Сравнение непосредственных результатов эндопротезирования и протезирования брюшной аорты из мини-доступа при аневризмах
Автор: Губарев И.А., Салех А.З., Белов Ю.В.
Журнал: Московский хирургический журнал @mossj
Рубрика: Общие вопросы
Статья в выпуске: 1 (71), 2020 года.
Бесплатный доступ
Аорто-подвздошные хирургические реконструкции на сегодняшний день являются золотым стандартом в хирургии аневризм брюшнойаорты. Эндоваскулярное протезирование брюшной аорты в настоящее время рассматривается как потенциальная альтернатива стандартнойвнутриполостной операции. Однако, с накоплением опыта эндоваскулярного протезирования, выявлено большое количество ограничений для данного метода лечения. При этом, в последнее время все чаще наблюдается рост хирургических операций на аорто-подвздошном сегменте с применением мини-лапаротомных разрезов, которые реализуются за счет классических приемов реконструктивной хирургии брюшной аорты, по сути являясь модификацией стандартных открытых вмешательств, но, в тоже время, имеющих ряд преимуществ как над традиционным, так и над эндоваскулярным протезированием брюшной аорты и потенциально показанных гораздо большему числу пациентов с аневризмами брюшной аорты.Цель исследования: сравнительная оценка непосредственных результатов хирургического лечения аневризм брюшной аорты эндоваскулярным и открытым мини-лапаротомным способами.Материал и методы: В статье проанализированы непосредственные результаты хирургического лечения 57 пациентов с аневризмами брюшного отдела аорты...
Аневризма брюшной аорты, эндопротезирование аорты, протезирование брюшной аорты
Короткий адрес: https://sciup.org/142224468
IDR: 142224468 | DOI: 10.17238/issn2072-3180.2020.1.19-24
Текст научной статьи Сравнение непосредственных результатов эндопротезирования и протезирования брюшной аорты из мини-доступа при аневризмах
По данным международной статистики, распространенность аневризм брюшной аорты (АБА) находится в пределах от 4,2 до 8,8% [1]. В большинстве случаев АБА протекает бессимптомно, однако, существует высокий риск различных осложнений. Разрыв АБА [2] сопровождается кровотечением, при этом летальность даже в развитых странах достигает 80%.
Аорто-подвздошные хирургические реконструкции на сегодняшний день являются золотым стандартом в хирургии АБА [3]. Количество операций на аорте (aortic index) на 100 тысяч населения в год в России составляет 8.2. В Европе этот показатель значительно выше – 19.9 [4], там выполняется более 130 тысяч реконструктивных операций на аорто-бедренном сегменте в год, большая часть из которых (61%) осуществляется с применением современных эндоваскулярных технологий [5].
Эндоваскулярное протезирование брюшной аорты в настоящее время рассматривается как потенциальная альтернатива стандартной внутриполостной операции. Преимущества метода очевидны и подтверждены рядом исследователей, которые отмечают снижение периоперационной летальности, сокращение времени пребывания в отделении интенсивной терапии и стационаре, уменьшение гастроинтестинальных расстройств и других осложнений связанных с открытой традиционной операцией [6-10].
Несмотря на длительные, продолжающиеся разногласия сосудистых и рентгенэндоваскулярных хирургов по оценке эффективности и надежности эндопротезирования брюшной аорты в отдаленном периоде, во всем мире, в том числе и в России, продолжается ежегодный рост выполнения данной методики пациентам с АБА. Так, в 2014 году в России выполнено 329 эндопротезирований брюшной аорты, в 2016 году – 515, к 2017 году, по сравнению с 2014 годом, количество эндоваскулярных протезирований возросло на 63% и составило 536 вмешательств. При этом доля эндопротезирования брюшной аорты в общей массе хирургических вмешательств по поводу АБА в 2017 году составила 22,2% [11]. В регистре Vascunet [12] также отмечается четкая тенденция к увеличению доли эндоваскулярных вмешательств.
Однако, с накоплением опыта эндоваскулярного протезирования, выявлено большое количество ограничений для данного метода лечения. И на сегодняшний день эндоваскулярные операции не занимают того места в лечении АБА, которое им предписывалось. При этом, в последнее время все чаще наблюдается рост хирургических операций на аорто- подвздошном сегменте с применением мини-лапаротомных разрезов [13-15], которые реализуются за счет классических приемов реконструктивной хирургии брюшной аорты, по сути являясь модификацией стандартных открытых вмешательств, но, в тоже время, имеющих ряд преимуществ как над традиционным, так и над эндоваскулярным протезированием брюшной аорты и потенциально показанных гораздо большему числу пациентов с АБА.
