Сравнительная оценка распределения 137Cs в почвенном покрове на территории Таджикистана
Автор: Мирсаидов У.М., Ахмедов М.З., Назаров Х.М., Рахимбердиев Ш.А., Мухамедова С.Г., Муминов С.В.
Рубрика: Научные статьи
Статья в выпуске: 4 т.32, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье приведены результаты сравнительной оценки распределения радионуклида 137Cs в почвенном покрове на различных территориях Республики Таджикистан. Отмечено, что накопления радионуклида 137Cs на территории страны находятся в зависимости от рельефа местности и типа почвы. У подножья гор и в глинистых почвах наблюдается относительно высокое содержание радионуклида 137Cs по сравнению с равнинами и песчаными почвами. В почвах песчаной породы наблюдается миграция радионуклида 137Cs вглубь по вертикали. Показано, что значения средней удельной активности радионуклида 137Cs в почвенном покрове южной части Таджикистана в 2,5 раза меньше по сравнению с северной и центральной частями страны. Наибольшие значения удельной активности 137Cs в почве, составившие 17,0 Бк/кг, отмечены в юго-восточных районах Таджикистана. Данное обстоятельство связано с тем, что атмосферные осадки и пыльные бури, идущие со стороны стран Южной и Юго-восточной Азии, приводят к оседанию частиц, прежде всего, на склонах гор. Таким образом, на основании анализа литературного обзора по исследуемому направлению и полученных результатов авторами выявлено, что пространственное распределение радионуклида 137Cs в почвенном покрове в Республике Таджикистан зависит от направления розы ветров и рельефа местностей. Анализ полученных проб позволяет сделать вывод, что содержание радионуклида 137Cs обусловлено его дальним воздушным переносом.
137cs, почва, удельная активность, спектрометрия, рельеф, ветер, подножье гор, осадок, проба, изотоп
Короткий адрес: https://sciup.org/170201865
IDR: 170201865 | DOI: 10.21870/0131-3878-2023-32-4-24-34
Текст научной статьи Сравнительная оценка распределения 137Cs в почвенном покрове на территории Таджикистана
Во второй половине XX века атомная энергетика стремительно развивалась, высвобождая в окружающую среду огромное количество искусственных радионуклидов, в том числе при испытаниях ядерного оружия и авариях на АЭС.
Как известно, почва является основным аккумулятором и депонентом загрязнений. В воздухе, воде, растениях поступившие загрязнения обычно находятся относительно недолго, а в почве они остаются на годы, десятилетия, столетия. В литературе обсуждается состояние радиационной обстановки в ряде областей РФ и Беларуси, в частности, мониторинг 137Cs [1-3]. Отмечается снижение среднегодовых эффективных доз облучения населения, отсутствие превышения допустимых уровней по 137Cs в местных продуктах питания.
В работах [4, 5] систематизированы материалы о распределении радионуклидов 137Cs и 90Sr в ихтиофауне Обь-Иртышской системы на протяжении более 2400 км и сделан вывод, что рыба всех изученных районов может использоваться в пищу.
Данные работ [6-13] свидетельствуют о том, что на территории северной, центральной и южной частей Таджикистана было изучено содержание радионуклидов в почвах и аэрозолях.
Мирсаидов У.М.* – гл. науч. сотр., д.х.н., проф., академик НАНТ; Ахмедов М.З. – зам. директора, к.х.н.; Назаров Х.М. – директор филиала, д.т.н., проф.; Рахимбердиев Ш.А. – науч. сотр.; Муминов С.В. – зав. сектором. АХБРЯБ НАНТ. Мухамедова С.Г. – проф. каф., д.б.н. Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России.
Отмечается наличие 137Cs в отобранных пробах почв. Обнаружение изотопа 137Cs в почвенном покрове может быть связано с его атмосферной миграцией. Среднее содержание изотопа 137Cs в пробах – фильтрах аэрозоля (3,3 Бк/кг) и почв (49,7 Бк/кг) на севере Таджикистана, а соотношение концентрации 137Cs в аэрозоле и почве составляет 0,06 [13].
Цель исследования – изучение распределения 137Cs в почвенном покрове на территории Республики Таджикистан.
Материалы и методы
Отбор проб почвы проводили согласно ГОСТ 17.4.3.01-2017 [14] от поверхности земли до глубины 25 см. Пробы отбирались в зависимости от рельефа и механических свойств почв в 2018-2020 гг. в центральной, южной, юго-восточной частях и в 2021-2022 гг. в северной части Таджикистана. Территории регионов, выбранных для отбора проб, включают в себя самые разнообразные ландшафты: альпийские луга, высокогорные и равнинные пустыни, глубокие и узкие ущелья рек, сжатые скалистыми хребтами (рис. 1).

