Современные проблемы обучения изобразительной деятельности

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/170175113

IDR: 170175113

Текст статьи Современные проблемы обучения изобразительной деятельности

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современных быстро меняющихся условиях жизни изобразительное искусство постепенно отодвигается на второй план. Причин в этом процессе достаточно много, одной из которых является изменение приоритетов в научно-техническую и экономическую сторону. Но в данной статье мне хочется написать о другой, на мой взгляд, очень серьезной причине, заключающейся в обучении специалистов изобразительного искусства.

Современный специалист сферы профессий «человек - художественный образ» должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, в то же время быть самостоятельным в действиях, инициативным, уметь моделировать, конструировать и новаторски, на системном уровне организации, подходить к проблемам профессиональной деятельности. Но существующее в настоящий момент обучение изобразительной деятельности во многих случаях не несет конструктивной направленности, а в некоторых случаях понимание ее сущности просто искривлено. На мой взгляд, художники по способам понимания действительности несколько отстают от времени, поэтому это время не принимает многих из них.

Раскрывая столь сложную и серьезную проблему обучения будущих специалистов изобразительного искусства, отсылаю читателя к данным истории, а именно к выдержкам из книги Н.Н. Ростовцева «История методов обучения рисованию».

Своеобразным научно-методическим центром, начиная с 1901 г., был «Художественно-педагогический журнал». В нем обсуждались вопросы научного и эстетического обучения и воспитания учащихся. Так, в 1921 г. возникла идея объединения натурализма, кубизма и футуризма в одно целое. Академический (конструктивный) рисунок как самостоятельный вид учебной работы потерял свое значение. Основным методом обучения стал метод «свободного воспитания», направленный на сохранение свободы творческой индивидуальности ученика без давления на него со стороны педагога. Педагог становился пассивным наблюдателем за действиями учащихся, что поддерживалось нерадивыми преподавателями.

Разработанные К.С. Петровым-Водкиным программы привели обучение изобразительному искусству к абстракции и схематизму. Такое направление обучения было в русле импрессионизма и всячески поддерживалось интеллигенцией того времени. В те времена писали, что детский рисунок наивный, изобилует грубыми ошибками, но в этом его непосредственность и привлекательность. Пусть ребята рисуют вкривь и вкось, главное, чтобы их рисунок передавал какое-либо настроение. Теория «свободного воспитания» не имела научного обоснования. Н.К. Крупская в своих работах вскрывала ее антинаучность и порочность. Она писала: «Человек в одиночку может развиваться до очень незначительного предела, его опыт должен быть оплодотворен опытом других».

Однако детей в течение многих лет искусственно калечили, прививая им стремление к общей цельности изображения, основанной на интуиции, состоящей из нерасчленен-ных актов познания. Такая деятельность под силу только профессионалу, имеющему значительный опыт деятельности, а не начинающему ученику.

Калина Наталья Дмитриевна — кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

В 1932 г. вышел ряд постановлений ЦК партии об изменении направления изобразительного искусства, о необходимости усиления обучающего и познавательного характера, сущность которого - познание части в составе целого. Деятельность формалистов в образовании сурово осудили. К педагогической деятельности были привлечены выдающиеся мастера реалистического искусства - Д.Н. Кардовский, И.И. Бродский, К. Ф. Юон, А.П. Остроумова-Лебедева, В.Н. Яковлев и многие др.

Д.Н. Кардовский в то время писал, что рисующий должен уметь видеть и понимать конструктивную сущность изображаемых им предметов. Рисование с натуры должно быть не копированием контура, а аналитическим конструированием. Сложную фигуру необходимо рассматривать как комплекс геометрических форм, пересекающихся между собой по определенным законам, которые и нужно изучать.

Однако многие положения теории «свободного воспитания» закрепились надолго, особенно в художественных школах. В течение всего последующего времени выдающиеся художники-педагоги боролись с негативами, которые устойчиво закрепились в процессе обучения и не давали раскрыться истинному творческому потенциалу молодежи.

