Споры о праве виртуальной собственности
Автор: Архипов В.А., Лошкарев А.В.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 6 (10), 2017 года.
Бесплатный доступ
Данной статье изучены правовые основы регулирования виртуальной собственности, а также проблемы защиты прав пользователей, приобретающих виртуальные объекты за реальные деньги в многопользовательских онлайн-играх.
Виртуальная собственность, виртуальное право, виртуальные объекты
Короткий адрес: https://sciup.org/140279129
IDR: 140279129
Текст научной статьи Споры о праве виртуальной собственности
Право в современном мире непрерывно развивается, пытаясь существенно не отставать в правовом урегулировании вновь возникающих как правоотношений, так и их объектов правового регулирования. Данные объекты могут иметь высокую экономическую стоимость, что требует их правового регулирования и защиты. Такими новыми объектами являются объекты так называемой виртуальной собственности.
Виртуальная собственность – это информационный объект, права на который принадлежат одному или нескольким владельцам. Установление права владения и распоряжения виртуальной собственностью возможно двумя путями:
-
• при создании информационного объекта (авторское
право или интеллектуальная собственность) ;
-
• при передаче (в письменном виде, с заключением соответствующего договора или при согласии пользователя с пользовательским
соглашением) права владения и распоряжения на весь информационный объект или его часть, от создателя (автора)
покупателю (пользователю). Также возможен вариант передачи такого права способом предоставления сертификата на владение информационным объектом или его частью.
Для игр, в которых имеется возможность зарабатывать виртуальные деньги и приобретать виртуальные вещи, виртуальной собственностью являются и деньги и вещи. Возникновение права на данную собственность происходит в процессе игры, либо при обмене или купле-продаже. Виртуальная собственность может меняться на виртуальную собственность других лиц (игроков), либо продаваться за реальные деньги. При этом передача прав должна оформляться документально, если иное не предусмотрено договоренностями сторон1.
Виртуальная собственность может использоваться в личных целях, передаваться в аренду (с оформлением соответствующих документов), подлежит обмену, может быть подарена, уничтожена владельцем (если иное не предусмотрено договором с автором) или передана по наследству (необходимо завещание).
Пользователи Интернета становятся субъектами права виртуальной собственности, а возникающие между ними общественные отношения требуют своей регламентации и защиты. В качестве основных объектов виртуальной собственности можно назвать: социальные сети, многопользовательские онлайн – игры, электронные и «виртуальные» деньги, электронную почту, электронные кошельки, аккаунты созданные в интернете, Интернет-сайты, доменные имена, виртуальные вещи и т.д.
Одними из самых популярных и коммерчески успешных видов виртуальных пространств являются массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры. Участники игры могут выступать в роли героя игры и совершать действия в рамках игрового процесса, взаимодействовать с другими участниками, при этом получая определенное вознаграждение в форме очков, баллов, монет и.т.д2.
В Российской Федерации, как и в большинстве стран, многопользовательские онлайн-игры эволюционировали из состояния субкультуры в часть массовой культуры. Фактически возник новый рынок интернет-услуг, связанных с предоставлением доступа к онлайновым ролевым играм, а также различных игровых преимуществ.
Однако в российском законодательстве правовой статус виртуальных объектов нормативно не закреплен. Большинство возникающих споров между пользователями и владельцами игр пока не могут быть разрешены в судебном порядке, несмотря на то, что законодатель в ряде законов выделяет отношения, складывающиеся в сети Интернет, как особые правоотношения.
К числу таких актов можно отнести Федеральный закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 03.07.2016)3, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 19.12.2016)4, Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. от 03.04.2017)5 и пр.
Одной из главных проблем разрешения споров, вытекающих из участия в многопользовательских онлайн-играх, является не применение к таким отношениям законодательства о защите прав потребителей. Исходя из определения, данного в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», пользователи многопользовательских игр являются потребителями - покупая виртуальные объекты, они приобретают услуги для личного пользования, и это не связанно с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако из-за отсутствия формальной определённости применения главы 58 ГК РФ к онлайн-играм, правоприменитель не использует законодательство о защите прав потребителей к возникающим спорам. Зачастую администраторы и модераторы онлайн-игр повышают стоимость услуг в одностороннем порядке, запрещают использовать приобретенные пользователем игровые ценности, блокируют или удаляют учетные записи. А если пользователь утрачивает доступ к учетной записи, ему не возвращается стоимость утраченных игровых преимуществ. Модераторы не обосновывают свои действия, несмотря на то, что санкции к игрокам могут применяться вследствие нарушения правил игры третьими лицами, т.е. другими участниками, а доступ к записи может быть невозможен из-за её взлома третьими лицами.
