Современные аспекты коморбидности атеросклероза

Автор: Дон Андрей Николаевич, Кахаров Зафар Абдурахманович, Назиржонов Орифхужа Хусанхужа

Журнал: Life Sciences and Agriculture.

Статья в выпуске: 3 (11), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья включает в себя обзор литературы по вопросам коморбидности атеросклероза и остеопороза. Существует достаточно много разнопрофильных исследований: экспериментальных, клинических, эпидемиологических, которые подтвердили имеющуюся связь между этими болезнями. Предложено считать, что они основаны на общих факторах риска и механизмах патогенеза.

Остеопороз, сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз, коморбидность

Короткий адрес: https://sciup.org/14124758

IDR: 14124758

Текст научной статьи Современные аспекты коморбидности атеросклероза

Введение. Современная актуализация вопроса патогенеза атеросклероза основана на парадигме мультикаузальности этого патологического процесса. Дискуссии в научном мире, порой весьма жаркие, по этому поводу не прекращаются с того момента, когда ученые определили само понятие «атеросклероз». Несмотря на значительные успехи, до сегодняшнего дня единой теории возникновения и развития не существует [1, 2, 3, 4, 5].

Апологетами медицинской науки, занимавшимися разработкой вопросов этиопатогенеза, предложен целый ряд, не потерявших свою актуальность, теорий. К ним можно отнести: инфильтрационную холестериновую или липопротеидную, воспалительную, дисфункции эндотелия, аутоиммунную, генетическую, гормональную, возрастную и множество других. Появление нового инструментария, в виде новейших разработок инновационного плана, сделало возможным проводить на этом треке исследования на качественно новом уровне [6, 7, 8, 9, 10, И, 12, 13, 14, 15].

Как правило, эти расширенные возможности привели ученых к углублению познаний каждой из вышеозначенных теорий, они позволили сделать рывок в понимании многих тонких и ультратонких механизмов развития атеросклероза.

Почему же атеросклероз продолжает привлекать большое внимание и на сегодняшний день? Ответить на этот вопрос несложно. Заболевания сердца и сосудов, ассоциированные с атеросклерозом, находятся вне конкуренции в сравнении с другими болезнями по инвалидизации и причине смертности населения всего мира. Более того, болезни сердца и сосудов остаются лидирующей причиной смертности населения Земли уже на протяжении 20 лет [16, 17, 18].

Не вызывает сомнений, что вопросы патогенеза этого коварного и опасного заболевания требуют всесторонней научной разработки, т.к. общеизвестно, что новые данные о действующих механизмах развития атеросклероза преследует одну единственную цель: поиск эффективного лечения, с возможностью таргетного воздействия на важные звенья патогенеза [19, 20, 21, 22]. Активно ведутся научные разработки на этой площадке медицины по всему миру.

Цель. В рамках настоящего обзора хотелось бы осветить важный, на наш взгляд, аспект, касающийся коморбидности атеросклероза. Наложение иной патологии, в качестве сочетанной, приводит к кардинальному изменению картины каждого из заболеваний, еще более усложняя усилия врачей по достижению хороших результатов терапии.

Представилось интересным рассмотреть вопросы коморбидности двух мультифакториальных заболеваний - атеросклероза и остеопороза. Существует достаточно много разнопрофильных исследований: экспериментальных, клинических, эпидемиологических, которые подтвердили имеющуюся связь между этими болезнями. Предложено считать, что они основаны на общих факторах риска и механизмах патогенеза [23,24].

Материал и методы. Материалом для настоящего обзорного сообщения явились данные многочисленных научных исследований, размещенные в открытом доступе интернет-ресурсов научных платформ, журналов, сборников, монографий. Аналитический обзор публикаций и литературных источников в базах данных PubMed, Medline, Web of Science и Cochrane Library, начиная c 2018 г., представлен в настоящей статье.

Результаты и обсуждение. Рядом авторов для оценки ассоциации между сердечно-сосудистыми заболеваниями, обусловленными атеросклерозом, и остеопорозом использовали суррогатные маркеры — сосудистую кальцификацию или параметры сосудистой жесткости и минеральную плотность кости [25].

