Способность каннабиноида HU-210 имитировать феномен ишемического посткондиционирования

Автор: Лишманов Юрий Борисович, Маслов Леонид Николаевич, Цибульников Сергей Юрьевич, Крылатов Андрей Владимирович

Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk

Рубрика: Лабораторные и экспериментальные исследования

Статья в выпуске: 3 т.28, 2013 года.

Бесплатный доступ

Результаты наших исследований свидетельствуют, что HU-210 имитирует феномен ишемического посткондиционирования, т.е. оказывает инфаркт-лимитирующий эффект после того, как ишемическое повреждение сердца уже произошло. В использованной нами дозе (0,1 мг/кг) препарат оказывал выраженный гипотензивный эффект и вызывал брадикардию.

Каннабиноидные рецепторы, сердце, ишемия, реперфузия

Короткий адрес: https://sciup.org/14919872

IDR: 14919872

Текст научной статьи Способность каннабиноида HU-210 имитировать феномен ишемического посткондиционирования

Госпитальная летальность у пациентов с острым инфарктом миокарда (ОИМ) в Европе составляет 7,3%, а в России – 13,8% [2]. Столь большая разница объясняется, видимо, тем, что в европейских странах для реканализации инфарктсвязанной коронарной артерии ангиопластику используют в 49% случаев, а в России – только в 17% [2]. Однако и 7,3% летальности при ОИМ – это недопустимо высокий показатель, поэтому ведётся активный поиск новых подходов к лечению данного заболевания. Определённый оптимизм в этом отношении внушает использование так называемого ишемического посткондиционирования (ИП). Феномен ИП был обнаружен в 2003 г. группой физиологов из Атланты (США) во главе с проф. J. Vinten-Johansen [15]. Эксперименты, выполненные на собаках с 60-минутной окклюзией левой нисходящей коронарной артерии и последующей 3-часовой реперфузией миокарда, показали, что если в реоксигена-ционном периоде осуществлять три сеанса 30-секундной коронароокклюзии, чередующиеся с 30-секундными интервалами возобновления коронарного кровотока, то сердечная мышца становится устойчивой к реперфузи- онным повреждениям. Именно такой адаптивный феномен они назвали “ишемическим посткондиционированием”. В настоящее время установлено, что ИП является следствием активации Gi/o-белок-сопряженных рецепторов [10]. Каннабиноидные рецепторы (СВ) также принадлежат к Gi/o-белок-сопряженным рецепторам [5], поэтому мы предположили, что агонисты СВ-рецепторов могут имитировать феномен ИП. Для проверки этой гипотезы был использован препарат HU-210, который на сегодня является наиболее мощным агонистом каннабиноидных рецепторов [7]. Цель работы: изучить способность HU-210 имитировать феномен ИП.

Материал и методы

Эксперименты проведены на крысах линии Вистар массой 250–280 г. Для моделирования коронароокклю-зии крысы были наркотизированы с помощью внутрибрюшинного введения α-хлоралозы в дозе 50 мг/кг. В ходе всего последующего эксперимента через интубационную трубку осуществляли искусственную вентиляцию лёгких с помощью модифицированного аппарата “РО-6” (ОАО “Красногвардеец”, Санкт-Петербург, Россия). Правую сон- ную артерию канюлировали для измерения артериального давления (АД), которое регистрировали с помощью датчика давления SS13L (“Biopac System Inc.”, Goleta, Калифорния, США), сопряженного с аппаратом для электрофизиологических исследований MP35 (“Biopac System Inc.”, Goleta, США). Этот же аппарат был использован нами для записи ЭКГ. Количественную обработку полученных данных осуществляли с помощью программного обеспечения INSTBSL-W фирмы-производителя.

Ишемию (45 мин) и реперфузию (2 ч) миокарда воспроизводили по методике J.E. Schultz и соавт. [9]. После указанного периода реперфузии производили повторное лигирование левой коронарной артерии и вводили внутривенно краситель Patent blue violet (“Sigma-Aldrich”, St. Louis, США) для окрашивания области левого желудочка с нормальным кровотоком. Эвтаназию крыс осуществляли с помощью внутривенной инъекции 15%-го раствора KCl. Сердце после торакотомии иссекали, выделяли левый желудочек и делали пять поперечных срезов толщиной в 1 мм. Эта процедура позволяет визуально дифференцировать неишемизированную область от области риска (ОР), которую отделяли от интактного миокарда и инкубировали 15 мин с 0,1%-м нитротетразолием синим (“Sigma-Aldrich”, St. Louis, США) в 100 мМ фосфатном буфере (pH=7,4; t=37 °С). Этот краситель является индикатором жизнеспособной ткани, поскольку быстро восстанавливается дегидрогеназами живых кардиомиоцитов, окрашивая последние в серебристый цвет. Поскольку нежизнеспособный, инфарцированный миокард не содержит дегидрогеназ, ткань сохраняет бледно-розовую окраску. Затем рассчитывали в процентах соотношение ЗИ/ ОР.

