Спекулятивные корпоративные слияния и поглощения как значимая причина негативных экономических и социальных последствий

Автор: Чувелева Е.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 7 (26), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются экономические и социальные проблемы, обусловленные осуществлением собственниками капитала спекулятивных проектов прямого инвестирования. Показано, что поглощения целевых компаний в спекулятивных целях приводят к росту депрессивного сектора экономики и результирующему нагнетанию институциональных и социальных проблем. Последние выражаются снижением уровня и качества жизни трудоспособных граждан и их семей, зависимых от эффективности функционирования предприятий-работодателей. Институциональные проблемы выражаются ростом теневого сектора экономики как неформального института и криминогенности, влияющей на качество жизни граждан. Показано, что развитие национального хозяйственного механизма с целью повышения его способности стимулировать воспроизводство исключительно стратегических корпоративных слияний и поглощений является важной задачей.

Еще

Воспроизводство, спекулятивные проекты, слияний и поглощения, экономические и социальные проблемы

Короткий адрес: https://sciup.org/140121090

IDR: 140121090

Текст научной статьи Спекулятивные корпоративные слияния и поглощения как значимая причина негативных экономических и социальных последствий

Исследованиями установлено, что корпоративный сектор экономики развивается на основе воспроизводства слияний и поглощений [1]. Корпоративные слияния и поглощения приобрели характер постоянно наблюдаемого явления. Воспроизводство национальных корпоративных стратегических слияний и поглощений способно продуцировать прогресс в национальном экономическом развитии [2]. Следовательно, стимулирование именно стратегической (не спекулятивной) интеграции актуально. Сформированные знания о воспроизводственной природе корпоративных слияний и поглощений претендуют на участие в развитии новейшей системной экономической теории. Каковы же прикладные аспекты ее применения для решения актуальных социально-экономических проблем? В настоящей работе рассматривается один из аспектов проблематики стимулирования стратегических корпоративных слияний и поглощений, а именно экономические и социальные последствия недостаточной развитости хозяйственного механизма, обладающего ограниченными способностями стимулировать воспроизводство исключительно стратегических и реанимировать возможные мотивации собственников капитала к осуществлению спекулятивных слияний и поглощений.

Осуществление спекулятивных слияний поглощений является причиной депрессии в различных территориальных и отраслевых секторах национальной экономики, поляризации эффектов от осуществления в них производительной финансово-хозяйственной деятельности. Негативные последствия воспроизводства спекулятивных слияний и поглощений состоят в:

снижении региональной инвестиционной привлекательности и ухудшении регионального инвестиционного климата [3], которые тормозят динамику инвестиционных процессов в национальной экономике;

разрушении цепного механизма воспроизводства инвестиционной деятельности в национальной экономике и депрессии ее производительного сектора.

Спекулятивные стратегии в промышленном секторе предполагают разукрупнения и различные манипуляции с активами целевых компаний, которые получили название «вывода капитала». В результате увеличивается депрессивный сектор экономики, формируемый приобретенными спекулятивными инвесторами компаниями, утрачивающими частично или полностью возможности дальнейшего самостоятельного рентабельного функционирования. Такие предприятия характеризуются низкой кредитоспособностью, препятствующей привлечению заемного капитала как значимого для реанимации их депрессивного состояния ресурса. Стратегии их вывода из такого состояния связаны, как правило, с разработкой и реализацией различных мероприятий по экономии расходов, включая расходы на оплату труда наемных работников. Часто, поглощаемые предприятия весьма значимы для экономики муниципального образования или в целом региона места расположения их производственных мощностей. Их депрессивное состояние, определяющее необходимость снижения размеров заработной платы работников в целях экономии расходов, участвует в формировании средних для муниципального образования или региона цен на трудовые ресурсы. Остальные работодатели учитывают сложившиеся уровни оплаты труда, что определяет общую тенденцию формирования цен на трудовые ресурсы в регионе, не соответствующих зарплатным ожиданиям трудоспособного населения. Масштабные сокращения работников депрессивных предприятий определяют формирование повышенного спроса на рынке вакансий, что также оказывает негативное влияние на политику заработной платы остальных предприятий. Таким образом, спекулятивное использование приобретаемых инвесторами производственных активов порождает дестабилизацию социальной обстановки в муниципальных образованиях, регионах и стране в целом.

