Современное распространение и особенности биологии восточного хохлатого орла (Spizaetus nipalensis orientalis Temminck еt Schlegel, 1844) в России

Автор: Нечаев В.А., Харченко В.А.

Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau

Рубрика: Экология

Статья в выпуске: 5, 2012 года.

Бесплатный доступ

Приводится информация о современном распространении и особенностях биологии редкого и малоизученного вида - восточного хохлатого орла (Spizaetus nipalensis orientalis Temminck еt Schlegel, 1844), Сообщаются новые и дополнительные сведения о местах обитания и гнездовой биологии этого вида.

Восточный хохлатый орел, распространение, биология, приморский край

Короткий адрес: https://sciup.org/14082380

IDR: 14082380

Текст научной статьи Современное распространение и особенности биологии восточного хохлатого орла (Spizaetus nipalensis orientalis Temminck еt Schlegel, 1844) в России

Результаты исследований и их обсуждение. В Приморском крае эти хищные птицы появились сравнительно недавно, вернее всего, в 60-х годах ХХ века. Однако еще Л.М. Шульпин (1936) предполагал возможное пребывание и гнездование орлов в Приморье. В орнитологических работах, опубликованных в 50-60-х годах, этот вид не приводится; он отсутствует в списке птиц Уссурийского края (Воробьев, 1954) и Лазовского (ранее Судзухинского) заповедника (Белопольский, 1955). Его не отмечали в 60-70-х годах в Южном Приморье, в частности, в заповеднике «Кедровая падь» и в отрогах Борисовского плато, приграничном районе с Китаем (Назаренко, 1971а; Панов, 1973) и в 60-80-х годах в южных и центральных районах хр. Сихотэ-Алинь (Назаренко, 1971б; 1982 и другие). Впервые орлы были зарегистрированы дважды: в ноябре 1970 года на Среднем Сихотэ-Алине в долине р. Джигитовка, у южной границы Сихотэ-Алинского заповедника; кроме того птица была добыта 22 января 1971 года в верховьях кл. Сахалинский (Елсуков, 1974; 1982). В 1972 и 1974–1975 годах в Сихотэ-Алинском заповеднике и на прилегающих территориях орлы были встречены 5 раз, из них 2 раза – парами; у молодого самца, добытого 17 ноября 1974 года, рулевые перья были недоросшими и на их вершинах сохранили птенцовый пух (Елсуков, 1977). Эта находка свидетельствует о том, что уже в конце 70-х годов орлы гнездились в горах Сихотэ-Алиня, вероятнее всего, вблизи г. Высокая у главного водораздела хребта (Елсуков, 1982).

Откуда, из Японии или Китая, расселились орлы в Приморский край? Вероятнее всего, – из Японии, где они – оседлые птицы, но совершающие сезонные миграции с гор на равнины и обратно (Jahn, 1942; Brazil, 1991) и залетающие во время кормовых кочевок на соседние территории, в том числе, на ближайшие острова. Это подтверждают встречи мигрирующих птиц в июле на о-вах Сахалин и Кунашир, а также июле и октябре на о-ве Монерон (Munsterhjelm, 1922; Нечаев, 1975); в двух случаях (на Кунашире и Южном Сахалине) наблюдали по 3 птицы, без сомнения, это были семейные группы. Можно предполагать, что во время кочевок орлы через территорию о-ва Сахалин и акваторию северной части Японского моря проникли на континент в центральные районы хребта Сихотэ-Алинь, где и были встречены впервые. Успешному расселению и гнездованию орлов в Приморском крае способствовали наличие свободной экологической ниши в горнолесных районах, отсутствие конкуренции с другими видами хищных птиц и высокой численностью основного пищевого объекта – белки (Sciurus vilgaris). Следует отметить, что по морфологическим параметрам, прежде всего по окраске оперения птиц в окончательном, гнездовом (первом годовом) и первом взрослом нарядах, птицы из Приморского края и Японии, представленные на цветных фотографиях (Morioka et al., 1995), имеют большое внешнее сходство. Одинаковой оказалась и длина крыла приморских и японских птиц (Нечаев и др., 1999). Менее вероятно расселение хохлатых орлов из Северо-Восточного Китая, откуда до последнего времени отсутствуют достоверные сведения о их гнездовании.

В Приморском крае хохлатые орлы – редкие оседлые и частично кочующие птицы. Основные места гнездования – южные и центральные районы хр. Сихотэ-Алинь от Уссурийского и Лазовского заповедников и п-ова Муравьева-Амурского на юге до Среднего Сихотэ-Алиня (Сихотэ-Алинский заповедник) на севере. Изолированное поселение отмечено в восточных отрогах Восточно-Маньчжурских (Черных) гор, в частности, в отрогах Борисовского плато и заповеднике «Кедровая падь» (рис. 1).

