Современный этап реформирования пенсионной системы России

Автор: Докудовская Людмила Семёновна

Журнал: Вестник экономической теории @vestnik-et

Статья в выпуске: 1, 2009 года.

Бесплатный доступ

В статье дан анализ реформы пенсионной системы России, особенности преобразований в условиях глобального финансового кризиса.

Реформирование, пенсионная система, финансовый кризис

Короткий адрес: https://sciup.org/170163695

IDR: 170163695

Текст научной статьи Современный этап реформирования пенсионной системы России

Необходимость реформирования пенсионной системы имеет колоссальное социальное значение, главной проблемой пенсионного обеспечения России является его низкий уровень. Поэтому для большинства населения нашей страны необходимость осуществления коренных изменений в системе пенсионного обеспечения стала очевидной, начиная с первых лет рыночных преобразований в России. Однако понадобилось 10 лет, чтобы был принят пакет законов, обеспечивающих проведение реформы пенсионной системы. Центральным является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в

Российской Федерации», регулирующий условия и нормы предоставления трудовых пенсий в течение перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной [1; 1]. Необходимость реформы пенсионной системы осознаётся не только в России, сходная проблема стоит и перед благополучными странами мирового сообщества.

Так, модель пенсионной системы США основывается на личном пенсионном страховании населения. Подобная модель присуща некоторым странам Латинской Америки, а также Португалии. Модель пенсионной системы, которая характерна для Австралии, Италии, Франции и большинства стран Западной Европы характеризуется как «система трех уровней». Не менее интересен опыт Швеции, которая представляет собой модель социально-ориентированной рыночной экономики. В процессе реформирования пенсионной системы России необходимо использовать зарубежный опыт действующих систем пенсионного страхования. Сущность преобразования пенсионной системы состоит в переходе от стандартной для России распределительной социальной пенсионной системы к системе с накопительной составляющей. Однако уже в 2004 г. оправдались опасения экономистов, высказывающих сомнения по поводу возможности формирования высокого уровня пенсий за счет их накопительной части по схеме, предусмотренной предложенным в 2001 г. пакетом пенсионных законов. В конце мая 2004 г. правительство решило исключить россиян старше 37 лет из накопительной системы пенсионного страхования и внесло соответствующий законопроект в Госдуму. Эти новации вызваны тем, что бюджет Пенсионного фонда «трещал по швам» из-за снижения ставки ЕСН с 29.43% до 24.15%. Лишая самую активную и хорошо зарабатывающую категорию сограждан надежды на большую пенсию в будущем, правительство меньше всего заботится о состоянии их накопительных счетов. Необходимость кардинального изменения концепции пенсионной реформы остро проявилась в 2008 г. Не случайно, в концепции долгосрочного развития России до 2020 года раздел «Развитие пенсионной системы» оказался одним из наиболее дискуссионных разделов.

Актуальность нового этапа реформирования пенсионной системы России ещё больше обострилась в контексте современного финансового кризиса. Такая ситуация была изначально спроецирована в ходе реформирования пенсионной системы: с самого начала пенсионной реформы она однозначна была направлена на поддержку фондовых игроков, а не пенсионеров, потому что последние в ходе формирования пенсионных фондов не получают ничего существенного просто потому, что за время до их выхода на пенсию какие-либо финансовые катаклизмы произойдут просто по теории вероятности. Не случайно, основные постулаты реформированной пенсионной системы не создавали заинтересованность в формировании и увеличении накопительной составляющей даже для более молодой части трудоспособного населения. Осознание нацеливания современной пенсионной системы в основном на фондовых игроков полностью оправдывается в ходе падения фондового рынка. Не случайно именно в сентябре-октябре 2008 г., когда Россия испытала на себе первый удар финансового кризиса, правительством был поднят вопрос об актуальности нового подхода к реформированию пенсионной системы России.

В середине 2009 г. были утверждены два серьезных законопроекта, предполагающие коренным образом изменить российскую пенсионную систему: ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» и ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования».

Основными целями очередной модернизации является, во-первых, повышение выплат для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, которые подпадают под действие «старой» и «новой» систем (средняя трудовая пенсия к 2020 году должна составлять 2,5 прожиточного минимума), и создание условий для достижения 40% коэффициента замещения для россиян, полностью «вписывающихся» в «новую» систему. Реализация первой цели предполагает «валоризацию» (повышение денежной оценки) расчётного пенсионного капитала за работу в СССР, то есть с учётом стажа в советский период.

