Современные украинские конфликты: реалии и «важнейшие уроки»
Автор: Черкасова Т.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2-4 (11), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140107967
IDR: 140107967
Текст статьи Современные украинские конфликты: реалии и «важнейшие уроки»
Черкасова Т.В., д.с.н. профессор кафедра Социологии Уфимский государственный университет экономики и сервиса Россия, г. Уфа
СОВРЕМЕННЫЕ УКРАИНСКИЕ КОНФЛИКТЫ: РЕАЛИИ И «ВАЖНЕЙШИЕ УРОКИ»
Конец 2013 и начало 2014 гг. по наблюдениям астрономов характеризуются как периоды высокой солнечной активности. В теории пассионарности Л.Гумилева подобные астрофизические явления сопровождаются всплесками социальных катаклизмов на Земле, в частности, наблюдаемые процессы внутреннего раскола Украинского государства подтверждают эту закономерность. Срежиссированный и нерегулируемый внутренний кризис между двумя частями Украины, а именно, Западной (промайдановской, пронатовской) и Юго-Восточной (пророссийской). Данный кризис из латентных, бытовых, затем регионально - локальных противоречий перерастает в макромасштабные комплексные социальнополитические, экономические, национально-культурные, межгосударственные противоречия и конфликты. Сложность и острота ситуации заключается в том, что в конфликтогенный процесс вовлекаются страны – внешние наблюдатели, демонстрирующие конфронтационное противостояние, с одной стороны, это - США и ЕВРОсоюзники против России и ее бизнес - партнеров, с другой.
Острота и масштаб украинского кризиса в сознании широких слоев украинской и российской общественности моментально приобрел статус проблемы, прервавшей размеренную жизнь этнически родственных народов на постсоветском пространстве. История двух славянских народов, ее истинных великих героев своими корнями уходит в древнейшее прошлое, эта многовековая история тесно взаимосвязана, игнорировать и отрицать данный факт славянской консолидации, славянской ментальности, «славянского культурного кода» – это очевидное заблуждение. Современные протесты и вооруженное сопротивление мирного населения на Юго-Востоке Украины указали на просчеты неоультранационалистических консультантов-идеологов, режиссирующих насильственные конфронтационные сценарии прозападной, а теперь и неофашистской модернизации Украины. Такая модернизация осуществляется руками экстремистской и легко «зомбируемой», дезориентированной молодежи из «наемных штурмовых отрядов неоСС», направляющих свою агрессию на разрыв исторических связей с Россией.
Не секрет, что продуманное и спланированное «разыгрывание национальной карты и национально-патриотической идеи», в конце ХХ века, позволило натовским разведструктурам и «внутренним псевдо - стратегам -политикам» успешно и легко развалить СССР, рассорить и вернуть все народы Евразийской цивилизации в свои «суверенные квартиры». Четверть вековой опыт этих негативных последствий на современном этапе следует учесть и избежать масштабных ошибок прошлого. Прежде всего, современники – славяне и все сочувствующие представители других братских этнических общностей, проживающие по обе стороны границ постсоветского ближнего зарубежья, и прогрессивно мыслящая общественность дальнего зарубежья просто обязаны оперативно консолидироваться и не допустить: во-первых, разрыва отношений с Украиной; во-вторых, ее неофашистской модернизации по натовскому проекту, то есть «нового натиска на Восток». Политическая и экономическая модернизация Украины или ее составных частей (по желанию граждан) в нач. ХХI века должна быть ее внутренним, естественным этапом развития, происходящим без экстремизма и без военного насилия над гражданами титульной и нетитульной национальности. Украинская модернизация может иметь успех не в западном и не в американском сценарии, а только в евразийской модели своего исторического развития.
Современный украинский кризис, перерастающий в локальные конфликты и представляющий собой реальную угрозу для развития макрогосударственных международных конфликтов – это очень сложное многополярное и мультифакторное явление, нерегулируемое (имеется насильственные тенденции) и трудно управляемое (неоднократные попытки внешнего воздействия других государств по разведывательным и дипломатическим каналам). Политический вектор украинского кризиса характеризуется такими противоречиями, как «унитарное или федеративное устройство», «Партия регионов и Батьковщина», «война или мир», «власть и народ», «Россия и Украина», «Украина и НАТО», «неофашизм или антифашизм», «военные зачистки несогласных и оборона своих населенных пунктов», «противоборство разведок и СМИ». Экономический вектор противоречий обострился по таким вопросам: «российский газ и украинские долги по оплате», «бизнес и санкции», «коррупция и бедность», «дворцы и хижины». Социальная сторона кризиса имеет свою направленность: «история и мифы», «герои и антигерои», «Евромайдан и Юго-Восток», «Беркут и правые штурмовики», «насилие и перемирие», «олигархи и пролетарии окраин». Не менее острой фазой стал и духовный вектор: «Восток и Запад», «славяне и янки», «национализм и интернационализм», «добро и зло», «жизнь и смерть», «экстремизм и патриотизм», «историческая память в символическом отражении -георгиевская лента и желание внуков - бандеровцев взять реванш -фашистская свастика и «холокост».
Украинский кризис при объективном и непредвзятом анализе позволяет сделать ряд важных и очевидных выводов, то есть извлечь полезные и поучительные исторические уроки на грядущее будущее. Во-первых, национальный вопрос продолжает играть важную роль в разжигании межнациональных конфликтов в новом тысячелетии, особенно на постсоветском пространстве. Во-вторых, информационная война, война разведок стран НАТО не была «свернута» после развала СССР, а остается важным средством в борьбе против России и лояльных к ней стран бывшего Варшавского договора и ближнего зарубежья. В-третьих, фашизм вновь стал привлекательной идеологией для экстремистов и националистов всех мастей, как в Западной Украине, в Германии, так и за океаном. В-четвертых, «келейное, вестернизированное», идейно - ослабленное, дезориентированное воспитательное воздействие на молодое поколение позволило занять место агентам социализации из самых опасных и сомнительных структур, беспрепятственно увлекшим молодежь в девиантноделинквентные субкультуры, такие как боевики, экстремисты, псевдофанаты, фашисты, национаол-патриоты, сектанты и т.д. Определенная часть молодежи уже является «потерявшимся и жестоким поколением», пролившим человеческую кровь или готовым это сделать за деньги. В-пятых, полное забвение или необъективная, предвзятая критика своей истории, системы ценностных общечеловеческих ориентиров в угоду только национально-титульным приоритетам, а также забвение межнациональных отношений и фактов солидарности народов в прошлом, все это трансформирует систему нашего историко-культурного интернационального евразийского кода, становиться идеологической нишей для разжигания нежелательных конфликтов между народами постсоветского пространства. В-шестых, олигархический капитализм с его накопительскими приоритетами, коррупционными подходами к жизни, с его пренебрежением к обычным гражданам актуализирует социально -протестные тенденции в любом современном государстве. В-седьмых, модернизация стран постсоветского пространства продолжает осуществляться «сверху», то есть под воздействием внешнего американоевропейского влияния и местной «компрадорской бюрократии и буржуазии», что в новых условиях может вызывать протестные движения граждан. В-восьмых, современное государство будет считаться высокоразвитым, если оно способно максимально себя обезопасить в природно-ресурсном, информационном, товарном, продуктовом обеспечении, а также в денежно-банковской сфере, в военно-стратегическом отношении. В-девятых, актуализируется проблема интернационального и патриотического воспитания молодого поколения на всем постсоветском пространстве
"Экономика и социум" №2(11) 2014