Агонист СВ1- и СВ2-рецепторов HU-210 ((-)-(3R,4R)-7-hydroxy-Д6-tetrahydrocannabinol) [7] мы растворяли в смеси Cremaphor EL/этанол/0,9%NaCl (1:1:18), а для перфузии изолированного сердца – в DMSO, как рекомендовано в литературе [14]. Препарат вводили внутривенно в дозе 0,1 мг/кг за 5 мин до реперфузии. При выборе дозы препарата мы основывались на своих данных, согласно которым HU-210 оказывает инфаркт-лимитирующий эффект при внутривенном введении в дозе 0,1 мг/кг за 15 мин до коронароокклюзии [3]. В группу контроля были включены крысы, у которых моделировали только коро-нароокклюзию и реперфузию. В основную группу были включены животные, у которых перед реперфузией внутривенно вводили HU-210.

Количественные значения выражали как среднее арифметическое (М)±стандартная ошибка среднего (SEM). Метод Манна–Уитни использовали для определения достоверности влияния HU-210 на гемодинамику и соотношение ЗИ/ОР.

Результаты и обсуждение

Как показано в таблице, при коронароокклюзии и реперфузии не происходило достоверного изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС) в группе контроля (ишемия-реперфузия). В то же время у контрольных особей мы зафиксировали незначительное, но статистически значимое снижение систолического АД на 15 и

HU-210       366±4         133±2        82±3       291±3*** ###    103±3*** ###       74±3* #       230±3*** ###      103±2*** ###        70±4*        204±2*** ###     94±2**** ###       66±3**

n=13

Примечание: n – количество животных в группе; ЧСС – частота сердечных сокращений (уд./мин); САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.); ДАД – диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.);

* – p<0,05, ** – p<0,01, *** – p<0,001 – статистическая значимость различий по отношению к исходным значениям; # – р<0,05, ## – p<0,01, ### – p<0,001 – по отношению к группе контроля.

Рис. 1. Влияние внутривенного введения HU-210 в дозе 0,1 мг/кг за 5 мин до реперфузии на соотношение ЗИ/ОР: * – статистическая значимость различий по отношению к контролю р<0,01

45-й мин реперфузии. Достоверных изменений диастолического АД в группе контроля нам обнаружить не удалось. Внутривенное введение каннабиноида HU-210 за 5 мин до начала возобновления коронарного кровотока способствовало появлению в реперфузионном периоде выраженной брадикардии. Так, ЧСС в группе крыс, получавших HU-210, к 15-й мин реперфузии оказалась на 39% более низкой, чем в контроле. Внутривенная инъекция HU-210 перед возобновлением коронарного кровотока сопровождалась снижением систолического АД относительно группы контроля (максимально на 21% к 45-й мин реперфузии). Достоверной разницы между контрольной группой особей и группой крыс, получавших HU-210, по величине диастолического давления выявить не удалось. Однако в группе крыс, которым вводили HU-210, диастолическое АД во время реперфузии было достоверно ниже исходных значений, а в группе контроля диастолическое АД во время реперфузии не отличалось от исходных значений.

Ранее способность HU-210 индуцировать брадикардию была показана в экспериментах как на наркотизированных, так и на бодрствующих крысах [11]. Брадикардия, по всей видимости, связана с прямым действием каннабиноида на синусный узел, т.к. HU-210-индуцирован-ная брадикардия отмечалась и в экспериментах на изолированном перфузируемом сердце крысы [4]. Установлено, что HU-210 в экспериментах in vivo уменьшает минутный объём кровотока [13]. Видимо, этот эффект также является следствием прямого действия HU-210 на миокард, поскольку в опытах на изолированном перфузируемом сердце этот препарат оказывал отрицательное инотропное действие [4]. Гипотензивный эффект HU-210, по-видимому, является следствием снижения сердечного выброса, т.к. в экспериментах на изолированных сосудах было показано, что названный каннабиноид не оказывает сосудорасширяющего эффекта [6] или проявляет слабые вазодилатирующие свойства [12].

Как показано на рисунке 1, внутривенное введение HU-210 за 5 мин до реперфузии способствовало уменьшению соотношения ЗИ/ОР в 2 раза. Ранее нами было показано, что HU-210 при профилактическом примене- нии оказывает инфаркт-лимитирующий эффект за счёт активации СВ1-рецепторов [1]. В данной работе мы не изучали рецепторную природу кардиопротекторного эффекта HU-210, но считаем весьма вероятным, что названный эффект связан с активацией каннабиноидных рецепторов. В пользу такого предположения говорят два факта: во-первых, HU-210 проявляет высокую селективность и аффинность по отношению к СВ-рецепторам [7]; во-вторых, в литературе отсутствуют данные о том, что он может взаимодействовать с другими рецепторами.

