: https://sciup.org/14749663

IDR: 14749663

Текст статьи Советско-финляндская война и оперативная деятельность управления пограничных войск НКВД Карельского округа

13 марта 2010 года исполняется 70 лет со дня окончания «незнаменитой» Советско-финляндской войны, унесшей тысячи жизней. Определенный вклад в ход этой войны внесли карельские пограничники.

СОЗДАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК В КАРЕЛИИ

До 1923 года карельский участок советско-финляндской границы охраняли воинские подразделения. Изгнав части белофиннов и карел из Северной Карелии, с 1 марта 1922 года бойцы 30-й бригады 10-й стрелковой дивизии (переименованной позже во 2-ю пограничную дивизию) Красной армии приступили к охране государственной границы. Это стало началом формирования пограничных частей Карелии. В конце 1922 года было принято решение о создании Отдельного пограничного корпуса Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Для формирования его в составе Петроградского пограничного округа создается специальная комиссия во главе с начальником контрразведывательного округа Пол-номоченного Представительства Государственного политического управления в Петроградском военном округе (ПП ГПУ в ПВО) А. И. Каулем1. На основании приказа ОГПУ от 1923 года формируется часть пограничной охраны (ЧПО) ПП ОГПУ в ПВО, а также части пограничной охраны ГПУ АКССР. В тот же период создаются пограничные отряды в ГПУ АКССР [10; 65–68].

14 июля 1923 года ПП ГПУ в ПВО отдал приказ № 97 начальнику Карельского областного отдела ГПУ В. Р. Домбровскому: «…сформировать часть пограничной охраны отдела с сохранением штаба Карельского пограничного отряда, начальником коего в оперативном отношении подчинить начальнику части погранохраны ОО ГПУ. Начальником части погранохраны Карельского губернского отдела назначаются начальники КРО по совместительству с подчинением начальнику отдела ГПУ через начальника Секретно-оперативной части (СОЧ)» [1; 84]. Приказом Кароблотдела ГПУ от 28 августа 1923 года были объявлены штаты вновь введенной части Погранохраны с подчине- нием отдела численностью 8 человек. Исполняющим обязанности начальника погранчасти был назначен Григорий Пермикин, одновременно он являлся вторым заместителем начальника отдела. В штат также входили 2 уполномоченных (Домо-вец, А. Богданов), статистик-делопроизводитель, чертежник-дислокатор, переписчик-машинист. На погранчасти возлагалась работа по пограничным пунктам, которые были переданы из контрразведывательного отделения (КРО). Однако уже 31 августа 1923 года начальник КРО М. Сестэ принял у Г. Пермикина дела с материалами по охране границы и приступил к формированию части погранохраны Отдела [2; 257, 260, 269].

Следует отметить, что в Карелии заблаговременно начали подготовку к предстоящим изменениям и созданию частей пограничной охраны. На 1 января 1923 года в Кароблотделе ГПУ было 3 пограничных оперативных пункта: № 1 (с. Кандалакша), № 2 (с. Ухта), № 3 (с. Олонец) с общим штатом 21 человек. Оперпункты дислоцировались на наиболее важных направлениях. Им подчинялись 14 пограничных оперативных постов со штатом 2–4 человека в каждом (всего 39 человек). Всего в оперативных пунктах и оперативных постах служили 60 сотрудников, из них 13 финнов. Среди них было много карел. Большинство сотрудников знали финский язык [3; 6–8].

Согласно приказу ПП ОГПУ в ЛВО № 82 от 21.03.1924, с 1 апреля 65 сотрудников пограничных постов ГПУ были исключены из списка ГПУ и переведены в Погранохрану АКССР [4; 70–71].

В апреле 1924 года приказом ОГПУ от 02.04.1924 в результате переформирования морских контрольных постов на Белом море появились четыре контрольно-пропускных поста: № 1 в Сороках, № 2 в Кеми, № 3 в Керети, № 4 в Ковде. Сотрудников указанных постов исключили из списков органов ГПУ АКССР, передав их в ведение и на все виды довольствия в Погранохрану АКССР и подчинив непосредственно Управлению Погранохраны АКССР [5; 14].

Через 5 месяцев после разделения ГПУ и Погранохраны в Карелии были сформированы пограничные отряды. 9 сентября 1924 года приказом ГПУ АКССР «О Пограничной охране» определяется структура, места дислокации управлений отрядов, комендатур и застав. Управление Погранохраны находилось в Петрозаводске, ему подчинялись 4 пограничных отряда (ПО): Ухтинский пограничный отряд (Ухта) численностью 405 человек; Ругозерский (Ругозеро, в ряде документов проходит как Ребольский погранотряд) со штатом 365 человек; Петрозаводский погранотряд (Петрозаводск) численностью 656 человек; Олонецкий погранотряд (Олонец) численностью 203 человека. В каждом отряде были свое управление и различные подразделения. Всего в 4 пограничных отрядах было 9 комендатур с 87 пограничными заставами [5; 60–68].