Цель работы—сравнительная оценка непосредственных результатов хирургического лечения аневризм брюшной аорты эндоваскулярным и открытым мини-лапаротомным способами.
Материал и методы
В исследование включено 57 пациентов, перенесших плановые реконструктивные операции по поводу неосложненных АБА в условиях хирургических отделений Центра сосудистой, рентгенэндоваскулярной хирургии и малоинвазивной флебологии Городской клинической больницы №1 им. Н.И. Пирогова в период с сентября 2015 по декабрь 2019 года. В основную группу исследования вошло 40 пациентов, которым реконструкция брюшного отдела аорты по поводу аневризмы была выполнена хирургическим способом из мини-лапаротомного доступа, в группу сравнения были включены 17 пациентов, перенесших эндопротезирование брюшного отдела аорты.
Клиническое обследование пациентов начиналось со сбора анамнеза и жалоб. В 35,1% случаев течение заболевания аневризмы оказалось асимптомным. У 43,9% пациентов исследуемых групп была диагностирована безболевая форма АБА. Боли в животе, равно как и в спине зарегистрированы в 7% случаев. Пульсирующее образование в брюшной полости отмечало 64,9% пациентов. Нарушение стула было зафиксировано в 5,3% случаев, симптомокомплекс «брюшной жабы» - в 3,5% случаев.
В комплекс диагностических обследований пациентов перед операцией также входили оценка объективных данных, полный комплекс лабораторных и инструментальных исследований, включая мультиспиральную компьютерную томографию брюшной аорты и артерий нижних конечностей с внутривенным контрастированием, с помощью которой определялась протяженность и диаметр аневризмы, длина ее проксимальной и дистальной «шейки», расположение относительно почечных артерий, характер поражения подвздошных артерий и артерий нижних конечностей.
И в основной, и в контрольной группах исследования (табл. 1) преобладали пациенты с инфраренальными веретенообраз-
Таблица 1
Таблица 2
Характеристика аневризматического поражения брюшной аорты у пациентов исследуемых групп
Характеристика факторов риска и сопутствующей патологии у пациентов основной и контрольной групп представлена в табл. 2. Как видно из таблицы, самой частой сопутствующей патологией у пациентов исследуемых групп оказались заболевания сердечно-сосудистой системы. Анализируемые группы пациентов были схожими по характеру, морфологии, размеру аневризм, факторам риска и тяжести сопутствующей патологии.
Все операции пациентам основной группы выполнены из срединного трансабдоминалыюго мини-доступа в условиях комбинированного эндотрахеального наркоза, системной гепаринизации и антибиотикопрофилактики. В 35 (87,5%) случаях протезирование брюшной аорты было выполнено синтетическим протезом Vascutek, в 5 (12,5%) случаях – протезом Intergard.
Общая характеристика факторов риска, сопутствующей патологии, перенесенных операций у пациентов исследуемых групп
Эндопротезирование брюшной аорты выполнялось под комбинированным эндотрахеальным наркозом, либо в условиях сочетанной анестезии. Всем 17 (100%) пациентам были имплантированы эндографты семейства Endurant В качестве доступа во всех 17 (100%) случаев использовались правая и левая общие бедренные артерии. В 15 (88,2%) случаях эндопротезирование выполнялось через открытый доступ на бедрах, в 2 (11,8%) случаях в качестве альтернативы применяли чрескожно-пункционную методику с использованием ушивающих устройств ProstarXL.
Результаты и обсуждение
Средняя продолжительность операции при использовании мини-доступа составила 210 ± 80 мин, а при эндопротезировании аорты - 180 ± 40 мин (табл. 3). Средний объем кровопотери в основной группе пациентов составил 500 ± 210 мл и оказался достоверно выше (p<0,01), чем в группе сравнения (200 ± 80 мл). Очевидно, такой результат вполне закономерен и связан с особенностью проведения методики эндопротезирования, не требующей выполнения лапаротомии, аортотомии, резекции аневризмы и наложения сосудистых анастомозов.
Для всех пациентов из исследуемых групп использовался стандартный протокол анестезии. При межгрупповом сравнении используемого во время операции количества наркотических препаратов статистически значимой разницы отмечено не было (p>0,05). Средний интраоперационный объем гемотрансфузии оказался меньше в группе пациентов, которым выполнялось эндопротезирование брюшной аорты, что связано с меньшей интраоперационной кровопотерей, хотя статистически значимой достоверной разницы по данному критерию получено не было (p>0,05). Открытые вмешательства на брюшной аорте потребовали несколько большего (p = 0,02) объема интраоперационной инфузии, чем эндопротезирование. Интраоперационный уровень лактата оказался сопоставимым в обеих группах (p = 0,05).
