Способность водорастворимого витамина Е (TMG) и гликозида витамина С {KKG) снижать побочные эффекты при химио- и радиотерапии

Автор: Иванова А.А., Шепилова В.А.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Материалы конференции

Статья в выпуске: S2, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14054771

IDR: 14054771

Текст статьи Способность водорастворимого витамина Е (TMG) и гликозида витамина С {KKG) снижать побочные эффекты при химио- и радиотерапии

Синтезированный в Японии водорастворимый витамин Е (tokopherol tetra-metyl-glucoside – TMG) оказывает радиопротекторное действие при облучении мышей в дозе 6,6 Гр (Shimansk-aya R. et al., 2001), эффективно защищает ДНК (Satuamitra et al., 2003) и нормальные ткани у мышей с опухолью (Nair et al., 2004) от повреждающего действия гамма-излучения. Гликозид аскорбиновой кислоты (ascorbic acid glucoside – AAG) также показал защитное действие на ткань печени и плазмид ДНК при действии гамма-излучения (Mathew et al., 2006).

Целью нашего исследования было изучить способность TMG и AAG снижать токсические проявления химио- и радиотерапии и выяснить возможный механизм защитного действия.

Материал и методы. Эксперименты были выполнены на половозрелых мышах линии CBA/CaLac и C57Bl/6 разводки питомника ГУ «НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН». Мышей облучали на рентгеновском аппарате РУМ-17. Доза облучения составила 5,6 Гр, при мощности дозы 0,5 Гр в мин. Нейротоксичность вызывали введением высокой дозы гипоксического радиосенсибилизатора саназола в дозе 2,0 г/кг. Иммунодепрессию индуцировали введением циклофосфана (ЦФ) в дозе 250 мг/кг. Схемы введения AAG и TMG: 1.AAG вводили per os в дозе 50 мг/кг за 30 мин до облучения или введения саназола; 2.AAG вводили орально в дозе 50 мг/кг в течение 7 дней после введения ЦФ; 3. TMG – внутрибрюшинно в дозе 100 мг/кг сразу после облучения или введения саназола; 4.TMG – внутрибрюшинно в дозе 100 мг/кг в течение 7 дней после введения ЦФ.

Нейротоксичность оценивали по ориентировочно-исследовательскому поведению животных методом «открытого поля» (Буреш Я. и др., 1989). Концентрацию окисленной (GSSG) и восстановленной (GSH) форм глутатиона в гомогенате головного мозга мышей определяли по методике Hissin P.J., Hilf R. (1976) с использованием о-фтальальдегида.

Результаты. Введение TMG сразу и AAG за 30 мин до облучения предотвращало снижение клеточности костного мозга на 3–7-е сут, а также способствовало более быстрому восстановлению лейкоцитов крови. ЦФ, являясь алкилирующим цитостатическим препаратом, так же как и облучение, вызывает повреждение нормальных клеток и тканей. У мышей, которым вводили TMG и AAG, после введения ЦФ (250 мг/кг)

наблюдалась защита показателей клеточности костного мозга, крови и тимуса на 4–7-е сут.

Было показано, что введение TMG и AAG снижает нейротоксичность, вызванную введением высокой дозы саназола. Одним из механизмов снижения нейротоксичности является активация системы антиоксидантной защиты, важнейшим компонентом которой является система глутатиона, участвующая в регуляции углеводного, липидного и белкового обмена, активности ряда ферментов и других функций. Введение AAG так же, как и TMG, существенно предотвращает падение уровня GSH и возрастание уровня GSSG, при этом отношение GSH/GSSG приближалось к показателям у интактных мышей. Предварительное введение аскорбиновой кислоты и витамина Е в тех же концентрациях не предотвращало снижения уровня GSH и возрастание уровня GSSG.

Выводы. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о высоком уровне защиты под влиянием изучаемых препаратов костномозгового кроветворения и клеток иммунной системы, повреждаемых в результате воздействия радиации и цитостатических препаратов. Основным механизмом защиты является стимуляция активности пентозофосфатного цикла, в результате чего увеличивается синтез глутатиона. Более выраженное антитоксическое действие AAG, в отличие от аскорбиновой кислоты, может быть связано с его более высокой стабильностью в водных растворах и способностью накапливаться в организме (Fujinami Y., 2001). Более выраженная антитоксическая активность TMG, в отличие от витамина Е, может быть объяснена его способностью проявлять антиоксидантное действие как в липидной (мембране), так и в водной (цитоплазме) фазах (Murase H. et al., 1999).

Статья