В 1954 г. известный педагог Е.И. Игнатьев писал, что обучение по теории «свободного воспитания» привело к освобождению учителя от руководства обучением и тем самым к безграмотному рисованию учащихся. Постепенно снизились требования к квалификации учителей, так как подобные уроки способен вести любой учитель, даже совершенно несведущий в рисовании, а тем более в теории и методике рисования.

Что же происходит в сфере обучения изобразительной деятельности в наши дни? Учителя школ и зачастую педагоги вузов не рассматривают всю систему подготовки человека по предмету, они редко анализируют состав и содержание всего учебного материала, а организуют учебную деятельность обучаемых эпизодически и фрагментарно. Это говорит о том, что учителя не ставят целей, чему необходимо научить на сегодняшнем занятии, они также не обдумывают, какой вклад сегодняшний урок внесет в целостный процесс обучения, т. е. в общую цель - развития изобразительных умений. Цель задает специфику, например: развитие конструктивно-графических или декоративных умений. Если нет цели, значит, нет и знаний, которые должны даваться на занятии. Ребята просто порисовали и на чей-то субъективный взгляд сделали красивенькие работы. Но если смотреть объективно, то эти работы кривые и косые, как и в «свободном воспитании»: именно там и перестали ставить цели обучения. Цель занятия - это то содержание деятельности, которое должно быть прибавлено к индивидуальному опыту учащегося и осознанно им усвоено.

На основе отсутствия целенаправленных действий отсутствуют и методы обучения. Обучаемые проводят много случайных л иний , потом некоторые из них убирают, оставив только те, которые понравились, без всякого на то критерия. Так, методом проб и ошибок, манипулированием формами они добиваются некоторого изображения, при этом многие учителя считают, что учащиеся развивают интуицию. Об осознанном проведении линий здесь говорить просто не приходится. Что касается теории обучения, то в ней наблюдается спутанность чувственного восприятия с познанием. Непосредственное восприятие относится к первому и к более низкому уровню усвоения, так как оно не осознается. Человек зрительно схватывает предметную ситуацию и на основе зрительной памяти воспроизводит ее конкретные признаки. Познание же является более высоким уровнем усвоения, изучает понятия, содержание которых направлено на пр инц ипы, закономерности и правила деятельности, последовательно изучаемые в учебном процессе.

Так как не ставится четкая цель деятельности, учащиеся не конструируют форму объекта, а изображают объект как иллюстрацию, при этом задания часто не соответствуют индивидуальным возможностям обучаемых, что приводит к искривлению формы изображаемого объекта, при этом часто к разочарованию или к неадекватной самооценке. То и другое являются негативными факторами обучения. Сегодня - в одну сторону искривление, завтра - в другую, сегодня одна часть изображения больше другой, в следующей работе ситуация меняется. С объективной точки зрения, обучаемый не владеет пропорциями, не понимает закономерностей перспективы и т. д. Но учителя находят в этом привлекательность и оригинальность. А дело, в общем-то, в том, что ребята просто не осознают того, что они делают, в большинстве своем их работы выполняются по случайному критерию.

Если смотреть с психологической точки зрения на эту проблему, то она настолько серьезна, что многие учителя и не предполагают. Учащемуся долго смотреть на свою кривую работу просто вредно, так как она формирует такой же кривой образ, который запечатлеется в памяти и непроизвольно участвует в дальнейшей изобразительной деятельности, что приводит к негативным явлениям в развитии умений. При этом учителя часто делают необоснованные выводы, что у обучаемых нет способностей. Хотя уже давно доказано, что при использовании познавательной методики обучения все дети могут овладеть основами изобразительного искусства. Этот же фактор свидетельствует о том, что в подростковом возрасте, как правило, исчерпывается потенциал подобной деятельности, появляется желание как-то утвердить себя, начать изображать сложные объекты, но ребята просто перестают развиваться. Они не могут преодолеть барьеры неумения.

