Specific character of lateral phenotype in shooting and handball
Автор: Berdichevskaya E., Gronskaya A., Khachaturova I.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Физиология и спортивная медицина
Статья в выпуске: 3, 2009 года.
Бесплатный доступ
In the paper presented special features of an individual asymmetry profile and its components in highly qualified shots and handball players have been comparatively and in details considered. Then the most typical variants have been revealed and possible mechanisms of their priority are presented.
Lateral phenotype, sensomotor, assymmetry, shot, handball players
Короткий адрес: https://sciup.org/14263562
IDR: 14263562
Текст научной статьи Specific character of lateral phenotype in shooting and handball
от квалификации и стажа занятий. Определение специфики наиболее распространенного латерального фенотипа в конкретном виде спорта имеет значение для поиска оптимальных путей тренировочного процесса и практики спортивного отбора. Целью настоящего исследования явилось изучение сенсомоторных асимметрий у стрелков и гандболистов как представителей видов спорта с принципиально различной структурой двигательной деятельности.
Методика. Обследовано 77 спортсменов, специализирующихся в стрельбе и гандболе. ИПА (по схеме рука – нога – глаз) определяли по методике Е.М. Бердичевской [2004]. Для оценки латеральности парных органов использовали 47 показателей. Коэффициент асимметрии каждого признака рассчитывали
психомоторную деятельность. Успешность выполнения требований, предъявляемых различными видами спорта, тесно связана с функциональной межполушарной асимметрией. Ее периферическое отражение в виде индивидуального профиля асимметрии (ИПА) призна-
по формуле: Кас = (П – Л/n ) ∙ 100%, где П – количество тестов с преобладанием правой стороны, Л – левой, n – общее количество тестов. При Кас > + 15 – ведущей считалась правая сторона; Кас< - 15 – левая; -15 % < Кас. < +15 % – их симметрия. ИПА обозначали как «правый»
но существенным фактором естественного отбора индивидуумов, успешнее осваивающих те или иные спортивные навыки, легче переносящих стрессовые условия соревнований, надежней адаптирующихся к физическим и психологическим нагрузкам. Большое количество исследований [2, 3, 8] доказывает зависимость структуры моторной и сенсорной асимметрии
AB
глаз
симметрия
левшество
правшество
рука
Рис. Распределение латеральных предпочтений у стрелков (А) и гандболистов (В)
или «левый» при одностороннем доминировании анализируемых признаков, «смешанный» – при любых других комбинациях.
Результаты исследования и их обсуждение. При определении латеральных предпочтений у стрелков и гандболистов установлено преобладание правостороннего доминирования моторных и сенсорных функций (рис.).
У стрелков выявлено 8 вариантов ИПА (правый и 7 смешанных), у гандболистов – 11 (правый и 10 смешанных). Левый ИПА у обследованных спортсменов отсутствовал. У стрелков доминировал правый профиль сенсомоторной асимметрии (59%). Гандболисты с правосторонним доминированием анализируемых признаков встречались реже (40%) (табл.). Смешанные профили с преобладанием двух правых признаков у гандболистов выявлялись чаще, чем у стрелков (соответственно 44% и 28%). При этом в обеих группах исследуемых преобладал фенотип с ведущей правой рукой, правым глазом и симметрией нижних конечностей (13%). Смешанные профили с левыми признаками обнаружены у 11% стрелков (рука – 3%, нога – 3%, глаз – 5%). У гандболистов выявлено 8 ИПА (34%) с проявлением «левшества» в моторике верхних (14%), нижних конечностей (25%) и зрении (12%). Характерное для 12% гандболистов доминирование двух левых признаков в фенотипе стрелков не установлено. Амбидекстральные признаки в ИПА стрелков составили 17%, гандболистов – 21%. Наиболее часто встречалась симметрия нижних конечностей (стрелки 16%, гандболисты 17%) и зрения (соответственно 14% и 17%). «Равнорукие» стрелки составили 3%, гандболистов с амбидекстрией рук не выявлено.