29 сентября 1924 года приказом ГПУ АКССР утверждены штаты Управления Пограничной охраны АКССР численностью 30 человек. Управление состояло из оперативно-разведывательной части, строевой и политической части. Начальник Пограничной охраны был одновременно начальником ГПУ АКССР (Домбровский). Вопросами оперативной деятельности (разведки и контрразведки) занималась оперативно-разведывательная часть (ОРЧ). Начальник ОРЧ был помощником Пограничной охраны и одновременно начальником контрразведывательного отделения ГПУ (М. Состе). Штат ОРЧ состоял из 7 человек: уполномоченный по охране границы (он же заместитель начальника частей погранохраны), помощник уполномоченного по экономике и контрабанде, два помощника уполномоченного по обслуживанию погранчастей, помощник уполномоченного по шпионажу и политической контрабанде, делопроизводитель, машинистка [5; 67]. Кроме того, в каждом пограничном отряде имелась своя ОРЧ: со штатом 3 человека (Петрозаводский погранотряд), 6 человек (Олонецкий погранотряд), 8 человек (Ругозерский и Ухтинский погранотряды). Как правило, начальник ОРЧ являлся одновременно и помощником начальника отряда по оперативноразведывательной части. В штат ОРЧ входили: уполномоченный по охране границы и контрразведке, помощник уполномоченного по охране границы и погранчастей, уполномоченный по шпионажу, борьбе с бандитизмом и политической контрабанде, уполномоченный по контрабанде, помощник уполномоченного по контрабанде, инструктор по применению собак, делопроизводитель-машинист [5; 68–72].

Таким образом, в структуре пограничной разведки было 32 сотрудника, которые занимались вопросами разведки и контрразведки. Сотрудники ОРЧ, как и сотрудники органов безопасности Карелии, вели оперативную работу. Основное внимание уделялось сбору разведывательных данных на сопредельной Финляндии и выявлению шпионов из числа перебежчиков из Финляндии и жителей пограничных районов Карелии. Штатная численность пограничного отряда и оперативно-розыскной части показывает основное направление прикрытия карельского участка советско-финляндской границы, а также оперативной работы карельских пограничников.

Таким образом, в сентябре 1924 года в Карелии было закончено формирование пограничной охраны, началась повседневная физическая и оперативная охрана карельского участка советско-финляндской государственной границы. При этом происходит разделение пограничной охраны на оперативно-чекистскую и войсковую. Ее деятельностью руководили два аппарата: оперативные органы ГПУ и войсковое командование, которые лишь в центре замыкались на одного начальника – заместителя председателя ГПУ [9; 303].

Позже неоднократно происходила реорганизация пограничных войск СССР, и во второй половине 1930-х годов в Карелии было создано Управление пограничных войск НКВД Карельского округа. Вопросы оперативной деятельности были возложены на 5-й (разведывательный) отдел и 5 отделений пограничных отрядов округа.

УПРАВЛЕНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК НКВД КАРЕЛЬСКОГО ОКРУГА НАКАНУНЕ СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЫ

Накануне Советско-финляндской войны Управление пограничных войск НКВД Карельского округа, которое дислоцировалось в Петрозаводске, состояло из 4 пограничных отрядов: Ковдозерско-го, Калевальского (бывшего Ухтинского), Ругозер-ского, Петрозаводского, а также Поросозерской отдельной комендатуры. Во время Советско-финляндской войны большая нагрузка пришлась на Управление пограничных войск НКВД Карельского округа. Всю свою деятельность оно согласовывало с Главным управлением пограничных войск НКВД СССР, НКВД КАССР, Разведуправ-лением РККА. Особая роль отводилась 5-му (разведывательному) отделу и 5-м отделениям пограничных отрядов округа, решавшим две основные задачи: ведение разведки в сопредельной Финляндии (агентурная разведка) и осуществление контрразведывательной деятельности по выявлению шпионов, направленных в СССР из-за рубежа, и среди местного населения, проживающего в пределах пограничной зоны Карелии. В предвоенный период заграничная агентура пограничной разведки округа информировала о военной подготовке финского командования, «которая явным образом свидетельствует о подготовке к военным действиям Финляндии против Советского Союза» [6; 12– 13]. В то же время, по признанию очевидцев, «разведывательная информация округа правильно отображала общую группировку сил противника в предвоенный период, но не была глубокой и исчерпывающей; … пограничная полоса Финляндии была разведана, изучена и отработана явно неудовлетворительно; отсутствовали данные о пунктах вероятного формирования диверсионных групп и банд на случай военных действий» [6; 12–13].

ОПЕРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК НКВД КАРЕЛЬСКОГО ОКРУГА В ХОДЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

С началом военных действий войскам Ленинградского, Карельского и Мурманского пограничных округов было приказано ликвидировать финские кордоны и обеспечить продвижение Красной армии через линии государственной границы. После захвата кордонов пограничные отряды приступили к выполнению новых боевых задач. Они бдительно охраняли тылы действующей армии, вели разведку, боролись с разведывательнодиверсионными группами противника [10; 88–90].

С началом военных действий «главнейшей задачей разведки округа явилось обеспечение нерушимости государственной границы всей совокупностью агентурно-оперативных мероприятий, как со стороны бандитско-диверсионных групп, так и со стороны подразделений регулярных войск противника» [6; 18–19], то есть путем разведки во многом решали контрразведывательные задачи.

Советские пограничники выявили важную особенность оперативной обстановки, а именно попытки перехода через границу, особенно на участке 73-го (Ребольского) пограничного отряда, мелких групп противника, имеющих структуру войсковой организации: отделение, взводы, роты и даже батальоны, что было неожиданностью для пограничников. Пограничная разведка объясняла это тем, что пограничники не приняли своевременных мер по созданию специальной агентуры за кордоном, то есть в Финляндии [6; 18–19].

В результате выявления фактов внезапного перехода финских подразделений через границу были сформированы специальные пограничные полки НКВД для охраны коммуникаций и борьбы с бандитизмом. Для обеспечения более успешной боевой деятельности этих частей и подразделений в их штат были введены полковые, батальонные и ротные начальники разведки. На укомплектование разведчиков полков были взяты все начальники 5-х отделений погранотрядов и часть их помощников, а также часть командиров разведки округа. Это, по мнению руководства пограничного округа, отрицательно сказалось на планомерной агентурной разведке в отрядах [6; 21– 22] и фактически это указывает на то, что финская сторона уже в Советско-финляндскую войну начала направлять в советский тыл разведывательно-диверсионные группы (в данном случае – разведывательно-диверсионные группы майора Мартина), что также оказалось полной неожиданностью для советской стороны.

Вместе с Красной армией на оккупированную территорию Финляндии вступили и разведчики Управления пограничных войск Карельского округа. Их главной задачей была вербовка агентуры из числа неэвакуировавшихся местных жителей, что успешно выполнялось. В частности, «эта агентура с первых же дней начала давать исключительно ценные материалы, направленность и содержание отвечали интересам границы. Уже в декабре 1939 года агентура информировала о местах спрятанного оружия, которое сразу же изымалось; о связях финских граждан с финскими разведчиками, действующими в тылу Красной армии, и т. д.» [6; 22]. Эти результаты были получены в том числе и с помощью 38 закордонных агентов из числа финнов, которых пограничники завербовали во время войны [6; 30]. Именно через закордонную агентуру пограничники выявили среди финского населения карела Шнероева, которого финская разведка до войны использовала в качестве маршрутного агента, а также его явку на территории Карелии в д. Пески Пряжинского района. Материалы агентурной разработки были реализованы арестом Шнероева. Всего при помощи закордонной агентуры было ликвидировано 7 агентурных дел и первичных разработок [6; 31]. Скажем несколько слов о Шнероеве. Макар Федорович Шнероев родился в 1895 году и проживал в Сямозерском районе Карелии. Начальник Суоярвского разведывательного пункта Сортавальского разведывательного отдела финской разведки Матти Пойме-ла (он же Матвей Федорович Булдоев) привлек Шнероева к шпионской работе для сбора разведывательной информации по Карелии. В конце сентября 1929 года М. Ф. Шнероев был арестован ГПУ Карелии и 18 января 1930 года был осужден по ст. 58-6 УК РСФСР (шпионаж) к 10 годам лишения свободы. 19 июня 1930 года Шнероев в числе 3 заключенных бежал из лагеря и в конце июня 1930 года нелегально перешел из СССР в Финляндию. После задержания и допроса был освобожден и поселился в д. Сувилахти, рассказывал массу баек о своем аресте и пребывании в советской тюрьме. В Финляндии он поменял фамилию на Сноро [7], [11; 210].

