Специфика латерального фенотипа в стрельбе и гандболе
Автор: Бердичевская Е.М., Гронская А.С., Хачатурова И.Э.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Физиология и спортивная медицина
Статья в выпуске: 3, 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье в сравнительном аспекте детально рассмотрены особенности индивидуального профиля асимметрии и его компонентов у высококвалифицированных стрелков и гандболистов, выявлены наиболее типичные варианты, представлены возможные механизмы их приоритетности.
Латеральный фенотип, сенсомоторная асимметрия, стрелки, гандболисты
Короткий адрес: https://sciup.org/14263562
IDR: 14263562
Текст научной статьи Специфика латерального фенотипа в стрельбе и гандболе
от квалификации и стажа занятий. Определение специфики наиболее распространенного латерального фенотипа в конкретном виде спорта имеет значение для поиска оптимальных путей тренировочного процесса и практики спортивного отбора. Целью настоящего исследования явилось изучение сенсомоторных асимметрий у стрелков и гандболистов как представителей видов спорта с принципиально различной структурой двигательной деятельности.
Методика. Обследовано 77 спортсменов, специализирующихся в стрельбе и гандболе. ИПА (по схеме рука – нога – глаз) определяли по методике Е.М. Бердичевской [2004]. Для оценки латеральности парных органов использовали 47 показателей. Коэффициент асимметрии каждого признака рассчитывали
психомоторную деятельность. Успешность выполнения требований, предъявляемых различными видами спорта, тесно связана с функциональной межполушарной асимметрией. Ее периферическое отражение в виде индивидуального профиля асимметрии (ИПА) призна-
по формуле: Кас = (П – Л/n ) ∙ 100%, где П – количество тестов с преобладанием правой стороны, Л – левой, n – общее количество тестов. При Кас > + 15 – ведущей считалась правая сторона; Кас< - 15 – левая; -15 % < Кас. < +15 % – их симметрия. ИПА обозначали как «правый»
но существенным фактором естественного отбора индивидуумов, успешнее осваивающих те или иные спортивные навыки, легче переносящих стрессовые условия соревнований, надежней адаптирующихся к физическим и психологическим нагрузкам. Большое количество исследований [2, 3, 8] доказывает зависимость структуры моторной и сенсорной асимметрии
AB
глаз
симметрия
левшество
правшество
рука
Рис. Распределение латеральных предпочтений у стрелков (А) и гандболистов (В)
или «левый» при одностороннем доминировании анализируемых признаков, «смешанный» – при любых других комбинациях.
Результаты исследования и их обсуждение. При определении латеральных предпочтений у стрелков и гандболистов установлено преобладание правостороннего доминирования моторных и сенсорных функций (рис.).
У стрелков выявлено 8 вариантов ИПА (правый и 7 смешанных), у гандболистов – 11 (правый и 10 смешанных). Левый ИПА у обследованных спортсменов отсутствовал. У стрелков доминировал правый профиль сенсомоторной асимметрии (59%). Гандболисты с правосторонним доминированием анализируемых признаков встречались реже (40%) (табл.). Смешанные профили с преобладанием двух правых признаков у гандболистов выявлялись чаще, чем у стрелков (соответственно 44% и 28%). При этом в обеих группах исследуемых преобладал фенотип с ведущей правой рукой, правым глазом и симметрией нижних конечностей (13%). Смешанные профили с левыми признаками обнаружены у 11% стрелков (рука – 3%, нога – 3%, глаз – 5%). У гандболистов выявлено 8 ИПА (34%) с проявлением «левшества» в моторике верхних (14%), нижних конечностей (25%) и зрении (12%). Характерное для 12% гандболистов доминирование двух левых признаков в фенотипе стрелков не установлено. Амбидекстральные признаки в ИПА стрелков составили 17%, гандболистов – 21%. Наиболее часто встречалась симметрия нижних конечностей (стрелки 16%, гандболисты 17%) и зрения (соответственно 14% и 17%). «Равнорукие» стрелки составили 3%, гандболистов с амбидекстрией рук не выявлено.
