Сравнительная физиолого-гигиеническая оценка витаминно-минерального состава напитков на основе плодов шиповника и черного чая применительно к питьевому режиму военнослужащих

Автор: Андриянов Антон Игоревич, Сметанин Александр Леонидович, Селезнев Александр Павлович, Белозеров Евгений Степанович, Корнеева Анастасия Александровна, Ищук Юлия Владимировна, Мартынова Елена Сергеевна

Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu

Рубрика: Физиология

Статья в выпуске: 3, 2019 года.

Бесплатный доступ

Цель работы - сравнительная физиолого-гигиеническая оценка напитков из плодов шиповника и черного чая, входящих в состав пайков военнослужащих, и разработка предложений по их употреблению военнослужащими в условиях высоких физических нагрузок. Материалы и методы. Для определения содержания витамина С и микроэлементов использовали четыре сорта шиповника и три - черного чая. Определение витамина С проводили по методу Тильманса и йодометрическим методом по ГОСТ 24556-89. Кроме витамина С, напитки исследовали на содержание других витаминов, макро- и микроэлементов с помощью атомноабсорбционной спектроскопии на спектрофотометре МГА 915-M («Люмекс», Россия). Результаты. Согласно современным представлениям функциональные напитки, помимо известных характеристик, присущих традиционным напиткам (утоление жажды, удовольствие и др.), должны обладать полезными для здоровья человека свойствами. В составе рационов питания военнослужащих отсутствуют средства для приготовления функциональных напитков, хотя они широко применяются лицами, занимающимися тяжелым физическим трудом...

Еще

Питание военнослужащих, напитки, водно-электролитный баланс, витамины, макроэлементы, микроэлементы, витамин с, рацион, шиповник, черный чай

Короткий адрес: https://sciup.org/14116382

IDR: 14116382   |   DOI: 10.34014/2227-1848-2019-3-125-134

Текст научной статьи Сравнительная физиолого-гигиеническая оценка витаминно-минерального состава напитков на основе плодов шиповника и черного чая применительно к питьевому режиму военнослужащих

Введение. Актуальность настоящей работы заключается в необходимости совершенствования водопотребления с помощью функциональных напитков у военнослужащих, которые по коэффициенту физической активности относятся к IV–V группам. В распоряжении Правительства РФ от 2010 г. «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.» особое внимание обращается на продукты функционального питания с целью укрепления здоровья людей, а также профилактики заболеваний, обусловленных недостатками традиционного питания [1]. «Критическими» в этом отношении представляются субпопуляции населения с высоким уровнем интенсивности труда, в т.ч. военнослужащие и спортсмены [1–3].

Потребности организма в некоторых ингредиентах пищи при экстремальных нагруз- ках могут возрастать до 10–15 раз. Наиболее эффективным способом профилактики возможных острых гиповитаминозных и гипо-элементозных состояний, а также обеспечения высокой работоспособности является введение в рационы питания функциональных напитков как части функциональных продуктов, обогащенных соответствующим набором (количеством) витаминов и других биологически активных веществ [4–7]. Основное отличие функциональных от традиционных напитков общего назначения – их искусственное обогащение витаминами, макро- и микроэлементами, белками, моно- и дисахарами. Функциональные напитки, помимо известных характеристик, свойственных традиционным напиткам (утоление жажды, получение удовольствия и др.), обладают полезными для здоровья человека свойствами. Как часть ежедневного рациона питания функциональные напитки могут принимать участие в регулировании защитных биологических механизмов, повышать выносливость и др., поэтому они входят в состав рационов питания военнослужащих зарубежных армий (например, в армии США) [8–10].

В то же время в составе рационов питания ВС РФ не предусмотрены средства для приготовления специализированных напитков [9]. Разработка такого напитка и оценка его эффективности необходимы для определения целесообразности его употребления в целях более быстрого восстановления энергетических и водно-электролитных потерь у военнослужащих (и гражданского населения), повышения выносливости и улучшения процесса восстановления после тяжелых нагрузок [9, 11].

Цель исследования. Дать сравнительную физиолого-гигиеническую оценку функциональных изотонических напитков из плодов шиповника, а также черного чая, входящего в состав основных пайков военнослужащих, на основании чего разработать предложения по целесообразности употребления их военнослужащими в условиях повышенных физических нагрузок.

