Современные коммуникации и информационная гигиена: социально-технологический аспект
Автор: Петренко-Лысак Алла Александровна
Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal
Рубрика: Креативные технологиии в кросс-культурной коммуникации
Статья в выпуске: 1 (1), 2011 года.
Бесплатный доступ
Тип общества определяет надиндивидуальную реальность, имеющую характер некоего социокультурного поля, подпитывающего социального субъекта определенными жизненными стратегиями и практиками. Тип общества описывает пространство не только возможностей, но и желаний социальных субъектов, живущих в структурах, которые, с одной стороны, их ограничивают, а с другой - порождают желания и предоставляют возможности для их реализации. Характер общества определяется доминирующими в нем социальными институтами, одним из которых является массовая коммуникация и ее главный конструкт - информация.
Тип общества, коммуникация, информация, культура, инновации
Короткий адрес: https://sciup.org/14238898
IDR: 14238898
Текст научной статьи Современные коммуникации и информационная гигиена: социально-технологический аспект
Тип современного общества, то ли того, к которому одни общества стремятся, а другие ищут способы справиться с его сложностями – это «информационное общество» (information society) или скорее информатизированное общество (informational society. Концепцию именно «информатизированного общества» детально представил Жан-Жак Серван-Шрайберг в книге «Всемирный вызов» [1]. Субъекты «информатизированного общества», как правило, решают все наболевшие проблемы путем широкого применения прогрессивной техники. В определенной степени можно сказать, что любое общество можно обозначить как информационное, но не как информатизированное. Ведь общение, коммуникация суть не только формирующие элементы социального, но и один из ключевых и давних социальных институтов. Принципиально, доступ к информации может совершаться и без посредничества средств техники и массовой информации-коммуникации, которые мы привыкли видеть сегодня. Но сам доступ к современной общественной сфере, к тому, что Ю. Хабермас назвал public sphere [3] – публичной сре-дой/сферой – без современных средств массовой информации и коммуникации достаточно проблематичен и скуден. Средства массовой коммуникации и информации остаются важным, если не главным инструментом формирования гражданской или общественной мысли, ее развития, они устанавливают, так сказать, повестку дня – социальную, общественную и культурную – будучи важным фактором публичности, который сохраняется, несмотря на мозаичную атомизацию современного коммуникативного пространства. «Общественная сфера» представляет собой то публичное пространство между экономикой и государством, где формируются общественные мысли и общественные наблюдения (если можно сказать, то и надсмотр) за деятельностью публичных субъектов. «Общественная среда» есть поле, в котором присутствует доступ к социально значимой информации, достаточной для рационального дискурса и поиска социального согласия относительно социальных норм.
Целью данной статьи является попытка очертить социотехнологические основы понимания и оценки социальными субъектами современных кибервир-туальных коммуникаций, характеризующихся проявлениями информационного шума, в условиях которого субъектам, как потребителям, следует развивать навыки информационной самозащиты (информационной гигиены).
Сегодня информация понимается как самостоятельный компонент Вселенной в одном порядке с материей, веществом и энергией. В разнообразных теоретических моделях, в зависимости от подхода, информация возникает в том или ином аспекте: как знание, как функция управления, как мера порядка, как мера новизны, как коммуникация и связь и т.п. Хотя для рядового социального субъекта, как потребителя, информация понимается в своем первоначальном историческом значении – как совокупность сообщений, сведений и знаний. Глобальные компьютерные сети и мобильная телефония (как материальные ретрансляторы информации) помогают и нередко позволяют решать немалый перечень задач: от заказа транспортного билета до участия в кибервиртуальных переговорах, от получения справок до дистанционного образования, от просмотра новостей и видео до создания баз данных. Новые информационные технологии изменили систему финансовых расчетов (электронные деньги), государственного и регионального планирования, невероятно расширили возможности общения и создали новую индустрию досуга и развлечений. В конце концов, изменился социальный статус информации. Теперь это один из главных ресурсов для существования и развития общества; ресурс, который размещают рядом с энергоносителями или воздушноводными ресурсами государств. Формируется новая субкультура – культура информации, нормы и ценности которой утверждают новейший социальный статус информации. Зарождается новейшая, информатизированная по своей природе цивилизация с актуальным как никогда тезисом: «тот, кто владеет информацией, правит миром». В такой ситуации появляется спрос на необходимую (а не на саму по себе!) информацию, и она превращается в один из ценнейших ресурсов, который стремятся контролировать государственные субъекты, частные корпорации или отдельные лица, формируя разнообразные ограничения на доступ к важной, ценной, с их точки зрения, информа- ции, а заинтересованные в ней лица стремятся любой ценой получить эту информацию.
