Сравнительный анализ экономических интеграционных процессов в России и мире
Автор: Фадеева Инна Авенировна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Экономика
Статья в выпуске: 12, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье проведен сравнительный анализ экономических интеграционных процессов в России и мире. Проведен анализ статистической информации, отражающий доли стран БРИКС+ и стран G7 в мировом производстве, потреблении и во внутреннем валовом продукте паритета покупательной способности. Выявлены ключевые причины, подвигающие государства мирового сообщества на объединение для ведения международной торговли, капитала, трудовой миграции и осуществления других видов экономической деятельности, связанных с построением защитных экономических механизмов на основе организации многополярности мира. Выявлены ключевые причины деградации экономических интеграционных процессов в Европейском союзе. Сделан вывод о том, что современные экономические интеграционные процессы формируют широкое поле вызовов для развития как Российской Федерации, так и других стран мирового сообщества, что обусловлено результатами материального и нематериального производства в рамках экономических союзов и объединений, турбулентностью социально-экономических процессов в различных регионах мира и волатильностью мировых рынков. Трансформация международной экономической безопасности предстает в качестве драйвера интеграционных процессов и гаранта сбалансированного устойчивого развития мирового сообщества в условиях многополярности.
Интеграция, анализ, экономические интеграционные процессы, экономические союзы, многополярность, международная торговля, санкции, защитные экономические механизмы
Короткий адрес: https://sciup.org/149146647
IDR: 149146647 | DOI: 10.24158/pep.2024.12.16
Текст научной статьи Сравнительный анализ экономических интеграционных процессов в России и мире
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, ,
Moscow, Russia, ,
Множественные проявления нарушения норм международного права со стороны стран Евросоюза, США и их союзников в отношении Российской Федерации и ее экономики, выраженные в масштабном введении санкционных ограничений, связанных в том числе с заморозкой государственных международных резервов России и экспроприацией доходов от их использования; блокировка счетов системно-значимых российских финансово-кредитных учреждений и отключение их коммуникаций от SWIFT в рамках проведения международных расчетов, сформировали значительные препятствия для реализации внешнеторговой деятельности Российской Федерации и ее международных партнеров и подтолкнули ряд государств к созданию новых центров экономической силы в рамках международной экономической интеграции (Дугин, 2024). В связи с вышесказанным проведение сравнительного анализа экономических интеграционных процессов в Российской Федерации и мире в текущих условиях является актуальным и своевременным.
Методология исследования базируется на применении системного подхода, который позволил комплексно, объективно рассмотреть множественные явления экономических интеграционных процессов в качестве единого целого. В ходе работы были применены методы системного и сравнительного анализа, анализа статистических данных и трудов научной литературы. Для визуализации данных использовался графический метод.
Результаты . Современное понятие «интеграция» (integratio) применительно к глобальным социально-экономическим системам определяется как объединение разнородных частей и систем на транснациональных сетях в единую среду (Дынкин, 2024). Экономический интеграционный процесс (economic integration process) – это действие ряда стран или регионов, направленное на объединение экономически связанных усилий по устранению барьеров для ведения международной торговли, капитала, трудовой миграции и других видов экономической деятельности (Дынкин, 2024). Для Российской Федерации, выступающей в качестве географического центра Евразии, его обеспечивает инфраструктурная опора Евразийского партнерства.
Северный морской путь, Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль, магистраль «Север – Юг» и Трансазиатская автомагистраль репрезентированы в виде территориального конгломерата, который реализует экономическое взаимодействие для многих субъектов мирового рынка, представленных экономическими и военно-политическими союзами ЕАЭС и ОДКБ, территориальными экономическими союзами ШОС и АСЕАН и объединениями СНГ и БРИКС (Семененко, 2023).
Вышеуказанные экономические союзы и объединения формируют новую систему международных отношений – многополярности и выстраивают отношения, основанные на свободе выбора, генерирующие создание мощного сбалансированного глобального экономического взаимодействия и моделирующие новые уровни добросовестной конкуренции, открывающие новые пути инновационного экономического развития.
Важнейшим событием 2024 г. в рамках интеграции экономических процессов Российской Федерации и ряда стран мирового сообщества выступило расширение объединения БРИКС. Состав его пополнился Республикой Иран, Саудовской Аравией, Арабской Республикой Египет, Объединенными Арабскими Эмиратами, Республикой Эфиопией. Совокупная экономическая мощь объединения БРИКС+ по итогам 2024 г. превысила 67 трлн долл. При этом экономическая мощь стран, представляющих на международной арене неформальный международный клуб G7, составила 54 трлн долл. (Дынкин, 2024). Доля стран БРИКС+ и стран G7 в мировом производстве продовольствия, минеральных удобрений, добыче, переработке нефти и производстве металлургической продукции в процентном соотношении представлена на рис. 1.

