Способы суицидальных попыток мужчин, заключенных под стражу

Автор: Кузнецов П.В.

Журнал: Научный форум. Сибирь @forumsibir

Рубрика: Медицина

Статья в выпуске: 1 т.1, 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140220170

IDR: 140220170

Текст статьи Способы суицидальных попыток мужчин, заключенных под стражу

Несмотря на общие тенденции снижения суицидальной смертности, отмеченные в последние годы, в России, как и в ряде стран СНГ, уровень самоубийств остается достаточно высоким, что указывает на актуальность проблемы [10, 12]. Эффективность профилактической работы выше при целенаправленной работе в группах риска, в том числе режимных контингентах [8, 18, 19]. По данным, приводимым в литературе, в системе ФСИН России в расчете на 100000 подозреваемых, обвиняемых, осужденных уровень суицидов в 2009 г. составил 49, в 2010 г. - 56, в 2011 г. -52, в 2012 г. - 66 [Цит. по 2], что значительно превышает показатель в среднем по стране в аналогичные периоды. Повышение суицидальной готовности объясняется как индивидуально-психологическими и личностными особенностями контингента, так и внешними факторами, в большинстве случаев определяющих развитие так называемого пенитенциарного стресса [1, 3, 8].

К основным пенитенциарным причинам аутоагрессивной активности лиц, содержащихся под стражей, относят: конфликт с представителями администрации исправительного учреждения (реакция на законные требования, факты притеснения); конфликт с другими осужденными (физическое, психическое насилие, принуждение к вступлению в гомосексуальную связь, долги) и др. [3, 16]. Сохраняют актуальность и факторы, действующие в общей мужской популяции -депрессия [15], алкоголь, наркологический анамнез, дисгармоничные отношения в семье и др. [9, 14].

Профилактика суицидального поведения в условиях изоляции - сложная и многогранная работа, требующая проведения организационно-правовых мероприятий с участием многих служб спецучреждения, обеспечивающих охрану, бытовые условия содержания, а так же штатных психологов и врачей учреждения. На последних возлагаются обязанности психологической и психотерапевтической помощи заключенным под стражу, а так же вопросы психодиагностического прогнозирования аутоагрессивного поведения [2, 7, 11, 17].

Вместе с тем психологическая работа должна носить индивидуальный характер, позволяющая оценить психологические факторы и механизмы суицидогенеза, а так же наличие / сохранность факторов защиты – ан-тисуицидального барьера, актуализация которых может способствовать снижению суицидальной готовности и предотвратить самоубийство [4, 7]. Работа с этими факторами является важным условием интегративного подхода в психотерапии суицидальности [6, 13].

Таким образом, несмотря на имеющиеся исследования в этой области, изучение суицидальной активности заключенных под стражу является важной медикосоциальной задачей, требующей анализа самых различных аспектов этой проблемы.

Цель исследования: изучить структуру способов суицидальных попыток, совершенных мужчинами в условиях следственного изолятора.

Материалы и методы. Группу исследования составили 100 следственно-арестованных мужчин, совершивших суицидальную попытку в условиях СИЗО. Возраст обследуемых – от 14 до 65 лет (средний – 39,5±1,7 лет). Все мужчины в постсуицидальном периоде наблюдались в медицинской части СИЗО.

Методы исследования: клинический, клиникопсихопатологический, статистические.

Результаты и обсуждение. Исследования показали, что ведущим способом являлись самопорезы (табл. 1).

Таблица 1

Способ суицидальной попытки

Исследуемая группа

n

%

Самопорезы

60

60,0

Проглатывание инородных тел

27

*27,0

Самоповешение

13

13,0

Самоотравление

--

--

Падение с высоты

--

--

Самострел

--

--

Итого:

100

100,0

Частота самопорезов с суицидальной целью среди обследуемых составила 60,0%. Чаще раны локализовались предплечьях, локтевых сгибах, реже – в области шеи (n=13), грудной клетки и живота (n=8). У 7 человек причинённые раны носили более глубокий, проникающий характер. На втором месте по частоте, регистрируемый у 27,0% заключённых, был приём с суицидальной целью инородных тел внутрь. В структуре принимаемых внутрь инородных тел заключенными, преобладало заглатывание шурупов-саморезов (n=12) и сапожных гвоздей (n=8). В двух случаях сочетание гвоздей и «скруток» из проволоки. Среди других инородных тел, принятых внутрь с суицидальной целью, были металлическая производственная стружка (n=3), осколки стекла лампочки накаливания (n=1) и мелкие кусочки лезвия бритвы (n=1). Анализ этих случаев свидетельствовал о том, что заключенные достаточно тщательно готовили попытку, сохраняли использованные лезвия, накапливали шурупы и гвозди, надпиливая их. На третьем месте по частоте были попытки само-повешенья, регистрируемые у 13,0% подследственных. Выбор такого способа суицида, не всегда характеризовался шантажностью.