Материалы и методы. Для определения содержания витамина С и микроэлементов использовали четыре сорта шиповника и три – черного чая. Определение витамина С проводили по методу Тильманса и йодометрическим методом по ГОСТ 24556-89 «Продукты переработки плодов и овощей. Методы определения витамина С».

Кроме витамина С, продукты были исследованы на содержание витаминов А, В 1 , В 2 , Е, РР и β-каротина, а также биоэлементов: калия (K), кальция (Ca), магния (Mg), натрия (Na), фосфора (P), меди (Cu), железа (Fe), марганца (Mn), молибдена (Mo), цинка (Zn) и селена (Se) – с помощью атомно-абсорбционной спектроскопии на спектрофотометре МГА 915-M («Люмекс», Россия) [12].

Статистический анализ результатов измерений осуществляли с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты и обсуждение. К современным функциональным напиткам относятся витаминные напитки с комплексом витаминов А, С и Е (напитки АСЕ), мультивитаминные напитки на основе растительных экстрактов с добавлением балластных веществ, энергетические, специализированные, спортивные напитки и др. Данный классификационный подход достаточно условен. Витаминные напитки могут содержать балластные вещества, спортивные напитки – витамины, энергетические – натуральные растительные экстракты и др. [13].

Как правило, большинство функциональных напитков имеет полный набор эссенциальных пищевых веществ. Они делятся по своему назначению на две группы: первая – для употребления во время физической нагрузки; вторая – в течение периода восстановления [14].

К первой группе относят изотонические напитки. Изотонической называют жидкость, имеющую осмотическое давление, как у плазмы крови (270–290 mOsm). К примеру, раствор глюкозы с концентрацией 4,5 % изотони-чен плазме. Указанные напитки возмещают потери электролитов и способствуют поддержанию оптимального водно-электролитного баланса в организме. Быстрое всасывание воды характерно для гипотонических жидкостей, а изотоники всасываются относительно медленно, т.е. они обеспечивают равномерное снабжение организма жидкостью [15].

При длительном регулировании обмена жидкости в организме, когда объемы вводимой и выводимой жидкости составляют до нескольких литров в сутки, необходимо учитывать также баланс солей. Так, например, раствор, содержащий только углеводы, может быть изотоничным, но он не обеспечит восполнения потерь электролитов, в то время как вода с солями несколько замедлит вымывание электролитов из организма. Пренебрежение вопросом пополнения электролитов в крови, особенно Na, приводит к падению их концентрации, снижению осмотического давления, что усиливает экскрецию жидкости. Такой диуретический эффект может наблюдаться даже при отрицательном балансе жидкости в организме.

Поступающая в организм изотоническая жидкость поддерживает постоянный состав крови и, если в ней содержатся соли Na и К, Mg и др., восполняет потери электролитов с потом и мочой. В отличие от употребления гипотонических напитков (простая вода), потребление изотоников в меньшей степени активизирует механизм диуреза.

Изотонические напитки могут являться источником легкоусвояемых углеводов, регулирующих гликемический индекс (мальтодекстрин, фруктоза, сахароза). Предпочтение отдается напиткам, содержащим несколько различных углеводов, что приводит к увеличению скорости всасывания воды и сахаров, равно как и к улучшению вкусовых качеств напитка.

Максимальный уровень пищевых ингредиентов в напитке как в функциональном продукте питания не должен превышать 20–30 % от физиологической нормы потребления пищевых веществ в сутки [16–18].

В процесс перемещения жидкостей через клеточную мембрану нужно вносить некоторые поправки с учетом физиологических особенностей организма человека. Это прежде всего процесс активного транспорта против градиента концентрации ионов Na, К и Са с помощью так называемого ионного насоса. Кроме того, почки задерживают часть растворенных в плазме веществ и направляют их обратно в кровь. Всасывание жидко- стей в кишечнике также не подчиняется простым закономерностям осмоса.

Витаминно-минеральные комплексы не обладают никакими преимуществами в качестве источников витаминов и микроэлементов, но могут быть дополнительным источником углеводов, не заменяя более традиционные – твердую пищу и белково-углеводные коктейли. Таким образом, изотонические напитки должны употребляться с определенными целями, с учетом содержания в них различных компонентов. Основную потребность в жидкости рекомендовано удовлетворять за счет минеральной воды, жидких молочных продуктов и соков [9].