■ БРИКС+ Доля в мировом производстве, % G7 Доля в мировом производстве, %
Рисунок 1 – Доля стран БРИКС+ и стран G7 в мировом производстве в %1
Figure 1 – Share of the BRICS+ and G7 Countries in Global Production in %
1 Составлено автором на основании материалов: (Дынкин, 2024).
Как видим, доля стран БРИКС+ в производстве металлургической продукции превышает долю государств G7 в 5 раз; в производстве нефти – в 1,83 раза; минеральных удобрений – в 2,68 раза; продовольствия – в 3,8 раза.
Доля стран БРИКС+ и стран G7 в мировом потреблении продовольствия, минеральных удобрений, нефти и металлургической продукции в процентном соотношении представлена на рис. 2.

БРИКС+ Доля в мировом потреблении, %
■ G7 Доля в мировом потреблении, %
Рисунок 2 – Доля стран БРИКС+ и стран G7 в мировом потреблении в %1
Figure 2 – Share of BRICS+ and G7 Countries in Global Consumption in %
Отметим, что доля стран БРИКС+ в потреблении металлургической продукции превышает долю стран G7 в 4,64 раза; нефти – в 1,16 раза; минеральных удобрений – в 3,11 раза; продовольствия – в 3,62 раза.
Нельзя обойти исследовательским вниманием и тот факт, что лист ожидания для приема в БРИКС+ по итогам 2024 г. пополнился Азербайджаном, Алжиром, Бангладеш, Бахрейном, Белоруссией, Боливией, Венесуэлой, Вьетнамом, Гондурасом, Зимбабве, Индонезией, Казахстаном, Кубой, Кувейтом, Марокко, Нигерией, Никарагуа, Пакистаном, Сенегалом, Сирией, Таиландом, Турцией, Угандой, Чадом, Шри-Ланкой, Экваториальной Гвинеей, Эритреей и Южным Суданом. 28 государств мирового сообщества изъявили желание стать участниками объединения БРИКС+, что в перспективе значительно усилит его экономическую мощь.
В контексте темы исследования следует провести экономическое сравнение доли объединения БРИКС+ и стран G7 по паритету покупательной способности (рис. 3).

■■■ G7 ■■■■■■■»БРИКС
Рисунок 3 – Доли объединения БРИКС+ и стран G7 в ВВП паритета покупательной способности (в % )2
Figure 3 – Shares of BRICS+ and G7 Countries in Purchasing Power Parity GDP (in %)
Анализируя данные, представленные на рис. 3, можно заключить, что доля стран БРИКС+ по итогам 2023 г. превосходит долю стран G7 во внутреннем валовом продукте (ВВП) паритета покупательной способности на 15,62 %.
Объединение разнородных частей и систем платежей на транснациональных сетях в единую среду на базе интеграционных процессов в рамках экономически связанных действий стран БРИКС направлено на устранение барьеров при ведении международной торговли под давлением санкционных и торговых ограничений и служит в качестве решения проблем трансграничных платежей между государствами – участниками интеграционного объединения.
Применение большой группы национальных альтернативных валют стран БРИКС или наднациональной валюты в рамках расчетов вышеуказанных международных организаций на платформах Банка БРИКС или Нового банка развития, используемой в отношении реальных биржевых товаров (нефть, уголь, драгоценные металлы, пшеница, рис и т. д.), способно решить проблемы, связанные с проведением трансграничных платежей между государствами-участниками интеграционного объединения в условиях давления санкций и торговых ограничений со стороны Евросоюза, США и их союзников, так как экономика стран БРИКС обладает высочайшим потенциалом по всем направлениям интеграционной деятельности.
Создание новой платежной системы стран БРИКС выступит в качестве альтернативной замены для платежной системы SWIFT. В рамках реализации данной инициативы торговые расчеты предлагается вести либо в национальных валютах стран БРИКС, либо с использованием цифровой валюты стран – участниц объединения.
Единая инфраструктура БРИКС способна выступить в качестве платформы для проведения трансграничных расчетов национальными валютами, в том числе цифровыми. Преимущество интеграции выражается в снижении издержек на конвертацию валют и рисков, связанных с зависимостью от введения санкционных ограничений.
Расчеты в национальных валютах стран БРИКС способствуют укреплению многополярной модели мира и снижают издержки и риски при проведении платежей. Однако сложности с конвертацией национальных валют и ограничительные меры в виде контроля за движением капитала в некоторых странах выступают зачастую в качестве непреодолимых препятствий для проведения трансграничных платежей в процессе ведения внешнеэкономической деятельности в современных условиях.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что страны БРИКС на базе интеграционных процессов должны наладить взаимодействие в рамках кооперации и использовать все имеющиеся в наличии внешнеэкономические механизмы для преодоления проблем, связанных с проведением трансграничных платежей под давлением санкционных и торговых ограничений. Осуществление расчетов на базе национальных и цифровых валют стран БРИКС способно содействовать преодолению экономических санкций США и контролю европейских регуляторов при проведении международных расчетных операций. Создание альтернативной международной межбанковской системы передачи информации стран БРИКС сможет заменить SWIFT.
