Специфика конфликта в драматургии Ивана Вырыпаева

Автор: Абашева Марина Петровна, Спирина Кристина Станиславовна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Рубрика: Литература в контексте культуры

Статья в выпуске: 2 т.14, 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи состоит в изучении специфики драматургического конфликта в пьесах современного драматурга, режиссера, актера Ивана Вырыпаева (родился в 1974 г.), работающего в России и в Польше. Рассматривается природа конфликта в его пьесах 2010-х гг. («Иранская конференция» (2017), «Волнение» (2018) и др.). В этот период в творчестве Вырыпаева наметились новые тенденции в формировании драматургического конфликта: теперь конфликт строится как столкновение не персонажей, но дискурсов - актуальных идей, высказываний, стоящих за ними правил и установок, детерминированных общественными настроениями. За этой стратегией стоит отрефлексированная авторская позиция: драматург понимает свой текст как возможность репрезентации дискурса, о чем он нередко говорил в своих интервью. Материал исследования определил методологию работы: дискурсивная природа драмы Вырыпаева анализируется с применением идей и методов анализа дискурса Мишеля Фуко, Тео Ван Дейка и др. В ходе исследования подробно анализируется пьеса Вырыпаева «Закрытое исследование. New Constructive Ethics» (2021). Анализ показал, что конфликт в пьесе последовательно развивается: от репрезентации актуальных дискурсов к драматическому их сталкиванию. Далее сама достоверность дискурсов, их границ проблематизируется через выстраивание двойной коммуникации: общение строится не только между героями на сцене, но и между автором и зрителями. В пьесе «Закрытое исследование. New Constructive Ethics», в частности, деконструируются актуальные дискурсы «новой этики». Зрители видят на сцене незаметный для героев конфликт, образуемый как противоречием дискурсов, так и знанием зрителя о внесценических обстоятельствах жизни героев. Понимание дискурсивной природы конфликта пьес Вырыпаева расширяет существующее представление о российской «новой драме» в целом.

Еще

Современная драматургия, иван вырыпаев, дискурс, драматургический конфликт

Короткий адрес: https://sciup.org/147238227

IDR: 147238227   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2022-2-83-91

Список литературы Специфика конфликта в драматургии Ивана Вырыпаева

  • Бебутов Т. «Искусственный интеллект уже нас забрал»: Иван Вырыпаев - про театр, йогу и экологию // Афиша Daily. 23.01.2020. URL: https://daily.afisha.ru/brain/ 14262-iskusstvennyy-intellekt-uzhe-nas-zabral-ivan-vyrypaev-pro-teatr-yogu-i-ekologiyu/ (дата обращения: 15.04.2022).
  • Боймерс Б., Липовецкий М. Н. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты новой драмы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 376 с.
  • Ван Дейк Т. А. К определению дискурса / пер. А. Дерябин. 1999. URL: http://psyberlink.flogis-ton.ru/internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 01.02.22).
  • Вырыпаев И. А. Кислород. 2002 [Пьесы Ивана Вырыпаева. 2022. URL: https://vyry-paev.com/ru/plays/oxygen/ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
  • Вырыпаев И. А. Летние осы кусают нас даже в ноябре. 2012 // Пьесы Ивана Вырыпаева. 2022 URL: https://vyrypaev.com/ru/plays/summerwasp-sbiteuseveninnovember/ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
  • Вырыпаев И. А. Иранская конференция. 2017 // Пьесы Ивана Вырыпаева. 2022. URL: https://vyrypaev.com/ru/plays/iranian-conference/ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
  • Вырыпаев И. А. Закрытое исследование New Constructive Ethics. 2021 // Пьесы Ивана Вырыпаева. 2022. URL: https://vyrypaev.com/ru/plays/newcon-structiveethics/ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
  • Вырыпаев И. А. Читка пьесы Ивана Вырыпае-ва «Закрытое исследование New Constructive Ethics. 10.09.2021. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=NkvP2jR8xlw&list=PL9Pz6qSnYlVHLD K6QTEdVn6dNdUn7Ny5g&index=8/ (дата обращения: 10.01.22).
  • Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.
  • Курант Е. Театр чудес. Авторские стратегии в драматургии Ивана Вырыпаева. Краков: LIBRON, 2020. 225 с.
  • Мельников Е. Правила драматурга: Иван Вырыпаев // Newslab.ru: интернет-газета. 27.06.2014. URL: http://newslab.ru/article/596138 (дата обращения: 10.01.22).
  • Пави П. Драматургический конфликт / пер. с фр. под ред. К. Разлогова // Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С. 216-217.
  • Руднев П.А. Иван Вырыпаев. Сгорел дом, а в доме две собаки // Новый мир. 2017. № 5. https://magazines.gorky.media/no-vyi_mi/2017/5/ivan-vyrypaev-sgorel-dom-a-v-do-me-dve-sobaki.html (дата обращения: 15.04.22).
  • Руднев П. А. Теория драмы. Часть I. 10.06.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wqEskk20sv8 (дата обращения: 15.04.22).
  • 5 причин пойти на читку пьесы «Закрытое исследование» [Электронный ресурс]. 19.02.2022 URL: https://bnkirov.ru/news/obshchestvo/5-prichin-poyti-na-chitku-pesy-zakrytoe-issledovanie/ (дата обращения: 20.02.22).
  • Фуко М. Археология знания / пер. с фр. С. Митина, Д. Стасова. Киев: Ника-центр, 1996а. 208 c.
  • Фуко М. Порядок дискурса / пер. с фр. С. Табачниковой // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996б. С. 47-97.
  • Ширяев В. Соединиться с импульсом Вселенной / гл. ред. Е. Пустошкин // Эрос и космос, хроники целостности. СПб., 2015. 01.09.2015. URL: https://eroskosmos.org/connecting-to-the-impulse/ (дата обращения: 10.01.22).
  • Biegluk-Les Weronika Nieradosne gry kulturowej dekonstrukcji. Tlen Iwana Wyrypajewa // Bialostockie Studia Literaturoznawcze. 2014. Vol. 5. P. 371-392. doi: _10.15290/bsl.2014.05.24
  • Popczyk-Szczqsna Beata Slowo i rytm w teatrze Iwana Wyrypajewa // Litteraria Copernicana. 2018. Vol. 29. P. 119-130. doi: 10.12775/LC.2018.022
  • Wasinczuk Katarzyna Религиозный дискурс в драматургии Ивана Вырыпаева (Бытие № 2, Кислород, Пьяные) // STUDIA WSCHODNIO-SLOWIANSKIE. 2019. Vol. 19. P. 263-277. doi: 10.15290/sw.2019.19.19
  • Wilmes Justin 'Stability amidst chaos': subjective re-orientation in Ivan Vyrypaev's Delhi Dance (2013) and Unbearably Long Embraces (2015) // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2018. Vol. 12:3. P. 232250. doi: 10.1080/17503132.2018.1511267
Еще
Статья научная