В то же время деятельность «старой» (довоенной) пограничной агентуры с началом военных действий оказалась малоэффективной. Имелся только один случай, когда через линию фронта на советскую сторону перебежал агент «Ронгонен», который сообщил ряд ценных сведений военного характера и даже был лично принят заместителем наркома обороны СССР командармом 1-го ранга Г. И. Куликом, находившимся на фронте 8-й армии. Второй положительный момент пограничной закордонной агентуры связан с благородным поступком агента «Нурис», спасшего жизнь командиру-летчику РККА Соколову, который произвел вынужденную посадку на территории противника. После аварии летчик Соколов блуждал по лесу, случайно набрел на дом агента, был им принят, накормлен, укрыт и переведен через линию фронта. Командующий 9-й армии отметил эту заслугу денежной наградой [6; 22].

Военные действия ввели изменения и в расстановку пограничной закордонной агентуры. Из всей закордонной агентуры только двум агентам удалось остаться на занятой советскими войсками территории, с ними была восстановлена связь и продолжена работа. С другой стороны, часть закордонной агентуры ушла в финскую армию и сражалась на стороне противника, другая часть была эвакуирована в тыл страны с гражданским населением [6; 23].

В мае – июне 1940 года 5-й отдел Управления пограничных войск НКВД Карело-Финского округа подготовил «Обзор материалов по разведывательной деятельности 5-го отдела округа и 5 отделений частей в предвоенный и военный периоды 1939–1940 гг. на советско-финляндской границе» [6; 12–38]. Следует отметить, что документ составлен в духе 1940 года, когда Финляндия считалась агрессором, и его целью было обобщить опыт разведдеятельности карельских пограничников в советско-финляндской войне и выявить ее недостатки. По свой направленности «Обзор материалов…» напоминает стенограмму «Совещания при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии 14–17 апреля 1940 г.» против Финляндии под руководством И. В. Сталина [8]. Особую ценность этого документа представляет описание недостатков работы разведывательного отдела Управления пограничных войск Карело-финского округа. Для 1940 года это были смелые высказывания. Остановимся на некоторых из них:

  •    мобилизационная готовность 5-го (разведывательного) отдела округа и 5 (разведывательных) отделений частей находилась на низком уровне, поэтому организационные и оперативно-разведывательные мероприятия не были планомерными;

  •    работа всех органов пограничной разведки округа во время войны проходила без должного взаимодействия с разведывательными органами, особыми отделами НКВД и специальными формированиями НКВД;

  •    удельный вес пограничной работы по изучению деятельности противника в условиях боевой обстановки был весьма низок;

  •    работа финской разведки и роль пограничной стражи во время войны были очень слабо освещены;

  •    не было достигнуто должного взаимодействия с пограничными полками НКВД, а также обмена информацией с разведорганами и Особыми отделами НКВД [6; 37–38].

Авторы «Обзора материалов…» предлагали учесть указанные недостатки для заблаговременного их устранения. В то же время, зная определенные противоречия между пограничной разведкой, разведкой НКВД, Особыми отделами НКВД и Разведуправлением РККА, можно предположить, что частично это повторилось и в войне 1941–1945 годов, но это тема отдельного исследования.

Подводя итоги оперативной деятельности Управления пограничных войск НКВД Карельского округа в ходе Советско-финляндской войны, следует отметить, что деятельность пограничных войск была аналогична деятельности РККА накануне и в ходе войны и имела те же недостатки. Была слишком большая уверенность в своих силах, надежда на финский пролетариат и недооценка противника, которого пограничная разведка знала плохо.

  • 12 марта 1940 года в Москве был заключен советско-финляндский мирный договор, а с 13 марта военные действия между странами прекратились, но для карельских пограничников началась «тайная война» по борьбе с финской разведкой.

Список литературы Советско-финляндская война и оперативная деятельность управления пограничных войск НКВД Карельского округа

  • Архив УФСБ РФ по РК. ФРД. Оп. 4. П. 2.
  • Архив УФСБ РФ по РК. ФРД. Оп. 4. П. 1.
  • Архив УФСБ РФ по РК. ФРД. Оп. 5. П. 1.
  • Архив УФСБ РФ по РК. ФРД. Оп. 5. П. 2.
  • Архив УФСБ РФ по РК. ФРД. Оп. 5. П. 3.
  • Архив УФСБ РФ по РК. Ф. КРО. Оп. 1. П. 64.
  • Архив УФСБ РФ по РК. ФПД. Д. № П-13895.
  • Зимняя война 1939-1940. Книга вторая. И. В. Сталин и финская компания (Стенограмма совещания при ЦК ВКП(б)). М.: Наука, 1999. 295 с.
  • На страже границ Отечества. История пограничной службы. М.: Граница, 1998.
  • На страже Северо-Западных рубежей Отечества. Очерки по истории Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа. СПб.: ГПП «Печатный двор», 1998. 304 с.
  • Kosonen Matti. Raja railona aukea. Tiedustelu Neuvosto-Karjalassa vuosina 1920-1939, Kustannusyhtio Ilias OY. Joensuu, 2001.
Статья