Создание общих рынков энергетических ресурсов в ЕАЭС: этапы и содержание
Автор: Саркисян Тигран Суренович
Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu
Рубрика: Глобальные энергетические проблемы
Статья в выпуске: 1-1 (103), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье исследованы проблемы формирования общих рынков энергетических ресурсов стран Евразийского экономического союза, рассмотрены перспективы сотрудничества государств ЕАЭС в сфере энергетики, проанализированы основные препятствия развитию взаимной торговли энергетическими ресурсами и описаны механизмы их устранения.
Евразийский экономический союз, общий рынок электроэнергетических ресурсов, сотрудничества государств еаэс в сфере энергетики, препятствия развитию взаимной торговли энергоресурсами, механизмы устранения препятствий
Короткий адрес: https://sciup.org/14875783
IDR: 14875783
Текст научной статьи Создание общих рынков энергетических ресурсов в ЕАЭС: этапы и содержание
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – один из фундаментов экономик стран Евразийского экономического союза, которые обладают значительными запасами ресурсов. С одной стороны, страны периодически осуществляют самокритику за чрезмерную долю ТЭК в экономике, которая дестимули-рует активность по другим направлениям экономического развития в период роста цен на ресурсы. С другой, ТЭК – один из источников, который несмотря на волатильность цен и внешние факторы, позволяет странам реализовывать новые проекты развития и поддерживать макроэкономическую устойчивость.
С энергетической точки зрения ЕАЭС – это: 1/5 мировых запасов природного газа и более 50% мирового экспорта; более 1/5 запасов угля и 4,9% мировой добычи; 7,8% мировых запасов нефти, 14,2% мировой добычи и 18% мирового экспорта; 5,1% мирового производства электроэнергии. ТЭК в ЕАЭС – это: 1/5 внутреннего валового продукта; более 1/3 промышленного производства. В 2015 г. в государствах – членах ЕАЭС было добыто 614,4 млн т нефти (из них 284,6 млн т экспортировано), газа – 679,3 млрд куб. м (экспорт – 168,1 млрд куб. м), угля – 481,1 млн т (экспорт – 156,8 млн т), про-
ГРНТИ 44.01.75
Тигран Суренович Саркисян – кандидат экономических наук, Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии, почетный доктор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, премьер-министр Армении (2008–2014), председатель Центрального банка Армении (1998–2008), Чрезвычайный и Полномочный Посол.
изведено 1213,0 млрд кВт-ч электроэнергии (экспорт – 15,5 млрд кВт-ч). Экспорт топливноэнергетических ресурсов ориентирован, преимущественно, вовне ЕАЭС (95% совокупного объема экспорта).
В настоящее время в Евразийском экономическом союзе реализуется масштабный проект со сроком реализации до 2025 года по поэтапному формированию общих рынков энергетических ресурсов (электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов) на основе соответствующих концепций, программ и международных договоров. Перед тем как перейти к рассмотрению сути этого проекта, необходимо отметить, что повышенное внимание мирового сообщества к возобновляемым источникам энергии, росту числа электромобилей одновременно с падением цен на ресурсы в последние годы обострили международную дискуссию о выгодах и конкуренции идеологий и проводимых политик развития рынков электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов, а также вопросов энергетической безопасности.
В обзоре 2016 года Международного энергетического агентства (МЭА) отмечается [1], что коллективный сигнал, посылаемый правительствами в их климатические обязательства, заключается в том, что ископаемые виды топлива, в частности природный газ и нефть, будут продолжать оставаться основой глобальной энергетической системы в течение многих десятилетий, но существуют риски более резкого перехода к энергетической системе на базе возобновляемых источников энергии. В основе данных рисков лежат следующие тренды и прогнозы.
Первое, на что обращают внимание эксперты: прогнозируемый рост энергопотребления и изменение его структуры. Согласно оценкам МЭА к 2035–2040 гг. ожидается прирост мирового энергопотребления на 35–37% к уровню 2014 года. Таким образом, среднегодовой прирост составит около 1,1%. При этом произойдет изменение структуры мирового спроса на энергию (60% мирового спроса на энергию будут предъявлять страны Азии). В то время как спрос на газ увеличивается, рост спроса на нефть замедляется. Грузовой транспорт, авиационная и нефтехимическая промышленность – сектора, в которых спрос на нефть сохранится и в долгосрочной перспективе. Доля потребления угля также значительно снизится, прежде всего, на эту тенденцию оказывают влияние Китай и Индия.