Рис. 1. Распространение хохлатого орла в Приморском крае

Впервые гнездование хохлатого орла в крае было установлено в 1985 году в восточных отрогах Борисовского плато; в ноябре-декабре отмечалась птица в первом годовом (гнездовом) наряде, которая постоянно держалась на определенном, без сомнения, гнездовом участке леса, где ее находили по голосу и кормили взрослые птицы (Горчаков, 1988). Позднее, 8 апреля 1993 года, было обнаружено гнездо с кладкой; успешное гнездование там отмечалось в 1990, 1992, 1994 и 1996 годах (Горчаков, Нечаев, 1994; 1998). В 1993 году кладка была уничтожена гималайским медведем ( Ursus thibetanus ) . В бассейне р. Нежинка, в 20 км севернее предыдущего места гнездования орлов, в августе 2005 году было найдено гнездо, вблизи которого держалась молодая птица (Карякин, 2007).

В заповеднике «Кедровая падь» орлов впервые наблюдали 10 июля 1988 года, а гнездо, вероятно, принадлежавшее этому виду, было найдено 12 июня 1989 года (Шибнев, 1992). Там же, через 10 лет, 30 июня 1999 года было обнаружено гнездо с пуховым птенцом (Курдюков, 2000). На п-ове Муравьева-Амурского, в пригородной зоне г. Владивосток, орлов встретили в 1996 году; они успешно гнездились в 1997 и 1999 годах; в гнездах были птенцы (Курдюков, 2000). В Уссурийском заповеднике первая встреча с хохлатым орлом состоялась в октябре 1994 года, а гнездо было найдено А.Б. Курдюковым 20 апреля 2000 года (Нечаев и др., 2003).

В Лазовском заповеднике гнезда не обнаружены, но поведение птиц указывает на гнездование на данной территории и прилегающих участках (Шохрин, 2007; Mattes, Shokhrin, 2010). Подобная ситуация в Сихотэ-Алинском заповеднике (Елсуков, 1999).

В гнездовой сезон орлы отмечались и в других районах края: в верховьях р. Арсеньевка, на хр. Пржевальского (данные Горчакова Г.А. и Нечаева В.А.); в верховьях р. Уссури (Шохрин, 2010), в бассейне верхне- го течения р. Партизанская (Назаров, 1986; данные Горчакова Г.А. и Нечаева В.А.), на хр. Левадийский у ст. Анисимовка и в Чугуевском районе (Глущенко, 1987), в бассейне р. Соколовка вблизи пос. Чугуевка (Курдюков, 2000), в бассейне р. Черемуховая (приток р. Джигитовка) (Сотников, Акулинкин, 2007), на хр. Синий у пос. Сибирцево (Глущенко и др., 2006б), в отрогах г. Снежная, в верховьях р. Маргаритовка (Шохрин, 2010). Возможно гнездование в северных районах края – несколько раз птиц наблюдали в долине нижнего течения р. Бикин у с. Верхний Перевал (Пукинский, 2003).

Зимой орлов встречали как на гнездовых участках, так и за их пределами; во время кочевок они нередко залетают в редколесье на окраины населенных пунктов. В зимнее время птицы отмечались в заповедниках «Кедровая падь» (Шибнев, 1992), Уссурийском (Глущенко и др., 2001б; Харченко, 2002; 2006), Си-хотэ-Алинском (Елсуков, 1982; 1999), Лазовском (Шохрин, 2007); на Борисовском плато (Горчаков, 1988; Горчаков, Нечаев, 1998); в бассейнах рек Партизанская, Лазовка, Киевка, Милоградовка, Западная Кема (приток р. Кема); в верховьях р. Уссури (Нечаев и др., 1999; Нечаев, Чернобаева, 2006); в окрестностях пос. Заводской вблизи г. Артем (Бурковский, 1998); в дачном районе г. Уссурийск (Глущенко и др., 2006а); на Прихан-кайской равнине у г. Спасск-Дальний (Глущенко и др., 2001а) и в других районах края.

Места обитания хохлатых орлов в Приморском крае – горные высокоствольные и многоярусные лиановые смешанные леса до верхнего предела произрастания древесной растительности, до высоты 700– 800 м над ур. м., и долинные смешанные леса в верхнем и среднем течениях горных рек. В восточных отрогах Борисовского плато, в заповеднике «Кедровая падь» птицы населяют чернопихтово-кедрово-широколиственные леса на высотах 300–700 м над ур. м. Занимают пологие склоны сопок вблизи гребней южных и юго-восточных, реже юго-западных, экспозиций в долинах верхнего течения горных рек и ручьев, нередко с выходами скальных обнажений и каменистых россыпей. На данной территории из деревьев первого яруса доминируют пихта черная, или цельнолистная ( Abies holophylla ), кедровая сосна ( Pinus koraiensis ), береза желтая ( Betula costata ), липа амурская ( Tilia amurensis ). Во втором ярусе – дуб монгольский ( Quercus mongolica ), береза даурская ( B. davurica ), береза Шмидта ( B. schmidtii ), бархат амурский ( Phellodendron amurense ), клен маньчжурский ( Acer mandshuricum ). В третьем ярусе – граб сердцевидный ( Carpinus cordata ), клен мелколистный ( A. mono ), клен ложнозибольдов ( A. pseudosieboldianum ) и другие деревья. Из кустарников – лещина маньчжурская ( Corylus mandshurica ), жимолость золотистоцветковая ( Lonicera chrysantha ), таволга уссурийская ( Spiraea ussuriensis ), элеутерококк колючий ( Eleutherococcus senticocus ) и другие.