После операции все пациенты переводились в отделение реанимации и интенсивной терапии с целью проведения послеоперационной терапии и динамического наблюдения. Все 57 (100%) пациентов обеих групп были экстубированы на операционном столе. В раннем послеоперационном периоде оценивался болевой синдром по шкале ВАШ. В группе минилапаротомии он составил 3,9 ± 1,2 балла, а в группе эндопротезирования аорты - 4,1 ± 1,5 баллов (p=0,3).
Общая продолжительность пребывания в стационаре в основной группе составило 7,2 ± 1,3 суток, а в группе сравнения 7,8 ± 1,8 суток (p=0,08).
Самым часто встречаемым осложнением оказалась бедренная лимфоррея, зафиксированная в 3 (7,5%) случаях в основной группе (табл. 4). В 1 (2,5%) из них у пациента в последующем отмечено нагноение послеоперационной раны на бедре без признаков инфицирования протеза, завершившееся вторич-
Таблица 3
Интраоперационные данные у пациентов исследуемых групп
Всем пациентам в 1-е сутки послеоперационного периода в обязательном порядке выполнялось контрольное ультразвуковое исследование органов брюшной полости и забрюшинного пространства, брюшной аорты, артерий нижних конечностей, послеоперационных ран на животе и бедрах. Послеоперационные гематомы были обнаружены у 1 (2,5%) пациента основной группы, перенесшего мини-лапаротомию и у 1 (5,9%) пациента после эндопротезирования аорты, которому в последующем была выполнена пункция гематомы, отмечено нагноение послеоперационной раны, завершившееся ее заживлением вторичным натяжением на фоне ежедневных перевязок и антибактериальной терапии. Кроме того, еще в 1 (2,5%) случае в основной группе пациентов было зафиксировано нагноение послеоперационной раны на бедре. На фоне длительной VAC-терапии, антибактериальной терапии, санации ран удалось добиться полного заживления раны.
Тромбоз одной из бранш протеза был диагностирован в 1 (2,5%) случае в группе мини-лапаротомии, в группе эндопротезирования аорты тромботических осложнений не было.
В 2 (11,7%) случаях после эндопротезирования брюшной аорты, при контрольной компьютерной томографии выявлено «подтекание» крови – эндолик II типа. Оба случая не потребовали активной хирургической тактики, при контрольной компьютерной томографии они закрылись самостоятельно.
Таблица 4
Послеоперационные осложнения у пациентов исследуемых групп
Группа исследования Послеоперационные осложнения |
Основная группа (n=40) |
Контрольная группа (n=17) |
Достоверность различий |
Лимфоррея / лимфоцеле |
3 (7,5%) |
0 |
P = 0,13 |
П/о гематомы на бедрах |
1 (2,5%) |
1 (5,9%) |
P = 0,26 |
Нагноение п/о ран |
1 (2,5%) |
1 (5,9%) |
P = 0,26 |
Тромбоз бранши протеза |
1 (2,5%) |
0 |
P = 0,26 |
Эндолики |
2 (11,7%) |
||
Нарушение ритма и проводимости сердца |
1 (2,5%) |
0 |
P = 0,26 |
Пневмония |
1 (2,5%) |
0 |
P = 0,26 |
Летальность |
0 |
0 |
P = 0,5 |
В 1 (2,5%) случае в группе мини-лапаротомии было зафиксировано нарушение ритма сердца. На фоне проводимой антиаритмической терапии ритм был восстановлен.
Послеоперационный период 1 (2,5%) пациента основной группы осложнился развитием пневмонии. На фоне активной, многокомпонентной терапии пневмония разрешилась.
Летальность в обеих группах исследования оказалась нулевой.
В целом, данные послеоперационной реабилитации, периоперационных осложнений и летальности в группах минидоступа и эндопротезирования брюшной аорты оказались сопоставимы.
Выводы
Сравнительный анализ непосредственных результатов хирургического и эндоваскулярного методов лечения пациентов с АБА показывает сопоставимые данные по большинству показателей интраоперационного периода, послеоперационной реабилитации пациентов, частоте и тяжести периоперационных осложнений.
Обе методики обладают очевидными преимуществами над традиционным протезированием брюшной аорты из полной лапаротомии: более ранний прием пищи после операции, быстрая активизация пациентов и субъективная оценка дискомфорта и болевого синдрома в раннем послеоперационном периоде указывают на снижение операционной травмы, что, в свою очередь, способствует ранней реабилитации пациентов и снижению количества послеоперационных осложнений.
Мини-лапаротомный доступ при выполнении операций по поводу АБА может являться хорошей альтернативой как традиционному протезированию, так и эндопротезированию брюшной аорты, сочетая в себе все преимущества и открытого хирургического, и эндоваскулярного вмешательства.