Рис. 1. Карта территориального деления Таджикистана: 1 – Северный Таджикистан;
2 – Центральный Таджикистан; 3 – Южный Таджикистан; 4 – Восточный Таджикистан.
Северный Таджикистан расположен между 39°04ʹ и 41°08' северной широты и 69°25' и 70°34' восточной долготы; он занимает территорию в 25400 км² и граничит с Узбекистаном и Кыргызстаном. С севера Согдийской области расположены Кураминский хребет и горы Моголтау, с юга – Туркестанский хребет и Зеравшанские горы.
Северная и центральная части Таджикистана разделены горной системой, состоящей из Гиссарского, Зеравшанского и Туркестанского хребтов. Эти высотные и температурные барьеры создают препятствия для перемещения воздушных масс как от Северного Ледовитого океана, так и от южных муссонов Индийского океана. Горы Гиссарского хребта практически полностью преграждают путь на север мощным пылевым бурям, формирующимся в регионе и известным под названием «Афганец» [15].
Можно выделить следующие пояса: равнинный (на высоте от 300 до 900 м над уровнем моря), предгорный (900-1600 м), низкогорный (1600-2300 м), среднегорный (2300-3500 м) и высокогорный (выше 3500 м). Равнины занимают лишь 7% территории республики [16].
Почвенный покров Таджикистана отличается исключительной пестротой. Причём, вследствие резких различий в высоте отчётливо выражена высотная почвенная поясность. Выделяются четыре пояса: 1) равнинно-низкогорный в основном с серозёмными почвами; 2) среднегорный с горными коричневыми почвами; 3) высокогорный с высокогорными лугово-степными, степными, пустынно-степными, и пустынными почвами; 4) нивальный пояс (рухляковые почвы среди ледников, снежников и скал) [16].
Пробоподготовку проводили аналогично методике, описанной в работе [12]. Из общей массы методом квартования отбирали более 1 л образца, из которого удаляли корни растений и камни. Почвы высушивали до воздушно-сухого состояния, измельчали на мельнице до однородного состояния.
Для измерения масс отобранных проб использовали лабораторные весы общего назначения по ГОСТ 24104-2001 с наибольшим пределом взвешивания до 3000 г, с погрешностью не более ±2%.
Для радиологического измерения проб использовали стандартный сосуд «Маринелли» объёмом 1 л. Измерение удельной активности (УА) 137Cs в пробах поверхностного слоя почвы проводилось на гамма-спектрометре с детектором из особо чистого германия фирмы «CANBERRA» (США) с программным обеспечением Genie-2000 с неопределённостью измерения от 5 до 12% в аккредитованной лаборатории технических услуг Агентства по химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности НАНТ в соответствии с методикой измерения УА гамма-излучающих радионуклидов в счётных образцах. Для калибровки спектрометров по эффективности регистрации набирали спектр стандартного источника известной активности, излучающего гамма-кванты в широком энергетическом диапазоне, вычисляли истинную площадь соответствующих им пиков полного поглощения энергии и значения эффективности для каждой энергии. Измерения исследуемых и эталонных образцов проводили в одинаковых условиях, соблюдая постоянство геометрического коэффициента η и используя близкие по форме, составу и плотности препараты. Калибровку по эффективности для геометрии Маринелли в нашем случае проводили по спектрам образцовых стандартных гамма-спектрометрических источников.
Результаты и обсуждение
На рис. 2 и 3 приведены карты средней удельной активности (УА) 137Cs в почвах различных районов Таджикистана в Бк/кг.
На основании сравнений результатов измерений выявлены основные закономерности и характер пространственного распределения 137Cs в почвенном покрове Таджикистана. Результаты по средней УА 137Cs в почвах северных, центральных, южных и юго-восточных районов Таджикистана приведены на рис. 4.

Рис. 2. Карта регионов северного Таджикистана с указанием усреднённого значения удельной активности цезия в почве.

Lakhsh
Rasht
Temurmalik
Vote
Hamadoni2.1
Garavotl
Farkhor
Qubodiyon
Dustl 2.1
N. Khusrav Shahritus
Kulob 3.8
44,4 Kamarob
Nurobod 25.5
Sari Khosor
Khovaline 10.2
5.4 а3Л4
Shahrinav Hlsor qus|
Рис. 3. Карта усреднённых значений содержания 137Cs в почвах центральной и южной частей Таджикистана (в Бк/кг) [12].

