Специфика экономической традиции российского общества: от византийских истоков до постиндустриализма и постмодернизма

Автор: Елдин М.А., Раслова А.А.

Журнал: Экономическая история @jurnal-econom-hist

Рубрика: История экономической мысли

Статья в выпуске: 2 (61) т.19, 2023 года.

Бесплатный доступ

Введение. В истории российской общественной мысли вопросы хозяйственной деятельности человека рассматривали исконно сквозь призму этики справедливости. Многое было заимствовано из практики византийской религиозной морали экономического таксономизма. В византийской святоотеческой парадигме экономика - домостроительство анализировалась как поле для духовного возрастания на ниве православного послушания. Богатство и успешность не осуждались, но оценивались в качестве вызова для испытаний. Одновременно от Иоанна Златоуста и до мыслителей Московской Руси тема экономической активности представлялась как служение высшим социальным идеалам духовного служения. В имперский период проблематика экономического быта анализировалась с позиций служения государству от С. Н. Булгакова до П. Б. Струве. Советская модель государственного регулирования оказалась уникальной и мало воспроизводила предыдущий опыт Руси - России в плане многоукладности народного хозяйства российского социума. Новейшие социокультурные тенденции с конца ХХ столетия породили противоречивые доминанты аксиосферы в среде россиян, связанные с отсутствием ценностных и моральных оснований экономического уклада современного общества, облеченного в конструкты постмодернизма. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования рассматривается интегративный подход, соединенный с историко-методологическим и философско-историческим анализом. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной, исторической литературы, журналистских исследований по изучаемой проблеме, компаративистский анализ текстов, сопоставление, обобщение) и эмпирических (изучение и обобщение нормативно-правовых документов о рассматриваемых понятиях таксономизма и модернизма, а также постмодернизма) методов. Результаты исследования. Рассмотренная модель постмодернизма в плане его понимания в российской экономической традиции и специфике народно-хозяйственного уклада в реалиях российской истории свидетельствует о вторичном, заимствованном характере постмодернистских понятий. Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом фактического понимания процессов может стать правильно выстроенная модель государственно-общественных отношений, которая может появиться только при сбалансированном факторе разнообразных интересов акторов современной государственно-хозяйственной политики России.

Еще

Таксис-порядок, консерватизм, справедливость, модернизация, имперский протекционизм, государственный капитализм, постмодернизм, логика государственно-хозяйственных отношений, конвенционалистская и сепарационная модели государственно-экономических отношений

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/147241547

IDR: 147241547   |   DOI: 10.15507/2409-630X.061.019.202302.177-187

Список литературы Специфика экономической традиции российского общества: от византийских истоков до постиндустриализма и постмодернизма

  • Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 255 с.
  • Елдин М. А. Философские проблемы взаимодействия духовных традиций российских народов в Средневолжье // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России: материалы Х Сафаргалиев. науч. чтений. Саранск, 2006. С. 293-298.
  • Иноземцев В. Л. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты) // Российский экономический журнал. 1997. № 11-12. С. 59-68.
  • Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia: Наука, 1998. 639 с.
  • Катасонов В. Ю. Экономическая теория славянофилов и современная Россия. «Бумажный рубль» С. Шарапова. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2014. 656 с.
  • Леонтьев К. Н. Избранное. М.: Моск. Рабочий: Рарогъ, 1993. 400 с.
  • Общественная мысль балканских народов в эпоху раннего Средневековья / отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: Рукопис. памятники Древ. Руси, 2009. 320 с.
  • Орлов В. В., Васильева Т. С. Философия экономики. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. 267 с.
  • Перевезенцев С. В. Русский выбор: очерки национального самосознания. М.: Рус. мир, 2007. 416 с.
  • Серио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в центральной и восточной Европе. М.: Языки славян. культуры, 2001. 360 с.
  • Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. 795 с.
  • 12.Хвостова К. В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб.: Алетейя, 2009. 206 с.
  • Bell D. The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. New York: Basic books, 1973. 507 p.
  • PaulMagdalino. The Byzantine Aristocratic Oikos. Oxford, 1984. 95 p.
  • Toffler A. Power shift: Knowledge, wealth, a. violence at the edge of the 21st cent. New York: Bantam books, 1990. 585 p.
Еще
Статья научная