Современные британские, германские и французские исследования по Абхазии и Южной Осетии

Автор: Мигунов Е.В.

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 3, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринимается попытка изучить и проанализировать современные исследования британских, германских и французских экспертов по Абхазии и Южной Осетии. Анализ концепций охватывает различные аспекты блокирования процесса их формирования как независимых государств, позволяет сформировать базовое представление о состоянии научных дискуссий по Абхазии и Южной Осетии в Великобритании, Германии, Франции и соотнести их с британской, германской, французской политикой в отношении Сухуми и Цхинвала.

Новые частично признанные государства, урегулирование внутренних социально-политических конфликтов, деятельность общественно-политических структур и нпо, проблема беженцев и насильственно переселенных лиц, великобритания, германия, франция, абхазия, южная осетия, грузия, миссия европейского союза по наблюдению в грузии

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14931783

IDR: 14931783

Текст научной статьи Современные британские, германские и французские исследования по Абхазии и Южной Осетии

В декабре 2003 г. Военная академия Великобритании опубликовала доклад на тему «Грузия на перепутье» [1], в котором авторы провели анализ внутриполитической ситуации, сложившейся в стране в связи со свержением президента Э. Шеварднадзе и приходом к власти нового правительства во главе с М. Саакашвили. В числе первостепенных проблем, с которыми должно было столкнуться новое грузинское руководство, упоминалась необходимость урегулирования ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии. Эксперты подчеркивали, что с момента окончания военных действий в 1993 г. Абхазия продолжала отстаивать свой суверенитет, при том что ее социально-экономическое положение было намного хуже, чем в самой Грузии. Устанавливалось, что одностороннее провозглашение независимости республик и проведение всех последующих выборов никем не были признаны и противоречили международной практике. Далее авторы документа рекомендовали Грузии «двигаться по пути урегулирования» (однако не уточнялось, что именно мирного), указывали на то, что «полезная и позитивная поддержка России» являлась предпосылкой для решения «проблемы Абхазии». Весьма примечательно также их замечание о том, что наличие противоречий в абхазском руководстве могло предоставить Тбилиси пространство для маневра.

Приход в 2003 г. к власти в Грузии М. Саакашвили, который после государственного переворота и смещения с поста президента Э. Шеварднадзе незамедлительно взял курс на силовое разрешение ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии, ознаменовал собой новый этап в политике Франции в отношении этих республик. В декабре 2004 г. состоялась очередная встреча на высшем уровне Группы друзей, в которой Франция принимала самое активное участие [2]. В информационном бюллетене, изданном по итогам данного совещания, говорилось, что участники обсудили вопросы, связанные с политическим урегулированием конфликтов в Грузии, обеспечением безопасности в регионе, возвращением беженцев и внутренне перемещенных лиц, а также налаживанием экономического взаимодействия между Абхазией, Южной Осетией и Грузией. Одновременно на этом фоне резко активизировалось военно-техническое сотрудничество между Францией и Грузией, которое включало в себя не только поставку бронетехники и военного оборудования, но и обмен профессиональным опытом между военнослужащими двух стран, организацию учебных курсов для грузинских офицеров, а также открытие полигонов и центров специальной военной подготовки.

В мае 2005 г. французский посол в Грузии Филипп Лефор (Philippe Lefort) совершил поездку в Абхазию [3]. Программа его краткосрочного визита была тем не менее достаточно обширной. В частности, он встретился не только с представителями абхазского руководства, но и с сотрудниками работавших на территории Абхазии неправительственных организаций, а также со студентами Сухумского государственного университета. Официально заявленной целью его поездки было оказание поддержки усилиям специального представителя Генерального секретаря ООН Х. Тальявини (H. Tagliavini) по выработке эффективного механизма урегулирования конфликта с учетом особенностей текущей ситуации в республике.

В ходе своих встреч с членами абхазской администрации Ф. Лефор основной упор делал на призывы к скорейшему разрешению противоречий мирными методами с соблюдением интересов всех местных этнических групп. Активно отстаиваемая Францией позиция о необходимости возвращения в Абхазию перемещенных лиц грузинской национальности также нашла свое отражение в заявлениях французского посла, который в мягкой форме призвал абхазскую сторону на политическом уровне содействовать прогрессу в данном направлении. Он также затронул тему защиты прав человека и в этом контексте упомянул о настоятельной потребности формирования под эгидой ООН подразделений полиции в Гальском районе, якобы для эффективного обеспечения правопорядка под надзором международного сообщества. Примечательно, что во время бесед он всячески подчеркивал готовность Франции оказать Абхазии содействие в реализации различных инвестиционных проектов, которые, по его заверению, должны были оказать позитивное воздействие на развитие ее экономики. Давая эти обещания, он, по всей видимости, рассчитывал на гибкость Сухуми в переговорах с Тбилиси.