Из лиан обычны виноград амурский ( Vitis amurensis ), актинидия острая ( Actinidia arguta ), актинидия коломикта ( A. kolomikta ) и другие. По долинам ручьев, кроме вышеупомянутых растений, произрастают тополь Максимовича ( Populus maximowiczii ), ясень маньчжурский ( Fraxinus mandshurica ), ильм долинный ( Ulmus japonica ), черемуха азиатская ( Padus asiatica ), различные виды ив ( Salix sp .). Разнообразны травянистые растения, мхи и лишайники. На Борисовском плато в местах гнездования орлов лес имеет парковый облик: подлесок разрежен, а местами полностью уничтожен пятнистыми оленями ( Cervus nippon ). В периоды кочевок птицы залетают в широколиственные и мелколиственные леса и редколесье в антропогенном ландшафте и в окрестности населенных пунктов.

В Уссурийском заповеднике (хр. Пржевальского) основные места обитания хохлатых орлов – черно-пихтово-кедрово-широколиственные леса (произрастающие до высоты гор 200-450 м над ур. м.) и кедровошироколиственные (до 600 м над ур. м.), реже – кедрово-елово-широколиственные леса (до 450-650 м над ур. м.) и долинные смешанные леса. Два гнездовых участка располагались в чернопихтово-кедрово-широколиственных лесах, один – в кедрово-широколиственном лесу с участием ели аянской ( Picea ajanensis ) и пихты белокорой, или почкочешуйной ( A. nephrolepis ), и единичными деревьями пихты цельнолистной.

На Среднем Сихотэ-Алине (Сихотэ-Алинский заповедник и его окрестности) птицы населяют горные кедрово-широколиственные леса и лиственные леса с преобладанием хвойных деревьев на высотах до 1500 м над ур. м. (Елсуков, 1999). В смешанных лесах орлы обитают в бассейне р. Партизанская (Южный Сихотэ-Алинь) и в верховьях р. Уссури (данные Горчакова Г.А. и Нечаева В.А.). На Японских островах места обитания – равнинные и горные хвойные и хвойно-широколиственные леса до высоты от 500 до 1600 м над ур. м. (Brazil, 1991); залетают в субальпийскую и альпийскую зоны (Jahn, 1942; Morioka et al., 1995).

Численность хохлатых орлов в крае на низком уровне. Однако следует заметить, что с конца 90-х годов ХХ века и в начале ХХI века имеется тенденция расширения ареала и увеличения численности этого вида. В Уссурийском заповеднике на площади 40 тыс. га в 2005–2010 годах гнездилось 4 пары (данные Харченко В.А.). В восточных отрогах Борисовского плато, в бассейне р. Ананьевка, в 1995–2000 годах отмечалось гнездование 2–3 пар птиц (Нечаев, 2005). Данные И.В. Карякина (2007) о гнездовании на северном участке упомянутого плато от 5 до 15 пар недостоверны; в 2000-е годы на обследованной территории чис- ленность составила не более 8 пар птиц (данные Горчакова Г.А. и Нечаева В.А.). В Японии численность орлов оценивается в 900–1000 особей (Brazil, 1991).