С 1 января 20010 г. всем, кто работал в СССР, будет повышена денежная оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. с учетом советского стажа до 1 января 1991 г. на 10% плюс 1% за каждый год работы в советское время. Также предполагается вернуть инвалидам пенсию не по степени утраты трудоспособности, а в зависимости от группы инвалидности. По данным пенсионного фонда России валоризация затронет 36,5 млн. граждан. Кроме того, будут установлены социальные доплаты, если минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионера окажется ниже прожиточного минимума.

Реализация второй цели связана сформированием достойной пенсии как настоящих, так и будущих пенсионеров. Для этого правительство предложило перевести систему на страховые принципы и одновременно повысить отчисления в нее. Единый социальный налог отменяется, и вместо него будут осуществляться три отдельных страховых платежа в три социальных фонда: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования, вместе составляющие 34% вместо нынешних 26% (в т.ч. в Пенсионный фонд – с 20% до 26%). То есть взносы работодателей повышаются, однако не с 2009 года и даже не с 2010, а с 1 января 2011 года. Также вводится порог годовой зарплаты в 415 тыс. руб., до достижения которого платежи будут взиматься. Изменится и структура пенсии: базовая часть в фиксированном размере перейдет в страховую. Накопительная часть пенсионной системы упразднена для лиц 1966 года рождения и старше (при этом вопрос, что делать с деньгами, которые уже были отчуждены на выплату накопительной части пенсии для этих лиц остается открытым). Однако она вводится в обязательном порядке для лиц 1967 года рождения и моложе (на финансирование накопительной части трудовой пенсии пойдет 6%, на финансирование страховой части трудовой пенсии – 20%). То есть по-прежнему правительство ориентируется на накопительную пенсионную систему, хотя солидарная система частично восстанавливается.

Вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер как составная часть страховой части трудовой пенсии, которая будет индексироваться. Вводится понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан». С 1 января 2010 г. размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров в виде дополнительного материального (социального) обеспечения и ежемесячной денежной выплаты не может быть меньше прожиточного минимума российского пенсионера. Это также весьма важно. Стоит отметить, что, вводя эту норму, правительство выполняет решение Конституционного суда РФ, который в 2005 г. признал правоту обратившейся в него пенсионерки, которая жаловалась на то, что ее пенсия меньше прожиточного минимума. Проблему заниженного размера прожиточного минимума видимо придется решать в будущем.

Идеи, заложенные в новую модель пенсионной системы, порождают множество проблем и вызывают критику с различных сторон. Одна из главных проблем состоит в отсутствии возможности контроля со стороны работников. В законопроекте есть лишь одна абстрактная фраза о том, что «застрахованные лица имеют право участвовать через своих представителей в органах управления средствами обязательного социального страхования». Непонятно о каких представителях идет речь? Каким образом они могут участвовать в контроле над средствами? Следующая проблема – существенное увеличение налогового бремени работодателей в будущем. Однако взносы на пенсионное обеспечение в России невысоки по сравнению с мировой практикой. Сейчас ставка ЕСН составляет 26% (для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения – 14%), а с 2011 года она, применимая уже к страховым сборам, вырастет до 34%. Получается, что в реформе произойдет разворот в сторону распределительных механизмов, которые позволят увеличить финансирование выплат нынешним пенсионерам за счет работающих граждан. С 2010 г налоговая нагрузка на бизнес увеличится на 150-180 млрд. руб. Однако бремя неравномерно ляжет на предприятия различных отраслей. Например, компании нефтегазового сектора с традиционно высокими заработными платами, а также финансового сектора скорее выиграют из-за изменений, в то время как налоговая нагрузка на компании других секторов существенно увеличится.

Кроме того, существенная проблема связана с неравными правами различных категорий граждан при исчислении выплат. Так, при расчете коэффициента по стажу не учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности, отпуск по уходу за ребенком, проживание супругов военнослужащих в гарнизонах, северные коэффициенты. В дальнейшем при осуществлении валоризации опять не учитываются эти периоды. Наконец, с 2015 г. базовая составляющая страховой части трудовой пенсии будет зависеть от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения: повышаться на 6% за каждый год свыше 30 лет, и наоборот, понижаться за каждый год менее 30 лет. Учеба, как всегда, в расчет не берется. В итоге пенсии высококвалифицированных работников, с продолжительным периодом обучения (врачи, преподаватели, научные сотрудники), будут такими же, а иногда меньше, чем у низкоквалифицирован- ных. Пострадают интересы женщин, ухаживающих за детьми, сопровождающих мужей-военных по гарнизонам, в силу более раннего выхода на пенсию.