Общеизвестным является факт о том, что атеросклероз и остеопороз являются многофакторными заболеваниями, зависящими от генотипа человека, и вызваны взаимодействием между неблагоприятной окружающей средой и генетической предрасположенностью, оказывая влияние на сосудистую стенку или костную массу и другие показатели прочности костей, а возможно, одновременно на одни и те же органы и ткани [26, 27].

При этом ряд исследователей подтверждают ассоциации между остеопорозом и сердечно-сосудистыми заболеваниями, обусловленными атеросклерозом, прежде всего, с использованием суррогатных маркеров заболеваний — кальцификации аорты или коронарных артерий или параметров сосудистой жесткости и минеральной плотности костей [28]. В недавно проведенных исследованиях было установлено, что у пациентов с остеопорозом кальцификация аорты имеет место чаще, чем у лиц с нормальной минеральной плотностью костей [29, 30].

Также выявлено, что у пациентов со снижением показателей минеральной плотности костей, чаще была повышена концентрация липидов (глицеролипиды, глицерофосфолипиды, сфинголипиды) в крови, развивался более тяжелый атеросклероз коронарных артерий, значительно увеличивался риск развития инсульта и инфаркта миокарда [31, 32]. Приведенные данные позволяют предположить, что нарастание частоты остеопороза, эктопической кальцификации и атеросклероза у одних и тех же пациентов может указывать на общие патофизиологические механизмы и, возможно, общие генетические детерминанты у этих заболеваний.

Познавательным является факт, что полногеномный поиск ассоциаций (genome-wide association study — GWAS) позволяет успешно определять множество генетических маркеров, связанных с атеросклерозом и остеопорозом. Используя GWAS, можно идентифицировать частые генетические варианты, которые вносят существенный вклад в развитие распространенных мультифакториальных заболеваний. Другой альтернативный способ, секвенирование всего генома (whole genome sequencing — WGS), позволяет обнаруживать необычные и редкие генетические варианты при остеопорозе и атеросклерозе [33].

По мнению ряда авторов, идентификация генетических факторов, ответственных за предрасположенность к развитию атеросклероза и остеопороза, обладает фундаментальным значением для выработки одновременной профилактики обоих заболеваний и создания новых методов лечения до возникновения сердечно-сосудистой катастрофы и перелома костей [34, 35].

Очень интересны исследования, посвященные изучению разнообразных плейотропных эффектов, применяемых в клинической практике гипотензивных и гиполипидемических препаратов. Показаны механизмы действия широкого круга препаратов, таких как статины, бета-адреноблокаторы, ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента, антагонистов кальция и нитратов на минеральную плотность кости и возникновения переломов, связанных с остеопорозом. Данные проведенного исследования свидетельствовали о том, что эффекты показали неоднозначную направленность, что привело авторов к заключению о необходимости дальнейшей работы в этом направлении [36].

Есть исследования, в которых изучены эффекты антиостеопорозных препаратов на сосудистую стенку. Изучались как антирезорбтивные препараты (бисфосфонаты, моноклональные антитела к RANKE, селективные модуляторы эстрогенных рецепторов), так и костно-анаболическая терапия, к которой относится терипаратид. Обращают на себя внимание расхождения в результатах экспериментальных и клинических исследований. Если в эксперименте практически все препараты для лечения остеопороза оказывали атеропротективный эффект и подавляли сосудистую кальцификацию, то в клинических условиях только бисфосфонаты подтвердили позитивное влияние на сосудистую стенку [37].

Привлекло внимание сообщение о связи биохимических маркеров метаболизма костной ткани, остеопенического синдрома и коронарного атеросклероза у мужчин со стабильной ишемической болезнью сердца. На основании проведенной оценки уровней маркеров метаболизма костной ткани у пациентов со стабильной ИБС, выявлена значимая связь остеопенического синдрома с выраженностью коронарного атеросклероза и кальциноза у мужчин со стабильной ИБС. Биохимические маркеры метаболизма костной ткани в большей степени были связаны не с развитием коронарного атеросклероза, а с кальцификацией уже имеющихся сосудистых поражений [38].