Специалисты отмечают значимость выявления новых возможных угроз нарушения основных прав [4, c.12], включая право на законное приобретение средств в формируемых системой благоприятных для этого условиях. Последние могут меняться под влиянием различных процессов [4, c.12], к каковым, в контексте настоящих исследований, следует относить также негативные трансформации структуры и свойств системы корпоративной экономики – системы, обеспечивающей занятость трудоспособного населения и определяющей его возможности приобретать трудовые доходы. Последние ограничиваются тенденциями депрессии и консервации производств, обуславливаются массовыми сокращениями и др., дополняемыми в критичности своего влияния на социум низким уровнем государственного пособия по безработице, максимальный размер которого составляет в 2016 году чуть более 6000 руб/мес.

Это обуславливает возникновение проблемы простого и расширенного воспроизводства рабочей силы. Возникают проблемы (риски формирования качества рабочей силы) возникновения стрессового состояния, порождающего стагнацию и демотивированность, невозможности получить новую желаемую профессию за счет профессиональной переподготовки и осуществить самореализацию в новом профессиональном качестве, несоответствия новых условий профессиональной самореализации способностям (с учётом места жительства, возраста, пола и др.) [5, c.75]. О.А.Затепякин отмечает, что названные проблемы приведут Россию к экономическому риску прямых материальных потерь или вероятности неполучения желаемого экономико-хозяйственного результата (национального дохода, прибыли) из за недостатка специалистов [5, c.75]. При этом фактором нагнетания данного риска следует признавать также рост вынужденной нелегальной экономики и уклонение от налогов вследствие ухудшения материального положения населения [6, c.92].

Сказанное О.А.Затепякиным, подтверждает актуальность рассмотрения проблем экономического развития через призму основных прав граждан [4, c.7], включая право на развитие (как показателя уважения всех других прав человека), зависящего, в том числе, от справедливости экономических отношений [4, c.8]. Развитие должно обеспечивать формирование у всех граждан и каждого в отдельности достаточных для удовлетворения потребностей средств (уровень благосостояния общества) [4, c.9]. Однако выше изложенное свидетельствует о существовании в российской экономической системе проблем, связанных с недостаточной её способностью создавать благоприятные для приобретения всеми трудоспособными гражданами трудовых доходов в достаточных для удовлетворения потребностей размерах. Также это говорит о недостаточно соответствии российского хозяйственного механизма установкам Программы ООН (ПРООН), к которой Россия присоединилась, состоящим в признании высшей целью экономического общественного развития – расширение возможностей для каждого человека реализовывать свои способности и устремления [7, c.95]. Другими словами, удовлетворительное качество общественного развития как характеристика качества жизни [7, c.96], в том числе, по причине зачастую имеющих место смещений инвестиционных мотиваций собственников капитала в спекулятивную сферу, в России не обеспечивается качественно.

Концентрация капитала в конъюнктурно привлекательных отраслях с игнорированием иных секторов экономики, укрупнение (структурный рост) корпораций этих отраслей, смещение их конкурентных стратегий и приоритетов с национального на международный уровень порождают задачи привлечения наиболее квалифицированных работников. Конкуренция за последних среди таких компаний продуцирует рост размеров оплаты их труда с результирующим усилением поляризации трудовых доходов граждан. Известные оценки асимметрии доходов граждан разняться. В СМИ представлены данные от 16-кратной [8] до 22-кратной разницы [9] между доходами обеспеченных и наименее обеспеченных граждан в 2015 году. Следует отметить, что в 2004 году данный показатель оценивался составляющим 8-кратную разницу [7, c.97], что свидетельствует о постепенном усилении социального расслоения. Как правило, наиболее высокими уровнями доходов характеризуются столичные города, где расположены головные офисы крупных компаний, и крупные города регионов России, богатых природными ресурсами, добыча и переработка которых составляет основу ведущих бизнесов сырьевой экономики России. Как следствие, например, в нефтегазовых северных регионах растет образовательный уровень занятых, уровень доходов на душу населения, продолжительность жизни, рождаемость. В депрессивных и отсталых северных регионах с высоким уровнем безработицы и низкими доходами населения нарастают процессы деградации человеческого капитала во всех его проявления [10, c.160]. В связи с жизнеформирующей сущностью данных последствий, населением северных и иных депрессивных и отсталых регионов России существующий в России хозяйственный механизм признается не справедливым. Соответствующий рост негатива выражается осуждением крупного бизнеса и лояльной по отношению к нему позиции власти, снижением доверия населения к политической системе.