В марте 2009 г. Военная академия Великобритании опубликовала еще один доклад под названием «Провокация, заблуждение, ловушка: пятидневная русско-грузинская война» [4]. Основной упор, как и ожидалось, делался на то, что именно военная активность России на Северном Кавказе и демонстрация ее готовности при необходимости вторгнуться в Грузию подтолкнули Тбилиси к принятию решения о начале операции по «наведению конституционного порядка» в Южной Осетии. Речь, в частности, шла об усилении российского миротворческого контингента в Абхазии в апреле – июне 2008 г., развертывании подразделений железнодорожных войск (по мнению британцев, это всегда является твердым свидетельством подготовки Россией новой военной кампании в соответствующем регионе), а также «несанкционированной транспортировке оружия и взрывчатки на территорию Грузии российскими миротворцами». В докладе подробно освещается ход российских военных учений «Кавказ-2008», которые, как недвусмысленно намекают британские военные, послужили основной причиной возрастания напряженности. При этом лишь вскользь упоминается о том, что эти военные маневры были инициированы российской стороной только после начала аналогичных совместных военных учений грузин и американцев в регионе под названием «Незамедлительный ответ». Упоминаются также якобы имевшие место в приграничных районах случаи нападения абхазских и южноосетинских вооруженных формирований на грузинских военнослужащих при поддержке российских армейских подразделений.

В 2008 г. на экстренном заседании СБ ООН в связи с событиями в Южной Осетии постоянный представитель Великобритании К. Пирс [5] заявила, что территориальной целостности Грузии был нанесен «фатальный удар», при этом добавила, что «мир стал свидетелем серьезного нарушения государственного суверенитета». В этом контексте она обвинила Россию в пренебрежении своими миротворческими функциями и в том, что ее действия вышли за рамки «любого разумного пропорционального ответа». При этом она подвергла сомнению предпринимавшиеся Россией на протяжении многих лет усилия по оказанию гуманитарной помощи местному населению и ее стремление обеспечить мир на Кавказе. Примечательно, что К. Пирс без приведения каких-либо веских аргументов или доводов решительно отвергла любые попытки провести параллель между Абхазией, Южной Осетией и Косовом. Вместо этого она подчеркнула необходимость незамедлительного и безоговорочного прекращения всех насильственных действий, активизации международных посреднических усилий и в очередной раз уважения суверенитета и территориальной целостности Грузии.

Научный сотрудник Германского института внешней политики и безопасности У. Хальбах [6] настаивает на том, что до войны Германия предпринимала попытки выстроить доверие между Абхазией, Южной Осетией и Грузией, наладить между ними тесные социально-экономические контакты и восстановить разрушенную инфраструктуру. Но как он утверждает, условия для этого были не самые благоприятные, поскольку среди грузин росло разочарование в связи с «замороженным» статусом нерешенных сецессионных конфликтов на их территории. Якобы именно по этой причине Грузия стремительно наращивала вооружение, а Россия, по словам германского ученого, напрямую вмешивалась в ее внутренние дела.

В ходе своего выступления на конференции ОБСЕ в Астане в декабре 2010 г. [7] канцлер Германии А. Меркель отметила, что в результате вооруженного столкновения между Россией и Грузией в августе 2008 г. ОБСЕ пережила «серьезный кризис доверия». При этом она подтвердила приверженность своей страны территориальной целостности и суверенитету Грузии, высказалась за усиление безопасности в стране, улучшение ситуации в гуманитарной области и в сфере защиты прав человека, подчеркнула необходимость возобновления работы миссии ОБСЕ на всей территории Грузии. Здесь следует упомянуть о том, что на фоне данных заявлений Германия в течение продолжительного периода времени негласно оказывала поддержку деятельности «правозащитных» НПО в Грузии. Например, об этом свидетельствует выдержка из официального ответа федерального парламента от 17 сентября 2010 г. на запрос ряда депутатов о взаимодействии Германии с Грузией [8]. Там, в частности, упоминалось, что в контактах с грузинским руководством неоднократно затрагивался вопрос о деятельности неправительственных организаций и улучшении их оперативного потенциала в процессе урегулирования ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии.