Клиническими исследованиями оценки тяжести коронарного атеросклероза у мужчин с ИБС в зависимости от минеральной плотности кости показаны вероятные общие механизмы развития атеросклероза и остеопороза, при этом коронарный кальциноз рассмотрен, как фактор потенциально увеличивающий риск перелома бедра [39].

Подводя итог настоящему обзору, хотелось бы привести данные исследований, проведенных в группе полиморбидных пациентов пожилого возраста, у которых была оценена предиктивная значимость кальциноза. Прогрессирующее снижение минеральной плотности кости у пациентов с атеросклерозом как проявление остеопенического синдрома не только определяет низкое качество жизни этих больных, но и ассоциируется с тяжестью поражения коронарных артерий и некоронарного русла.

Авторами в когортном исследовании показано, что низкая минеральная плотность кости коррелирует с высокой частотой развития фатальных осложнений ИБС. Однако, следует отметить необходимость рассмотрения снижения минеральной плотности кости в качестве неблагоприятного фактора для больных с ИБС не отдельно, а в комплексе с изучением влияния нарушений костного метаболизма на структурные особенности кальцинированной бляшки, определяющие ее стабильность. Сделан важный вывод, что расширение диагностического спектра количественной оценки кальциноза коронарных артерий с определением качественных характеристик кальциевых депозитов позволит неинвазивным способом оценить структуру бляшки для стратификации риска при подозрении на ИБС [40].

Заключение. Предлагаемый обзор литературы не претендует на полноту информации по рассматриваемым вопросам. Ограниченный объем статьи не вмещает в себя и малую толику информации, которая была проанализирована. Резюмируя, следует сказать, что данная тема будет и дальше привлекать большое количество ученых. В результате исследований открытые новые грани патогенеза атеросклероза будут способствовать улучшению ситуации с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Список литературы Современные аспекты коморбидности атеросклероза

