Сравнение клинической активности двух оксазолидинонов - линезолида и тедизолида: неоправданные ожидания
Автор: Дмитриева Наталья Владимировна, Петухова Ирина Николаевна, Григорьевская Злата Валерьевна, Багирова Наталья Сергеевна, Терещенко Инна Васильевна
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Обзоры
Статья в выпуске: 5 т.17, 2018 года.
Бесплатный доступ
Инфекции кожи и мягких тканей (ИКПС) являются одной из наиболее распространенных нозокомиальных инфекций и вызываются чаще всего грамположительными микроорганизмами (стафилококками, стрептококками, энтерококками), обладающими множественной лекарственной устойчивостью. ИКПС входят в число основных нозокомиальных инфекций в онкологической клинике наряду с инфекциями дыхательных и мочевых путей, инфекциями кровотока, фебрильной нейтропенией, лихорадками неясного генеза. целью обзора является сравнение активности двух оксазолиденонов - линезолида и тедизолида при ИКПС. материал и методы. Использованы литературные источники, опубликованные в печати за последние годы, а также информация, полученная с официальных веб-сайтов (rlsnet.ru, eucast.org, medlux.ru). Результаты. В клинических исследованиях было показано, что оба препарата сравнимы по клинической эффективности, микробиологической активности и частоте побочных явлений при ИКПС, вызванных различными резистентными грамположительными микроорганизмами - метициллин-резистентными стафилококками ( MrSA ) и ванкомицин-резистентными Streptococcus faecalis ( Vre ), а также некоторыми стрептококками. Лечебный режим тедизолида (200 мг однократно в течение 6 сут) сравнивали с режимом линезолида (600 мг дважды в сутки в течение 10 дней). При анализе литературы привлекает внимание тот факт, что сравнения с 6-дневным режимом линезолида не проводилось, хотя авторами сделан вывод о более короткой длительности лечения тедизолидом с равным эффектом. Кроме того, минимальные ингибирующие концентрации (МИК), полученные при сравнении микробиологической активности двух препаратов в ряде работ, показали преимущество тедизолида в отношении некоторых штаммов. Однако сравнение было проведено не по стандартам EUCAST (комитет по тестированию антимикробной чувствительности), и не учитывалось, что пограничные зоны чувствительности к разным микроорганизмам различаются у обоих препаратов. Кроме того, согласно российским данным по стоимости обоих препаратов, курс лечения линезолидом в 2-3 раза дешевле стоимости курса тидезолида, даже при его более коротком варианте. выводы. Тедизолид равноэффективен линезолиду. Данные по микробиологической чувствительности линезолида можно экстраполировать на тедизолид, при отсутствии возможности тестирования в лабораториях. Однако меньшие финансовые затраты, более широкий спектр микробиологической активности и более широкие показания к применению делают линезолид препаратом выбора для лечения ИКПС, вызванных резистентными грамположительными микроорганизмами.
Линезолид, тедизолид, сравнение линезолида и тедизолида, лечение инфекций кожи и мягких тканей, онкологические больные, ванкомицин-резистентные энтерококки, метициллинрезистентные стафилококки
Короткий адрес: https://sciup.org/140254218
IDR: 140254218 | DOI: 10.21294/1814-4861-2018-17-5-87-93
Текст обзорной статьи Сравнение клинической активности двух оксазолидинонов - линезолида и тедизолида: неоправданные ожидания
Острые бактериальные инфекции кожи и подкожных структур (ИКПС) являются одними из наиболее распространенных инфекций в хи‑ рургической и онкологической практике. ИКПС обусловлены, прежде всего, резистентными грампо‑ ложительными микроорганизмами: Staphylococcus aureus, Streptococcus pyogenes, Enterococcus faeca-lis, E. faecium и др. [1]. Количество антибиотиков, активных в отношении высокорезистентных грамположительных микроорганизмов, весьма ограничено, поэтому появление в клинической практике каждого нового антибиотика вызывает огромный практический интерес у клиницистов. Для онкологов это особенно важно, поскольку все онкологические больные имеют дефекты иммун‑ ной системы и инфекционные осложнения у них протекают очень тяжело, особенно инфекции, вы‑ званные резистентными возбудителями [2, 3].