Во-вторых, важную тенденцию демонстрируют инвестиции, которые все больше привлекает сектор экологически чистой энергии, в то время как инвестиции в разведку и добычу нефти и газа в перспективе будут сокращаться. Сейчас на долю нефти, газа и угля приходится около 70% инвестиций, эта доля может снизиться до 60%.
В-третьих, вызовом становится не волатильная, а устойчивая структурная динамика изменения цен. МЭА прогнозирует, что почти 60% всех новых генерирующих мощностей к 2040 году поступит из возобновляемых источников энергии, большинство которых будут конкурентоспособными без какого-либо субсидирования. Быстрое развертывание технологий с низким уровнем краткосрочных затрат, таких как большинство возобновляемых источников энергии, увеличивает вероятность длительных периодов низких цен на оптовом рынке электроэнергии.
Несмотря на рост энергопотребления и снижение цен, высока вероятность, что к 2040 году более половины миллиарда человек (в сельских районах Африки к югу от Сахары) все еще не будут иметь доступ к электроэнергии. Прогнозы международных организаций, если и не бесспорны с точки зрения воплощения в реальность в полном объеме их описания, но, по меньшей мере, призывают комплексно планировать и реализовать интеграционные меры на рынках электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов.
Общий электроэнергетический рынок
8 мая 2015 года Высшим Евразийским экономическим советом утверждена концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, на основании которой подготовлен и 25 октября 2016 года Коллегией ЕЭК одобрен проект программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Указанная программа включает в себя комплекс взаимоувязанных организационных, законодательных, технологических и других мероприятий, сроки их реализации, исполнителей, а также источники финансирования.
До 1 июля 2018 года предстоит создать электронную систему торговли электрической энергией по срочным контрактам и на сутки вперед, систему информационного обмена, а также разработать акты, которые будут регулировать отношения в рамках этого рынка, включая: единые правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики; правила взаимной торговли электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС; правила определения и распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи; положение о развитии межгосударственных электрических сетей; правила информационного обмена. По завершении выполнения указанных мероприятий государства – члены заключат международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Планируется, что общий рынок электроэнергии начнет функционировать не позднее 1 июля 2019 года.
Общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов
Параллельно с созданием общего электроэнергетического рынка ЕАЭС ведется работа по формированию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Так, 31 мая 2016 года главами государств – членов ЕАЭС утверждены концепции формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, в соответствии с которыми в рамках общих рынков энергетические компании государств-членов смогут осуществлять поставки газа, нефти и нефтепродуктов без количественных ограничений по рыночным ценам, формируемым, в том числе, на биржевых торгах.
Сегодня ЕЭК перешла к следующему шагу, а именно к разработке соответствующих программ формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, включающих конкретные мероприятия и подпрограммы по реализации задач создания рынков. Программы должны быть разработаны до 1 января 2018 года и будут содержать детальные мероприятия с указанием сроков и этапов их реализации. В частности, в рамках указанных программ планируется разработка и согласование:
-
• правил биржевых торгов газом, нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза;
-
• единых технических стандартов на газ, нефть и нефтепродукты государств-членов, а также унифицированных требований, связанных с обращением нефти и нефтепродуктов, нормативнотехнических документов функционирования газотранспортных систем, а также метрологических требований к измерениям и результатам измерений количества и параметров качества нефти и нефтепродуктов;
-
• единых правил доступа к системам транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов;
-
• методологии определения технических возможностей транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов по действующей системе транспортировки энергетических ресурсов трубопроводным транспортом;
-
• международного договора о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза, включая положения об обеспечении транзита и (или) транспортировки нефти и нефтепродуктов по территориям государств-членов для внутреннего потребления государствами – членами и (или) для экспорта с территории Союза;
-
• методологии механизмов контроля условий функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
-
• правил контроля за соблюдением добросовестной конкуренции на общих рынках нефти и нефтепродуктов Союза.
