Современные представления о полевых структурах в языке

Автор: Буйленко Ирина Викторовна

Журнал: Грани познания @grani-vspu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 1 (21), 2013 года.

Бесплатный доступ

Излагаются основы теории полевых структур в языке, отмечаются основные характеристики поля, а также классификации поля. Большое внимание уделяется теории семантического поля и основному показателю полевых структур.

Полевые структуры, ядро, периферия, ядерные семы, периферийные семы, лексическое значение слова

Короткий адрес: https://sciup.org/14821873

IDR: 14821873

Текст научной статьи Современные представления о полевых структурах в языке

Системные отношения в лексике являются одним из наиболее важных вопросов, рассматриваемых в современном языкознании. Как известно, полевой подход был намечен И. Триром и Г. Ипсеном в трудах 1920-х гг. [12, с. 36]. В современном языкознании он получил широкое распространение. Как отмечает И. А. Стернин, полевой подход «распространился на широкий круг явлений – лексические группы или парадигмы, парадигматические поля…, синтаксические поля…, грамматические поля…, грамматико-лексические поля…, функционально-семантические поля… и др.» [12, с. 36]. Теория поля широко используется в таких областях науки, как морфология, грамматика, фонология [6, с. 17]. Поля рассматриваются как системные образования, которые обладают не только собственной спецификой, но и связями и отношениями, свойственными любой системе [10, с. 4].

Основные характеристики поля следующие:

  • 1)    поле – это набор имеющих семантическую общность, выполняющих в языке единую функцию и связанных между собой системными отношениями элементов;

  • 2)    поле включает как однородные, так и разнородные элементы;

  • 3)    поле составляют микрополя, число которых должно быть не меньше двух;

  • 4)    организация поля может быть и вертикальной, и горизонтальной;

  • 5)    в поле выделяются ядро и периферия, причем граница между ними нечеткая, размытая; ядро и периферия характеризуются специфическими чертами и выполняют свойственные им функции;

  • 6)    компоненты поля могут относиться к ядру одного поля и в то же время к периферии другого поля (полей); разные поля частично пересекаются, при этом образуются зоны постепенных переходов [12, с. 38–39].

Все лингвисты отмечают в полевых структурах наличие ядра и периферии с присущими каждой из них особенностями: «…Универсальной структурой лексико-семантической системы признается поле, то есть организация, которая предполагает наличие ядра, периферии и переходной зоны между ними» [7, с. 6]. В языкознании существует несколько классификаций поля. Во-первых, поля делят на первичные, или основные, и вторичные, или дополнительные. Лексические объединения предметно-понятийного типа относятся к первичным полям, а объединения эмоциональной, разговорной и другой лексики – к вторичным [10, с. 6]. Эти поля взаимодействуют. Поля делятся на семантические, лексико-семантические, функционально-семантические, морфосемантические, ассоциативные, грамматические, грамматико-лексические, синтагматические и синтаксические. Охарактеризуем некоторые из них, наиболее важные для нас.

Выделяется два подхода к теории семантического поля. И. Трир считается основоположником нелингвистического (экстралингвистического) подхода, характеризующегося наличием номинативных полей и различного рода тематических и терминологических группировок [15, с. 98]. Согласно лингвистическому подходу, семантическое поле – это совокупность слов, «находящихся в свободных связях по линии их лексического значения в тот или иной исторический период» [4, с. 90]. Для семантического поля характерны наличие интегрального семантического признака, который объединяет все единицы поля и выражен в архилексеме, системные связи слов и отдельных значений, взаимозависимость и взаимоопределяемость лексических единиц, относительная автономность поля, непрерывность смыслового пространства, обозримость и психологическая реальность для среднестатистического носителя языка [8, с. 381]. Семантическое поле более высокого уровня (в зависимости от сем разной степени обобщения) получило название семантического макрополя, или гиперполя [9, с. 89–90].