Целью исследования явился обзор литера‑ турных данных по сопоставлению клинический и микробиологической активности двух оксазо‑ лидинонов: линезолида, который используется в онкологической клинике уже в течение многих лет и к которому уже зарегистрировано появление резистентных энтерококков и стафилококков, и нового антибиотика – тедизолида.
Материал и методы
В обзор включены данные клинических и in vitro исследований за 2015–18 гг., полученные с официальных веб‑сайтов (rlsnet.ru, eucast.org, medlux.ru), и данные по анализу 2 114 штаммов, выделенных в «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Бло‑ хина» МЗ РФ в 2014–16 гг. Идентификация воз‑ будителей проводилась на масс‑cпектрометре (MALDI TOF), антибиотикограмма была получена с использованием микробиологических анализато‑ ров WalkAway и VITEK‑2.
Результаты
По данным «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохи‑ на» МЗ РФ, количество VRE ( Enterococcus faecalis и E. faecium ) за исследуемые годы составило в среднем 4–7 %, а линезолид‑резистентных ( LR )
штаммов, которые были впервые выявлены в 2016 г., – 3–7 % (табл. 1). Количество MRSA ко‑ лебалось от 10 до 21 %. Количество ванкомицин‑ резистентных золотистых стафилококков ( VRSA ) было значительно меньше – 2–3 %, а число линезолид‑резистентных золотистых стафилокок‑ ков ( LRSA ) составило 0–1 % (табл. 2). В целом ко‑ личество ванкомицин‑ и линезолид‑резистентных грамположительных микроорганизмов было не‑ велико, однако отмечена четкая тенденция к их увеличению (p>0,05).
Появление единичных LR грамположительных микроорганизмов эпидемиологической опасности пока не представляет, однако увеличивающееся количество ванкомицин‑резистентных штаммов требует назначения препаратов из группы оксазо‑ лиденонов. В течение нескольких лет в России был доступен единственный препарат из этой группы – линезолид, а недавно появился второй препарат – тедизолид. Тедизолид (активный метаболит теди‑ золида фосфата) представляет собой антибиотик класса оксазолиденонов с активностью преимуще‑ ственно в отношении грамположительных микро‑ организмов. Он был одобрен в США и других странах только для лечения пациентов с ИКПС [7–9]. Это его единственное показание. Тедизолид обладает выраженной активностью в отношении широкого спектра грамположительных бактерий, таких как MRSA , Streptococcus spp., Enterococcus faecalis (включая VRE ). Сравнительные данные по использованию двух оксазолидинонов представ‑ лены в табл. 3, при этом линезолид имеет более широкие клинические показания к применению, более широкий спектр антимикробной активности и в 2–3 раза более низкую стоимость курса терапии при расчете на рекомендованные по инструкции 10 дней лечения ИКПС для линезолида и 6 дней – для тедизолида. Кроме того, линезолид разрешен для применения в педиатрической практике у детей старше 5 лет.
Проведенное в НМИЦ онкологии им Н.Н. Бло‑ хина совместно с ФМБА г. Санкт‑Петербурга исследование эпидермальных стафилококков, выделенных из патологических материалов от он‑ кологических больных, показало: несмотря на то, что в целом МИК для тедизолида был значительно ниже, чем у линезолида, в части случаев, согласно данным EUCAST, эти показатели относились к порядку резистентных штаммов (табл. 4). Таким образом, все исследуемые штаммы эпидермаль‑ ных стафилококков также являлись и тедизолид‑ резистентными, что не позволило применить этот препарат при инфекциях, вызванных подобными микроорганизмами.
В связи с проблемами, связанными с опреде‑ лением чувствительности грамположительных микроорганизмов к тедизолиду и отсутствием его в плашках автоматических микробиологических анализаторов, рекомендовано экстраполировать результаты, полученные при исследовании чув‑ ствительности к линезолиду, на тедизолид в связи с их равнозначной чувствительностью in vitro [ 6 ] .