Директор Высшей школы социальных наук Франции Ж. Сапир [9] подчеркивал, что французская пресса в свое время активно пыталась возложить всю вину за конфликт 2008 г. на Россию, доказывая, что она заранее готовилась к вторжению в Грузию, в то время как грузинские военнослужащие осуществили нападение в рамках «легитимной обороны». По словам ученого, французские журналисты всячески доказывали, что Россия якобы осознанно косвенным образом провоцировала грузинское руководство на совершение ошибки и тем самым подталкивала Грузию к атаке, с тем чтобы получить легитимное основание для быстрого ответного удара.

Незадолго до начала военных действий в апреле 2008 г. МИД Франции выразил озабоченность в связи с решением России укрепить прямые связи с Абхазией и Южной Осетией. Подчеркивалась необходимость соблюдения резолюции № 1808 Совета безопасности ООН, которая подтверждала суверенитет и территориальную целостность Грузии в ее международно признанных границах. Выражалась поддержка усилий ОБСЕ и Группы друзей Генерального секретаря ООН по урегулированию конфликтов с Абхазией и Южной Осетии. Через месяц правительство Франции также выступило с осуждением решения Министерства обороны России усилить миротворческий контингент в Абхазии и увеличить число контрольно-пропускных пунктов на административной границе Абхазии с Грузией.

Весьма примечательны рассуждения Ж. Сапира о просчетах французской политики в преддверии данного кризиса. Так, он отмечает, что Франция не потребовала от других государств ЕС занять более жесткую позицию в отношении применения санкций к Грузии в связи с ее нападением и решением стрелять в военнослужащих, находившихся в регионе по мандату ООН. По мнению автора, это была очевидная ошибка, поскольку Франция, выполнявшая определенные международные обязательства, на тот момент имела немало своих представителей в различных мероприятиях по поддержанию мира, организованных в рамках ООН, и не должна была допускать того, чтобы ооновские миротворцы оказались мишенью.

В августе 2008 г. на замечание журналиста германской газеты Die Welt о том, что территориальная целостность Грузии утрачена в результате вытеснения грузинских войск из Абхазии и Южной Осетии, Ф. Штайнмайер заявил лишь о «снижении влияния» Грузии в этих республиках и в очередной раз подчеркнул наличие единой позиции ЕС по отношению к территориальной целостности Грузии [11]. Далее он указал на бескомпромиссность и непримиримость участников конфликта, при этом заявил, что лично не питал иллюзий по поводу взрывоопасности ситуации. Министр также упомянул о своем плане мирного урегулирования конфликта, ранее предусматривавшем решение вопроса о статусе Абхазии. На замечание журналиста о том, что данный план полностью провалился в результате разразившегося насилия, Ф. Штайнмайер ответил, что, несмотря на изменение положения дел, общая направленность этого плана и его последовательность, в частности отказ от насилия, построение мер доверия и содействие переговорному процессу о статусе, оставалась верной. В ходе беседы министр отдельно остановился на проблеме беженцев и насильственно переселенных лиц, обозначив настоятельную потребность в оказании им гуманитарной помощи. При этом он не уточнил, кому конкретно она будет предназначена. Несмотря на признание им того обстоятельства, что часть осетин и абхазцев были вынуждены покинуть свои дома и переселиться в Северную Осетию, все же его основные «заботы» касались только грузин.

Именно при активном содействии со стороны Германии в сентябре 2008 г. после провозглашения независимости Южной Осетии была учреждена миссия Европейского союза по наблюдению в Грузии (МЕСНГ). По заявлениям германских официальных лиц, целью этой организации являлось осуществление контроля за практической реализацией соглашения о прекращении огня, подписанного в августе того же года между Россией и Грузией. Отмечалось также, что

МЕСНГ была призвана содействовать «нормализации ситуации», в том числе путем возвращения беженцев, восстановления доверия между сторонами, а также обеспечения распространения во всей Грузии «объективной» информации.

Ссылки:

  • 1.   Blandy C.W. Georgia at the Crossroads / Conflict Studies Research Centre. Defence Academy of the United Kingdom, 2003.

  • 2.   Group of Friends of Secretary-General Review Georgia-Abkhaz Peace Process [Электронный ресурс]. URL:

  • 3.    French Ambassador visits Abkhazia [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://www.justicefornorthcaucasus.com/jfnc_mes- (дата обращения: 23.03.2016) ; Ambassadeur français Philippe Lefort visite Abkhazie / Ambassade de France à Tbilissi. 2005.

