Сравнительный анализ деревянных предметов из археологических памятников Алтая в свете междисциплинарного подхода

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521860

IDR: 14521860

Текст статьи Сравнительный анализ деревянных предметов из археологических памятников Алтая в свете междисциплинарного подхода

Феномен деревянных изделий древних кочевых культур Алтая исследовался в рамках проекта РФФИ, в котором среди прочих ставилась задача сравнительного анализа особенностей изготовления и использования определенных категорий деревянных предметов в разные исторические периоды.

В работе изложены некоторые результаты проведенных исследований, полученные в ходе ксилотомического и трасологического анализа деревянных изделий пазырыкской и булан-кобинской археологических культур Алтая. Для изучения были отобраны отдельные категории предметов, представленные в пазырыкских и булан-кобинских комплексах: луки, стрелы, детали колчанов, седел, сосуды и блюда

Ксилотомический анализ

В скифо-сакское время на Алтае детали сложносоставного лука изготавливались из ивы, таволги, получаясь за счет продольного щепления стволиков указанных древесных пород. Изученные луки «гунно-сарматского» периода сделаны исключительно из березы. Плоская и широкая часть кибити (плечо) лука в большинстве случаев совпадают с тангенциальной плоскостью дерева, но иногда – с радиальной. Таким образом, луки изготавливались как из тангенциальной, так и радиальной заготовок.

Древки пазырыкских стрел изготовлены из стволиков кустарников ивы и ольхи, а также из массива березовой древесины. Булан-кобинские древки стрел получены путем щепления ствола березы и дальнейшего придания заготовке сигаровидной формы.

Для придания жесткости колчану «пазырыкцы» использовали плоские длинные пластины из березы. Днища и крышки булан-кобинских колчанов получены из кедровых тангенциальных заготовок.

Деревянные накладки мягких седел пазырыкской культуры сделаны из можжевельника, лиственницы и кедра, в то время как все части жестких седел булан-кобинской культуры изготовлены из березы.

Сосуды как в скифо-сакский, так и в «гунно-сарматский» периоды производились из древесины березы таким образом, что вертикальная ось сосудов совпадала с радиальной осью ствола дерева (тангенциальная заготовка), обеспечивая большую прочность предмета, снижая вероятность его растрескивания.

Блюда также делались из березы: в большинстве случаев из тангенциальных заготовок. Редко для изготовления блюда в булан-кобинское время использовался поперечный срез дерева (вертикальная ось блюда совпадает с вертикальной осью ствола дерева). Интересно, что вставные ножки пазырыкских березовых блюд вырезаны из хвойных пород: лиственницы, можжевельника.

Таким образом, отличия в отборе пород для производства деревянных изделий в пазырыкской и булан-кобинской культурах наблюдаются в основном в отношении луков, колчанов и седел, что было вызвано, вероятно, конструктивными изменениями данных категорий предметов. Вместе с тем, возможно, что определенную роль играло различное природное окружение. Пазырыкские памятники, из которых происходит изученная древесина, расположены на высоте 2 000–2 300 м над уровнем моря в Юго-Восточном Алтае, в горных полупустынных и тундростепных ландшафтах. В то время как булан-кобинские комплексы локализованы на высоте 850 м над уровнем моря в Центральном Алтае, для которого характерно сочетание остепненных склонов, экспонированных на юг, и лиственничных и лиственнично-березовых лесов на склонах северной экспозиции.

Технико-технологический анализ

Анализ внутренних и внешних поверхностей деревянных предметов выявил различные признаки деревообработки: следы инструментов, стадии и операции обработки древесины, способы и приемы изготовления изделий. Сумма выявленных особенностей обработки дерева у носителей той или иной культуры по категориям предметов дает основание предполагать существование деревообрабатывающих традиций [Мыльников, 2008, с. 97].

Луки изготовлены с использованием практически всех основных и дополнительных операций по обработке дерева. Каждое плечо кибити па-зырыкских луков формировалось из приклеиваемых друг к другу широкими плоскими гранями двух полос (фронтальная и тыльная). По бокам к ним приклеивались полукруглые в сечении полосы меньшего размера. Все детали были соединены между собой так, что плоскости с сердцевиной дерева ориентированы внутрь. Для лучшего скрепления и дополнительной прочности все внешние поверхности склеиваемых полос плотно виток к витку обматывалась волосом (конским?). Можно предположить, что дополнительно вся поверхность лука оклеивалась полосами бересты. Кибити булан-кобинских луков выполнены из продольных расщеплений (расколов) березовых стволов путем острагивания лезвием ножа по всей

Таблица 1 . Деревянные предметы из памятников скифской эпохи.

