Специфика политического сознания военнослужащих

Автор: Кошкин Сергей Александрович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Экспертиза

Статья в выпуске: 4, 2009 года.

Бесплатный доступ

В статье последовательно характеризуются факторы формирования восприятия политической реальности, а также рассматривается специфика политического сознания военнослужащих. Кроме этого, обосновывается необходимость изучения механизмов регулирования политического сознания данной социально-профессиональной группы

Военнослужащий, политическое сознание, защита отечества

Короткий адрес: https://sciup.org/170164827

IDR: 170164827

Текст научной статьи Специфика политического сознания военнослужащих

К атегория военнослужащих находится на особом положении в социальной системе координат. Пережив не самое простое время, вооружённые силы государства вновь находятся на пороге существенных изменений. В ситуации дальнейшего реформирования силовых ведомств (в первую очередь, Министерства обороны), важнейшее значение получает проблема формирования и регулирования политического сознания военнослужащих.

Традиционно под политическим сознанием понимается результат восприятия и осознания субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включён он сам, а также его действий и состояний, связанных с поли-тикой1. Соответственно, политическое сознание военнослужащих опосредует отношения данной социальной группы со сферой политики, одновременно представляя для индивида мотивационную основу для добросовестного выполнения им обязанностей военной службы.

Осмысление политической составляющей сознания военнослужащих является важной теоретической задачей политической науки и обусловлено рядом причин. Во-первых, армия (в широком понимании) является важнейшим политическим институтом. На внешнеполитической арене факт наличия дееспособных вооружённых сил свидетельствует о статусе государства; внутри страны армия – важнейший признак государственности, гарантия суверенитета и нерушимости государственных границ. Во-вторых, профессиональная деятельность военнослужащих всегда находится в фокусе государственного и общественного внимания. В-третьих, лояльность военнослужащих к институтам власти и политическому режиму обеспечивает стабильность внутренней и внешней политики государства. Формирование этой лояльности имеет большое значение в деятельности органов государственного и военного управления. В-четвертых, внимание к политическому сознанию военнослужащих обусловлено также и внутренними потребностями военно-политологического знания, продолжающимся переосмыслением содержания объектной основы военной науки и её основных отраслей, отходом от идеологизации и догматизации военного об- ществоведе ния2.

КОШКИН Сергей Александрович – адъюнкт Военного университета МО РФ

Процесс формирования политического сознания военнослужащих сложен и противоречив. Как правило, формирование политического сознания, как индивидуального, так и группового (массового), предполагает несколько этапов. Во-первых, получение социально-политических знаний в процессе критического осмысления политической действительности, постепенной рационализации чувственных представлений, обобщения имеющейся информации о политической жизни общества. Во-вторых, трансформация полученных знаний в убеждения, которая происходит в процессе общественно-политической практики (как правило, этому способствует принятие уже сформированных оценок и норм политического поведения в рамках тех или иных политических организаций и институтов). И в-третьих, определение на основе политических убеждений и анализа собственного опыта политической ориентации субъекта, которая в значительной степени обусловливает политическое поведение.

В отечественном обществознании традиционно выделяют 4 группы условий, которые влияют на формирование политического сознания:

  • 1)    макро- (мезо-, микро-) социальные – социально-экономические отношения, национальные, религиозно-конфессиональные, культурные традиции, образовательно-воспитательные институты, СМИ, особенности той или иной субкультуры и т. п.;

  • 2)    собственно политические – характер и тип политического устройства, специфика политического режима, политические институты, партии, организации и движения, развитость демократии и институтов гражданского общества и т. п.;

  • 3)    коммуникативные, обусловленные самим процессом понимания и оценки политических явлений;

  • 4)    субъективные, связанные с социальными и психологическими особенностями индивида, с его независимыми и усвоенными характеристиками (пол, возраст, национальность, культурное и национальное происхождение, образование, профессия и т. д.).