Интеграция государств в условиях многополярного мира – это, по сути, трансформация состояния социально-экономических систем стран, входящих в состав интеграционного объединения к возможностям восприятия какого-либо рода возмущений без приобретения негативных последствий к функционированию и развитию социально-экономических систем, реализованная за счет достижения их восстанавливаемости, стабильности, устойчивости и защищенности на основе использования концепции многополярного мира. Интеграция стран БРИКС+ выступает в качестве гаранта и драйвера сбалансированного устойчивого развития социально-экономических систем всех участников.
Комплекс совместных действий стран БРИКС+ гарантирует самостоятельность, надежность и устойчивость национальных экономик в условиях воздействия внешних угроз, возникновения кризисных ситуаций. Интеграция такого рода способствует сохранению экономического суверенитета участников объединения, обеспечивая реализацию их эффективного взаимодействия в общем экономическом пространстве, создающего благоприятные условия для роста благосостояния граждан стран БРИКС+.
Здесь следует отметить тот факт, что интеграционные процессы Европейского союза значительно деградируют из-за «сужения» экономического территориального пространства интеграционной европейской структуры в связи с выходом из союзного образования Великобритани и1 (Буторина, 2020).
Национальные экономические интересы стран – участниц Европейского союза значительно трансформировались и привели к пересмотру процессов управления в функционирующей системе рядом экономических отраслей, таких как сельское хозяйство и финансовый сектор, субсидирующий якобы единый европейский рынок (Cengiz, 2017).
Неоднородность уровней социально-экономического развития государств-членов Европейского союза, активно влияет на разногласия населения стран-участниц в оценках развития преимуществ интеграции (рис. 4.).
Топ-5 стран доноров ЕС
Италия
3,2
Австрия
3,7
Нидерланды
4,1
Франция
10,9
Германия
Рисунок 4 – Топ-5 дотируемых стран и стран
Топ-5 дотируемых стран ЕС

Figure 4 – Top 5 Subsidized and EU Donor Countries (€ Billion)
Большая часть населения стран – участниц Европейского союза (72 % от общего количества граждан) считают, что экономическая и финансовая системы служат исключительно элите коллективного Запада и интересам транснациональных корпораци й2. Произвол финансового рынка европейской зоны, выраженный в блокировке субсидий государствам-участникам (Венгрия, Польша) за наличие отдельной от Европарламента, Еврокомиссии, Европейского совета политической позиции усугубляет текущий интеграционный кризи с3.
Военный конфликт на Украине разрушает эффективное функционирование экономического пространства Европы, так как страны коллективного Запада уже утратили свою энергетическую безопасность (Дынкин, 2024). Нефтегазовые ресурсы они вынуждены приобретать по чрезвычайно завышенной цене у таких стран, как США, Катар, Австралия из-за разрыва экономических связей с Российской Федерацией и диверсий на морских газопроводах «Северный поток».
Санкции Евросоюза против народного хозяйства нашей страны препятствуют росту благосостояния населения входящих в объединение стран, вызывая недовольство у их руководителей (Венгрия, Словакия), имеющих политическую позицию, отличную от той, которую декларирует Европарламент, Еврокомиссия и Европейский Совет, и подрывают прагматичные и эффективные подходы к интеграции стран малого и среднего уровня экономического развития.
Заключение . Анализ экономических интеграционных процессов в Российской Федерации и мире указывает на тот факт, что многие государства глобального сообщества стремятся к защите своих финансовых и социально-экономических систем и ориентированы на выстраивание взаимовыгодных коммуникационных механизмов на основе организации устройства многополярного мира. Новые центры силы, представленные странами БРИКС+ и глобального Юга, принимают самостоятельные политические, финансовые, социальные решения, руководствуясь интересами собственной экономической безопасности. Формируется многополярный мир на основе объединения самодостаточных и суверенных стран.
Список литературы Сравнительный анализ экономических интеграционных процессов в России и мире
- Буторина О.В. Сужение Европейского союза и потенциал интеграции // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90, № 11. С. 1058-1066. https://doi.org/10.31857/S0869587320110043.
- Дугин А.Г. Многополярный мир. От идеи к реальности. М., 2024. 383 с.
- Дынкин А.А. Трансформация мирового порядка: экономика, идеология, технологии. // Полис. Политические исследования. 2024. № 5. С. 8-23. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.05.02.
- Семененко И.С. Разделенные общества // Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля. М., 2023. С. 27-35.
- Cengiz I.F. Avrupa Anayasalciliği Ve Brexit Sonrasi Geleceği! // İnönü Üniversitesi Hukuk Fakültesi Dergisi. 2017. Vol. 8, iss. 2. P. 551-571. https://doi.org/10.21492/inuhfd.353082.