Таблица 2. Деревянные предметы из памятников гунно-сарматской эпохи.

в

о

в

ю о

о

О В у

У В

о у о к X £

^S g о ° ?

  • >8 О “ сЗ В Л Д У у

И 3 я 3 ^ 8 gsS о у у Н В О о В В я И 9 ЯО" ё 5 й

С 5 В сЗ С Д m 2 У В у и Q В сЗ 2 у у £

5 Ugo О 5 У Ч " о

  • 2 у о £ ® ё о g с

У о Й у 2

8 § 8 5

у 2 о § В В о В у 9 щ у у 8 сЗ S н" о о

3

у 2, О В В У ° 9 в" G в о О со У О О Д ° S m m

2 S

в 2 в G 2 s в в и g 2 о

G Q

в 2

§ 2 о S у В

К в

18 Я 8 2 у у ® я и 5 я

2 § 2 и fcvo g У ^ 2 8 о о & Я я

н g я У , „ V X

• m 'У У & m S S я >я й я я о я я В 5 У Е S £ я я

5 о н >s р у я Bogs Й с у 1 у Я g и ё ^ “ 8 § я н Е

и у О >Я >s § и В 5 н я ® м у м

5- & 8 р. R. у S у

в 8

У л

У о s в

В )В

У в

У У о о с &

У 8

§ °

У о о у

о в

сЗ s

я =

8 ’§

О ю S О в °

У о « 2 >8

У S В

® 2

УВД

Ри Я g

S ^ °

СО В

£ з 5 ° 8 я

5 2 Ри 8 go g" я н ° £ я

° 2 в

>s Я я о В о 5 & ° Я ™ я

з s 8 m й о

В и Р

§ 3 ° а в | в m $

у S у 8      у

S S В m щ В У О

У У о о и и m ч О       сЗ

р .So

2 у 2 m

у   5 у

дуто

2 о У о о в у к т о У о о у у сз

§ 2 £ xpz сз у сз ю со у о 2

2 ё S я о я о Я к й о 2 щ й Я я я s у я я в ° 2 S ® >s S в к g ё 8-25

я §

В О Д (L> в 2 т у о о ё ® 2 । О СО    о

я о В я 5|’р&

i । § § S 5 § 5 Ри 2 а § & § я Р 5 § я о Н ™ Я Й — 9 я я о к ” a s о т сз в сз С у в у у

2 в В

О m о Д У сЗ

У

о С

сЗ со

д

Ю

-5

сЗ со

Л

Ю

£

о

У

У

S 8

8

-5

сЗ со

Д

Ю

-5

сЗ со

Д

Ю

-5

$3, сЗ со

Д

Ю

сЗ У

в

В

И

К

1

в

2 о у =^

%

Р

О В

У о

t* 2

(М 'sD 1

в

о у

1

в

о

О О\ ^ <М <М се йр У У У

2 2 2 СЗ СЗ СЗ 2 2 2 ООО

У У У

О\ 0-1 1

8 2 о У у

%

8

2 ^ о в

У о

У 2

1

о я Ь5

1

8

2 о У tq

%

8

2 ^ о в У о t^ 2

1

8

о

У

н

у д С

В

У д и

s

У

У

S

сЗ У У

и

S

о и

сЗ

5

плоскости. Есть несколько тончайших следов лезвия ножа, которым выполнялись оформление и выравнивание поверхности (операция струже-ние). Лезвием ножа выполнены и перекрещивающиеся насечки для приклеивания костяных накладок. Точно такие же насечки есть и на самих костяных накладках. Рефлексирующие широкие (40–42 мм) и тонкие (2– 3 мм) плоскости плечей выполнены очень тщательно: заглажены с приминанием наружного слоя внутренней и внешней поверхностей, очевидно, для придания им большей прочности и эластичности (упругости). Общая реконструируемая длина лука составляет от 143 до 150 см [Горбунов, 2006, рис. 11, 1 ; Тишкин, Горбунов, 2007, с. 166].

Древки пазырыкских стрел выстроганы из заготовок по одной схеме и строго выдержаны примерно в одинаковых пропорциях: ровные, округлые. Видимо, для правильной центровки каждое древко обрабатывали по определенной технологии: большинство имеют плавное уменьшение диаметра от центра стрелы к наконечнику и полукруглой выемке под тетиву; другие – плавное уменьшение диаметра в первой трети древка от арочного выреза к центру. Длина целых экземпляров могла составить около 70 см.

