Совместные российско-китайские исследования Троицкого могильника в Амурской области в 2004 году

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14736803

IDR: 14736803

Текст краткого сообщения Совместные российско-китайские исследования Троицкого могильника в Амурской области в 2004 году

2 Цзилиньский университет, г. Чанчунь, 130021, КНР

СОВМЕСТНЫЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРОИЦКОГО МОГИЛЬНИКА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 ГОДУ *

В соответствии с договором о научном сотрудничестве между ИАЭТ СО РАН и Центром приграничных исследований факультета археологии Цзилиньского университета (г. Чанчунь, КНР), при участии студентов НГУ, осуществляется программа по сравнительному изучению памятников эпохи раннего средневековья в бассейне р. Амур, включая его российскую и китайскую части.

Одним из направлений программы в 2004 г. явилось участие китайских исследователей в археологическом изучении раннесредневекового Троицкого могильника, которое осуществляет в Ивановском районе Амурской области Благовещенский отряд Североазиатской экспедиции ИАЭТ СО РАН (начальник отряда – С. В. Алкин).

Троицкая группа памятников в районах Дальнего Востока (VII–XII вв.) была выделена в мохэской археологической культуре по характерной лепной керамике из материалов раскопок в Амурской области и, прежде всего, по данным эпонимного могильника на речке Белой, притоке р. Зея.

Троицкий могильник – опорный памятник группы – в 1960–70-е гг. изучался на протяжении нескольких полевых сезонов. Тогда было изучено около 300 погребений [2]. За десятилетия, прошедшие с открытия и первого этапа раскопок Троицкого могильника, в Западном Приамурье и на сопредельной территории Северо-Восточного Китая открыто немало памятников с материалами троицкого типа. Была выдвинута гипотеза о миграции групп средневекового населения в Приамурье из Маньчжурии. Возможно, в конце VIII-IX вв. часть южноманьчжурских племен мохэ оказались в Приамурье: среди них к западу от Малого Хингана были племена троицкой группы памятников, к востоку – амурские чжурчжени. С ними в Приамурье появился комплекс вещей, который не был характерен для автохтонной михайловской культуры северной группы шивэй и найфельдской группы хэйшуй мохэ [3; 4].

Таким образом, к началу нового столетия стала очевидной необходимость работы по расширению источниковой базы для выяснения причин и направлений миграций, для конкретизации различий в культуре различных групп мохэского населения, выявления внутренней хронологии культуры мохэ в Приамурье. Крупный и существовавший не одно столетие Троицкий некрополь является наиболее подходящим по своей информативности археологическим объектом в регионе.

Летом 2002 г. мы провели предварительное обследование территории могильника, которое показало, что, во-первых, значительная часть его может быть подвергнута дальнейшему археологическому изучению; во-вторых, отдельные участки памятника подвержены процес- сам разрушения, связанным с различными видами антропогенного воздействия, включая деятельность «черных археологов» 1.

Начать стационарные работы в 2003 г. не удалось в связи с ситуацией вокруг эпидемии атипичной пневмонии. После соответствующей подготовки в полевой сезон 2004 г. в работе Благовещенского отряда 2 приняла участие группа китайских коллег. В ее составе были преподаватели и аспиранты факультета археологии Цзилиньского университета 3 .

Предварительно весной 2004 г. была осуществлена инструментальная теодолитная съемка территории могильника 4 . Она показала, что на нетронутой раскопками части памятника имеется более 1 000 хорошо видимых на поверхности округлых западин могильных ям. Площадь могильника определена в 11 000 кв. м. Измерения производились с учетом включения площади раскопов 1960–70-х гг. Таким образом, было установлено, что на предшествующем этапе изучена лишь 1/ 7 часть общей площади памятника. На вновь составленном плане выявлена относительно четкая линейная организация погребений с неравномерной их концентрацией. Имеется два участка захоронений, разделенных пространством с более редким расположением западин, которое делит могильное поле примерно пополам. Кроме того, отмечены участки с повышенной концентрацией западин: в юго-западной и центральной частях могильника. Особый участок захоронений в виде узкой полосы располагается на самом краю речной террасы в северо-западной части памятника.