Заключение

Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют о том, что HU-210 способен имитировать феномен ИП, т.е. оказывать инфаркт-лимитирующий эффект после того, как ишемическое повреждение сердца уже произошло. К сожалению, говорить о целесообразности клинических исследований данного каннабиноида пока не приходится, поскольку в использованной нами дозе (0,1 мг/кг) препарат, как правило, оказывает выраженный гипотензивный эффект и вызывает брадикардию. Следовательно, необходимы дальнейшие исследования, направленные на изучение кардиопротекторных свойств HU-210. Возможно, что в меньших дозировках препарат будет оказывать инфаркт-лимитирующий эффект без существенного влияния на гемодинамику.

Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 11-04-00467) и Министерства образования и науки Российской Федерации (гос. контракт № 11.519.11.2016).

Список литературы Способность каннабиноида HU-210 имитировать феномен ишемического посткондиционирования

  • Ласукова О.В., Маслов Л.Н., Ермаков С.Ю. и др. Роль канна-биноидных рецепторов в регуляции толерантности сердца к действию ишемии и реперфузии//Известия РАН. -2008. -Т. 35, № 4. -С. 471-478.
  • Марков В.А., Рябов В.В., Максимов И.В. и др. Вчера, сегодня, завтра в диагностики и лечение острого инфаркта миокарда.//Сибирский медицинский журнал (Томск). -2011. -Т. 26, № 2, вып. 1. -С. 8-14.
  • Маслов Л.Н., Ласукова О.В., Крылатов А.В. и др. Изменение инотропной функции сердца и степени повреждения кардиомиоцитов при активации каннабиноидных рецепторов в условиях ишемии и реперфузии//Рос. физиол. жур. -2003. -T. 89, № 9. -C. 1108-1116.
  • Маслов Л.Н., Ласукова О.В., Крылатов А.В. и др. Селективный агонист каннабиноидных рецепторов HU-210 снижает насосную функцию изолированного перфузируемого сердца: роль цАМФ и цГМФ//Бюл. экспер. биол. и мед. -2004. -T. 138, № 12. -C. 622-625.
  • Howlett A.C. Cannabinoid receptor signaling//Handb. Exp. Pharmacol. -2005. -Vol. 168. -P. 53-79.
  • Jarai Z., Wagner J.A., Varga K. et al. Cannabinoid-induced mesenteric vasodilation through an endothelial site distinct from CB1 or CB2 receptors//Proc. Natl. Acad. Sci. USA. -1999. -Vol. 96, No. 24. -P. 14136-14341.
  • Pertwee R.G. Pharmacology of cannabinoid receptor ligands//Curr. Med. Chem. -1999. -Vol. 6, No. 8. -P. 635-664.
  • Russell D.C., Lawrie J.S., Riemersma R.A. et al. Mechanisms of phase 1a and 1b early ventricular arrhythmias during acute myocardial ischemia in the dog//Am. J. Cardiol. -1984. -Vol. 53, No. 2. -P. 307-312.
  • Schultz J.E.J., Hsu A.K., Gross G.J.J. Ischemic preconditioning and morphine-induced cardioprotection involve the delta (delta)-opioid receptor in the intact rat heart//Mol. Cell. Cardiol. -1997. -Vol. 29, No. 8. -P. 2187-2195.
  • Valen G. Extracardiac approaches to protecting the heart//Eur. J. Cardiothorac. Surg. -2009. -Vol. 35, No. 4. -P. 651-657.
  • Vidrio H., Sanchez-Salvatori M.A., Medina M.J. Cardiovascular effects of, N-11-OH-A8-tetrahydrocannabinol-dimethylheptyl in rats//Cardiovascular Pharmacol. -1996. -Vol. 28. -P. 332-336.
  • Wagner J.A., Varga K., Jarai Z. et al. Mesenteric vasodilation mediated by endothelial anandamide receptors//Hypertension -1999. -Vol. 33, No. 1, Pt. 2. -P. 429-434.
  • Wagner J.A., Jarai Z., Batkai S. et al. Hemodynamic effects of cannabinoids: coronary and cerebral vasodilation mediated by cannabinoid CB1 receptors//Eur. J. Pharmacol. -2001. -Vol. 423, No. 2-3. -P. 203-210.
  • Welch S.P. Blockade of cannabinoid-induced antinociception by norbinaltorphimone, but not N,N-Diallyl-Tyrosine-Aib-Phenylalanine-Leucine, lCl 174,864 or naloxone in mice//J. Pharmacol. Exp. Ther. -1993. -Vol. 265, No. 2. -P. 633-640.
  • Zhao Z.Q., Corvera J.S., Halkos M.E. et al. Inhibition of myocardial injury by ischemic postconditioning during reperfusion -comparison with ischemic preconditioning//Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. -2003. -Vol. 285, No. 2. -P. H579-H588.
Еще
Статья научная