Классификация функционально-семантических полей (ФСП) разработана А. В. Бондарко в ряде работ. Ученый считает ФСП «системой разноуровневых средств данного языка (морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, а также комбинированных – лексико-синтаксических и т.п.), объединенных на основе общности и взаимодействия их семантических функций» [3, с. 21–22]. Исследователь в рамках ФСП выделяет два основных структурных типа:

  • 1)    моноцентрические (т.е. сильно центрированные) поля с четко выраженной доминантой;

  • 2)    полицентрические (т.е. слабо центрированные) поля, которые базируются на совокупности различных средств, не образующих единой гомогенной системы.

В рамках второго типа выделяются следующие подтипы:

  • а)    поля «рассеянной», диффузной структуры, со множеством компонентов (при этом граница между ядром и периферией выражена слабо);

  • б)    поля компактной полицентрической структуры, с явно выраженными центрами (Там же, с. 61–62).

  • В.    Бёк предлагает другую классификацию ФСП на основе рассмотрения семантических функций, основных понятий плана содержания функционально-семантических полей.

  • 1.    Предикативные ФСП модальности, темпоральности, персональности, являющихся составными частями предикативности.

  • 2.    Номинативные, или субстанциальные, поля, семантические функции которых имеют своим содержанием определенный факт действительности и выводятся из структурно-семантических типов предложения.

  • 3.    Семантические функции третьего типа представляют собой группу интенциальных семантических функций, которые выводятся и из коммуникативных, и из структурно-семантических типов предложения.

  • 4.    «Обстоятельственные». Данные ФСП с обстоятельственным ядром опираются на части простого и сложного предложений.

  • 5.    «Служебные» ФСП. Их семантические функции выводятся из свойств отдельных частей речи (аспектуальность, нумеральность и т.д.). Свойства данных полей не призваны обозначать главное содержание высказывания [2, с. 24–25].

На наш взгляд, классификация, предложенная А. В. Бондарко, имеет более общий характер, а классификация В. Бёка – частный. Оба подхода существенны для теории ФСП, хотя, как нам кажется, положения В. Бёка в основном дополняют классификацию А. В. Бондарко.

В современной научной литературе лексико-семантическое поле (ЛСП) рассматривается как способ существования лексических средств с общими инвариантными свойствами [14, с. 19]. На основании этого Н. А. Шехтман и С. В. Добрынин указывают на то, что в ЛСП входят слова, значения которых представляют собой определенный участок семантического пространства. В результате данные слова оказываются связанными по значению [13, с. 93]. В основе ЛСП лежат внеязыковые связи денотатов, элементы данного поля не могут заменять друг друга. Идентификатор ЛСП – словосочетание, не входящее в поле. ЛСП выделяется по одной общей семе и объединяет слова одной части речи [10, с. 33].

Как отмечают З. Д. Попова, И. А. Стернин и Е. И. Беляева, полевой структурой является также такое чисто семантическое явление, как семема (Там же, с. 8). Лексическое значение слова – это система сем (микрокомпонентов), образующих семему. В структуре значения выделяются макрокомпоненты (денотативный, коннотативный и др.); некоторые макрокомпоненты имеют полевую структуру. В значении слова имеются ядерные и периферийные семантические компоненты, которые отличаются по ряду признаков: существенность / несущественность, яркость, частотность, постоянство / непостоянство.

Ядерные семы противопоставляют значение другим значениям в системе языка, периферийные семы дополняют ядро. Ядерные семы отражают постоянный, обязательный, неустранимый признак предмета. Если отсутствует хотя бы один из ядерных признаков, то сема переходит в разряд периферийных. В ближнюю периферию входят семы, у которых отсутствует один из ядерных признаков, данные семы имеют большую яркость и являются сильновероятностными. К дальней периферии относятся слабовероятностные, скрытые и эксклюзивные негативные семы [12, с. 82–83]. Граница между ядерными и периферийными семами является нечеткой, размытой. Ядерные семы в одном значении могут быть периферийными в другом.

