Специфика современной российской антиутопии (на материале рассказа А. Рубанова «Аз Иванов. Выход в деньги»)

Автор: Смолина Д.П.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Гуманитарные и общественные науки

Статья в выпуске: 5 (98), 2025 года.

Бесплатный доступ

Статья исследует трансформацию антиутопии в современной русской литературе на примере рассказа А. Рубанова «Аз Иванов. Выход в деньги». Анализируется парадокс утопических элементов (идеальная экономика) в антиутопическом контексте. Показано, что изображенная утопия несет риски тотального контроля и утраты антропности. Работа расширяет представления о границах жанра в XXI веке через актуальные социально-экономические проблемы.

Антиутопия, утопия, жанровая трансформация, современная русская литература, андрей рубанов, художественные коды

Короткий адрес: https://sciup.org/140311511

IDR: 140311511

Текст научной статьи Специфика современной российской антиутопии (на материале рассказа А. Рубанова «Аз Иванов. Выход в деньги»)

Непрерывное развитие жанра антиутопии, начатое в XX столетии и длящееся по сей день, неизбежно ведет к его переосмыслению, поиску обновленных художественных стратегий и методов. XXI век ознаменовался заметным расширением жанровых рамок антиутопии. Она превратилась в практически универсальный формат для обращения к самым насущным проблемам общества. Исследование антиутопической литературы поэтому крайне важно и своевременно, так как позволяет выявить, какие причины гибели человечества видят писатели нашего времени.

В данной работе мы обращаемся к новейшему, не изученному ранее пласту антиутопической литературы: сборнику рассказов «Время вышло» 1 , в который вошли 13 рассказов современных российских авторов, в том числе и рассмотренный в данной статье текст А. Рубанова «Аз Иванов. Выход в деньги» 2 . Каждый текст репрезентирует особенности современной антиутопии по-своему, поэтому при комплексном изучении всех вошедших в сборник рассказов можно сформировать объемную картину специфики современной российской антиутопии. Полученные данные развивают существующие представления о том, как существует и меняется этот жанр сегодня.

Композиционно рассказ А. Рубанова построен в форме научнопопулярной публикации о создателе новой разумной валюты «азио». Он обращен в недалекое будущее: статья написана в 2073-2075 годах, а сама эмиссия супервалю ты произошла в 2035 году.

Выражение «выйти в деньги» в сфере деятелей финансов и экономики означает «обналичить активы, вывести деньги со счетов из проектов». Однако в контексте данного рассказа мы видим практически буквальный выход.

Несмотря на то что «Время вышло» – антиутопический сборник, данный рассказ можно определить как утопию, так как мы отчетливо видим здесь ее жанровое ядро – возможность создания чего-то идеального, в нашем случае – идеальной экономической системы. Мыслящая валюта появилась в первые послевоенные годы («Трехсекундная война» происходила между разными искусственными интеллектами и закончилась одновременной капитуляцией всех армий и суицидом всех основных мировых искусственных интеллектов. Несмотря на информационный и экономический крах, эту войну можно назвать максимально гуманной, ведь она не принесла физических человеческих жертв или экологической катастрофы. Возможно, здесь есть отблески надежды на положительное будущее. Однако именно она, надломив естественный исторический процесс, подготовила почву для внедрения азио) и способствовала преодолению кризиса. Ее достоинства очевидны: она не подвержена инфляции; сама себя считает, благодаря чему заменила профессии бухгалтера, счетовода, финансового аналитика; способствовала росту финансовой грамотности населения в несколько раз; азио нельзя украсть, следовательно, уровень преступности снизился в 5 раз после первой эмиссии; «уровень благосостояния граждан азиозоны вырос вдвое».

Поскольку рассказ отражает скорее утопическую модель мира, попробуем соотнести ее с традиционными утопическими кодами (в центр ставим именно экономическую сферу).

Застывшее время, разрывающее преемственность прошедшего, настоящего и будущего. Мы видим ход времени: описаны события с 2027 года, история постепенно движется вперед, доходя до 2075 года. Также есть элемент преемственности: мы узнаем о том, что «азио» – уже третий проект супервалюты, он имел менее успешных предшественников – «амеро» и «нафта» (первая из которых, как известно, действительно существовал). Но так как антиутопия работает с миром, не обнаруживающим динамику, специфика художественного времени такова, что оно всё равно стремится к герметичности. У Рубанова это реализуется за счет наступления идеальной реальности, которой не нужны никакие изменения, и соответственно, время в ней тоже остановится.

Отгорожение от внешнего мира, замкнутое пространство. Супервалюта действительно полностью автономна, исключает присутствие других валют в азиозоне. Она сделала экономику полностью замкнутой, отгороженной от влияния для любых явлений и процессов.

Отсутствие индивидуализации, полное единомыслие. Думающие деньги исключают потребность в сторонних взглядах, то есть предполагает полное единогласие всех участников экономических отношений. «… сколько бы ты ни заработал, тебе следует всё потратить к кону года; не потратишь – потеряешь» 3 ;

Отсутствие внутренних конфликтов. Вся экономика в мире Рубанова стала «весёлая, жизнелюбивая», так как обрела характер жены Иванова (Аз Иванов создал цифровую копию сознания своей умирающей жены, вложив впоследствии ее в тело новой валюты). Мэри Ти «всегда остроумна, всегда честна, всегда в хорошем расположении духа» 4 , что полностью исключает какие-либо разлады.

Отсутствие сатиры, подчеркивающее утверждение идеала. Об истории создания и внедрения «азио» мы узнаем из научно-популярной статьи, публикация которой «преследует лишь одну цель – восстановление исторической правды и справедливости». И эта «справедливость» не допускает критику, анализ, допускает только благоговейное согласие с разумно устроенным миром.

Рубанов описывает именно недалекое будущее, создавая у реципиентов ощущение, что время вышло. Потребительская культура XXI века может стать инструментом для реализации политики тотального контроля, так как благодаря азио государство стало способно полностью управлять экономикой. Вероятно, следующая ступень развития такого общества – это установление тоталитаризма или диктатуры (что является уже характерной чертой антиутопии, которая в свою очередь – логичный этап эволюции утопической модели).

Если дифференцировать представленные в сборнике «Время вышло» рассказы по сферам кризиса, которые делают невозможными аутентичные ценностные связи между людьми, то рассказ А. Рубанова репрезентирует кризис экономической сферы. Человечество само поспособствовало тому, что деньги стали не средством достижения цели, а инструментом контроля. Получившийся мир нельзя назвать откровенно враждебным. Благодаря мыслящим деньгам все финансовые преступления стали невозможными. Но в мире, где царит идеальный порядок и исключён любой разлад, начинает вытесняться сама антропность.

Изучение дальнейшей эволюции жанра, активно выходящего сегодня за собственные рамки, крайне актуально. Анализ более широкого круга текстов способен выявить новые направления развития антиутопии и создать универсальные классификационные модели.

Статья научная