Как отмечает психолог и педагог В. А. Якунин: обучение состоит в том, что познавательная деятельность учащихся осуществляется под непосредственным руководством педагога. По мере деятельного развития личности степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должны сокращаться, а уровень их самостоятельности - возрастать.

В реальной практике обучения изобразительной деятельности не наблюдается должного руководства учителя познавательной деятельностью учащихся. Наши данные показывают, что обучаемые художественных школ большую часть учебного времени занимаются самодеятельно, основываясь на своих эмоционально-чувственных побуждениях, а не на знании. В настоящее время, так же как и в далекие времена, это называется «детским творчеством».

Процессы изобразительного творчества требуют от личности предельной мобилизации всех ее качеств и индивидуальных средств. Поэтому творчество требует определенной готовности учащегося, которая характеризует его со стороны уровня развития необходимых для деятельности качеств личности, также достаточности, прочности его знаний и умений. Творчество в целом строится новой комбинацией уже известных учащемуся действий, только некоторые аспекты деятельности достигаются по-новому: в связи с этим необходимо с начала накопить систему знаний, умений и навыков и только потом создавать что-либо новое.

Творческий рисунок создается на основе опыта, приобретенного ранее, его главная цель - создание новой объемно-пространственной модели и ее художественного образа. Главный вектор творческого рисунка направлен на самостоятельность мышления учащегося. Мышление, как известно, оперирует логическими связями. На основе каких рассуждений и понятий необходимо связывать одну точку с другой или одну линию с другой линией, каким образом построить целостную линейно-графическую модель, -все это вопросы, которые требуют объяснения со стороны педагога. Задача обучаемого -усвоить объяснение и перевести его во внутренний план действий, при этом сформировать определенный этап мышления. Самостоятельность творческого мышления обучаемого оперирует большим количеством знаний и умений комбинировать эти знания самым неожиданным образом.

Что касается практических умений, то они рассматриваются как сложные образования, включающие чувственные, рациональные, волевые, творческие и эмоциональные качества человека, так же его знания и навыки, обеспечивающие достижение поставленных целей в изменяющихся и новых условиях протекания деятельности. Главная особенность любого умения человека заключается в сознательном выполнении действий, в постановке цели, т. е. в планировании действий, в анализе условий выполнения цели, в рациональном подборе средств и способов контроля за успешным достижением цели.

Н.Н. Ростовцев отмечает, что рисунок является одновременно познавательным и творческим процессом. В нем происходит своеобразное соединение познания и озарения, разума и чувства, которые действуют как целостный единый процесс. Интуиция человека не входит в противоречие с рациональными и интеллектуальными знаниями и умениями, так как создает условия для формирования правильных выводов.

Многие педагогические деятели в области искусства определяют интуицию как способность человека внезапно с эмоциональной направленностью принимать на основе предшествующего опыта необходимые решения, без отчетливого осознания промежуточных звеньев этого процесса. Так как интуиция является способом отражения реальности, то способы ее развития у обучаемых лежат в единстве с рациональными способами познания и деятельности, потому как опытом деятельности человека становятся только те действия, которые были обработаны аналитически и логически, также приняли для человека понятную и устойчивую образную форму. Интуиция развивается по областям деятельности. В процессе рационального развития она приобретает необходимую специфику. В изобразительном искусстве интуиция оперирует образами. В процессе обучения у учащихся должны развиваться разнообразные образы и не только образы целостных идей, но и образы элементов, из которых эти идеи упорядочиваются, и действий, включающих технологию и технику изображения. Для того чтобы связать различные элементы в одно целое, необходимо выявить характеристики элементов - идеальную полноту характерных признаков модели. Эти действия познавательные и аналитические. Интуиция же помогает обучаемым в выборе основных и существенных характеристик, в поиске общих свойств, являющихся основой объединения познавательных данных в единый целостный образ. Этими рассуждениями мне хотелось подчеркнуть, что рациональное, аналитическое познание и интуиция в процессе изобразительного творчества взаимно дополняют друг друга. И если делать упор на развитие у учащихся познавательных умений, в процессе которых выполняются действия расчленения, анализа, выявления общих и различных признаков изображаемого объекта, то интуиция будет развиваться опосредованно, параллельно этому процессу, так как она его обслуживает. Непосредственно развивать интуицию в процессе обучения просто нельзя, так как она не поддается ни внешнему (со стороны педагога), ни внутреннему самоконтролю обучаемого.