Полученные результаты согласуются с литературными данными о более сознательном управлении моторикой правой руки корой больших полушарий и более высокой эффективности левой руки в экстремальных ситуациях. Амбидекстры имеют более низкую по сравнению с правшами скорость реакции выбора, характеризуются эмоциональной несдержанностью, боязливостью, снижением уровня самоконтроля, что недопустимо в командных видах спорта. У амбидекстров и левшей психофизиологические характеристики после тренировки в большей мере подвержены изменению и имеют более длительный период раннего восстановления, что снижает результативность в работе, требующей высокого напряжения ЦНС [6, 7].
Таблица
Распределение вариантов индивидуального профиля асимметрии у стрелков и гандболистов (%)
ИПА |
Стрелки (n = 37) |
Гандболисты (n = 40) |
правый |
59 |
40 |
левый |
0 |
0 |
смешанные |
41 |
60 |
Исследования, посвященные моторной асимметрии ног, фрагментарны и в большинстве не учитывают профессиональную деятельность человека. В спорте определение ведущей ноги проводили у прыгунов, бегунов на короткие дистанции, пловцов-подводников и лыжников-гонщиков. При этом использовалось разное количество тестов, и в трактовке отсутствует единство мнения. По данным П.Н. Ермакова [1986], изучавшего асимметрию двигательных реакций ног у каратистов, ведущая нога совпадала с толчковой только у 7 человек из 21. Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина [1994] отмечают, что у 70% взрослых левая нога более массивна и сильна. Обычно она является толчковой и рассматривается как субдоминантная. Напротив, по точности и координации движений ведущей чаще является правая, маховая нога [8]. Нередко встречается «равноногость» [1]. Нами было проведено определение ведущей ноги с использованием максимального количества тестов по сравнению с другими исследованиями, в результате чего полученные данные отличаются от вышеназванных литературных источников и трудно с ними сопоставимы. Но определенно можно сказать, что проявления симметрии - асимметрии ног у стрелков и гандболистов различны. Согласно литературным данным [6], приблизительно 60% населения имеет ведущий правый глаз, около 30% – левый и лишь немногие – симметрию зрительной функции. В нашем исследовании это соотношение отличается. Поза изготовки стрелка организована таким образом, что спортсмен целится только правым глазом. Исключением может служить оружие, адаптированное под стрелка-левшу. Поэтому процент «правоглазых» стрелков (81%) значительно выше, чем в популяции. Для гандболистов характерно снижение количества «левоглазых» (до 12%) в пользу амбидекстров по зрению (17%). Вероятно, это объясняется необходимостью билатерального восприятия пространства в процессе сложного зрительно-пространственного слежения за движениями мяча и игроков, находящихся в правом и в левом поле зрения.
Заключение. Таким образом, моторное и сенсорное доминирование на различных иерархических уровнях построения, начиная с «врожденных» признаков и заканчивая сложными манипуляционными действиями, у стрелков и гандболистов значительно отличается. Даже в пределах одного вида спорта наблюдаются существенные различия в структуре ИПА. Проведенное нами исследование позволило выявить специфику наиболее распространенного латерального фенотипа в стрельбе и гандболе. Наиболее типичными вариантами латерального доминирования для стрелков являются ведущая правая рука, нога и глаз. Это можно объяснить тем, что прицеливание у всех обследованных стрелков ведется правым глазом, доминирование правой руки связано с конструкцией оружия, а правой ноги – со спецификой позы изготовки стрелка. Высокий процент гандболистов с парциальным распределением функций свидетельствует о необходимости вовлечения «творческого» правого полушария мозга в организацию нестандартных движений в изменяющейся ситуации. Спортсмену необходима не только оценка текущей ситуации, но и предвосхищение ее будущих изменений, т. е. способность к экстраполяции.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 08-0499066).