Существенной особенностью современных социально-коммуникативных процессов является устойчивый рост масштабов использования информации совместно с расширением возможностей новейших информационных технологий в жизни общества. Особую роль в этом процессе играют глобальная сеть Интернет и мобильная телефония, которые активно используются в социально-политической, культурной, экономической и частной жизни в качестве специфических интерактивных средств массовой информации и коммуникации. Говоря о последствиях использования субъектами ин-формационного/информатизированного общества новейших средств массовой информации и коммуникации, следует заметить особую функциональную нагрузку и конструктивную роль сервисов отдаленной связи. Современные коммуникации не являются пространственно зависимыми от физической географии, пределом движения информации может стать либо техническая недоработка или отсутствие технологии, либо сознательная практика ограничения доступа (причем для отдельных групп лиц).
Несомненно, что человек или социальная группа, как социальные субъекты, для реализации своего социального потенциала в обществе требуют постоянного притока информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой действует социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности в условиях современного мира. На социальных субъектов влияет не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой, но и его качество, количество, объем, содержание и структура информации, которая поступает в его пространство и постигается. Необходимую информацию социальный субъект получает из непосредственного практического опыта, общения, а также из разнообразных источников информации (Интернет, книги, радио, телевидение, пресса, иные источники знаково-символического характера). Субъект таким образом определяет себя как потребителя информации. Где информация являет собой особый тип социального продукта.
Тема социальной коммуникации, ее роли и значения для человека стала предметом исследований Г. Лассуела, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Д. Белла, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, М. Кастельса, Б. Бернстайна, З. Бжезинского, Т. Шибутани, Н. Винера, Ю. Хабермаса, Т. Дридзе и многих других. Выбранный нами формат не требует глубинного анализа и обращения к специфике и особенностям тех или иных моделей объяснений социальной информации и коммуникации. Нам достаточно сделать акцент на социальной важности и значимости информации как таковой в условиях трансформации средств трансляции и способов ее потребления.
Одним из современных социальных институтов, который определяет тип современного общества, является потребление, отсюда и выделение особого подтипа общества – общества потребления (consumer society) (термин, введенный Э. Фроммом [2]), в котором совокупность общественных отношений организована на основе принципа индивидуального потребления. В основе современной культуры потребления лежит новая экономическая и информационная реальность. Составной частью современной культуры потребления является культурная экспансия со стороны стран так называемого информационного авангарда (Европы и Северной Америки), существование которой обеспечивает глобальная система средств массовой информации и коммуникации и свободный товарообмен. Глобальные средства массовой информации и коммуникации, будучи носителями новейших социальных норм и ценностей потребления, активно принимают участие в формировании новой системы потребительских ценностей. Потребление как предмет исследования социологии представлено в работах Н. Маккендрика, Дж. Брюера, Дж. Пламба, Ж. Бодрийяра, В. Ильина, В. Тарасенко, Э. Тоффлера и др. Однако здесь не будем останавливаться на потреблении как социальном феномене или типе поведения, нам достаточно самой характеристики особого типа поведения, а именно – потребительского отношения к информации, определяемого (субъективной или объективной) потребностью социального субъекта в информации.