Обучение - это непрерывный процесс относительно постоянных качественных изменений в действиях учащегося, которые являются результатом приобретенного им опыта, усвоение которого контролируется со стороны преподавателя. Любому делу люди учатся на основе собирательного многовекового опыта. Безусловно, у каждой деятельности своя специфика, которую необходимо учитывать при обучении.

Сейчас в художественных учебных заведениях используется в основном наблюдаемое обучение. Учащийся наблюдает за действиями педагога. Это косвенное получение опыта, а не прямое. Прямое обучение осуществляется в том случае, когда обучаемые самостоятельно на практике усваивают понятия, сформированные коллективным опытом деятельности. В таком обучении педагог должен не молча рисовать за учащегося, а доход- чиво объяснять понятия деятельности. Например, такое понятие, как «контраст», с помощью которого можно приблизить предмет и в отсутствии контраста отдалить его. Наглядно показывать необходимо методы выполнения, при этом объяснять правила переноса понятий в другие ситуации деятельности.

Учащиеся замечают только малую часть характеристик объекта, который они изображают с натуры. Процесс обучения должен быть направлен именно на то, чтобы увеличить у обучаемых возможности в распознаваемости признаков объекта. При этом педагог должен каждый урок ставить цель, что именно среди прочих изобразительных действий должно быть усвоено новое, то, что в данный момент обучения увеличит у учащихся качественную распознаваемость характеристик объекта.

Творчество начинается с субъективного нового, того, что является новым для данного человека в данный момент, а именно усвоение новых знаний, умений переносить известные знания и методы в новые условия, включать в свою деятельность новые средства, то есть усвоенные способы и приемы деятельности. Объективное творчество по созданию произведений, в которых выявлен новый стиль, техническая манера и другие качества новизны, чаще всего создаются не в стенах учебных заведений, а именитыми мастерами своего дела. Такому мастерству необходимо долго учиться.

Первой ступенью в обучении объективному творчеству в рисунке должна стать преобразовательная деятельность. Здесь учителю необходимо учить интерпретировать познавательно-аналитическую основу объекта, не ломая его конструкции, т. е. параметры пропорциональности и перспективы необходимо оставлять неизменными, изменять необходимо характерные признаки объекта, конкретно-натуралистические признаки можно изменять на геометрические или на декоративные. Путь такого обучения многообразен, поэтому подпитывает интерес обучаемых к изобразительному творчеству. Так, например, некоторые характерные признаки модели можно преувеличивать, при этом получается карикатурный образ, если эти же признаки идеализировать, то образ объекта приобретает идеальную форму. Главное в этой деятельности то, что она имеет объективные критерии и может контролироваться как самим учащимся, так и педагогом.

Преобразовательная деятельность всегда осознанная, формирует готовность обучаемых к рациональному управлению процессами, неподдающимися непосредственному наблюдению с натуры. Эта деятельность развивает у учащихся такие составляющие творчества, как самостоятельность мышления, динамичность представлений и интуицию.

Процесс формирования конструктивно-графических умений осуществляется в единстве чувственного и рационально-понятийного познания. Эта взаимосвязь в процессе обучения изменяет форму чувственного восприятия и представления, оно от неосознаваемого постепенно становится осознано-специализированным, на котором и основано профессиональное творчество художника.

Статья