"Сплав" античного наследия и христианского вероучения в поэме Иоанна Газского "Описание картины мира"
Автор: Лопатина Марина Юрьевна
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Византийское православие
Статья в выпуске: 6 т.25, 2020 года.
Бесплатный доступ
Введение. Иоанн Газский - единственный известный нам поэт-грамматик, принадлежащий к культурной среде Школы Газы. Его сочинение «Описание картины мира» является уникальным дошедшим до нас поэтическим произведением, которое соответствует античному литературному жанру. Несмотря на окончательную христианизацию Газы в конце IV в., классические элементы не изжили себя. Яркий пример - поэма Иоанна Газского, написанная в жанре экфрасис. Автор рукописи при создании поэмы активно обращался к произведениям античных авторов и в меньшей степени - христианских. Поэтому главная цель нашего исследования состоит в выявлении источников - точных цитат, выражений, которые могут быть идентифицированы в другой работе, - перефразированных или повторяющихся дословно. Методы. Автор проводит свое исследование на основе историко-сравнительного метода, позволяющего сопоставить сочинение Иоанна Газского с произведениями других авторов. Таким образом, это позволяет выявить источники, используемые в поэме. Анализ. Автор в своей работе разделяет условно цитируемых авторов на античных и христианских, а также аргументирует тезис, что важное место в качестве источника заимствований занимают произведения первых. Результаты. На основе проведенного анализа автором были выявлены четыре основные характеристики, которые явно указывают на отголоски культурного наследия античности. Толкование и понимание аллегорических и христианских образов в ранней Византии с помощью Гомера, Нонна Панополитанского, Аристофана, Менандра и других занимало по-прежнему существенное место в жизни газийцев. Цитирование же христианских авторов, в первую очередь Иоанна Златоуста, объясняется историческим временем, связанным с трансформацией религиозного сознания. В целом можно отметить, что стихотворение византийского поэта Иоанна Газского является «сплавом» античного наследия и христианского вероучения.
Иоанн газский,
Короткий адрес: https://sciup.org/149131775
IDR: 149131775 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.6.17
Список литературы "Сплав" античного наследия и христианского вероучения в поэме Иоанна Газского "Описание картины мира"
- Bargellini, F. Questioni di cronologia nell'opera di Giovanni di Gaza / F. Bargellini // Prometheus. - 2008. - Vol. 34. - P. 65-86.
- Bition-Ashkelony, B. Christian Gaza in Lite Antiquity / B. Bition-Ashkelony, A. Kofsky. - Leiden ; Boston : Brill, 2004. - 248 p.
- Cameron, Al. Pal. Ant. III. 115 and the Jambic Prologue in Late Greek Poetry / Al. Cameron // The Classical Quarterly. - 1970. - Vol. 20. - P. 119-129.
- Cameron, Al. On the date of John of Gaza / Al. Cameron // The Classical Quarterly. - 1993. -Vol. 43. - P. 348-351.
- Choricius of Gaza. Encomium to dux Aratius and archo Stephanus // Choricius of Gaza, an approach to his work: introduction, translation, commentary / ed. F. K. Litsas. - Chicago : University of Chicago, 1980. - P. 154-175.
- Friedlander, P. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius : Kunstbeschreibungen Justinianischer Zeit / P. Friedlander. - Berlin : B.G. Teubner, 1912. -310 S.
- Glucker, C. A. M. The city if Gaza in the Roman and Byzantine periods / C. A. M. Glucker. -Oxford : BAR International Series, 1987. - 172 p.
- Jean de Gaza. Description du Tableau cosmique / ed. D. Lauritzen. - Paris : Les Belles Lettres, 2015. - ciii, 277 p.
- Kaster, R. A. Guardians of Language: The Grammarian and Society in Late Antiquity / R. A. Kaster. - London : University of California Press, 1988. - 551 p.
- Krahmer, G. De tabula mundi ab Joanne Gazaeo descripta / G. Krahmer. - Halle : Ehrhardt Karras, 1920. - 64 p.
- Lauritzen, D. Exegi monumentum: l'Ekphrasis autonome de Jean de Gaza / D. Lauritzen // Byzantinoslavica. - 2011. - Vol. 69, № 3. - P. 61-79.
- Lauritzen, D. La Muse d 'Homere dans la Description de Jean de Gaza / D. Lauritzen // Il calamo della memoria. Riuso di testi e mestiere letterario nella tarda antichità / ed. L. Cristante. - Trieste : Edizioni Università di Trieste, 2012. - P. 221-234.
- Lauritzen, D. Nonnus in Gaza. The Expansion of Modem Poetry from Egypt to Palestine in the Early Sixth Century CE / D. Lauritzen // Nonnus of Panopolis in Context: Poetry and Cultural Milieu in Late Antiquity / ed. K. Spanoudakis. - Boston : De Gruyter, 2014. - P. 421-433.
- Lauritzen, D. Ecrire en extraits. Comment Jean d e Gaza fit son miel au bouquet de Stobee (Menandre, Bion, Euripide) / D. Lauritzen // Lire en extraits -Lecture et production des textes, de l'Antiquité à la fin du Moyen Âge / ed. S. Morlet. - Paris : PUPS, 2015. - P. 309-327.
- Menander Rhetor / ed. D. A. Russell, N. G. Wilson. - Oxford : Clarendon Press, 1981. -390 p.
- Procope de Gaza. Discours et fragments / ed. E. Amato, A. Corcella, G. Ventrella. - Paris : Les belles lettres, 2014. - 617 p.
- Renaut, D. The Influence of Alexandria on the Intellectual Life of Gaza / D. Renaut // Journal of Juristic Papyrology. - 2007. - Suppl. VIII. - P. 169-175.
- Seitz, K. Die Schule von Gaza. Eine litterargeschichtliche Untersuchung / K. Seitz. - Heidelberg : Carl Winter's Universitätsbuchhandlung, 1892. - 56 S.
- Thuren, L. John Chrysostom as a Rhetorical Critic: The Hermeneutics of an Early Father / L. Thuren // Bilical Interpretation. - 2001. - Vol. 9, № 2. -P. 180-218.