Современное состояние института декриминализации - практика статьи 116 УК
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросу современного состояния и функционирования института декриминализации в РФ. В ней рассматривается декриминализация статья 116 УК РФ со стороны теории декриминализации разработанного доктриной. Проанализированы статистические данные о практике применения данной статьи, о количестве преступлений в год и оснований предложенные в основу проведения декриминализации. Также в статье имеется критика сложившейся практике либерализации уголовного права.
Декриминализация, основания декриминализации, статья 116 ук рф, законодательство, законодательная власть, административная ответственность
Короткий адрес: https://sciup.org/140276931
IDR: 140276931
Текст научной статьи Современное состояние института декриминализации - практика статьи 116 УК
Глава Верховного Суда РФ Лебедева В.М на VIII Всероссийском съезде судей в очередной раз отметил, что уголовное законодательство сегодня «характеризуется излишней криминализацией». Подтверждением тому, что с этой точкой зрения согласны и представители законодательной власти, стало принятие Госдумой в конце июня этого года, предложенного Верховным Судом РФ законопроекта о декриминализации части статей УК РФ.
«За год в суды поступает порядка 1 млн. уголовных дел, примерно 530 000 – по преступлениям небольшой тяжести. Судебная система предлагает вообще не привлекать к уголовной ответственности за отдельные составы преступлений», – пояснил глава Верховного Суда РФ.
Конкретные предложения он уже неоднократно озвучивал, и заключаются они в следующем. Во-первых, перевод «некоторых уголовных составов небольшой тяжести» в разряд административных правонарушений. Во-вторых, введение в УК понятия «уголовного проступка». «За уголовный проступок не будет назначаться наказание в виде лишения свободы, к нему будет применяться сокращенный срок давности привлечения к ответственности, и он не будет иметь последствий в виде судимости», – пояснил Лебедев В.М.
Проект предложенный судом предлагает целый ряд поправок уголовного законодательства в том числе декриминализовать ряд преступлений небольшой тяжести:
-
1) побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ (часть первая статьи 116 УК РФ),;
-
2) угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (часть первая статьи 119 УК РФ);
-
3) злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (части первая и вторая статьи 157 УК РФ).
Справедливо будет отметить, что изначально документ предполагал полную декриминализацию статьи 116 УК (побои), а также статей 119 УК (угроза убийством), 157 УК (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и 327 УК (использование заведомо подложного документа). Но затем депутаты внесли поправки в законопроект, которые декриминализовали лишь частично две статьи.
Если говорить по существу, то статьи 116, 119 УК РФ очень важны для профилактики совершения более тяжких преступлений. Данные статьи носят превентивный характер, а своевременное выявление этих преступлений и соответствующее наказание за них, предотвращает совершение более тяжких преступлений.
В тоже время именно побои и угроза убийством преступления являются одними из самых распространенных в семейно-бытовой сфере. Согласно официальной статистике МВД России, только за 2014 год было совершено более 135 000 преступлений против здоровья граждан на бытовой почве, из них почти 42 000 в семье.

На учете в полиции стоит почти 153 000 семейных дебоширов. При этом, как отмечают эксперты, количество этих преступлений последние годы растет.
В ситуации, когда специальное законодательство, направленное на профилактику семейно-бытового насилия, отсутствует, единственной возможностью защиты прав потерпевших остается привлечение семейных дебоширов к уголовной ответственности по указанным статьям.
Что касается вопроса уклонения от уплаты алиментов, то тут все скажет статистика. В России в неполных семьях живут 3,2 млн. детей, из них более 2 млн. детей не получают алименты. На практике, именно страх привлечения к уголовной ответственности заставляет очень многих родителей выплачивать хоть какие-то суммы на содержание детей.
Так же, хотелось обратить внимание на фактическую сторону побоев, в этом нам поможет медицинский критерий, который содержится в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», в котором говориться, что поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.
По официальной статистике МВД, в 2013 году от насилия со стороны членов семьи пострадали 38 235 человек, из них 14565 приходятся на супруга, в отношении детей – 7431, из которых 5253 несовершеннолетние. Как можно говорить о декриминализации данного вида преступления имея такие показатели? Смею предположить, что переход от уголовной ответственности к административной лишит превентивных мер в отношении семейного насилия.
Ко всему вышесказанному хотелось бы добавить, что в основании криминализации и декриминализации лежит общественная опасность деяния. В отношении же побоев, как это ни странно обоснование общественной «неопасности» отсутствует вообще. Никто не говорит о статистике, о их количествах, тенденциях, мерах, которые будут приняты. Но по абсурдности происходящего выше всех прыгнул ВС РФ. На одной из конференций глава Верховного Суда РФ Лебедева В.М. говоря о необходимости декриминализации статьи 116 УК указал, что суды в настоящее время перегружены делами о причинения вреда здоровью, и следовало бы «разгрузить» пару составов. Такие вот неутешительные реалии современной декриминализации.