Рис. 4. Гистограмма распределения 137Cs в почвенном покрове различных территорий Таджикистана.
Из гистограммы рис. 4 видно, что распределение 137Cs в районах Таджикистана разное. Максимальная средняя УА 137Cs наблюдается в почвах гористой местности районов Раштской зоны и территории Сари Хосора (юго-восточная часть Таджикистана), Хонако в зоне ущелья Алмасы (центральный Таджикистан), а также на территории в южной части Кураминского хребта (северный Таджикистан). В результате атмосферных осадков 137Cs оседает на вершинах гор, и за счёт водной и ветровой эрозии и селевых потоков накапливается у их подножия, о чём свидетельствуют высокие показатели УА в пробах, отобранных у подножия гор. В местности Камароб Раштского района (юго-восток) среднее значение УА 137Cs составило 44,4 Бк/кг, а в г. Вахдат среднее значение УА 137Cs – 1,3 Бк/кг [10]. Возможно, это связано с тем, что г. Вахдат находится на более низком уровне (по высотности), чем остальные районы страны.
В некоторых исследуемых пробах, отобранных в пустыне Айвадж района Шахритус и района Фархор, изотоп 137Cs не был обнаружен [12]. Возможно, это связано с типами почв, так как почвы в этом регионе относятся к песчаным, а в песчаной породе миграция нуклидов вглубь по вертикали происходит легко. На основании полученных результатов можно заключить, что характер пространственного распределения 137Cs в почвенном покрове Таджикистана зависит от типа почв и от рельефа местности (табл. 1).
Таблица 1
Сведения об отобранных пробах и характеристике местности
Территориальное деление |
Тип площадки |
Тип почвы |
Количество отобранных проб |
Усреднённая УА 137Cs в почве, Бк/кг |
Северные районы |
Среднегорный с горными коричневыми почвами |
Скалистый, глинистый |
41 |
11,5 |
Центральные районы |
Среднегорный с горными коричневыми почвами |
Глинистый |
30 |
11,42 |
Южные районы |
Равнинно-низкогорный в основном с серозёмными почвами |
Песчаный |
44 |
4,5 |
Юго-восточные районы |
Высокогорный с высокогорными пустынностепными, занговыми и пустынными почвами |
Скалистый |
19 |
17,0 |

Рис. 5. Точки отбора проб в почвенном покрове на территории южной части Кураминского хребта северного Таджикистана (АБВ): А) г. Истиклол; Б) поселок Адрасман; В) Аштский район.
Таблица 2
Сведения об отобранных пробах в почвенном покрове на территории южной части Кураминского хребта северного Таджикистана
Номер проб |
Координаты |
Активность, Бк/кг |
Статистическая погрешность, % |
1 |
40,62005°С 69,67994°В |
<1 |
- |
2 |
40,60161°С 69,63356°В |
3,35 |
51,2 |
3 |
40,60170°С 69,65658°В |
5,48 |
33,1 |
4 |
40,58325°С 69,63325°В |
1,10 |
>100 |
5 |
40,58379°С 69,65663°В |
<1 |
- |
6 |
40,56508°С 69,60999°В |
<1 |
- |
7 |
40,56499°С 69,63259°В |
<1 |
- |
8 |
40,54675°С 69,63324°В |
0,67 |
>100 |
9 |
40,67503°С 69,86661°В |
<1 |
- |
10 |
40,67506°С 69,89000°В |
<1 |
- |
11 |
40,67314°С 69,90864°В |
2,36 |
>100 |
12 |
40,65575°C 69,84329°B |
15,55 |
|
13 |
40,65666°C 69,86666°B |
1,19 |
|
14 |
40,65668°C 69,89001°B |
1,42 |
|
15 |
40,65665°C 69,91340°B |
2,87 |
|
16 |
40,65666°C 69,95366°B |
10,24 |
|
17 |
40,65664°C 69,96137°B |
2,53 |
|
18 |
40,63832°C 96,86658°B |
2,87 |
|
19 |
40,63835°C 69,89001°B |
3,72 |
|
20 |
40,63831°C 69,91336°B |
13,72 |
|
21 |
40,63840°C 69,93735°B |
4.84 |
|
22 |
40,63840°C 69,96001°B |
<1 |
- |
23 |
40,63828°С 69,98335°В |
5,57 |
40,7 |
24 |
40,63836°С 70,00663°В |
0,33 |
>100 |
25 |
40,63834°С 70,05334°В |
<1 |
- |
26 |
40,62088°C 69,87129°B |
<1 |
- |
27 |
40,61998°C 69,89058°B |