Факт владения и потребления информации несомненно значим в принятии любого важного решения. Нередко для этого необходимо учитывать немало разнообразнейших факторов и принимать во внимание значительное количество фактов. Их поиск, сбор, отбор и использование ( читай , потребление ) возникают как отдельная задача и нередко превращаются в проблему, связанную с дезориентацией в информационных потоках, которые обретают формат «информационного шума» – множественности поступающей информации, по большей части, нерелевантной. Отфильтровывать же объемы поступающей информации достаточно сложно без соответствующих навыков или технологических приемов. Продажа информации стала бизнесом, а потому всяческие ее источники конкурируют за внимание к себе, предлагая разнообразнейшими способами свой продукт. Таким образом, источники информации решают свои задачи, которые не всегда совпадают с задачами потребителя или заказчика, желающего просто быстро и по возможности дешево найти именно то, что ему необходимо. Блуждание по информационным сетям становится почти ежедневной практикой современного потребителя информации, который под влиянием информационного шума нередко нуждается в достаточной сноровке его подавления.
Потребление информации включает в себя следующие этапы:
– получение информации;
-
– анализ информации;
-
– сопоставление полученной информации с той, что имеется во внутреннем банке информации и с внешними, свободными в доступе банками информации;
-
– оценка информации с позиции стратегии индивидуальных или кол-
- лективных целей, а при необходимости – привлечение оценки экспертов;
-
– разработка решения и планирование необходимых действий, связанных с полученной информацией;
-
– выполнение действий, связанных с полученной информацией;
-
– контроль за выполнением действий, связанных с полученной информацией;
-
– корректирование действий, связанных с полученной информацией.
Современный субъект нередко направляется за информацией, необходимой для решения проблемы, в сеть Интернет и сталкивается с необходимостью умелого, ловкого поиска действительно необходимой информации, то есть релевантной, качественной и ценной. Для обеспечения эффективного поиска как минимум следует знать структуру размещения информации в Интернете (что такое каталоги, корпоративные сайты, информационные порталы и т.п. и как они устроены), следует знать основные поисковые серверы, их возможности и специфику, уметь составлять «правильные» запросы, понимать правила размещения информации на сайтах, правила свободного и платного доступа. Тем не менее, информацию следует не только искать и потреблять, ее необходимо уметь обрабатывать, анализировать и строить заключения. Правило «введение данных – обработка» справедливо как для информации, которая поступает в память компьютеру, так и к памяти человека.
Одной из главных особенностей нашего времени – постоянное возрастание темпов производства информации (закон экспоненциального роста информации). Кроме механического увеличения объемов информации к масштабам, которые делают невозможным ее непосредственную обработку и перегружают потребителя, эта ситуация вызывает целый ряд специфических проблем, связанных с быстрым развитием самих информационных технологий. Количество публикаций, которые тиражируются в сети Интернет во всем мире, превышает 1 000 000 в сутки; сверхмощные сетевые интеграторы новостей обрабатывают ежесуточно десятки тысяч сообщений. Ситуация стремительного роста темпов производства информации породила ряд проблем: непропорциональное возрастание «информационного шума» в силу слабой структурированности информации; появление паразитной информации (незапрошенной, получаемой в качестве несанкционированных «дополнений» к электронной переписке); несоответствие формально релевантной (уместной, востребованной, ключевой) информации соответственно существующим потребностям; многократное дублирование информации (одно и то же, но в разных источниках).
Развитие сети Интернет, распространение каналов мобильной телефонии привели к тому, что одной из основных проблем потребителей стало постоянное излишество информации. Поэтому в отношении заслуживающего внимания автора-распространителя и потребителя информации должны быть социально-технологические правила, направленные как на распространение, так и на потребление информации. Среди них запрещенными для распро- странителя являются: 1) массовая рассылка сообщений путем электронной почты и других средств персонального обмена информацией (в том числе мобильной телефонии), кроме случаев инициативы получателей; 2) отправка электронной корреспонденции и других сообщений, которые содержат вложенные файлы и/или имеют значительный объем, без предварительного соглашения получателя; 3) рассылка (кроме как по прямой инициативе получателя): электронных писем и других сообщений (в том числе единичных) рекламного, коммерческого или агитационного характера; писем и сообщений, которые содержат грубые и обидные выражения и предложения; рассылка сообщений, которые содержат просьбы переслать данное сообщение (chain letters) другим доступным потребителям; 4) использование безличных («ролевых») адресов иначе, как по их прямым назначениям, установленным собственником адреса и/или стандартом; 5) размещение в любой электронной телеконференции (группах новостей, форумах, чатах и т.