Есть также данные о существовании более 60% населения в нищете с доходами ниже 17 тыс.руб [11], о существовании населения более чем 36 регионов России за чертой бедности с доходами менее 10 тыс.руб. на семью [12], что негативно отражается на экономике, социальной стабильности и политической лояльности электората. Последствия для экономики неоднократно рассматривались современными специалистами и состоят в снижении покупательского спроса, неспособности населения участвовать в фондовом накоплении инвестиционных ресурсов, отсутствии средств на начало предпринимательской деятельности или ее осуществлении в теневом секторе и др., что в целом также формирует угрозы национальной экономической безопасности. Социальные последствия состоят в невозможности данной части населения удовлетворять потребности на уровне, обусловленном физиологическими нуждами или на уровне, соответствующем распространенным в обществе средним стандартам потребления [7, c.98], результирующей негативной оценкой политики власти и снижением политической лояльности электората.

Кроме того, существенно отличается качество занятости граждан (оцениваемое, например, по критерию содержательности труда, комфорта на рабочем месте и др.), признаваемое специалистами элементом качества жизни [7, c.96] в таких крупных корпорациях из конъюнктурно привлекательных отраслей и на других предприятиях, тем более депрессивных. Это также способствует формированию депрессивных настроений у некой части граждан (не востребованных по причине несоответствия места жительства месту дислокации компании, несоответствия квалификации, неспособности ее приобретать или невозможности ее развивать, несоответствия возрастным ограничениям, плохого здоровья и ограничений в трудоспособности и др., а также лимитированности количества привлекательных рабочих мест в таких компаниях), не задействованных в качестве работников в данных успешных бизнесах, росту социальной напряженности, недовольства неравноправием и политической управления экономикой.

Обусловленная спекулятивными стратегиями собственников капитала депрессия ранее целевых компаний в спекулятивных сделках слияний и поглощений может мотивировать владельцев/управленцев этих компаний к изысканию способов реанимации финансового состояния, в том числе к незаконной выплате работникам зарплаты «в конвертах» с целью сокращения расходов за счет ухода от уплаты страховых взносов и НДФЛ в полном объеме. Этот налог из 75 млн. чел. трудоспособных граждан России по статистике платят лишь 45 млн.чел [13]. Такие предприятия, принимают непосредственное участие в формировании сектора неформальной занятости российской экономики, который по оценкам Сбербанка составляет 20%, а по подсчетам директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ В.Гимпельсона достигает 25-30% всего занятого населения [14]. В результате Пенсионный фонд РФ ежегодно теряет 710 млрд.руб, а региональные бюджеты до 420 млрд [15] с результирующим негативным влиянием на способность региональных властей решать экономические и социальные задачи, включая участие в развитии систем социальной защиты граждан, образования, здравоохранения и др. для улучшения качества жизни [7, c.96].

Снижение качества жизни в результате смещения акцентов собственников в спекулятивную сферу и депрессии производственного сектора корпоративной экономики порождает обострение криминогенности что обуславливает рост транзакционных издержек функционирующих предприятий на обеспечение безопасности бизнеса, составляющих от 10-15% до 1/3 прибыли [16, c.71]. Несомненно, такой рост обязательных расходов на осуществление деятельности негативно сказывается на возможностях предприятий развиваться эффективно. Кроме того, качество личной безопасности граждан является важной характеристикой качества их жизни [7, c.96].

Таким образом, названные социальные последствия не сбалансированных в межотраслевом и территориальном разрезах процессов развития корпоративной экономики как подсистемы национальной экономической системы в целом свидетельствуют о неспособности последней обеспечивать удовлетворительное качество жизни всех без исключения граждан страны с соблюдением принципа экономической справедливости. Одной из важных причин разбалансированности являются смещения инвестиционных мотиваций собственников капитала в спекулятивную сферу. Обусловленные данной причиной экономические негативные последствия представляют собой внутренние угрозы национальной экономической безопасности. Они порождают:

неудовлетворенность экономических интересов и даже жизнеобеспечивающих потребностей значительной части общества, что в свою очередь способствует расширению списка экономических опасностей на обусловленные соответствующей спецификой экономического поведения граждан;

рост недовольства ущемленных граждан институциональной системой и рост транзакционных издержек на ее поддержание [16, c.71].

