Спасет ли мир красота? Проблема красоты и женские характеры в романном творчестве Ф. М. Достоевского. Статья вторая

Автор: Богданова Ольга Алимовна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: История литературы

Статья в выпуске: 1 (28), 2014 года.

Бесплатный доступ

Многообразие женских характеров в поздней романистике Достоевского осмыслено в связи с животрепещущей для писателя во все периоды его творчества проблемой красоты. Показана эволюция во взгляде на красоту (от гуманистического до церковно-православного), прослежен путь от общечеловеческого идеала красоты к русскому национальному, а внутри последнего - от языческо-национального (в романе «Бесы») к православно-национальному (в романе «Братья Карамазовы»). Категория красоты у Достоевского рассмотрена также как элемент античной калокагатии, с одной стороны, и христианского софийного единства - с другой. Серьезное внимание уделено взаимосвязи красоты и юродства.

Еще

Достоевский, красота, женские образы, гуманизм, православие, юродство, калокагатия, софийность

Короткий адрес: https://sciup.org/14914426

IDR: 14914426

Список литературы Спасет ли мир красота? Проблема красоты и женские характеры в романном творчестве Ф. М. Достоевского. Статья вторая

  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 10. С. 145
  • Сараскина Л.И. Противоречия вместе живут… (Хромоножка в «Бесах» Достоевского)//Вопросы литературы. 1984. № 11. С. 151-176
  • Сараскина Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990
  • Померанц Г.С. Эвклидов и неэвклидов разум в творчестве Достоевского//Померанц Г.С. Открытость бездне: встречи с Достоевским. М., 2003
  • Касаткина Т.А. Характерология Достоевского: типология эмоционально-ценностных ориентаций. М., 1996
  • Касаткина Т.А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004
  • Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004
  • Степанян К.А. Достоевский и Рафаэль//Степанян К.А. «Сознать и сказать»: «реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005. С. 501, 499
  • Алпатов М.В. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля
  • Степанян К.А. Указ. соч. С. 499
  • Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1991. С. 106-108
  • Тюпа В.И. Категория автора в аспекте исторической поэтики//Проблема автора в художественной литературе. Устинов, 1985. С. 24
  • Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора//Страницы истории русской литературы: К 80-летию члена-корреспондента АН СССР Н.Ф. Бельчикова. М., 1971. С. 199-207
  • Корман Б.О. Из наблюдений над терминологией М.М. Бахтина//Проблема автора в русской литературе XIX-XX веков. Ижевск, 1978. С. 184-191
  • Свительский В.А. Об изучении авторской оценки в произведениях реалистической прозы//Там же. С. 3-12
  • Свительский В.А. Указ. соч. С. 8
  • Касаткина Т.А. Образы и образа//Касаткина Т.А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004. С. 239-247
  • Аверинцев С.С. София-Логос: Словарь. Киев, 2006. С. 545
  • Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 127, 136, 12
  • Шипфлингер Т. София-Мария: целостный образ творения. Б.м., 1997. С. 231-265
  • Касаткина Т.А. Образы и образа; Онтология в имени: софиология Достоевского//Касаткина Т.А. О творящей природе слова: онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004. С. 223-300, 372-380
  • Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов в пяти великих романах Ф.М. Достоевского//Достоевский в конце ХХ века. М., 1996
  • Языкова И.К. Указ. соч. С. 11, 70
  • Касаткина Т. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: «Идея» героя и идея автора//Вопросы литературы. 2004. Январь -февраль. С. 208
  • Достоевский Ф.М. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год//Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1989. Т. 18. С. 35-39
  • Касаткина Т. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: «Идея» героя и идея автора. С. 201
Еще
Статья научная