Совмещение противоположных ракурсов изображения как средство художественной выразительности в монументальной мозаике Лидии Суховой

Бесплатный доступ

Статья посвящена мозаичному порталу сцены 1960-х годов в интерьере ДК им. М.И. Калинина в городе Королёве. При создании мозаики советский художник-монументалист Л.Н. Сухова обращалась к наследию мировой культуры - в частности, к искусству Древнего Египта. В исследовании выявлен, описан и проанализирован приём совмещения противоположных ракурсов (проекций) в двух рельефных изображениях на пилонах портала: в сцене балета и сюжете по мотивам уральских сказов П.П. Бажова. Этот приём соотносится с аналогичным приёмом в древнем монументальном искусстве (в качестве примера приводится древнеегипетская роспись «Охота на Ниле»). В соцреалистической мозаике приём служит средством художественной выразительности, способным нести различную семантическую нагрузку. Интерпретация художественного образа позволяет сделать вывод о вневременных гуманистических идеях, нашедших отражение в мозаике, и многозначности её образно-смыслового содержания. В исследовании применены формально-стилистический, сравнительно-сопоставительный, иконографический и иконологический методы. В практической сфере результатом публикации может стать заявление мозаики на государственную охрану, что актуально для Московской области, где только четыре произведения советской монументально-декоративной живописи обладают статусом выявленных объектов культурного наследия. Исследование может иметь значение и для развития экскурсионной программы Музейного объединения города Королёва.

Еще

Социалистический реализм, мозаика, монументальная живопись, монументально-декоративное искусство, древнеегипетская живопись, совмещение ракурсов, условный поворот плоскостей изображения, рельеф, средства художественной выразительности, интерпретация произведения

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170207382

IDR: 170207382   |   DOI: 10.34685/HI.2024.46.3.007

Список литературы Совмещение противоположных ракурсов изображения как средство художественной выразительности в монументальной мозаике Лидии Суховой

  • Монументальное искусство СССР: Альбом / автор-составитель В.П. Толстой. М.: Советский художник, 1978.
  • Валериус С.С. Монументальная живопись: Современные проблемы. М.: Искусство, 1979.
  • Терехович М.Л. Московские монументалисты. М.: Советский художник, 1985.
  • Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М.: Советский художник, 1983.
  • Советское монументальное искусство-74. М.: Советский художник, 1976.
  • Терехович М.Л. Судьба произведений монументально-декоративного искусства советского периода: актуальные проблемы сохранения и изучения // Искусство Евразии. 2019. № 2 (13). С. 185- 197. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.017. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/27/.
  • Монументальная мозаика Москвы: между утопией и пропагандой/ Фотографии Дж. Хилла; сост. А. Петрова; вступ. ст. Е. Рускевич, А. Петрова; атрибуция Е. Куделина. М.: Эксмо, 2021.
  • Монументальное искусство СССР/ Арсений Котов. Москва: АСТ, 2023.
  • Калининград – Королёв. Полвека, ставшие эпохой: Т.2 / Позамантир Р., Мержанов С., Бондаренко Л., Сороколетов Ю. М.: Московский журнал. История государства Российского. 2005.
  • Мержанов С., Миронова М. Не бывает безымянных творений // Калининградская правда. 3 авг. 2010.
  • Закалюкина Н. «Культурный цех Королёва» // Подмосковный летописец. Историко-краеведческий альманах. 2018. № 1 (55). С. 42-43.
  • Протокол заседания Калининградского городского исполкома совета депутатов трудящихся № 6 от 26 февраля 1958 г. // Архивный отдел Управления делами администрации г.о. Королёв. Ф. 1. Оп. 1. Д. 59. Л. 30.
Еще
Статья научная