Различные исследования показали, что про‑ должительность лечения значительно влияет на эффективность терапии. Однако данные предыдущего рандомизированного контроли‑ руемого исследования, сравнивающего 5 дней и 10 дней лечения левофлоксацином у пациентов с целлюлитом, не показали разницы между ре‑ зультатами и зависимости от продолжительности лечения. Совсем недавно в двух исследованиях III фазы (ESTABLISH‑1 и ESTABLISH‑2) была продемонстрирована одинаковая клиническая эффективность тедизолида (200 мг один раз в день в течение 6 сут) и линезолида (600 мг два раза в день в течение 10 сут) у пациентов с ИКПС [7-9]. Исследования были проведены в соответствии с последними положениями ведомства США по контролю за продуктами и лекарствами. В ИКПС были включены целлюлит (рожистое воспаление), таблица 1
Динамика выявления резистентных e.faecalis/e.faecium из патологических материалов от онкологических больных
Динамика выявления резистентных S. aureus из патологических материалов от онкологических больных
18 лет и старше получали исключительно перо‑ ральную терапию. В ESTABLISH‑2 пациенты в возрасте 12 лет и старше первоначально получали внутривенную терапию в течение 24 ч и при нали‑ чии клинического ответа могли быть переведены на пероральный препарат. Оба исследования исклю‑ чали пациентов, которые получали антибиотики с грамположительной активностью в течение 96 ч до первой дозы исследуемого препарата [10-12]. Первичной конечной точкой было снижение площади поражения ≥20 % через 48–72 ч после начала ис‑ следования препарата. Вторичной конечной точкой был клинический ответ, который оценивался через таблица 3
Сравнение линезолида и тедизолида по разным параметрам [15]
Параметры
Линезолид
Тедизолид
Возраст
5 лет и старше
Лекарственная форма
Клинические рекомен‑ дации
Микробиологическая эффективность
Биодоступность при приеме внутрь Связь с белками Выведение
Режимы лечения (инфузии и перорально)
Средняя cтоимость курса лечения (руб.) [16] Таблетки
-
1. Таблетки
-
2. Суспензия для приема внутрь
-
3. Раствор для инъекций
-
1. Пневмония
-
2. Инфекции кожи и мягких тканей
-
1. Staphylococcus spp (включая MRSA)
-
2. Enterocococcus spp (включая E. faecalis и E. faecium, VRE )
-
3. Streptococcus spp
-
4. Коринебактерии
-
5. Грамотрицательные аэробы ( Pasteurella canis и
- P. multocida)
-
6. Анаэробы
-
7. Хламидия пневмонии
100 %
31 %
Почками (40 % – в виде метаболита и 30–35 % в виде неизмененного препарата)
Через кишечник – 6 и 3 % соответственно Пневмония – 600 мг × 2 раза в сут, 10–14 дней Энтерококовые инфекции – 600 мг ×
2 раза в сут, 14–28 дней
12 000
Инфузии
20 000
18 лет и старше
-
1. Таблетки
-
2. Раствор для инъекций
-
1. Инфекции кожи и мягких тканей
-
1. Staphylococcus aureus (включая MRSA)
-
2. Streptococcus pyogenes, S. agalactiae, группа S. anginosus, S. intermedius, S. constel-latutus
-
3. E. faecalis
91 %
70–90 %
Печенью, кишечником – 82 %
Почками – 18 %
Инфекции кожи и мягких тканей – 200 мг × 1 раз в сут, 6 дней
36 000
35 000
таблица 4 выявление оксазолидинон-резистентных S. epidermidis в онкологической клинике. Сравнение активности линезолида и тедизолида [4, 17]
№ |
Патологический материал |
Антибактериальные препараты/ Пограничные значения МПК (мг/л) EUCAST: 4 мкг/мл –линезолид и |
||
Оха |
0,5 мкг/мл – тедизолид Lnz |
Tdz |
||
1 |
Мокрота |
256 |
32 |
2 |
2 |
Раневое отделяемое |
256 |
32 |
2 |
3 |
Раневое отделяемое |
64 |
32 |
32 |
4 |
Катетер |
128 |
32 |
2 |
5 |
Катетер |
128 |
32 |
32 |
6 |
Кровь из вены |
64 |
32 |
32 |
Примечание: Oxa – оксациллин, Lnz – линезолид, Tdz – тедизолид.
