Специфика гендерных стереотипов подростков из полных и неполных семей

Автор: Скоморохова Н.А.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 6 (6), 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению специфики гендерной социализации подростков в семьях разного типа. Сформировавшиеся в пубертатный период гендерные стереотипы, черты личности и паттерны полового поведения будут оказывать значительное влияние на выбор жизненных стратегий и построение межличностных отношений в дальнейшей взрослой жизни. Специфику процесса формирования гендерных стереотипов и установок детерминируют социальные условия и культурные традиции общества, в котором живет подросток, а так же ближайшее окружение - семья. Нами была предпринята попытка эмпирического изучения особенностей гендерных стереотипов подростков из полных и неполных семей.

Еще

Гендерная социализация, полоролевая идентификация, гендерная идентичность, гендерные стереотипы

Короткий адрес: https://sciup.org/140266776

IDR: 140266776

Текст научной статьи Специфика гендерных стереотипов подростков из полных и неполных семей

Рождаясь представителем мужского или женского пола ребенок сразу включается в процесс гендерной социализации. Полоролевая идентификация представляет собой процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола путем отождествления с ним. В процессе полоролевой идентификации формируется соответствующий тип идентичности, в котором представления о «ролевых отношениях» соединены с другими аспектами полового сознания, что ведет к созданию образа «Я», содержащему как элементы собственной мужественности или женственности, так и принимаемые на их основе роли, необходимые для построения отношений с другими людьми [9]. И если процесс полоролевой идентификации в доподростковый период большей частью осуществлялся бессознательно и пассивно, то в подростковом возрасте этот процесс идет осмысленно и активно. Подросток стремится приобрести самостоятельно сформированную и утвержденную гендерную идентичность, «самоопределить» содержание своей мужественности или женственности, усвоить существующие в обществе гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы представляют собой упрощенные, схематизированные, устойчивые, эмоционально окрашенные и жесткофиксированные представления о паттернах и шаблонах поведения, чертах характера и свойствах личности мужчин и женщин, проявляющихся во всех сферах жизни и деятельности человека. Содержание гендерных стереотипов служит общественно ожидаемым нормативом мужских и женских социальных ролей и соответствующего им стиля поведения представителя того или иного биологического пола, образом «истинной» мужественности и женственности, а также определяет статусные характеристики общественного положения, права и обязанности мужчин и женщин [2], [3], [5], [6].

Для сегодняшнего общества, как замечает В.В. Абраменкова, характерна активная перестройка традиционных образцов мужественности и женственности под влиянием возросшей тенденции к унификации общества, размыванием в нем границ мужского и женского, ослабления полового диморфизма и усиления андрогинии. Это создает определенные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в процессе полоролевой идентификации различные социальные роли, образцы и эталоны поведения, черты личности, закрепленные за тем или иным полом [1].

В процессе гендерной социализации, формирования гендерных стереотипов и гендерной идентичности значимую роль играют, в первую очередь, семейные роли как система представлений о характере, распределении и особенностях выполнения семейных обязанностей, прав, функций, способах поведения, взаимоотношений и деятельности, закрепленных за мужчиной и женщиной в той или иной культуре и обществе [10].

Влияние семьи и семейных связей на процесс гендерной социализации, усвоение половых ролей и гендерных стереотипов огромно: социальное пространство семьи задает условия присвоения гендерной идентичности, приобретается субъективный опыт выполнения специфических обязанностей и функций взрослой жизни. От особенностей гендерных стереотипов, возникающих в родительской семье, зависит социальная успешность и адаптированность человека к требованиям общества, его эффективность в построении межличностного общения и взаимодействия, создания собственной семьи и выполнения семейных (а также социальных, профессиональных) ролей и функций.

В случае отсутствия одного из родителей, у ребенка, независимо от его возраста, нет возможности наблюдать и усваивать модели поведения родителей обоих полов. В неполных семьях затрудненно обучение навыкам общения и взаимодействия с представителями противоположного пола. Все это, в свою очередь, ведет к искажению содержания представлений о половых ролях и функциях с ними связанных.

