Специфика и социальные последствия треугольной стратификационной модели современного российского общества
Автор: Богма К.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Социологические науки
Статья в выпуске: 8 (23), 2018 года.
Бесплатный доступ
Данная статья представляет собой анализ современного состояния стратификационной модели российского общества. Выявлены основные проблемы, сформулированы их причины и спрогнозированы социальные последствия, которые напрямую влияют на процесс эффективного становления социально-экономически стабильного государства.
Государство, общество, стратификация, слой, класс, стабильность
Короткий адрес: https://sciup.org/170185414
IDR: 170185414
Текст научной статьи Специфика и социальные последствия треугольной стратификационной модели современного российского общества
Социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию и, в первую очередь, речь идет об изменении концепции социального пространства. Обозначить все причины, по которым социальное пространство выступает как постоянно изменяющийся объект, невозможно, поскольку речь идет о влиянии социальных, экономических, политических факторов как внутри государства, так и на международной арене. Концепция социального пространства определяет форму и значения социального неравенства, то есть определенную модель социальной стратификации [1], что и актуализирует выбранную тему данной статьи.
Процесс социальной стратификации можно определить как динамический аспект социальной структуры общества, обусловленный неравным доступом индивидов и социальный групп к ресурсам и благам [2], такие как деньги, власть, образование и престиж.
Отметим, что для стратификации российского общества обладает рядом характерных черт. Обозначим их.
Во-первых , кардинальным образом изменился сам характер стратификационной системы.
Во-вторых, в ходе социальноэкономических преобразований , создан многочисленный и весомый предпринимательский слой, высшие представители которого являются составными элементами политической элиты страны.
В-третьих, изменение социальнопрофессиональной стратификационной системы. Рынок труда нестабилен и часто циклично изменяет свои потребности, спрос на технические специальности сменяет ажиотаж на экономистов и юристов.
В-четвертых, наметилось полярное расслоение общества, что находит выражение в растущей дифференциации доходов населения.
В-пятых, несмотря на существенную социальную дифференциацию общества, с трудом, но начинает формироваться средний класс, ядро которого образуют предприимчивые социальные категории, способные определить стабильность социальной системы и одновременно обеспечить динамичное общественное развитие.
Современные исследования факторов, критериев и закономерностей стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества.
Так, возьмем за основу стратификационную модель Т.И. Заславской, согласно которой российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также де-социализированного “социального дна”.
Верхний слой включает прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования.
Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантoм социальной стабильности.
В позитивном прогнозе развития обществе, будущий полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дeeспособные специалисты и рабочие.
В базовый социальный слой включены более 2/3 российского общества, обладающие средним профессиональноквалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
Также относятся часть специалистов, помощники специалистов, технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть представителей сельского хозяйства и крестьянства. Хотя социальный статус различены, однако их роль в переходном процессе достаточно сходна – приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сoхранить достигнутый статус.
Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами представителей данного класса являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы. Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукри-минальные институты.
Таким образом, политические и социально-экономические преобразования формируют новые стратификационные модели социума [3].
Прежде чем анализировать причины и последствия такого феномена как социальное неравенство, отметим, что эта проблема занимает центральное место в социологии, притом под данным термином понимают неравномерное распределение социокультурных благ и ценностей в зависимости от социального статуса индивида или социальных групп. Безусловно, социальное неравенство предполагает неодинаковый доступ людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти.
Правомерен вопрос: как измерить уровень неравенства? Самый простой способ – это сравнение самого высокого и самого низкого уровня доходов в данном обществе. Следовательно, наличие страт или слоев – неотъемлемый элемент системы социального неравенства [4].
Существует несколько подходов к оценке проблемы социального неравенства. Однако очевидно, что социальное неравенство – это складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов между различными стратами или слоями населения.
Основные измерители неравенства – это деньги.
Неравенство можно представить соотношением понятий «богатые», «бедные» [5]. Экономическое неравенство за- ключается в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Самые высокие доходы получает наименьшая часть обще- ства, а средние и наименьшие доходы – большинство населения.
Соответственно, геометрическая фигура, иллюстрирующая профиль стратификации российского общества, будет напоминать треугольник [6].
Чем опасно социальное неравенство для нашего общества? Тем, что именно социальное неравенство вызывает социальный протест и противоборство, сопровождается идеологической и политической борьбой за социальное равенство.
Вопросом причин социального неравенства занимались многие ученые. Так, французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:
-
1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
-
2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.
Обратим внимание, что Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его боль- шими полномочиями, чем все остальные.
Также, в мировой и отечественной со- циологии остро стоит вопрос о последствиях неравенства, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер [7].
Из-за того, что в постсоветской России происходили активные рыночные преоб- лируемая поляризация доходов населения что привело к поляризации общества: четкое разграничение между богатым и бедным слоями населения с нечеткими обо- значениями среднего слоя.
Таким образом, четко выраженной тенденцией, которая сформировалась в постсоветский период, и продолжает проявляться сейчас, является устойчивая тенденция роста подоходной дифференциации населения. Тот, у кого выше доход, выше заработная плата и иные выплаты, а также награды и пособия – тот и занимает более высокое положение в обществе.
Таким образом, в общественной реальности Российской Федерации социальное неравенство привело к социальному разлому, резкой поляризации доходов населения страны.
Перед теорией и практикой управления ставится актуальный во все времена вопрос: как выбрать и реализовать оптимальные пути преодоления такого явления как социальное неравенство?
Но, учитывая исторический период, в течение которого социальное неравенство существует и исследуется в качестве феномена, можно с уверенностью утверждать, что преодоление и полная ликвидация этого явления невозможна. Его можно предотвратить только в отдельных сферах.
Любой социальный институт, организа- ция стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. Неравенство – это стимул, мотивация, двигатель прогресса. Однако неравенство должно быть щадящим, мягким, а не разования, то тяжелым социальным и экономическим результатом стала неконтро-
«разрушительным и уничтожающим».
Список литературы Специфика и социальные последствия треугольной стратификационной модели современного российского общества
- Барсегян В.М. Социальная стратификация и политическая сфера: роль власти и государства в структурировании общества // Теория и практика общественного развития. 2017. № 12. С. 34-38.
- Мартьянов В.С. Социальная стратификация современных обществ: от экономических классов к рентным группам? // Социологические исследования. 2016. № 10 (390). С. 139-148.
- Ласточкина М.А., Ласточкин А.Н. Социокультурный подход к анализу стратификации современного общества // Проблемы развития территории. 2017. № 2 (88). С. 124-135.
- Осинский И.И., Добрынина М.И. Социальное неравенство и социальная справедливость // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 6. С. 166-169.
- Андреева Е.И., Бычков Д.Г. Некоторые уроки борьбы с бедностью и социальным неравенством сегодня // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 30 (72). С. 60-64.
- Алексеенок А.А., Каира Ю.В., Бараночников В.А. Социальное неравенство и социальная напряженность. Научная монография / Орёл, 2016. С. 33.
- Гладышева А.С., Стоянов И.А. Социальная справедливость и социальное неравенство в условиях современной России // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. № 2. С. 273-279.