Сравнительная характеристика питания птенцов пяти видов дроздов рода Turdus, населяющих Ленинградскую область
Автор: Прокофьева Ирина Всеволодовна
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1052 т.23, 2014 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Прокофьева И.В. 2001. Сравнительная характеристика питания птенцов пяти видов дроздов, населяющих Ленинградскую область // Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 513-514.
Короткий адрес: https://sciup.org/140154225
IDR: 140154225
Текст статьи Сравнительная характеристика питания птенцов пяти видов дроздов рода Turdus, населяющих Ленинградскую область
Сравнительная характеристика питания птенцов пяти видов дроздов рода Turdus , населяющих Ленинградскую область
И. В. Прокофьева
Второе издание. Первая публикация в 2001*
Сравнение ассортимента кормов, потребляемых разными дроздами, позволило сделать вывод о том, что для питания каждого вида характерны свои, свойственные только ему особенности. Так, для певчих дроздов оказалась обычной добыча для птенцов растительного корма (главным образом ягод черники Vaccinium myrtillus), что для других дроздов в гнездовой период характерным не было. Этот корм состав- лял по количеству экземпляров 16.3% от всех пищевых объектов, а следовательно, для питания птенцов имел немаловажное значение.
У белобровиков свыше половины всего того, что получали птенцы (53.5%), составляли дождевые черви. В остальную же часть их рациона во всех случаях, за одним лишь исключением, входили только наземные беспозвоночные, без добавления какого бы то ни было растительного корма или водных беспозвоночных, потребляемых иногда другими дроздами. Примерно столько же дождевых червей (54.0%) давали птенцам и рябинники, но как раз они, в отличие от белобровиков, иногда приносили в свои гнезда водных обитателей – пиявок, личинок ручейников и стрекоз, а также жуков-плавунцов (6.7%).
Больше всего водных беспозвоночных обнаружено в корме чёрных дроздов (нимф и личинок подёнок, личинок плавунцов и ручейников и т.п.). Достаточно сказать, что на их долю приходилось 84.4% от всех экземпляров корма. Следует однако отметить, что причиной столь частого поедания этих животных здесь могла быть слабая активность летающих насекомых, вызванная дождями и низкими температурами воздуха, из-за чего находить их в достаточном количестве птицам было сложно. Однако, несмотря на все затруднения при кормодобывании, чёрные дрозды при этом почему-то почти игнорировали моллюсков, как водных, так и наземных (встречен лишь один экземпляр), в то время как для певчих дроздов добыча этих беспозвоночных, наоборот, была вполне обычным явлением. Наблюдения показали, что по числу экземпляров моллюски составляли 9.1% рациона певчего дрозда.
Наконец, дерябы – единственные из дроздов, которые почти полностью игнорировали дождевых червей (отмечена всего одна встреча). Но зато свыше половины их рационов (54.7%) составляли жуки. Кроме того, помимо насекомых, а также пауков, они ловили и позвоночных животных – обыкновенных тритонов Lissotriton vulgaris (3.1%) и живородящих ящериц Zootoca vivipara (2.1%), тогда как из других дроздов только певчий дрозд однажды принёс в гнездо живородящую ящерицу.
Таким образом, в питании птенцов видовая специфика выражена вполне отчётливо. В то же время это не противоречит тому, что их рационы имеют и много общего. Так, большинство видов отдаёт предпочтение из насекомых жукам и чешуекрылым, а из других беспозвоночных все дрозды, кроме дерябы, часто добывают дождевых червей. Количество объектов питания в приносимых порциях обычно невелико – в среднем около 2 экземпляров, только у чёрных дроздов – примерно 5 экземпляров.
ю ^