М.В. Науменко [7] подчеркивает, что в современных условиях существования общества роль семьи (полной и неполной) в процессе гендерной идентификации ослабевает и утрачивает ведущее место как первичного института гендерной социализации. Одновременно растет значимость массовой культуры в освоении полоролевых норм и стандартов и неотъемлемых для них моделей общения и поведения. Однако автор отмечает, что современная культурная среда «мозаична, фрагментарна», что обуславливает и неустойчивость гендерной идентификации подростков.

А.С. Даньковой [4] установлено, что в неполной семье ребенок при формировании гендерных стереотипов мужественности и женственности в большей степени ориентирован на представленные в СМИ, литературе, кинофильмах клише образов мужчин и женщин, которые мало отвечают действительности, не всегда соответствуя требованиям современного мира.

Поэтому проведение исследований, сфокусированных на выявлении специфики гендерной социализации подростков в семьях разного типа в современных условиях существования российского общества, приоритетно и актуально. Кроме того, важность проведения подобной работы обусловлено относительно малым числом имеющихся на сегодняшний день изысканий данной направленности. Недостаточность теоретических и практических исследований вопросов этой проблематики затрудняет разработку адекватных и «работающих» рекомендаций и воспитательных стратегий, позволяющих минимизировать негативное влияние ситуации «неполноценности» семьи.

Целью данного исследования стало эмпирическое изучение особенностей гендерных стереотипов подростков из полных и неполных семей.

Для выявления системы представленный подростков о типично мужских и женских чертах и качествах использовалась методика «Исследование маскулинности – фемининности личности» С. Бем в модификации И.С. Клециной [8], а для изучения содержания представлений подростков о распределении ролей, обязанностей и функций в семье - методика «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской для [8].

В исследовании приняли участие 100 подростков из полных и неполных семей в возрасте 13-14 лет (из них мальчиков-подростков – 51, девочек-подростков – 49), обучающиеся в трех общеобразовательных школах Спасского района Приморского края: МБОУ СОШ № 9 с. Хвалынка, Свиягинский филиал МБОУ СОШ № 2 с. Буссевка, Зеленодольский филиал МБОУ СОШ № 7 с. Чкаловское.

По составу семьи респонденты были распределены на четыре группы: 50 подростков из полных семей, 40 подростков из материнских неполных семей, 6 подростков из отцовских неполных семей и 4 подростка из неполных семей, в которых в качестве родителей выступают замещающие фигуры (бабушка, дедушка). В связи с тем, что количество испытуемых из неполных отцовских и «замещаемых» семей по своей численности недостаточно для проведения развернутого анализа полученных эмпирических данных, мы приняли решение сократить объем выборки испытуемых до 90 человек, оставив только подростков из полных и неполных материнских семей.

Анализ результатов эмпирического исследования был проведен с помощью математико-статистического метода критерия сравнения средних U-Манна-Уитни с использованием пакета программ статистической обработки данных SSPS версия 17.0.

В результате первичной обработки данных было выявлено, что преобладающим гендерным стереотипом у подростков в отношении мужчин является андрогинный, сочетающий как маскулинные, так и феминные черты личности и свойства поведения. Данный тип гендера находит отражение, как в группе мальчиков-подростков из полных (76,9%) и неполных (материнских) (59,1%) семей, так и в группе девочек-подростков из полных (75%) и неполных (материнских) (88,9%) семей. В системе представлений относительно женщин у подростков из полных и неполных (материнских) семей также преобладает андрогинный гендерный стереотип: в группе мальчиков-подростков из полных (65,4%) и неполных (материнских) (54,5%) семей, в группе девочек-подростков из полных (62,5%) и неполных (материнских) (72,2%) семей.