  • Мельдеханов Т. Т. и др. ПАТОГЕНЕЗ АТЕРОСКЛЕРОЗА //Актуальные проблемы теоретической и клинической медицины. – 2021. – Т. 34. – №. 4. – С. 21-28.
  • Дон А.Н., Каххаров З.А. Морфометрическая характеристика щитовидной железы и патоморфоз экспериментального атеросклероза под влиянием ладыгинозида // журнал «Rehealth journal». – 2022. - № 1 (13). – С. 72 – 76.
  • Hariyanto TI, Kurniawan A. Dyslipidemia is associated with severe coronavirus disease 2019 (COVID-19) infection. Diabetes Metab Syndr. 2020;14(5):1463-5. doi: 10.1016/j.dsx.2020.07.054.
  • Дон А.Н., Нуров А.Р., Аширматов Ш.Н. Иммунологические аспекты атеросклероза: обзор // «Журнал теоретической и клинической медицины». – 2022. - № 4. - С. 34 – 35.
  • Haverich A., Boyle E. C. Atherosclerosis pathogenesis and microvascular dysfunction. – Springer International Publishing, 2019.
  • Боева О. И., Хрипунова А. А., Хрипунова И. Г. Нарушения липидного обмена и атеросклероз: диагностика, возможности коррекции. – 2020.
  • Александров Н. Г. и др. О механизме действия тритерпеновых гликозидов //Сб. науч. тр. «Респ. научно-прак. конф. патологоанатомов Узбекистана». Ташкент. – 1995. – С. 69-70.
  • Джумабаев С. У. Лимфатический узел и его клиническое значение //Лимфология. – 1995. – №. 1. – С. 38-44.
  • Дон А.Н., Нагай С.Г. Сравнительная оценка влияния дипсакозида и ладыгинозида на морфофункциональное состояние щитовидной железы // Медицина и инновации. – 2022. – №. 3. – С.427 -441
  • Духин О. А. и др. Роль тромбина в патогенезе атеросклероза и его осложнений//Кардиология. – 2022. – Т. 62. – №. 3. – С. 73-81.
  • Don A.N., Nagay S.G., Sadikova D.Z. Assesment of morphological changes in the thyroid gland by test-point method with the intro-duction of dipsacoside // Астана медициналық журналы. – 2022. – №. S1. – С. 181-186. DOI 10.54500/2790-1203.S1.2022.181-186.
  • Аронов Д. М., Бубнова М. Г., Драпкина О. М. Патогенез атеросклероза через призму нарушения функций микрососудов //Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2021. – Т. 20. – №. 7. – С. 133-142.
  • Дон А. Н. Функциональная морфология аденогипофиза при введении тритерпенового гликозида ладыгинозида // Innova. – 2021. – №. 4 (25). – С. 13-17.
  • Фадеев Г. А. и др. Воспалительные механизмы в генезе атеросклероза//Вестник современной клинической медицины. – 2020. – Т. 13. – №. 6. – С. 62-67.
  • Дон А. Н. Морфофункциональное состояние гипофиза и щитовидной железы под влиянием ладыгинозида и его агликона хедерагенина : дис. – –Ташкент. 1994.-20с, 1994.
  • Глобальные оценки состояния здоровья. Информационный бюллетень ВОЗ от 09.12.2020.
  • Дон А. Н., Мамадов Ю. М., Александров Н. Г. Гиполипидемические свойства новых тритерпеновых гликозидов //Актуальные проблемы патологии человека: Сборник научных трудов ТашГосМИ. Ташкент. – 1990. – С. 52.
  • Дон А. Гистоморфометрия аденогипофиза и щитовидной железы под влиянием ладыгинозида в эксперименте // Медицина и инновации. – 2021. – Т. 1. – №. 4. – С. 55-63.
  • Дон А., Реймназарова Г., Нишанова А. Оценка морфофункционального статуса щитовидной железы при введении ладыгинозида и хеде-рагенина //Медицина и инновации. – 2021. – Т. 1. – №. 4. – С. 8-13.
  • Дон А.Н., Шатманов С.Т., Маматалиев А.Р., Каххаров З.А. Изучение морфометрических аспектов щитовидной железы с использованием тест-точкового метода // Журнал «Тиббиётда янги кун». - №4 (42). – 2022. – С. 163 – 165.
  • Don A.N., Mamataliev A.R. Eksperimental giperholesterinemiyada dipsakozidni jigar va aortaga t’asiri. (Russ). Дон А.Н., Маматалиев А.Р. Влияние дипсакозида на печень и аорту при экспериментальной гиперхолестеринемии // Журнал «Тиббиётда янги кун». - №4 (42). – 2022. – С. 163 – 165.
  • Дон А. Н., Мамадов Ю. М., Александров Н. Г. Гиполипидемические свойства новых тритерпеновых гликозидов //Актуальные проблемы патологии человека: Сборник научных трудов ТашГосМИ. Ташкент. – 1990. – С. 52.
  • Обухович А. Р., Иоскевич Н. Н. Остеопротегерин как маркер атеросклероза при сахарном диабете 2 типа (патофизиологическая роль остеопротегерина). – 2022.