В силу того что данная классификация имеет весьма обобщённый характер и тем самым приложима к различным социально-профессиональным группам, возникает необходимость выявления и систематизации факторов, определяющих специ- фику формирования политического сознания у военнослужащих.

Безусловно, важной составляющей политического сознания является такая морально-этическая категория, как «защита Отечества». Смысл данной идеологемы закреплён в многочисленных законодательных и художественных текстах. Очевидно, что лексическая репрезентация данной идеологемы зависит от определённых политических условий, от той или иной политической конъюнктуры. Это можно увидеть при сравнении ритуально-речевых формул, бытовавших в царской России, в разные исторические периоды СССР и в постсоветской России («За Бога, Царя и Отечество», «За Родину, за Сталина», «За Родину», «Служу Отечеству», «Служу России»). Отметим, что в военное время эти формулы часто сопровождаются призывом к активным боевым действиям (типичной формой выражения такого призыва является междометие «ура», обладающее мощным властно-мобилизующим потенциалом).

Служение Отечеству как высшая нравственная категория подразумевает, что профессиональный статус военного человека должен обладать высокой степенью престижа, исключительности. Человек военный призван защищать государство, государственную власть, закон, при этом государство берёт на себя безоговорочное право распоряжаться его судьбой и жизнью. Принятие человеком в погонах требований военной присяги предопределяет его обострённое восприятие таких нравственных категорий, как «долг», «честь», «самопожертвование» и др. В российской исторической традиции идея служения Отечеству является важнейшим мотивационным компонентом выполнения профессиональных обязанностей, а потеря или разрушение этого понимания неизбежно означает разрыв с высочайшими идеалами защитника Отечества, без которых человек уже не может морально считать себя военнослужащим.

Оказывает влияние на формирование политического сознания военнослужащих также комплекс их прав, свобод и обязанностей, официально определяющий их правовое положение в обществе, иначе – статус военнослужащих1. В этом статусе за- конодательно кодифицированы общественные привилегии и ограничения данной социально-профессиональной группы, что не свойственно большинству других общественно-профессиональных категорий. Статус военнослужащего требует от него выполнять не только специфические обязанности военной службы, но и следовать особым моделям поведения и позиционирования. Правомерно считать, что, приняв военную присягу, человек определяет для себя и конкретные мировоззренческие позиции. В силу этого политическое сознание военнослужащих отличается высоким уровнем преданности избранным идеалам, а отказ от них чреват негативными последствиями. Известно, что негласные нормы воинского этикета регулируют сознание и поведение военного человека даже вне службы, а их нарушение влечёт (помимо традиционных видов ответственности) такие специфические формы ответственности и наказания, как всеобщее порицание, суды офицерской чести и т.д.

Надо полагать, что восприятие политической реальности и отношение к ней во многом определяется самой спецификой воинского труда, которая, в свою очередь, связана со строгой регламентацией всех сторон жизни и деятельности войск, особенностями их организационной структуры, экстерриториальным способом размещения воинских частей и т.п. Коллективистский характер воинского труда выступает важнейшим условием политической социализации военнослужащих. В условиях совместного выполнения воинских задач и ритуалов (боевая учёба, совещания, построения и т.п.) индивидуальные политические предпочтения формируются с учётом общественного мнения и, вопреки декларируемым формам политического плюрализма, с учётом «пожеланий» командира (начальника). Представляется, что в этом контексте спектр характеристик политического сознания военнослужащих достаточно широк и может колебаться от крайнего равнодушия к политической реальности до вполне оправданных протестных проявлений.

Современное вооружение требует основательной технической подготовленности офицерского и рядового состава, всестороннего развития интеллектуальных и физических способностей, творческого мышления, повышения морально-боевых качеств, то есть новые возможности боевой техники обусловливают дальнейшее возрастание ответственности и роли человека в военном деле. Высокие требования к профессиональному статусу военнослужащих в сочетании с регламентированным характером их труда, как, впрочем, и всего уклада жизни и деятельности войск, способствуют формированию таких черт политического сознания военного человека, как дисциплинированность и выдержка, активность и настойчивость в достижении позитивных общественно и личностно значимых целей1.