В результате сравнительного анализа степени выраженности показателей «маскулинности – феминности» в представлениях подростков из полных и неполных (материнских) семей о чертах и качествах личности мужчин и женщин (в средних значениях) были установлены статистически значимые различия между показателями «маскулинности – феминности» у мальчиков-подростков из полных и неполных семей в представлениях о чертах и качествах характерных для мужчин (U = 152,5**), а также у девочек-подростков из полных и неполных семей в представлениях о характеристиках женщин (U = 127,5*). Соответственно, в структуре гендерных стереотипов мальчиков-подростков из неполных (материнских) семей ярче выражены представления о том, что мужчины должны обладать маскулинными личностными чертами и поведенческими качествами, чем у их сверстников из полных семей. Девочки-подростки из полных семей считают, что женщинам должны быть присущи именно типично женские черты личности и свойства поведения.

Что касается различий в гендерных установках относительно ролевой структуры семьи и закрепленных за мужем и женой семейных обязанностях в представлениях подростков из полных и неполных семей, то нами были получены следующие результаты. Выявлены статистически достоверные различия у мальчиков-подростков из полных и неполных (материнских) семей в степени выраженности представлений о распределении основных семейных ролей между мужем и женой по таким параметрам, как «материальное обеспечение семьи» ( U = 126**) и «роль хозяина/хозяйки» (U = 153**). Таким образом, мальчики-подростки из неполных (материнских) семей в большей степени, чем их сверстники из полных семей, полагают, что материальное обеспечение семьи и роль «хозяина/хозяйки» должны осуществляться мужем.

Кроме того, установлены статистически значимые различия в структуре гендерных стереотипов относительно распределения основных семейных ролей между девочками-подростками из полных и неполных (материнских) семей по таким параметрам, как «воспитание детей» ( U = 142*), «материальное обеспечение семьи» (U = 116,5*) и «организация семейной субкультуры» (U = 122,5*). У девочек-подростков из полных семей в отличие от сверстниц из неполных (материнских) семей ярче выражены представления о том, что основная роль в воспитании детей, создании семейной субкультуры и поддержании ее традиций и обычаев принадлежит жене. Кроме того, они считают, что жена также должна активно участвовать в материальном обеспечении семьи.

Полученные нами результаты можно объяснить тем, что на формирование гендерных стереотипов мужественности и женственности у подростков из неполных (материнских) семей значительное влияние оказывают традиционные гендерные стереотипы, представленные в средствах массовой информации, литературе, рекламе, народном фольклоре, что не соответствует современным трансформирующимся моделям поведения мужчин и женщин. Традиционные гендерные стереотипы существующие в обществе препятствуют успешной социализации подрастающего поколения в зависимости от пола, а так же значительно затрудняют достижение гендерного равенства, которое во всем мире становится центральным моментом развития страны и человека.

Таким образом, можно говорить о том, что воспитание в неполной семье отражается на особенностях гендерных стереотипов подростков, формировании личностных качеств и поведенческих свойств, связанных с гендерной идентичностью.

Список литературы Специфика гендерных стереотипов подростков из полных и неполных семей

  • Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства//Мир психологии. -2000. -№ 1. -С. 111-118.
  • Андреева, Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2001. -384 с.
  • Бендас Т.В. Гендерная психология/Т.В. Бендас. -СПб: Питер, 2006. -431 с.
  • Данькова, А.С. Неполная семья: формирование гендерных ролей//Психология XXI века: тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. -СПб, 2002. -С. 135-136.
  • Ильин, Е.П. Пол и гендер/Е.П. Ильин. -СПб: Питер, 2010. -688 с.
  • Клецина, И.С. Гендерная социализация/И.С. Клецина. -СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. -92 с.
  • Науменко, М.В. Социокультурные факторы гендерной социализации подростков в трансформирующемся обществе: автореф. дис. … к.социол.н./М.В. Науменко. -Майкоп, 2011. -30 с.
  • Практикум по гендерной психологии//под ред. И.С. Клециной. -СПб: Питер, 2003. -480 с.
  • Психология. Словарь//под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  • Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций/Л.Б. Шнейдер. -М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. -512 с.
Статья научная