13,82 |
|
28 |
40,61985°C 69,91351°B |
3,13 |
|
29 |
40,61999°C 69,93668°B |
1,50 |
|
30 |
40,62006°С 69,96007°В |
<1 |
- |
31 |
40,62037°С 69,98290°В |
<1 |
- |
32 |
40,62002°С 70,00659°В |
7,26 |
27,9 |
33 |
40,61992°С 70,02994°В |
13,4 |
15,7 |
34 |
40,62083°С 70,05287°В |
<1 |
- |
35 |
40,60167°C 69,91332°B |
4,64 |
|
36 |
40,60169°C 69,93669°B |
<1 |
- |
37 |
40,60173°С 69,95173°В |
<1 |
- |
38 |
40,60169°С 69,98342°В |
<1 |
- |
39 |
40,60161°С 70,00662°В |
1,62 |
>100 |
40 |
40,60170°С 70,05346°В |
<1 |
- |
41 |
40,60169°С 70,07635°В |
<1 |
- |
42 |
40,60162°С 70,10001°В |
<1 |
- |
43 |
40,58331°C 69,86666°B |
27,84 |
|
44 |
40,58330°C 69,89003°B |
<1 |
- |
45 |
40,58352°C 69,91352°B |
29,54 |
|
46 |
40,58346°С 69,93665°В |
<1 |
- |
47 |
40,58341°С 70,05347°В |
12,8 |
20,5 |
48 |
40,58330°С 70,07658°В |
0,97 |
>100 |
49 |
40,58337°С 70,10000°В |
<1 |
- |
50 |
40,56500°С 69,93670°В |
<1 |
- |
51 |
40,56508°С 70,07656°В |
<1 |
- |
52 |
40,87754°С 70,45558°В |
6,72 |
22,4 |
53 |
40,85840°С 70,47323°В |
<1 |
- |
54 |
40,85587°С 70,49683°В |
5,56 |
34,1 |
55 |
40,85569°С 70,52009°В |
<1 |
- |
56 |
40,82529°С 70,49708°В |
<1 |
- |
57 |
40,80584°С 70,42717°В |
1,63 |
94,5 |
58 |
40,80331°С 70,45000°В |
<1 |
- |
59 |
40,80330°С 70,47330°В |
33,6 |
8,0 |
60 |
40,80323°С 70,49751°В |
5,21 |
40,8 |
61 |
40,78501°С 70,47333°В |
3,55 |
50,2 |
По оценкам УА 137Cs почв, отобранных на территории южной части Кураминского хребта (северный Таджикистан), отмечено, что активность изотопа 137Cs находится в пределах от 0 до 29,54 Бк/кг (рис. 5). На рисунке стрелкой указана динамика изменения УА 137Cs, которая показывает, что содержание изотопов 137Cs увеличивается по спуску рельефа в сторону юго-запада. Пробелы значений УА означают, что содержание 137Cs не было обнаружено в отобранных пробах из указанных точек.
В табл. 2 обобщены сведения об отобранных пробах в почвенном покрове на территории южной части Кураминского хребта северного Таджикистана.
Относительно высокое содержание изотопа 137Cs в почвенном покрове наблюдается в основном в пробах, отобранных на южной стороне подножья гор. Это связано с розой ветров, которая идёт с юга. А атмосферные осадки, сели, водная и ветровая эрозия поверхностного слоя покрова способствуют накапливанию радионуклидов у подножья гор.
Также было изучено содержание изотопа 137Cs в пробах почв, отобранных вокруг радиоактивного хвостохранилища Адрасман, расположенного на севере Таджикистана в южных отрогах Кураминского хребта. Максимальная УА составляет 13,4 Бк/кг. Это не связано с радиоактивным хвостохранилищем, так как данный объект не содержит изотоп 137Cs.
Анализ полученных данных показывает, что значения УА изотопа 137Cs в почвенном покрове южного Таджикистана в 2,5 раза меньше, чем УА почв северного и центрального Таджикистана. Данное обстоятельство, прежде всего, связано с тем, что атмосферные осадки и пыльные бури, идущие со стороны стран Южной и Юго-восточной Азии, приводят к оседанию частиц, прежде всего, на южных склонах гор.
Заключение
На основании полученных результатов выявлено, что пространственное распределение изотопа 137Cs в почвенном покрове в Республике Таджикистан зависит от направления розы ветров и рельефа местностей. Выявлено, что высокие значения средней удельной активности изотопа 137Cs отмечаются в пробах, отобранных у подножья гор и в глинистых почвах. Анализ полученных проб позволяет сделать вывод, что содержание изотопа 137Cs обусловлено их дальним воздушным переносом.