Для дальнейшего изучения культурного слоя в июле 2004 г. было заложено два раскопа общей площадью 257 кв. м 5 . Раскоп № 1 (224 кв. м) расположен в непосредственной близости от раскопа 1970 г. в восточной части могильника. С его помощью вскрыта площадь могильника по его поперечной линии. Раскоп № 2 (33 кв. м) был заложен для исследования локального участка памятника по краю террасы р. Белой, где западины могил организованы в одну линию.

Всего в ходе раскопок изучено 32 погребения, выполненных по обряду вторичного захоронения. Полученные материалы позволили изучить особенности погребального обряда и предложить скорректированную его реконструкцию (базовая ее модель ранее была предложена Е.И. Деревянко): 1) тело умершего выставляли на воздухе, вероятнее всего, на помосте, помещая его при этом в берестяной короб или в деревянный гроб; 2) через определенный промежуток времени останки, полностью или частично освобожденные от мягких тканей, собирали для последующего захоронения; для чего в слое суглинка выкапывалась прямоугольной формы могильная яма, дно которой выстилалось деревянными плашками или берестой; из плашек же изготавливалась рама, во внутреннее пространство которой помещались костные останки с сопровождающим инвентарем, после чего вся эта конструкция покрывалась берестой; 3) затем вся конструкция засыпалась небольшим слоем почвы, на котором разводился огонь; само кострище не закапывалось, о чем свидетельствует концентрация угольков в центре могильных ям. Кострище и могильная яма с течением времени постепенно затягивались почвой.

В ходе раскопок собрана значительная коллекция из состава погребального инвентаря: керамические сосуды троицкого типа, предметы вооружения и конской упряжи, украшения из камня и металла, орнаментированная береста и др.

Сохранность антропологического материала может быть признана удовлетворительной для погребальных памятников с вторичным обрядом захоронения. Все костные остатки собраны для дальнейшей обработки в лаборатории антропологии ИАЭТ СО РАН. Для проведе- ния радиоуглеродного анализа отобраны образцы угля. Произведен отбор материала для проведения анализа ДНК. Исследования по выделению и анализу древней ДНК из образцов 2004 г. начаты в лабораториях палеогенетики Института цитологии и генетики СО РАН и Цзилиньского университета

В настоящий момент продолжаются камеральная обработка и анализ полученных в полевой сезон 2004 г. материалов, которые будут в полном объеме опубликованы в 2007 г. на русском и китайском языках. Материалы исследований Троицкого могильника активно используются в научной специализации студентов ГФ НГУ и были представлены ими на региональных и всероссийских конференциях [1; 5].

Комплексный анализ археологических и антропологических материалов, полученных при изучении раннесредневекового Троицкого могильника, позволит расширить возможности для решения как частной проблемы миграции в Западное Приамурье средневекового мохэ-ского населения («сумо мохэ» средневековых китайских письменных источников), их расселения и хозяйственной адаптации в новых условиях, так и для решения общих проблем происхождения тунгусо-маньчжурских народов Дальнего Востока.

阿尔金, 冯恩学

俄罗斯科学院西伯利亚分院考古与民族研究所 20 世纪中叶发掘了特罗伊茨基墓地, 该墓地资料曾经在认识远东靺鞨文化方面起到了“ 基石” 作用。随着远东靺鞨考古发现的陶 器资料增多,对特罗伊茨基墓地的族属性质产生了分歧。有的学者认为特罗伊茨基墓地是来 自第二松花江的粟末靺鞨,从而使远东靺鞨文化的来源研究成为靺鞨研究中令人关注的焦点 之一。为了推进远东靺鞨文化来源研究,俄罗斯科学院西伯利亚分院考古与民族研究所与吉 林大学边疆考古研究中心组成考古队。 2004 年吉林大学边疆考古研究中心与俄罗斯科学院

西伯利亚分院的考古与民族研究所合作,再次对该墓地进行考古发掘。

Краткое сообщение