Для быстрого восстановления энергии, но не для восстановления водного-электро-литного баланса, людям после интенсивной и многочасовой физической нагрузки рекомендуются напитки с пептидными и глутамин-ными ингредиентами – пептидные гипертонические растворы. Помимо углеводов, минеральных веществ и антиоксидантов, они включают гидролизаты сои или пшеницы. Они более концентрированы, чем жидкости, содержащиеся в организме, поэтому всасываются медленно.

Для восполнения потерь рекомендуется употребление объема жидкости, превышающего по меньшей мере на 50 % ее количество, потерянное с потом. Максимальный уровень потребления жидкости не должен быть выше 1,0–1,5 л/ч, поскольку избыток жидкости приводит к противоположному эффекту – снижению работоспособности. Но в определенных условиях (тяжелый физический труд в сочетании с жаркой погодой) потребность в жидкости может вырасти до 100–150 г каждые 10–15 мин [20].

Как известно, для изготовления любого изотонического напитка на основе углеводов их концентрация должна быть в пределах 4,4–4,6 %. К примеру, содержание углеводов в сухом концентрате «Шиповник растворимый» составляет 68 г на 100 г съедобной части. В соответствии с этим изотонический напиток на основе «Шиповника растворимого» с установленным содержанием углеводов готовится путем растворения 6,6 г сухого концентрата в 93 см3 кипяченой воды. Для Пробы плодов шиповника и чая нами исключения разрушения витамина С темпе- были исследованы на содержание витаминов, ратура воды не должна превышать 50 °С. макро- и микроэлементов (табл. 1).

Сравнительная оценка витаминно-минерального состава плодов шиповника и черного чая

Таблица 1

Показатели

S s' s £ - i * s s a 2 f" Ией

Шиповник растворимый, n=40

Чай черный (сухая заварка), n=40

р

Количество, мг/2 г

3 g © © s н г £ ° ° и

o' U И

Количество, мг/2 г

3 g ft’S © © © Я

Я Я

И   £

° ° и О' и и

Х

S

Х

S

Витамины

Витамин С

90,0

21,72

1,63

24,13

0,2

0,021

0,2

0,007

Витамин А

0,9

0,134

0,014

15,0

0,001

0,009

0,1

0,029

Витамин В1

1,5

0,0014

0,0003

0,1

0,0014

0,0031

0,09

0,079

Витамин В 2

1,8

0,006

0,0005

0,33

0,02

0,0011

1,0

0,017

Витамин Е

15,0

0,1

0,021

0,7

-

-

-

-

Витамин РР

20,0

0,028

0,028

0,14

0,23

0,002

1,13

0,185

β-каротин

5,0

0,1

0,009

2,0

-

-

-

-

Макро- и микроэлементы

К

2500,0

1,0

0,12

0,04

49,6

3,76

2,0

0,008

Са

1000,0

1,2

0,08

0,12

9,9

0,81

1,0

0,042

Mg

400,0

0,34

0,04

0,085

8,8

0,54

2,2

0,016

Na

1300,0

0,22

0,021

0,02

1,64

0,094

0,13

0,019

P

800,0

0,34

0,022

0,043

16,48

1,248

2,1

0,023

Fe

10,0

0,60

0,061

6,0

1,64

0,084

16,4

0,039

Mn

2,0

1,07

0,07

53,5

-

-

-

-

Cu

1,0

0,03

0,04

3,0

-

-

-

-

Mo

0,07

0,18

0,012

257

-

-

-

-

Zn

12,0

58,1

0,69

484,2

-

-

-

-

Se

0,07

0,0001

310-6

0,14

-

-

-

-

Список литературы Сравнительная физиолого-гигиеническая оценка витаминно-минерального состава напитков на основе плодов шиповника и черного чая применительно к питьевому режиму военнослужащих