Даже те позиции, которые многие эксперты рассматривают как положительные моменты, вызывают сомнения. Так, разделение задач по пенсионному обеспечению для настоящих и будущих пенсионеров, трактуемое как положительная составляющая пенсионной реформы, может быть оценена двояко. Сегодняшним пенсионерам ситуация более-менее понятна, но вопросы, касающиеся будущих пенсионеров проработаны недостаточно и освещены неполно.

К примеру, положения о том, что 40% утраченного заработка могут рассчитывать те граждане, которые с 2010 г. будут 30 лет перечислять страховые взносы и выйдут на пенсию в 2040 г.

Дело в том, что взносы в ПФР возрастают до 26%, но при этом лишь 16% (6% на накопительные персонифицированные лицевые счета и 10% на страховую часть) будут формировать будущие пенсии, а 10% – текущие выплаты пенсионерам. В результате, существенное увеличение налоговой нагрузки не означает заметного прироста пенсий в перспективе, так как ставка взноса, формирующая пенсионные права, увеличивается лишь на 2 п.п. Если сравнить ситуацию с пенсионной системой Швеции все 18,5% пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, идут в счет его будущих доходов на заслуженном отдыхе. Помимо этого, может осложнить ситуацию и введение 100% регрессивной шкалы страховых взносов, поскольку предприятия постараются перейти к выплате заработной платы «в конвертах», списывая высокую заработную плату на несколько человек, а затем распределяя её между остальными. Таким образом, возможен вариант, при котором нововведения не приблизят к цели – увеличению пенсий до 40% от заработной платы, а наоборот, отдалят выход России на эти показатели на несколько лет. Решение этой проблемы нам видится в замене регрессивной шкалы на пропорциональную.

Вызывает сомнение и положение о том, что за счёт работающего населения мы обеспечиваем пенсионеров, которые заработали свой пенсионный капитал в СССР. По нашему мнению, выплаты существующим пенсионерам должны производиться за счет федерального бюджета, а формирование пенсий для тех, кто вступил в систему ОПС, – за счёт взносов, которые аккумулируются, инвестируются и приращивают капитал на протяжении долгого времени (3,3). Также вызывает сомнение возможность решения поставленных задач в связи с наличием демографической проблемы.

Таким образом, вопросы справедливости и рациональности нововведений меркнут на фоне финансовой составляющей реформы. Сейчас основная проблема пенсионной системы связана с растущим дефицитом бюджета ПФР и его высокой зависимостью от бюджета федерального – из него финансируется более половины расходов этой системы. Для сравнения: в Германии, которая занимает второе место в Европе по количеству пенсионеров, средства государства составляют не более 25% в аналогичных расходах. Один из способов сбалансировать систему заключается в ужесточении критериев предоставления пенсии. И самой главной проблемой современной пенсионной реформы является отсутствие комплексного подхода ко всей пенсионной системе. Все интере- сы сторон, от которых зависит принятие решений, сфокусированы на решении сегодняшних задач – выплаты нынешним пенсионерам, достижению второй цели почти никто не уделяет внимание. Ни в одной стране мира достойный уровень жизни пенсионеров не обеспечивается только за счет государственной пенсии. Основная тенденция развития пенсионных систем, сталкивающихся с низким уровнем замещения, заключается в увеличении значимости добровольных накопительных схем. Гражданам России, желающим получать в будущем пенсию, сопоставимую с их настоящей зарплатой, нужно решать данную проблему самостоятельно за счет добровольного пенсионного обеспечения, которым занимаются НПФ, или за счет иных способов накопления.

Список литературы Современный этап реформирования пенсионной системы России

  • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Москва, 2001;
  • ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования"»: Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4;
  • Новая пенсионная реформа: законопроекты и предварительный анализ. URL: http://www.ikd.ru/node/9547
  • Пенсия: система не даст расслабиться, http://pensionline.ru/
Статья научная