п.) сообщений, которые не отвечают тематике данной конференции (off-topic); размещение в телеконференции сообщений рекламного, коммерческого или агитационного характера, кроме случаев, если такие сообщения явным образом разрешенны правилами данной телеконференции или их размещение предварительно было согласовано с собственниками, модераторами или администраторами данной телеконференции; размещение в любой телеконференции материалов, которые содержат прикрепленные файлы, кроме случаев, если данное действие было согласовано; 6) рассылка информации потребителям, которые ранее высказали нежелание получать определенную информацию, информацию определенной категории или от определенного отправителя; 7) использование собственных или предоставленных информационных ресурсов (почтовых ящиков, адресов электронной почты, страниц сайтов и т.п.) в качестве контактных координат при осуществлении коммуникативных действий, независимо от того, из какой точки сети были осуществлены эти действия; 8) осуществление деятельности по технической поддержке и обеспечении рассылки спама (spam support service), как-то: целенаправленного сканирования содержания информационных ресурсов с целью сбора адресов электронной почты и других служб доставки сообщений; распространение программного обеспечения для рассылки спама; создания, верификации, поддержки или распространения баз данных адресов электронной почты или других служб доставки сообщений (за исключением случаев, если собственники всех адресов, включенных в определенную базу данных, явным образом высказали свое согласие на внесение адресов в конкретную базу данных (открытая публикация адреса таким согласием считаться не может). Указанные технологические установки касаются прежде всего распространителей информации, тогда как потребитель обязан знать, что они существуют и следует защищать свое информационное пространство от посягательств нарушителей.
Способами же самозащиты потребителя информации могут быть: 1) возможность отвергнуть или воспринять крайне скептическую информацию, которая не содержит явно выраженной ссылки на первоисточник, содержащий механизмы манипулирования, или информацию распространенную через недостоверные источники; 2) в случае релевантности информации, но если она провоцирует изменение в поведении субъекта, способах мышления или стиля жизни, то следует обратится к поиску информации посредством других поисковых источников, проследить способы ее распространения, изучить альтернативные мнения (но относиться к ним с достаточным скепсисом), подумать, кому может быть выгодным распространение данной информации; 3) при желании поделиться данной информацией с другими социальными субъектами то следует попробовать оценить достоверность информации, дополнить ее ссылками по теме или на источник информации и, главное, отделять собственную мысль от той информации, которая найдена.
Таким образом, размышляя о современном мире, живущем в информа-ционную/информатизированную эпоху массового потребления мы обязаны не только владеть информацией, но и быть ответственными за распространяемые действия, уметь информацией не только пользоваться, но и уметь ее искать, фильтровать и применять. Во-первых, возникает потребность формирования соответствующей системы безопасности технического и технологического характера, а также знаний и умений отличать социально опасную от безопасной информации для психоэмоционального здоровья индивида. Во-вторых, распространение информации нуждается в соблюдении правил этики, а потребление информации нуждается в воспитании вкуса потребителя. Рецепторы восприятия информации следует тренировать; и нередко потребление информации требует особого воздержания. Сегодня в мире на потребителя выходят миллионы информационных сообщений; стремление читать, по возможности знакомиться с большим количеством информации может привести к своего рода «информационной обжорливости» – непомерного и жадного потребления информации. Борьба же с «информационной обжорливостью» предусматривает не столько волевое подавление позыва к чрезмерному потреблению информации, сколько оценка его истинного места в социальном и индивидуальном жизненном пространстве субъекта. Необходимо формировать привычки и навыки информационной гигиены – стратегии и тактики поведения субъекта, руководствующегося осознанием влияния информационной среды на собственное сознание, а также совокупности практических способов, обеспечивающих сохранение психоэмоционального здоровья субъекта как потребителя информации.
Список литературы Современные коммуникации и информационная гигиена: социально-технологический аспект
- Серван-Шрайбер Ж.-Ж. Всемирный вызов. -М.: Прогресс, 1981. -378 с.
- Фромм Э. Иметь или быть/пер. Н. Войскунскойи др. -М.: АСТ, 2000 [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/fromm02/.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие/пер. с нем.; под ред. Д.В. Скляднева; послесл. Б.В. Маркова. -СПб.: Наука, 2000. -380 с.