Гнездовой период у хохлатых орлов – в марте-июле. Брачные «игры» – в феврале. Орлы гнездятся не каждый год; в Японии они размножаются обычно через год (Morioka et al., 1995). Ремонт старых и постройка новых гнезд – в конце февраля-первой половине марта. В период насиживания яиц и выкармливания птенцов самки приносят в гнездо свежие ветки хвойных деревьев, выстилая ими лоток. Гнезда располагаются на высоких деревьях, чаще всего на хвойных, реже на лиственных, растущих на крутых склонах в 50–100 м от гребня сопки. Одно из гнезд помещалось на краю леса и обширной каменистой россыпи (Горчаков, Нечаев, 1998). На юге края (Борисовское плато, заповедники «Кедровая падь» и Уссурийский, п-ов Муравьева-Амурского) из хвойных деревьев птицы предпочитают пихты цельнолистные, достигающие высоты до 55 м и диаметром у основания ствола до 2 м. Некоторые прочные гнезда орлы используют в течение 2–3 лет. На юге края из 8 гнезд, найденных в чернопихтово-кедрово-широколиственных лесах, 6 располагалось на пихтах и 2 – на кедровых соснах на высоте 18–35 м (в среднем 25 м). В Уссурийском заповеднике обнаружено 7 гнезд, 5 из которых принадлежали одной паре орлов и располагались на площади около 1 км2. На пихтах цельнолистных располагалось 3, на кедровой сосне – 1, на желтой березе – 3 гнездовых постройки. На желтых березах гнезда были расположены в развилке ствола на вершине дерева на высоте более 20 м. Свои гнезда орлы строят в средних и верхних частях крон деревьев у стволов в развилке 2–3 ветвей; сверху гнездовые постройки прикрыты густыми ветвями. Строительным материалом служат сухие ветки (длиной до 0,5 м), чаще всего хвойных деревьев (пихты, кедровой сосны). Лотки выстилаются кусочками тонких веток и свежими ветвями с хвоей или зелеными листьями. Так, на Борисовском плато в гнездах обнаружены ветки пихты и кедровой сосны с хвоей и свежие ветки клена и березы с листьями (данные Горчакова Г.А. и Нечаева В.А.). В Уссурийском заповеднике лоток гнезда с кладкой был выстлан свежими ветками пихты цельнолистной, а край гнезда был выложен ветками кедровой сосны с зеленой хвоей (данные В.А. Харченко). В Уссурийском заповеднике диаметр двух гнезд, построенных на березах желтых и имеющих овальную форму, равнялся 0,8–1,0 х 1,2–1,4 м, высота – 0,6–0,7 и 1 м (данные Харченко В.А.). В Японии гнезда располагаются в основном на хвойных деревьях: пихтах, соснах и тсугах ( Tsuga sp. ) (Jahn, 1942; Morimoto, Iida, 1994; Morioka et al., 1995).

Откладка яиц происходит в середине марта. Кладка хохлатого орла содержит 1 яйцо. В гнезде, найденном на Борисовском плато, кладка из 1 яйца была обнаружена 19 марта 1994 года (Горчаков, Нечаев, 1998). Из 8 жилых гнезд в 4-х было по 1 яйцу, а в 4-х по 1 птенцу (Горчаков, Нечаев, 1998; Курдюков, 2000; Карякин, 2007; данные Харченко В.А.). Форма яиц овальная, окраска белая, без пятен. В Японии кладка содержит 1 2 яйца; инкубационный период 47 суток (Morioka et al., 1995). Насиживает самка, самец кормит ее. Птенцы вылупляются в третьей декаде апреля-первой декаде мая. В Уссурийском заповеднике насиживающая самка наблюдалась 30 апреля 2000 г. (Нечаев и др., 2003) и в середине апреля 2008 г. (данные Харченко В.А.). На Борисовском плато 20 мая 1994 года был птенец в возрасте около 20 суток (Горчаков, Нечаев, 1998). Слетки покидают гнездо в первой половине июля; плохо летающий молодой орел был встречен возле гнезда на соседнем дереве 2 июля 1994 года (Горчаков, Нечаев, 1998). Молодые птицы вблизи гнезд наблюдались 16 июля 1999 года в заповеднике «Кедровая падь» (Курдюков, 2000) и 25 августа 2005 года в верховьях р. Нежинка (Карякин, 2007). Отмечается длительный период выкармливания молодых птиц. Взрослые, подкармливающие первогодков, были встречены в ноябре-декабре (Горчаков, Нечаев, 1998), в феврале-марте и 29 апреля 1996 года (данные Горчакова Г.А. и Нечаева В.А.). У гнезда с птенцом 24 мая 1994 года регулярно наблюдали годовалого орла, которого 2–3 раза в день кормил самец. Подкармливание молодых осенью, зимой и весной следующего года отмечали и в Японии (Morimoto, Iida, 1992).

Естественные враги – гималайские медведи, разоряющие гнезда. Из 4-х жилых гнезд, найденных на Борисовском плато, 2 гнезда (одно с яйцом, другое – с крупным птенцом) были разрушены этими хищниками. Нередко зимой, отыскивая пищу, орлы попадают в капканы, поставленные охотниками в сезон охоты на пушных зверей. По опросным данным, только в 80-90-х годах ХХ века в крае было зарегистрировано не ме- нее 20 случаев гибели орлов. В многоснежные зимы птицы нередко погибают от голода (Бурковский, 1998; Глущенко и др., 2001б; Харченко, 2006).

Как редкий вид на территории ареала, хохлатый орел занесен в Красную книгу Российской Федерации, Приморского края и Сахалинской области. Охраняется в заповедниках и заказниках Приморского края. Необходимые меры сохранение местообитаний и охрану птиц.

Статья научная