  • Батурин А.К., Мендельсон Г.И. Питание и здоровье: проблемы XXI. Пищевая промышленность. 2005; 5: 105-107.
  • Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич О.О. Общая нутрициология: учебное пособие. М.: МЕД-пресс-информ; 2002. 392.
  • Кузьмин С.Г., Макаров П.П., Майдан В.А. Гигиеническая оценка фактического питания и статуса питания операторов ВМФ при выполнении ими задач учебно-боевой деятельности. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2008; 2: 328-329.
  • Шендеров Б.А. Состояние и перспективы развития концепции «Функциональное питание» в России: общие и избранные разделы проблемы. Фарматека. 2006; 1: 41-47.
  • Тутельян В.А. Сбалансированное питание - основа процветания нации. Здоровое питание: воспитание, образование, реклама: обзорный доклад на VI Всероссийской конференции. Ноябрь 2001. Москва; 2001: 9-14.
  • Зуев Е.Т., Гурьев В.И., Еремец В.И., Токарик Э.Ф., Ковальская Л.А. Безалкогольные напитки: медико-биологические аспекты обеспечения качества. Пищевая промышленность. 2001; 4: 46-48.
  • Зуев Е.Т. Функциональные напитки: их место в концепции здорового питания ЗАО «ОСТ-АКВА» (г. Черноголовка, Московская обл.). Пищевая промышленность. 2004; 7: 23-25.
  • Образцов Л.Н., Шелепова А.М., ред. Особенности медицинского обеспечения подразделений СВ в горной местности. СПб.: ВМедА; 2005. 88.
  • Андриянов А.И., Турков А.Г., Сметанин А.Л., Коновалова И.А. Нормирование питания военнослужащих. Вестник академии военных наук. 2014; 4 (14): 33-45.
  • Medical Services. Nutrition standards and education: Army Regulation 40-25 BUMEDINST 10110.6 AFI 44-141. Washington: Headquarters Departments of the Army, Navy, and Air Force; 2001. 17.
  • Гребеньков С.В., Жолус Б.И., Довгуша В.В., Кудерков С.М., Майдан В.А., Махненко А.А., Меркушев И.А., Новожилов Г.Н., Омельчук В.В., Петреев И.В. Военно-морская и радиационная гигиена: в 2 т. Т. 1. СПб.: Редактор; 1998. 910.
  • Андриянов А.И., Кривцов А.В., Сметанин А.Л., Сороколетова Е.Ф., Селезнева А.А., Павлинова Е.С., Ищук Ю.В. Совершенствование методики определения калия и натрия во фруктовых соках при проведении контроля за безопасностью питания военнослужащих. Вестник академии военных наук. 2015; 4 (52): 139-143.
  • Шубина О.Г. АСЕ-напитки: знакомый соратник против незнакомых вопросов? Напитки. 2002; 3: 70-71.
  • Токаев Э.С., Мироедов Е.А., Некрасов А.А., Хасанов Э.С., Токаев Р.Ю. Технология продуктов спортивного питания. М.: МГУПБ; 2010. 108.
  • Тутельян В.А., Никитюк Д.Б., Поздняков А.Л. Оптимизация питания спортсменов: реалии и перспективы. Вопросы питания. 2010; 79 (3): 78-82.
  • Бурмистров Г.П., Макаров П.П., Мулина Н.А. Разработка специальных безалкогольных и слабоалкогольных напитков функционального назначения. Проблемы качества бутилированных питьевых вод, безалкогольных и слабоалкогольных напитков: сборник материалов научнопрактической конференции. 2003. Москва; 2003: 51-55.
  • Суханов Б.П. Напитки как носители микронутриентов. Разработка, производство, продвижение и продажа вин, алкогольных и пивобезалкогольных напитков. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2002. Москва; 2002: 113-114.
  • Болотов В.М., Нечаев А.П. Пищевые красители. Пищевые ингредиенты. Сырье и добавки. 2001; 1: 4-11.
  • Андриянов А.И., Юрчик Н.В., Соченко В.В., Кривцов А.В., Субботина Т.И., Андреев В.П., Коновалова И.А., Сметанин А.Л., Ищук Ю.В. Физиолого-гигиеническая оценка питания членов экипажей надводных кораблей Военно-морского флота в длительном морском походе. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2018; 2 (62): 139-143.
  • Зоткин А.В., Скопин А.Ю. Методические подходы к использованию питьевой воды. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2007; 4 (20): 26-27.
  • Долматова И.А., Латыпова С.Ш. Продукты функционального назначения в питании населения. Молодой ученый. 2016; 7: 63-65.
  • Тутельян В.А., ред. Химический состав и калорийность российских продуктов питания: справочник. М.: ДеЛиПринт; 2012. 284.
Еще
Статья научная