Полученные результаты согласуются с литературными данными о более сознательном управлении моторикой правой руки корой больших полушарий и более высокой эффективности левой руки в экстремальных ситуациях. Амбидекстры имеют более низкую по сравнению с правшами скорость реакции выбора, характеризуются эмоциональной несдержанностью, боязливостью, снижением уровня самоконтроля, что недопустимо в командных видах спорта. У амбидекстров и левшей психофизиологические характеристики после тренировки в большей мере подвержены изменению и имеют более длительный период раннего восстановления, что снижает результативность в работе, требующей высокого напряжения ЦНС [6, 7].
Таблица
Распределение вариантов индивидуального профиля асимметрии у стрелков и гандболистов (%)
ИПА |
Стрелки (n = 37) |
Гандболисты (n = 40) |
правый |
59 |
40 |
левый |
0 |
0 |
смешанные |
41 |
60 |
Исследования, посвященные моторной асимметрии ног, фрагментарны и в большинстве не учитывают профессиональную деятельность человека. В спорте определение ведущей ноги проводили у прыгунов, бегунов на короткие дистанции, пловцов-подводников и лыжников-гонщиков. При этом использовалось разное количество тестов, и в трактовке отсутствует единство мнения. По данным П.Н. Ермакова [1986], изучавшего асимметрию двигательных реакций ног у каратистов, ведущая нога совпадала с толчковой только у 7 человек из 21. Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина [1994] отмечают, что у 70% взрослых левая нога более массивна и сильна. Обычно она является толчковой и рассматривается как субдоминантная. Напротив, по точности и координации движений ведущей чаще является правая, маховая нога [8]. Нередко встречается «равноногость» [1]. Нами было проведено определение ведущей ноги с использованием максимального количества тестов по сравнению с другими исследованиями, в результате чего полученные данные отличаются от вышеназванных литературных источников и трудно с ними сопоставимы. Но определенно можно сказать, что проявления симметрии - асимметрии ног у стрелков и гандболистов различны. Согласно литературным данным [6], приблизительно 60% населения имеет ведущий правый глаз, около 30% – левый и лишь немногие – симметрию зрительной функции. В нашем исследовании это соотношение отличается. Поза изготовки стрелка организована таким образом, что спортсмен целится только правым глазом. Исключением может служить оружие, адаптированное под стрелка-левшу. Поэтому процент «правоглазых» стрелков (81%) значительно выше, чем в популяции. Для гандболистов характерно снижение количества «левоглазых» (до 12%) в пользу амбидекстров по зрению (17%). Вероятно, это объясняется необходимостью билатерального восприятия пространства в процессе сложного зрительно-пространственного слежения за движениями мяча и игроков, находящихся в правом и в левом поле зрения.
Заключение. Таким образом, моторное и сенсорное доминирование на различных иерархических уровнях построения, начиная с «врожденных» признаков и заканчивая сложными манипуляционными действиями, у стрелков и гандболистов значительно отличается. Даже в пределах одного вида спорта наблюдаются существенные различия в структуре ИПА. Проведенное нами исследование позволило выявить специфику наиболее распространенного латерального фенотипа в стрельбе и гандболе. Наиболее типичными вариантами латерального доминирования для стрелков являются ведущая правая рука, нога и глаз. Это можно объяснить тем, что прицеливание у всех обследованных стрелков ведется правым глазом, доминирование правой руки связано с конструкцией оружия, а правой ноги – со спецификой позы изготовки стрелка. Высокий процент гандболистов с парциальным распределением функций свидетельствует о необходимости вовлечения «творческого» правого полушария мозга в организацию нестандартных движений в изменяющейся ситуации. Спортсмену необходима не только оценка текущей ситуации, но и предвосхищение ее будущих изменений, т. е. способность к экстраполяции.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 08-0499066).