Булан-кобинские древки стрел изготовлены тщательно, круглые в сечении, с выраженными участками разного диаметра в начальной, срединной и конечной частях, очевидно для большей устойчивости стрелы в полете. Длина 38–62 см. На полукруглых вырезах под тетиву фиксируются слабые следы узколезвийного ножа. Трасологический анализ следов на поверхностях древков позволил выявить несколько операций по их изготовлению: первичные (резание - поперечное, косое; строгание - продольное, скобчато-выемчатое) и вторичные (заглаживание, шлифовка). Практически все экземпляры окрашены красной и черной краской. У части древков дополнительные железные втулки-муфты длиной 3 см, охватывающие конец за оперением и полукруглый вырез под тетиву.

Колчаны в пазырыкской культуре имели жесткую основу в виде длинных и узких плоских дощечек с зауженными овальными концами, выструганных ножом. Они, за редким исключением, без орнамента. Вдоль одной из граней просверлены пары сквозных отверстий диаметром 2,5–3,0 мм для крепления мягкого мешка для стрел. Булан-кобин-ские колчаны представляли собой длинный матерчатый цилиндр-тубус с круглым деревянным диском-дном снизу и полулунной покрышкой сверху, к которым крепились ремешками три боковые планки жесткости, приспособление для ремня и карман. При изготовлении применялись нож, стамеска и провертка-сверло.

Седла пазырыкской культуры изготавливались из войлока, обрамленного деревянными дужками, представлявшими собой дугообразные и прямые планки полукруглые в сечении с глубокими желобками на внутренней стороне и рядами отверстий по краям для крепления к войлочной подушке. Выстрагивались в основном ножом, иногда желобки подправлялись стамесками. Седла «гунно-сарматского» периода состояли из двух боковин-полок и двух дуговидных лук. Полки седел фигурные с искривленным дуговидным профилем для более удобной посадки наездника и наклонными плоскостями для дугообразных лук и подбрюшного ремня. Луки дугообразные. Первичные заготовки полок и лук седел выполнены топором, затем криволинейные поверхности выявлены лезвием тесла и выровнены стамесками с широким лезвием. Торцы и приостренные края изделий оструганы ножом. Широкие поверхности полок и внутренние поверхности лук заглажены, очевидно, от долгого употребления, войлочной или кожаной подушкой седла. Отверстия провернуты разверткой (шило с расплющенным, раздвоенным и заостренным концом), вращавшимся по часовой стрелке.

Блюда пазырыкской культуры классифицируются по размерам на большие, средние и малые. У блюд большого и среднего размеров съемные ножки. Малые с цельными ножками и плоским дном. По следам инструментов выделены следующие операции: рубка, оттеска, резание, строгание. Древесину для емкости (овального углубления) выбирали из заготовки стамеской с полукруглым лезвием, затем неровности обработки и следы инструмента убирали абразивом (кожа с мелким песком) и заглаживанием. Булан-кобинские блюда представлены среднего размера цельными блюдами с ножками [Тишкин, Мыльников, 2008, с. 93–102] и блюдами без ножек с плоским дном. Изготовлены из прикорневой части ствола. Технология изготовления аналогична пазырыкской.

Сосуды скифо-сакского времени судя по мелкослойной иногда искривленной структуре древесины изготовлены либо из плотного прикорневого участка ствола березы, либо нароста «капа», обладающего плотной, устойчивой к влаге волнистой текстурой. Заготовка для каждого сосуда (болванка) была вначале вырублена теслом. Округлое тулово со слегка отогнутым наружу венчиком, уплощенное дно и емкость сосуда вырезаны с помощью набора стамесок с полукруглыми, изогнутыми и плоскими лезвиями, следы которых хорошо сохранились на внутренних стенках сосуда. При оформлении плоской с округлыми краями ручки применялся нож. Отверстие в ручке прорезано стамеской с плоским лезвием и подправлено лезвием ножа. Булан-кобинские сосуды изготовлены по аналогии с пазырыкскими. Внешние и внутренние поверхности заглажены и заполированы. Следы лезвий инструментария на внутренних поверхностях практически не фиксируются.

Таким образом, сравнительный анализ техники и технологии изготовления деревянных предметов Алтая в скифо-сакский и «гунно-сарматский» периоды показал сходство в выборе породы древесины для определенных категорий изделий, а так же наборе инструментария, способов и приемов обработки материала. В то же время наблюдается некоторая трансформация традиций, например, в производстве предметов вооружения, изготовлении деревянных основ седел, некоторых видов посуды.

Статья