Нельзя забывать и о таком факторе, как относительная замкнутость социальнопрофессиональной группы военнослужащих. Являясь историческим атрибутом военной службы, проявлением элитарного статуса военного человека, такого рода «изоляционизм» способствует концентрации усилий на выполнении воинского долга. Кроме того, данный фактор определяет своеобразие модели общественного позиционирования военнослужащих. В политическом сознании военнослужащего преломляются высокие моральнонравственные обязательства, традиционно возлагаемые на него обществом.

Очевидно, что политическое сознание военнослужащих не может не испытывать сильнейшего воздействия материальных факторов. Результаты современных социологических исследований ставят под сомнение устоявшийся стереотип о «бескорыстном служении» на благо государства. Так, сложившееся в последние пятнадцать лет социально-экономическое положение военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей справедливо характеризуется учёными как сложное и противоречивое и объясняется уже приобретшими хронический характер проблемами в сфере военно-социального обеспечения2. Иными словами, отсутствие материальных стимулов неизбежно негативным образом сказывается на отношении к выполнению профессиональных обязанностей, а в крайних случаях – влечёт полную потерю их высокой мотивационной составляющей.

Несомненно, на фоне активно пропагандируемой многими СМИ «идеологии гламура и роскоши» военные гораздо острее ощущают собственную социальную неустроенность. «Ползучее, насильственное вторжение идеологии дикого рынка (всё покупается и продается, включая основополагающие ценности), индивидуализма и потребительства, частного успеха, абсолютной ценности человеческой жизни, – пишет В.В. Серебрянников, – всё это и многое другое нарастающей волной обрушивающееся на армию через СМИ, разъедает основы военной культуры и морали, подрывает фундамент её боевой способности. <…> Сейчас до 80% военнослужащих считают нынешнее общество несправедливым, не создающим условия для нормальной работы и жизни»2.

Что касается собственно политических факторов формирования политического сознания военнослужащих, то здесь отметим следующее. Военнослужащий не может быть равнодушен к политическим процессам государственного и мирового масштаба, к социально-политическим процессам, развертывающимся в обществе. Вполне логично, что он имеет собственные суждения, например, о внутренних локальных конфликтах или, скажем, о последствиях сложившейся системы монополярного мира. Более того, как специфическая социальная группа, военнослужащие имеют свои «особые потребности, проявляют заботу об их удовлетворении»3.

Важнейшей из таких потребностей является стремление к получению информации. С развитием современных информационных технологий широкие слои общества (в том числе и военнослужащие) получили возможность политического самоопределения, что выражается в наличии политического плюрализма в армейской среде. Как раз допущение идейной полифонии в, казалось бы, политически нейтральной среде и есть следствие демократической ориентации государственного курса. Это особенно очевидно при сравнении нынешней армейской демократии с идеологическим диктатом в Советской армии. Необходимо признать, что на современном этапе развития Вооружённых сил политическое сознание военнослужащих свободно от навязывания какой-либо идеологии, но в то же время оно потенциально открыто для управления, манипулирования со стороны старших начальников (командиров).

Это обстоятельство заставляет задуматься о необходимости регламентирования политического сознания в интересах государственной политики. Безусловно, речь идёт не о бескомпромиссной пропаганде и навязывании «политически правильных» действий и оценок. В условиях открытого доступа к самой разнообразной информации необходимо выработать комплекс мер, позволяющих регулировать механизмы защиты от негативного воздействия на политическое сознание военнослужащих. Вкупе с дальнейшим изучением механизмов формирования политического сознания военнослужащих это пред ставляется актуальной научной задачей.

Статья научная