Важное значение отводится мероприятиям по формированию технологической основы общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза (создание системы информационного обмена, в том числе между операторами систем транспортировки энергоресурсов и операторами биржевых торгов), по гармонизации законодательства государств-членов в нефтегазовой сфере, а также по организации реализации указанных Программ.
Мероприятия программ должны быть выполнены до 1 января 2024 года, по их завершении государства – члены заключат соответствующие международные договоры о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Планируется, что общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов начнут полноценно функционировать не позднее 1 января 2025 года.
Создание общих энергетических рынков: прогнозируемые эффекты
Предполагается, что создание общих энергетических рынков ЕАЭС позволит обеспечить конкурентную среду для всех хозяйствующих субъектов государств-членов, что будет способствовать стабилизации цен на энергоресурсы и надежному энергоснабжению национальных экономик. В условиях полноценного функционирования общих рынков энергоресурсов, компании государств-членов получат равные, недискриминационные возможности ведения хозяйственной деятельности (бизнеса).
Мы предполагаем, что создание общего электроэнергетический рынка, который начнет функционировать с 1 января 2019 года: повысит эффективность рыночных механизмов во взаимной торговле электроэнергией; стимулирует развитие экономики; повысит уровень конкуренции в торговле электроэнергией; повысит прозрачность ценообразования; создаст условия для беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики при осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии (мощности); создаст условия для доступа производителей и потребителей электроэнергии на рынки государств-членов; расширит возможности для взаимной торговли электроэнергией; снизит темпы роста цен на электроэнергию для конечных потребителей; создаст благоприятные условия для активизации инвестирования в объекты электроэнергетики.
Отметим, что на сегодняшний день в государствах ЕАЭС функционируют различные модели рынков электроэнергии. Выработаны подходы, на основе которых будет сформирован общий рынок и обеспечено свободное движение электроэнергии в Евразийском экономическом союзе без значительного реформирования национальных рынков. Для этого мы предусмотрели подход, согласно которому торговля электроэнергией между участниками торговых отношений из разных государств-членов будет осуществляться по свободным двусторонним договорам, в которых цены, объемы и условия поставок стороны договора определят самостоятельно.
По расчетам Департамента энергетики ЕЭК, вследствие рыночной оптимизации межгосударственной торговли и роста числа участников, товарооборот электроэнергией между государствами-членами может увеличиться в 1,5-2 раза уже на стартовом этапе и еще в 2-2,5 раза к началу полномасштабного функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Потенциал экспорта электроэнергии за пределы Союза может увеличиться в 2 раза и составить более 30 млрд кВт-ч. Загрузка генерирующих мощностей при этом повысится на 7% от текущих значений и составит до 59%, а дополнительный прирост ВВП ЕАЭС за счет синергетического эффекта может достигнуть $7-7,5 млрд.
Пропускная способность имеющихся в ЕАЭС межгосударственных линий электропередачи позволяет осуществлять взаимную торговлю электроэнергией в объеме порядка 36 млрд кВт-ч в год. Потенциал роста взаимных поставок без наращивания инфраструктуры – около 30 млрд кВт-ч. Помимо роста объемов торговли электроэнергией повысится прозрачность ценообразования и эффективность использования генерирующих и передающих мощностей, снизится энергоемкость ВВП, укрепится энергетическая безопасность всего Союза. Кумулятивный эффект будет состоять в расширении сотрудничества в смежных сферах, а именно: в строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов электроэнергетического комплекса, энергетическом машиностроении и инновационной деятельности.