  • Дудинская Е. Н. и др. Взаимосвязь минеральной плотности кости с параметрами доклинического атеросклероза у женщин среднего возраста //Остеопороз и остеопатии. – 2020. – Т. 23. – №. 4. – С. 13-18.
  • Скрипникова И. А., Колчина М.А., Мешков А. Н., Киселева А. В., Драпкина О. М. Артериальная кальцификация, атеросклероз и остеопороз: только клинические ассоциации или генетическая платформа? Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021;20(7):3034. doi:10.15829/1728-8800-2021-3034.
  • Zhang Y, He B, Wang H, et al. Associations between bone mineral density and coronary artery disease: a meta-analysis of cross-sectional studies. Arch Osteoporos. 2020;15(1):24. doi:10.1007/s11657-020-0691-1.
  • Muniyappa R, Tella SH. Osteoporosis and Cardiovascular Disease in the Elderly. Conn's Handbook of Models for Human Aging, 2nd Edition. 2018;4(53):721-33. doi: 10.1016/B978-0-12-811353-0.00053-1.
  • Rodriguez AJ, Scott D, Hodge A, et al. Associations between hip bone mineral density, aortic calcification and cardiac workload in community-dwelling older Australians. Osteoporos Int. 2017;28(7):2239-45. doi:101007/s00198-017-4024-1.
  • Rajamannan NM. Osteocardiology. Cardiac bone formation. London: Springer; 2018. ISBN: 978-3-319-64994-8.
  • Скрипникова И. А., Колчина М. А., Косматова О. В. и др. Оценка доклинических проявлений атеросклероза коронарных и периферических артерий и параметров костной прочности у женщин. Рациональная Фармакотерапия в Кардиологии. 2020;16(6):868-75. doi:10.20996/1819-6446-2020-11-02.
  • Mishra BH, Mishra PP, Mononen N, et al. Lipidomic architecture shared by subclinical markers of osteoporosis and atherosclerosis: The Cardiovascular Risk in Young Finns Study. Bone. 2020;131:115160. doi:101016/j.bone.2019.115160.
  • Yuan J, Tickner J, Mullin BH, et al. Advanced Genetic Approaches in Discovery and Characterization of Genes Involved with Osteoporosis in Mouse and Human. Front Genet. 2019;10:288. doi:10.3389/fgene.2019.00288.
  • Hannan FM, Newey PJ, Whyte MP, et al. Genetics of skeletal disorders. Handbook of Experimental pharmocology. 2020;262. ISBN: 978-3-030-57377-5.
  • Yuan J, Tickner J, Mullin BH, et al. Advanced Genetic Approaches in Discovery and Characterization of Genes Involved with Osteoporosis in Mouse and Human. Front Genet. 2019;10:288. doi:10.3389/fgene.2019.00288.
  • Meshkov A, Ershova A, Kiseleva A, et al. The LDLR, APOB, and PCSK9 Variants of Index Patients with Familial Hyper-cholesterolemia in Russia. Genes (Basel). 2021;12(1):66. doi:10.3390/genes12010066.
  • Эргашова М. М., Таирова З. К. Корреляционная взаимосвязь минеральной плотности костной ткани у пациентов с кардиоваскулярной патологией при ревматоидном артрите // Vоlgamedscience. – 2021. – С. 194-196.
  • Скрипникова И.А., Косматова О.В., Колчина М.А., Мягкова М.А., Алиханова Н.А. Атеросклероз и остеопороз. Общие мишени для влияния сердечно-сосудистых и антиостеопорозных препаратов (Часть II). Влияние антиостеопорозных препаратов на состояние сосудистой стенки. Рациональная Фармакотерапия в Кардиологии 201 9;1 5(3):359-367. DOI:1 0.20996/181 9-6446-2019-15-3-359-367.
  • Барбараш О. Л. и др. Связь биохимических маркеров метаболизма костной ткани, остеопенического синдрома и коронарного атеросклероза у мужчин со стабильной ишемической болезнью сердца //атеросклероз. – 2022. – Т. 11. – №. 2. – С. 5-13.
  • Раскина Т. А. и др. Оценка тяжести коронарного атеросклероза у мужчин с ишемической болезнью сердца в зависимости от минеральной плотности кости //Остеопороз и остеопатии. – 2020. – Т. 23. – №. 2. – С. 134-134.
  • Коков А. Н., Масенко В. Л., Барбараш О. Л. Прогностическая значимость эквивалентной плотности кальциевых депозитов коронарных артерий у мужчин с остеопеническим синдромом, перенесших коронарное шунтирование: проспективное исследование // Терапевтический архив. – 2022. – Т. 94. – №. 4. – С. 467-472.
Еще
Статья научная