Нерешенность названных социальных проблем способна продуцировать снижение доверия электората (общества) к власти, что, в свою очередь, может угрожать результативности ее политики по реанимации депрессивных и кризисных явлений в экономике. В свою очередь их решение зависит также от возможности развития национального хозяйственного механизма для стимулирования стратегической корпоративной интеграции национальных бизнесов. Таким образом, решение задачи поддержания процессов воспроизводства стратегических слияний и поглощений национальных компаний актуально для экономики, общества и власти и своевременно.

Список литературы Спекулятивные корпоративные слияния и поглощения как значимая причина негативных экономических и социальных последствий

  • Чувелева Е.А., Затепякин О.А. Воспроизводственная природа корпоративных слияний и поглощений в нефинансовом секторе экономики//Вестник ТГУ.Экономика. 2016. №1 (33). С.172-201.
  • Чувелева Е.А. Интеграционные процессы как фактор реализации политики новой индустриализации в России//Современный мир и Россия: время перемен и новой модели развития: Монография/Авт.-сост.: Г.П.Журавлева. -М.: МИЭП, 2014. С.77-90.
  • Чувелева Е.А. Влияние рисков слияний и поглощений на инвестиционную привлекательность региона//Сибирская финансовая школа. 2015. №4. С. 105-108.
  • Назаров В.П., Рывкин К.А. Обеспечение основных прав как главная задача стратегического планирования развития России//Экономические науки. 2007. № 10 (35). С.7-13.
  • Затепякин О.А. Рискогенность формирования качества рабочей силы в современных социально-экономических условиях//Вестник ТГУ. Экономика. 2015. №1(29). С.63-79.
  • Изжеурова Е.А. Рентные аспекты образования теневой экономики//Экономические науки. 2007. № 10 (35). С.90-93.
  • Ващенко А.А. Уровень и качество жизни в России: новые акценты в содержании и оценке//Экономические науки. 2008. № 7 (44). С.95-98.
  • Разница в доходах населения России продолжает увеличиваться//Регионы Online. Российское информационное агентство. . -Режим доступа: http://www.gosrf.ru/news/6703/(дата обращения 09.02.2016)
  • В России 20 миллионов людей за чертой бедности: будет еще больше//Информационно-аналитические агентство VK Пресс. 22 октября 2014. . -Режим доступа: http://www.vkpress.ru/vkinfo/v-rossii-20-millionov-lyudey-za-chertoy-bednosti-budet-eshche-bolshe/?id=80252 (дата обращения 09.02.2016)
  • Котырло Е.С. Институциональные подходы к формированию политики человеческого развития на российском Севере//Экономические науки. 2008. №7 (44). С.160-164.
  • 60% населения России удерживают в нищете искусственно. Владислав Жуковский о необходимости отказа от компрадорской социально-экономической политики . -Режим доступа: http://www.nakanune.ru/articles/16874/(дата обращения 09.02.2016)
  • В 36 регионах России люди живут на грани нищеты. Вымирание в них не остановить и дотациями из центра . -Режим доступа: http://kprf-kchr.ru/?q=node/6320 (дата обращения 09.02.2016)
  • Новый взрыв бедности в России буду лечить старыми методами//Собеседник. 2015. №27. 27 июля 2015. . -Режим доступа: http://sobesednik.ru/dengi/20150727-novyy-vzryv-bednosti-v-rossii-budut-lechit-starymi-metodami (дата обращения 09.02.2015)
  • Неформальная занятость поглощает россиян//Expert Online. 28 февраля 2014 г. . -Режим доступа: http://expert.ru/2014/02/28/neformalnaya-zanyatost-pogloschaet-rossiyan/(дата обращения 09.02.2016)
  • Пора выходить из «тени»//Благодарненские вести. Газета Благодарненского района Ставропольского края. 11.02.2015. . -Режим доступа: http://blag-vesti.ru/pora-vyxodit-iz-teni/(дата обращения 09.02.2016)
  • Михайлов А.М. Институциональные формы реализации интересов собственников факторов производства//Экономические науки. 2007. № 10 (35). С.71-75.
Еще
Статья научная