7–14 дней после окончания терапии. В исследова‑ ниях оценивали следующие параметры: площадь поражения, лихорадка (≥38°C), количество лей‑ коцитов (WBC) (≥10 000 или <4 000 клеток/мм3), ССВР (2 или более из следующих: температура <36°C или >38°C, частота сердечных сокращений >90 ударов в мин, частота дыхания >20 вдохов в мин, WBC <4000 или >12000 клеток/мм3 или >10 % палочкоядерных нейтрофилов), лимфаденопатия, наличие незрелых нейтрофилов (>10 % палочко‑ ядерных нейтрофилов), проводили оценку по раз‑ личным шкалам. В сравнительное исследование были включены 1333 пациента : тедизолид ( n=664 ) и линезолид ( n=669). Больные были сопоставимы по сравниваемым параметрам. В обеих группах от‑ мечена высокая частота лимфаденопатии : 524/664 (78,9 %) и 524/669 (78,3 %) соответственно. Около половины пациентов в каждой группе имели по‑ вышение количества лейкоцитов. Области кож‑ ного поражения >300 см2 наблюдались у 228/664 (34,3 %) пациентов, получавших тедизолид, и у 220/669 (32,9 %) пациентов, получавших линезо‑ лид. У части пациентов обеих групп наблюдалась лихорадка, незрелые нейтрофилы в общем анализе крови и признаки ССВР. Клинический ответ в ранних и посттерапевтических точках оценивали в зависимости от степени тяжести заболевания. Ранние показатели клинического эффекта были одинаковыми в обеих группах по всем сравнивае‑ мым параметрам. Кроме того, при оценке групп пациентов, выделенных в зависимости от степени тяжести течения инфекции, достоверных различий выявлено не было.
Заключение
Таким образом, тедизолид и линезолид ока‑ зались равно эффективными в отношении VRE и MRSA in vitro, хотя в постмаркетинговых иссле‑ дованиях предпочтение было отдано тедизолиду [13, 14]. Ошибочные выводы были сделаны при сравнении реальных минимальных ингибирую‑ щих концентраций (МИК) обоих препаратов в отношении резистентных грамположительных микроорганизмов. Сравнительная оценка МИК должна производиться в соответствии с параме‑ трами, утвержденными EUCAST. В отношении линезолида и тедизолида эти параметры различны. Сравнение было проведено некорректно. При‑ мером неправильной трактовки полученных ре‑ зультатов являются две работы, где представлены результаты по тестированию 196 и 425 штаммов в отношении этих антибиотиков. МИК (90) MRSA к тедизолиду составил 0,5–1 мкг/мл, в то время как к линезолиду – 2 мг/мл. Был сделан вывод в пользу тидезолида, так как его МИК в 2–4 раза была ниже, чем к линезолиду. Однако, согласно данным EUCAST, пограничные МИК для теди‑ золида составляют 0,5 мг/мл, а для линезолида – 4 мг/мл [17]. Это означает, что в приведенных исследованиях МИК для тедизолида граничила с резистентностью («промежуточная» чувствитель‑ ность), а в отношении линезолида полученнная МИК была в 2 раза ниже пограничной и соответ‑ ствовала «чувствительной» зоне. В отношении стрептококков: МИК для тедизолида колебалась от 0,03 до 0,25 мкг/мл, для линезолида – от 0,12 до 1 мкг/мл. Сравнение МИК двух препаратов между собой позволило сделать ошибочные выводы о большей активности тедизолида. Однако, согласно данным EUCAST, пограничные МИК составляют для тедизолида 0,5 мг/мл, а для линезолида ≤2 мг/мл и >4 мг/мл (соответственно «чувствительная» и «резистентная» зоны) [17]. Согласно вышепри‑ веденным данным, для стрептококков МИК для обоих препаратов были в 2 раза ниже пограничной чувствительной зоны, т.е. их in vitro активность была одинакова, тогда как в другом исследовании МИК для тедизолида была погранична с резистент‑ ной и составила 0,5 мг/мл. Что касается E. faecalis и VRE (E. faecium не заявлен как чувствительный к тедизодилу, поэтому сравнения не проводились), то МИК (90) составили 0,5 мг/мл против 2 мг/мл соответственно для тедизолида и линезолида. Однако согласно рекомендациям EUCAST, по‑ граничная зона для энтерококков для линезолида составила 4 мг/мл, что в 2 раза выше полученной исследователями, а в отношении тедизолида МИК вообще пока не определена [17]. Поэтому описание сравнения МИК в отношении всех грамположи‑ тельных бактерий для тедизолида в 4 раза ниже, чем для линезолида, не имеет никаких оснований, а выводы о больших потенциях тедизолида оши‑ бочны, поскольку пограничные концентрации, рекомендованные EUCAST для обоих препаратов, абсолютно различны. В целом, согласно выводам вышеуказанных работ, клиническая и микробиоло‑ гическая эффективность тедизолида и линезолида были сравнимы.