Для устранения несоответствия фактической природы данных отношений и правового регулирования необходимо внести изменения в Закон РФ «О защите прав потребителей». Изменения должны отразить действительные отношения между владельцами онлайн-игр и физическими лицами, которые на возмездной основе пользуются интернет-сервисами и различными игровыми преимуществами. На данный момент позиция судов складывается следующим образом: фактическая природа общественных отношений и правового регулирования виртуальных объектов не соответствует природе объектов, определяемых законодательством о защите прав потребителей. В тоже время отсутствует правовая оценка лицензионным отношениям, возникающим из возмездного договора между пользователем и правообладателем, при осуществлении обязательств через сеть Интернет без использования материальных носителей.
Таким образом, действующее законодательство о защите прав потребителей содержит неясность в определении лиц и отношений, возникающих между пользователем многопользовательской онлайн-игры и игровой компанией, а также между любым пользователем платного интернет-сервиса и оператором.
Во-вторых, существует проблема квалификации природы правовых отношений, возникающих между пользователем и лицом, предоставляющим доступ к многопользовательской онлайн-игре с учетом права интеллектуальной собственности.
Исходя из смысла правовых последствий договора об отчуждении исключительного права, который урегулирован ст. 1234 ГК РФ, он может быть заключен между правообладателем и приобретателем только при возможности передачи последнему результатов интеллектуальной деятельности в полном объёме6. Однако особенности игровых технологий не позволяют передавать права в полном объёме. Приобретенный виртуальный объект нельзя вывести из того виртуального мира, в котором он был создан правообладателем.
Исходя из положений части 4 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что свободное использование результата интеллектуальной деятельности возможно только в случаях, установленных законом, в частности ст. ст. 1273-1280 ГК РФ. Категория многопользовательских онлайн-игр не относится под данные исключения, следовательно, пользователя и игровую компанию связывают лицензионные отношения. Правообладатель (владелец игры) может предоставлять другому лицу (пользователю) права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных лицензионным договором пределах (ст. 1233 ГК РФ)7. Таким образом, создатели игры остаются обладателями исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.
Для формирования единого подхода к квалификации природы правовых отношений, высшим судам необходимо разработать правовую позицию по вопросам использования интеллектуальных прав в отношении многопользовательских онлайн-игр пользователями.
Говоря о «размытом» регулировании объектов, находящихся в сети Интернет, нельзя следует отметить киберпреступность. Количество компьютерных преступлений в России увеличивается. В первую очередь, это связано с тем, что не существует способов защиты пользователей сети Интернет и других компьютерных программных пространств. Пользователи не могут восстановить свои нарушенные права, преступность остается безнаказанной.
Основная цель киберпреступников - извлечение материальной выгоды. Большинство случаев неправомерного доступа к компьютерной информации направлено на хищение денежных средств. Количество преступлений, совершенных по мотивам хулиганства, при этом крайне незначительно.
Анализ жалоб граждан Российской Федерации о компьютерных преступлениях показывает, что мошеннические акты являются частыми, и количество их не уменьшается.
Правовая защита интересов участников онлайн-игр должна стать одним из приоритетных направлений развития гражданского законодательства. Человек, заплативший реальные деньги за пользование игровыми привилегиями или доступ к игре, должен быть уверен, что в ситуации, когда его права на их использование будут ущемлены, суд не откажет в рассмотрение его жалобы.
Список литературы Споры о праве виртуальной собственности
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017).
- Федеральный закон от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 03.07.2016).
- Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. от 03.04.2017).
- Федеральный закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 03.07.2016).
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 19.12.2016).
- Баранова Л.Е. К вопросу о виртуальных объектах права собственности // Аспирант и соискатель. - 2016. - №12. - С. 41-46.