  • 4.    Blandy C.W. Provocation, Deception, Entrapment: The Russo-Georgian Five Day War / Advanced Research and Assessment Group. Defence Academy of the United Kingdom, 2009.

  • 5.    Security Council Holds Third Emergency Meeting as South Ossetia Conflict Intensifies, Expands to Other Parts of Georgia [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://www.un.org/press/en/2008/sc9419.doc.htm (дата обращения: 23.03.2016).

  • 6.    Halbach U. Ungelöste Regionalkonflikte im Südkaukasus [Электронный ресурс]. Berlin, 2010. URL: https://www.swp-ber-lin.org/fileadmin/contents/products/studien/2010_S08_hlb_ks.pdf (дата обращения: 23.03.2016).

  • 7.    Statement by Angela Merkel, Federal Chancellor of Germany, at the 2010 OSCE Summit [Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.org/cio/73899?download=true (дата обращения: 23.03.2016).

  • 8.    Antwort der Bundesregierung auf die kleine Anfrage der Abgeordneten Viola von Cramon-Taubadel, Tom Koenigs, Marie-luise Beck (Bremen), weiterer Abgeordneter und der Fraktion Bündnis 90/Die Grünen. Zusammenarbeit mit Georgien [Электронный ресурс] // Deutscher Bundestag. 2010. URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/030/1703001.pdf (дата обращения: 23.03.2016).

  • 9.   Sapir J. La guerre d’Ossétie du Sud et ses conséquences // Réflexions sur une crise du XXI siècle. Paris, 2008.

  • 10.  Jafalian A. Caucase du sud: vers une «nouvelle guerre froide»? // Annuaire Français de Relations Internationales. 2009.

  • 11.    Ein sehr fragiler Waffenstillstand – Bundesaußenminister Steinmeier im Interview zu Georgien mit der Welt am Sonntag // Auswärtiges Amt. 2008.

(дата обращения: 23.03.2016).

Vol. X.

Список литературы Современные британские, германские и французские исследования по Абхазии и Южной Осетии

  • Blandy C.W. Georgia at the Crossroads/Conflict Studies Research Centre. Defence Academy of the United Kingdom, 2003.
  • Group of Friends of Secretary-General Review Georgia-Abkhaz Peace Process . URL: http://www.un.org/press/en/2004/sgsm9646.doc.htm (дата обращения: 23.03.2016).
  • Blandy C.W. Provocation, Deception, Entrapment: The Russo-Georgian Five Day War/Advanced Research and Assessment Group. Defence Academy of the United Kingdom, 2009.
  • Security Council Holds Third Emergency Meeting as South Ossetia Conflict Intensifies, Expands to Other Parts of Georgia . 2008. URL: http://www.un.org/press/en/2008/sc9419.doc.htm (дата обращения: 23.03.2016).
  • Halbach U. Ungelöste Regionalkonflikte im Südkaukasus . Berlin, 2010. URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/studien/2010_S08_hlb_ks.pdf (дата обращения: 23.03.2016).
  • Statement by Angela Merkel, Federal Chancellor of Germany, at the 2010 OSCE Summit . URL: http://www.osce.org/cio/73899?download=true (дата обращения: 23.03.2016).
  • Antwort der Bundesregierung auf die kleine Anfrage der Abgeordneten Viola von Cramon-Taubadel, Tom Koenigs, Marieluise Beck (Bremen), weiterer Abgeordneter und der Fraktion Bündnis 90/Die Grünen. Zusammenarbeit mit Georgien //Deutscher Bundestag. 2010. URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/030/1703001.pdf (дата обращения: 23.03.2016).
  • Sapir J. La guerre d'Ossétie du Sud et ses conséquences//Réflexions sur une crise du XXI siècle. Paris, 2008.
  • Jafalian A. Caucase du sud: vers une «nouvelle guerre froide»?//Annuaire Français de Relations Internationales. 2009. Vol. X.
  • Ein sehr fragiler Waffenstillstand -Bundesaußenminister Steinmeier im Interview zu Georgien mit der Welt am Sonntag//Auswärtiges Amt. 2008.
  • French Ambassador visits Abkhazia . 2005. URL: http://www.justicefornorthcaucasus.com/jfnc_mes-sage_boards/abkhazia.php?title=french-ambassador-visits-abkhazia&entry_id=1116918060&comments=comments (дата обращения: 23.03.2016)
  • Ambassadeur français Philippe Lefort visite Abkhazie/Ambassade de France à Tbilissi. 2005
Еще
Статья научная