Список литературы Сравнительная оценка распределения 137Cs в почвенном покрове на территории Таджикистана
- Захарченко Г.Л., Полякова Е.В., Милованов С.Н., Ефимов Ю.М. Радиационная обстановка на территории Орловской области, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС //Радиационная гигиена. 2011. Т. 4, № 2. С. 120-124.
- Захарченко Г.Л., Переверзева Е.Н., Васильев А.А., Полякова Е.Н., Милованов С.Н. Состояние радиационной обстановки на территории Орловской области, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС //Радиационная гигиена. 2016. Т. 9, № 2. С. 56-62.
- Чичура Т.М., Ломовцев А.Э., Хожаинов А.Ю. Радиационно-гигиенический мониторинг и оценка доз облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязнённых территориях Тульской области //Радиационная гигиена. 2016. Т. 9, № 2. С. 63-68.
- Trapeznikov A., Aarkrog A., Pozolotina V., Nielsen S.P., Polikarpov G., Molchanova I., Karavaeva E., Yushkov P., Trapeznikova V., Kulikov N. Radioactive pollution of the Ob river system from Urals nuclear enterprise “Majak” //J. Environ. Radioact. 1994. V. 25, N 1-2. Р. 85-98.
- Трапезников А.В., Коржавин А.В., Трапезникова В.Н., Николкин В.Н., Мигунов В.И. Радиоэкологические исследования Обь-Иртышской речной системы на территории Ханты-Мансийского автономного округа //Вопросы радиационной безопасности. 2009. Спецвыпуск 1. С. 73-85.
- Абдуллаев С.Ф., Абдурасулова Н.А., Назаров Б.И., Маслов В.А., Джураев Ан.А., Джураев А.А., Мадвалиев У., Давлатшоев Т. Распределение природной и техногенной радиоактивности на образцах пыльной мглы юга Таджикистана //Доклады АН Республики Таджикистан. 2011. Т. 54, № 9. С. 746-753.
- Абдуллаев С.Ф., Маслов В.А., Назаров Б.И., Мадвалиев У., Давлатшоев Т. Элементный состав почв и пылевого аэрозоля юго-центральной части Таджикистана //Оптика атмосферы и океана. 2015. Т. 28, № 3. С. 246-255.
- Назаров Б.И., Абдуллаев С.Ф., Маслов В.А. Атмосферный аэрозоль Центральной Азии. Душанбе: Дониш, 2017. 416 с.
- Буриев Н.Н., Буриев Н.Т., Давлатшоев Т. Техногенный радионуклид цезий-137 в пищевых дикорастущих растениях Таджикистана //Символ науки. 2018. № 4. C. 7-8.
- Абдуллаев С.Ф., Маслов В.А., Расулзода Х.Х., Рахматов М.Н. Элементный состав атмосферного аэрозоля и почв Таджикистана //Вестник Таджикского национального университета. Серия естественных наук. 2018. № 1. C. 77-82.
- Рахматов М.Н. Исследование содержания радиоактивных изотопов в атмосферном аэрозоле и почвах Северного Таджикистана //Вестник Таджикского национального университета. Серия естественных наук. 2022. № 4. С. 233-251.
- Муминов С.В., Баротов Б.Б., Мирсаидов У.М., Муродов Ш.Р., Саломов Д.А., Мирсаидов И.У. Содержание цезия-137 в почвенном покрове Центрального и Южного Таджикистана //Радиационная гигиена. 2021. Т. 14, № 2. С. 66-71.
- Рахматов М.Н. Исследование содержания радиоактивных изотопов и тяжёлых металлов в образцах почвы и пылевого аэрозоля на правом берегу Сыр-Дарьи в пределах Худжанда //Учёные записки Худжандского государственного университета. Серия естественные и экономические науки. 2022. № 2 (61). С. 77-89.
- ГОСТ 17.4.3.01-2017. Охрана природы (ССОП). Почвы. Общие требования к отбору проб. Межгосударственный стандарт. М.: Стандартинформ, 2018. 9 с.
- Абдуллаев С.Ф., Маслов В.А., Назаров Б.И., Кадирова Х.И., Кариева Р.А., Джураев А.М., Давлатшоев Т. Изотопный состав пылевого аэрозоля Таджикистана //Вестник Таджикского национального университета. Серия естественных наук. 2017. № 113. С. 55-162.
- Национальная программа по борьбе с опустыниванием в Таджикистане. Душанбе, 2000. 184 с.