Список литературы Сравнение непосредственных результатов эндопротезирования и протезирования брюшной аорты из мини-доступа при аневризмах
- Lee W., Brown M., Nelson P., Huber T., Seeger J. Midterm outcomes of femoral arteries after percutaneous endovascular aortic repair using the Preclose technique. J VascSurg, 2008, 47, pp. 919-23.
- Результаты операций при этапном и одномоментном хирургическом лечении пациентов с ишемической болезнью сердца, аневризмами брюшной аорты и поражениями магистральных артерий нижних конечностей / Б.А. Константинов, В.В. Базылев, Ю.В. Белов, Д.Д. Савичев // Креативная кардиология. 2008. № 1. С. 47-54.
- Бокерия Л.А., Покровский А.В. Национальные рекомендации по диагностике илечению заболеваний артерий нижних конечностей. http://www.angiolsurgery.org/library/recommendations/2019/recommendations_LLA_2019.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
- Покровский А.В. Состояние сосудистой хирургии в России в 2013 году. http://www.angiolsurgery.org/society/report/2013/ (дата обращения: 01.02.2020).
- Benedetti-Valentini F., Diamantopoulos E., Antignani P., Bastounis E., Carpentier P., Fernandes e Fernandes J., Nicolaides A., Bergqvist D., Cairols M., Liapis C., Nevelsteen A., Van Bockel J. Joint Committee for Vascular Cenres of International Union of Angiology (IUA); Section and Board of Vascular Surgery of Union Européenne des Médecins Spécialistes (SBVS-UEMS). Guidelines for the organisation of vascular centres in Europe. Part I. Int Angiol. 2009, 28(5), pp. 347-52.
- Результаты эндоваскулярного протезирования аневризм брюшной аорты / С.А. Абугов, Ю.В. Белов, М.В. Пурецкий, М.В. Струценко, Ю.М. Саакян, Р.С. Поляков, В.В. Ховрин, Э.Р. Чарчян // Бюллетень НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН Сердечно-сосудистые заболевания. 2010. Т.11. № 3. С. 27.
- Опыт эндоваскулярного протезирования аневризм брюшного отдела аорты / Р.С. Акчурин, Т.Э. Имаев, П.М. Лепилин, А.С. Колегаев, А.Е. Комлев, И.В. Кучин, И.С. Медведева // Диагностическая и интервенционная радиология. 2016, Т.10, № 1. С. 35-41.
- Белов Ю.В., Абугов С.А., Серебряков С.В. Сравнительная оценка хирургического и рентгеноэндоваскулярного методов лечения аневризм инфраренального отдела аорты // Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2009, Т.2, № 5. С. 38-43.
- Результаты эндоваскулярного лечения аневризм брюшной аорты / Л.А. Бокерия, Н.А. Чигогидзе, В.С. Аракелян, В.Г. Папиташвили, М.М. Тхагапсова, Н.Т. Одишария // Ангиология и сосудистая хирургия. 2015. Т.21. № 2. С. 59-66.
- Лечение аневризм брюшного отдела аорты с эндоваскулярным использованием нитиноловых стентов с покрытием / З.А. Кавтеладзе, С.А. Дроздов, К.В. Былов, Д.С. Карташов, Д.П. Дундуа, А.М. Бабунашвили // Международный журнал интервенционной кардиоангиологии. 2005. № 7. С. 31-2.
- Покровский А.В., Ивандаев А.С. Состояние сосудистой хирургии в России в 2017 году http://www.angiolsurgery.org/society/ situation/2017.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
- Mani, K., Lees T., Beiles B., Jensen L. Treatment of abdominal aortic aneurysm in nine countries 2005-2009: a vascunet report. Eur J Vase EndovascSurg. 2011, 42(5), pp. 598-607.
- Миниинвазивная хирургия аневризм брюшного отдела аорты / Хамитов Ф.Ф. [и др.]. М.: Наука, 2007. 115 с.
- Fearn S., Thaveau F., Kolvenbach R., Dion Y. Minilaparotomy for aortoiliac aneurysmal disease: experience and review of the literature. Surg Laparosc Endosc Percutan Tech, 2005, 15(4), pp. 220-25. 10.1097/01. sle.0000174570.66301.c4.
- DOI: 10.1097/01.sle.0000174570.66301.c4
- Matsumoto M., Hata T., Tsushima Y., Hamanaka S., Yoshitaka H., Shinoura S., Sakakibara N. Minimally invasive vascular surgery for repair of infrarenal abdominal aortic aneurysm with iliac involvement. J Vasc Surg, 2002, 35(4), pp. 654-60.
- DOI: 10.1067/mva.2002.121745