В ходе исследование было установлено, что суицидальное поведение у следственно-арестованных мужчин формировалось преимущественно на фоне депрессивных расстройств, синдромальная структура которых, была представлена тревожно-депрессивным (50,0%), астено-депрессивным (11,0%) и апато-депрессивным (5,0%) симптомокомплексами. В 19,0% случаев суицидальная активность проявлялась на фоне истерических нарушений.

Таким образом, результаты исследования показали, что среди заключённых под стражу, ведущими способами покушений на суицид являются самопорезы и проглатывание инородных тел. Такие предпочтения в большинстве случаев можно объяснить условиями режимного учреждения, а так же характером суицидальной активности. Полученные данные могут быть использованы при разработке программ профилактики суицидальных действий у данной категории мужчин повышенного суицидального риска.

Список литературы Способы суицидальных попыток мужчин, заключенных под стражу

  • Вальздорф Е.В., Матвеева М.Г. Наличие семьи как сдерживающий фактор для возникновения правонарушений у суицидентов//Академический журнал Западной Сибири. -2011. -№ 2. -С. 14
  • Дебольский М.Г., Матвеева И.А. Суицидальное поведение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы//Журнал «Психология и право». -2013. -№ 3. -С. 1 10. Код доступа: www.psyandlaw.ru/ISSN-online: 2222-5196
  • Диденко А.В., Аксенов М.М. Особенности динамики социального статуса осужденных с расстройствами личности в процессе отбывания уголовных наказаний в местах лишения свободы//Тюменский медицинский журнал. -2011. -№ 1. -С. 7-8.
  • Зотов П.Б. Факторы антисуицидального барьера в психотерапии суицидального поведения лиц разных возрастных групп//Суицидология. -2013. -Том 4, № 2. -С. 58-63.
  • Зотов П.Б. «Референтный человек» -в психотерапии суицидального поведения//Академический журнал Западной Сибири. -2013. -Том 9, № 2. -С. 28-30.
  • Зотов П.Б., Уманский М.С. «Внешний ключ» -как элемент суицидальной динамики и объект психотерапии//Медицинская наука и образование Урала. -2013. -№ 3. -С. 160-161.
  • Кудрявцев И.А., Декало Е.Э. Психологические факторы и механизмы суицидогенеза как критерии суицидального риска и направленной профилактики//Суицидология. -2012. -№ 2. -С. 3-11.
  • Масагутов Р.М., Пронина М.Ю., Николаев Ю.М. Распространенность и факторы риска суицидального поведения осужденных мужчин//Суицидология. -2012. -№ 2. -С. 43-50.
  • Меринов А.В. Суицидологическая, экспериментально -психологическая и наркологическая характеристики супругов из браков мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, с вторично открытой семейной системой//Суицидология. -2014. -Том 5, № 4. -С. 43-51.
  • Морев М.В., Шматова Ю.Е., Любов Е.Б. Динамика суицидальной смертности населения России: региональный аспект//Суицидология. -2014. -Том 5, № 1. -С. 3-11.
  • Петушкова А.М. Аспекты психодиагностического прогнозирования аутоагрессивного поведения осужденных, подозреваемых, обвиняемых//Тюменский медицинский журнал. -2013. -Том 15, № 3. -С. 32-33.
  • Положий Б.С., Фритлинский В.С., Агеев С.Е. Суициды в странах СНГ//Суицидология. -2014. -Том 5, № 4. -С. 12-16.
  • Приленский Б.Ю., Родяшин Е.В., Приленская А.В. Интегративный подход в психотерапии суицидального поведения//Суицидология. -2011. -№ 2. -С. 49-51.
  • Разводовский Ю.Е., Дукорский В.В. Корреляты суицидального поведения мужчин, страдающих алкогольной болезнью//Суицидология. -2014. -Том 5, № 2. -С. 38-41.
  • Розанов В.А., Мидько А.А. Метафакторы Big Five и феномен безнадёжности в предикции суицидальности//Суицидология. -2012. -№ 2. -С. 34-43.
  • Узлов Н.Д., Сайдали Е.А. От подавленной к аккумулированной агрессии: как осужденные к пожизненному лишению свободы оценивают свою агрессивность//Тюменский медицинский журнал. -2014. -Том 16, № 1. -С. 47-49.
  • Шабанов В.Б., Кашинский М.Ю. Организационно-правовые проблемы противодействия суицидальным и несуицидальным аутоагрессивным проявлениям осужденных в местах лишения свободы//Вестник Воронежского института МВД России. -2012 -№ 3. -С. 17-24.
  • Юрасов В.В., Привалова Н.В., Долгих А.В., Пудовкина В.В. К вопросу о суицидальном поведении военнослужащих//Тюменский медицинский журнал. -2013. -Том 15, № 3. -С. 36-37.
  • Blasko B.L., Jeglic E.L., Malkin S. Suicide risk assessment in jails//J. Forens. Psychol. Pract. -2008. -Vol. 8, № 1. -Р. 67-76.
Еще
Статья