Государства – члены ЕАЭС поэтапно формируют общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов, предусматривающие: свободное перемещение нефтегазовых ресурсов на территориях государств-членов; обеспечение доступа к системам транспортировки нефтегазовых ресурсов, расположенных на территориях государств-членов; развитие биржевой торговли нефтегазовыми ресурсами; создание систем информационного обмена по поставкам и потреблению нефтегазовых ресурсов; унификацию норм и стандартов на газ, нефть и нефтепродукты; создание благоприятных условий для инвестиций в нефтегазовой сфере; строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры нефтегазовых отраслей;
Создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, которые начнут функционировать с 1 января 2025 года, направлено на решение следующих ключевых задач:
-
• эффективное использование совокупного потенциала нефтегазовых ресурсов государств-членов;
-
• обеспечение потребностей национальных экономик в нефтегазовых ресурсах;
-
• стабилизация цен на газ, нефть и нефтепродукты на территориях государств-членов;
-
• обеспечение энергетической безопасности государств-членов;
-
• повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов нефтегазовых отраслей государств-членов и их конкурентоспособности на внешних энергетических рынках;
-
• эффективное позиционирование нефтегазовой сферы государств-членов на мировых энергетических рынках.
Перспективы сотрудничества государств ЕАЭС в сфере энергетики
Надо также подчеркнуть, что формирование общего рынка газа Евразийского экономического союза невозможно без активного участия крупнейшей газовой компании – ПАО «Газпром». В рамках ПМЭФ-2016 по данному вопросу состоялась встреча с руководством ПАО «Газпром» в лице А.Б. Миллера, на которой удалось достичь высокого уровня взаимопонимания и зафиксировать готовность сторон для совместной работы.
В дальнейшем сотрудничество государств – членов ЕАЭС в сфере энергетики может быть расширено в следующих направлениях: углубление сотрудничества в целях обеспечения энергетической безопасности; удовлетворение потребностей экономик и населения в энергоносителях за счет эффективного их использования при снижении нагрузки на окружающую среду; развития возобновляемых и альтернативных источников энергии; расширение участия государств-членов в реализации проектов в сфере атомной энергетики; совместное развитие и использование современных технологий по добыче и переработке ресурсов; формирование совместной научной платформы для разработки и коммерциализации энергоэффективных технологий по увеличению глубины переработки энергоресурсов, для строительства объектов энергетической инфраструктуры с минимальными отрицательными последствиями для окружающей среды.
Основные препятствия и механизмы их устранения
В энергетической сфере Союза Комиссией совместно с государствами-членами выявлены барьеры, препятствующие развитию взаимной торговли энергетическими ресурсами. Всего в Реестре препятствий в сфере энергетики насчитывается порядка 47 препятствий. Основные препятствия в нефтегазовой сфере касаются вопросов:
-
• наличия ограничений, установленных двусторонними соглашениями по поставкам нефти, нефтепродуктов и газа между государствами-членами;
-
• отсутствия правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, к системам транспортировки нефтегазовых ресурсов, расположенным на территориях государств-членов;
-
• отсутствия единых и прозрачных подходов к определению технических возможностей при передаче электроэнергии, систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, свободных мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
-
• ограничений в предоставлении равного доступа к газотранспортной системе производителям газа, не являющимся собственниками газотранспортных систем;
-
• наличия исключительного права на экспорт газа в России, ограничивающего выбор поставщиков газа у покупателей из других государств-членов;
-
• экспорта, импорта и транзита, которые выведены из сферы регулирования Договором о Союзе.
Предполагается, что указанные выше барьеры будут устраняться в рамках разработки программы формирования общего электроэнергетического рынка Союза, программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и программы формирования общего рынка газа Союза, предусмотренных Договором о Союзе, и заключения по завершении выполнения мероприятий указанных программ соответствующих международных договоров.
Остальные барьеры, также имеющие отношения к сфере энергетики, включенные в реестр препятствий, касаются вопросов ограничения для иностранных лиц на участие в биржевой торговле, в также наличия в праве Союза и законодательствах государств-членов нормативных правовых актов, не предусматривающих возможность осуществления хозяйствующими субъектами-нерезидентами одного государства-члена предпринимательской деятельности в сфере добычи, переработки и реализации газа, нефти и нефтепродуктов на территории другого государства-члена. Данные барьеры предполагается устранять в рамках гармонизации национального законодательства государств – членов Союза.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что интеграция в сфере энергетики существенно усилит Евразийский экономический союз и сделает интеграцию более глубокой и эффективной.
Список литературы Создание общих рынков энергетических ресурсов в ЕАЭС: этапы и содержание
- World Energy Outlook 2016. Paris: IEA publications, 2016. 684 р