Таким образом, нельзя не согласиться с утверждением З. Д. Поповой, И. А. Стернина и Е. И. Беляевой о том, что термин поле означает не какую-либо группировку, а принцип организации единиц языка. «…Полевая модель утверждает представление о языке как системе подсистем, между которыми происходит взаимодействие и взаимопроникновение» [10, с. 7]. Итак, основным показателем полевых структур является наличие центра и периферии.

Анализ точек зрения относительно проблемы определения терминов центр и периферия свидетельствует о том, что их используют в основном при обозначении тех частей объектов, которые соотносятся как системное и асистемное, регулярное, главное и факультативное, но что такая идеализация «системного» центра в противоположность «хаотической» периферии должна быть преодолена в результате рассмотрения центральных и периферийных зон в качестве равноправных [11, с. 39–40]. В. М. Живов и Б. А. Успенский говорят о системности периферии, которая проявляется в двух разных аспектах: 1) «периферия организует себя как зеркальное отражение центра»; 2) отдельные аномальные явления характеризуют всю периферию определенного языка в целом или несколько периферийных классов, тем самым позволяя рассматривать периферийные элементы безотносительно к центру [5, с. 28–29].

В исследованиях, посвященных концепции поля, обычно используются понятия «центр» и «периферия», причем термины ядро и центр чаще всего рассматриваются как взаимозаменяемые. Л. Д. Андреева в работе «Концепция языкового поля в свете доминантного анализа» разводит эти понятия: при метаязыковом описании понятия «центр» и «ядро» состоят в отношении объемлющего и объемлемо-го. Центральная часть поля представляет собой сложную организацию и состоит из ядра и околоядер-ного пространства [1, с. 5].

Объем периферии любой полевой структуры значительно превышает количество единиц, относящихся к центру, однако в силу низкой частотности периферийных конституентов по числу словоупотреблений в текстах центр и периферия семантического поля сближаются. Центр имеет значительную диахроническую глубину, ядерные конституенты редко изменяют свой статус, употребляясь в языке в течение многих веков. Периферия последовательно синхронична, она подвергается экстралингвисти-ческому воздействию и непрерывно изменяется, пополняясь благодаря переходу потенциальных слов в окказиональные, заимствования, семантического развития лексем и сокращаясь в ходе архаизации, упрощении семантической структуры слова, при утрате единиц.

Список литературы Современные представления о полевых структурах в языке

  • Андреева Л. Д. Концепция языкового поля в свете доминантного анализа//Лингвистические исследования -1986. Социальное и системное на различных уровнях языка: сб. науч. тр. М., 1986. С. 3-10.
  • Бёк В. Классификация семантических функций и комплексов языковых средств//Исследования по семантике. Уфа: Изд-во Башкир. ун-та, 1989. С. 23-32.
  • Бондарко А. В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1984.
  • Долгих Н. Г. Теория семантического поля на современном этапе развития семасиологии//Филол. науки. 1973. № 1. С. 89-98.
  • Живов В. М., Успенский Б. А. центр и периферия в языке в свете языковых универсалий//Вопр. языкознания. 1973. № 5. С. 24-35.
  • Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976.
  • Козельская Н. А. Лексико-семантическая группа глаголов изменения функционального состояния в современном русском языке (к проблеме формирования): афтореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984.
  • Лингвистический энциклопедический словарь/гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990.
  • Меркулова Е. М. Структура семантического гиперполя характерологических прилагательных//Семантико-функциональные поля в лексике и грамматике: межвуз. сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1990. С. 87-96.
  • Полевые структуры в системе языка/науч. ред. З. Д. Попова. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989.
  • Рудяков А. Н. Понятийный аппарат семантики лексических групп//Исследования по семантике. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1989. С. 38-46.
  • Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985.
  • Шехтман Н. А., Добрынин С. В. Соотношение стандартных и нестандартных языковых средств в семантическом континууме//Слово в словаре, семантическом континууме и тексте: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1990. С. 92-108.
  • Щур У. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974.
  • Яцкина В. И. О некоторых подходах к теории семантического поля//Функционирование языковых единиц в контексте. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1978. С. 97-102.
Еще
Статья научная