Таким образом, анализ сравнительной (ESTAB‑ LISH‑1 и ESTABLISH‑2) эффективности линезо‑ лида и тедизолида при инфекциях кожи и мягких тканей показал равную их эффективность при введении линезолида в дозе 600 мг 2 раза в день в течение 10 сут против тедизолида 200 мг 1 раз в день в течение 6 сут. Частота побочных эффек‑ тов также была сравнима. В настоящее время нет единого мнения по длительности терапии подоб‑ ных инфекций. Рекомендации в целом сводятся к 7–14 и более дням (до 6 нед) в зависимости от течения основного заболевания. В проведенных исследованиях нет группы сравнения с 6‑дневным лечением линезолидом, хотя бы в качестве про‑ межуточной точки, доказывающей, что 6‑дневный режим линезолида уступает таковому при введении тедизолида. Это доказало равнозначность 6‑ и 10‑ дневного режима лечения для тедизолида и линезо‑ лида соответственно. Эффективности тедизолида в отношении линезолид‑резистентных штаммов также не выявлено. Кроме того, спектр активности линезолида значительно превышает таковой для тедизолида и включает все энтерококки и анаэроб‑ ные микроорганизмы, а также не только инфекции мягких тканей, но и различные пневмонии (табл. 4). Однако даже 6‑дневный режим тедизолида, со‑ гласно заявленным российским ценам, в 2–3 раза превышает 10‑дневный курс лечения оригиналь‑ ным линезолидом (а в настоящее время доступны и более дешевые генерики) [13, 14, 16].
Выводы
Исходя из вышеизложенного, тедизолид уступа‑ ет линезолиду не только по спектру антимикробного
Список литературы Сравнение клинической активности двух оксазолидинонов - линезолида и тедизолида: неоправданные ожидания
- Хирургические инфекции кожи и мягких тканей. Российские национальные рекомендации. М., 2015. 109. [Surgical infections of the skin and soft tissues. Russian national recommendations. Moscow, 2015. 109. (in Russian)].
- Petukhova I., Victoria A., Dmitrieva N., Grigoryevskaya Z. Strategy for treatment of nosocomial infections, caused by Enterococcus spp. (Enterococcus faecium and Enterococcus faecalis) in cancer patients. 28th European Congress of Clinical Microbiology and Infectious Diseases (ECCMID), 2018. E. 0006.
- Агинова В.В. Стратегия лечения нозокомиальных инфекций, вызванных Enterococcus spp (E. faecium, E. faecalis) у онкологических больных. Злокачественные опухоли. 2017; 7(3-S1): 209-210. [Aginova V.V. The strategy of treatment of nosocomial infections caused by Enterococcus spp (E. faecium, E. faecalis) in cancer patients. Malignant tumors. 2017; 7 (3-S1): 209-210. (in Russian)].
- Агинова В.В., Дмитриева Н.В., Григорьевская З.В., Петухова И.Н., Багирова Н.С., Терещенко И.В., Ключникова И.А. Рациональные подходы к терапии нозокомиальных инфекций, вызванных грамположительными микроорганизмами, у онкологических больных. Сибирский онкологический журнал. 2017; 16 (5): 12-17. [Aginova V.V., Dmitrieva N.V., Grigorievskaya Z.V., Petukhova I.N., Bagirova N.S., Tereshchenko I.V., Klyuchnikova I.А. Rational approaches to the therapy of nosocomial infections caused by gram-positive microorganisms in cancer patients. Siberian Journal of Oncology. 2017; 16 (5): 12-17. (in Russian)]. DOI: 10.21294/1814-4861-2017-16-5-12-17
- Терещенко И.В Лечение нозокомиальных инфекций, вызванных метициллин-резистентными золотистыми стафилококками (MRSA) у онкологических больных. Злокачественные опухоли. 2017; 7 (3-S1): 210-211. [Tereshchenko I.V. Treatment of nosocomial infections caused by methicillin-resistant staphylococcus aureus (MRSA) in cancer patients. Malignant tumors. 2017; 7 (3-S1): 210-211. (in Russian)].