Сравнительный анализ лесомелиоративных мероприятий на урбанизированных территориях
Автор: Андреева Д.А.
Журнал: Природные системы и ресурсы @ns-jvolsu
Статья в выпуске: 3 т.14, 2024 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время прослеживается положительная тенденция к темпам роста городов. Увеличение урбанизированных территорий негативно отражается не только на внешнем виде ландшафтов, но и в значительной степени меняет климат территории, гидрологический режим, рельеф и почвы. Для сдерживания подобных негативных эффектов по всему миру стали разрабатываться планы по масштабному озеленению. Зеленые массивы способны не только противостоять влиянию урбанизации, но и выполнять соответствующие функции. Впервые данный опыт был продемонстрирован на примере Лондона (Великобритания), после чего тенденция на зеленые пояса и кольца распространилась и в других странах. Несмотря на то, что создание и поддержание таких массивных зеленых насаждений весьма трудоемкие и ресурсозатратные, многие страны решаются на подобный опыт для более комфортного проживания и возможности сдерживать быстрый темп роста городов. На примере зеленых поясов и колец в Великобритании, Китае, Кореи и Канаде были рассмотрены причины создания массивов, а также проанализировано их состояние на данный момент. При всех положительных функциях (защитная, климатообразующая и т. д.) поддерживать зеленые насаждения становится сложнее вследствие малых востребованности и заинтересованности стран. Непостоянный уход влечет за собой гибель растений, в том числе и от их естественного старения. Зеленые зоны переводятся под застройку, а поскольку они также являются популярными рекреационными территориями, на массивы оказывается пагубное антропогенное воздействие в виде пожаров и загрязнения. Проведенные исследования являются важными с точки зрения оценки создания массивов в других странах, а также позволяют проанализировать недостатки в данном вопросе.
Зеленое кольцо, урбанизация, лесомелиорация, зеленые насаждения, ландшафт
Короткий адрес: https://sciup.org/149147572
IDR: 149147572 | DOI: 10.15688/nsr.jvolsu.2024.3.1
Текст научной статьи Сравнительный анализ лесомелиоративных мероприятий на урбанизированных территориях
DOI:
Начиная с XX в. урбанизация стала явлением глобального масштаба. Увеличение темпов роста городов и следовательно изъятия прилегающих к ним земель достигло 920 км2 ежегодно. Процесс урбанизации характеризуется увеличением давления на все компоненты окружающей среды. Например, рост городов приводит к образованию «тепловых островов», которые локально увеличивают температуру воздуха и в регионах с недостаточным увлажнением способствуют ухудшению жизни населения и понижению жизнестойкости зеленых насаждений [4–7; 9]. Другой негативный процесс связан с запечатыванием поверхностей почв и грунтов, что напрямую влияет на поверхностный и внутрипочвенный сток и также может стать причиной образования 6
«тепловых островов» [3; 13]. Для смягчения негативного влияния урбанизации в разное время прибегали к масштабному озеленению. Массивные насаждения обладают спектром различных функций. Большие зеленые массивы выполняют защитную функцию, вместе с ней градостроительную, средообразующую, климатообразующую, эстетическую и т. д. Насаждения местного пользования высаживаются для смягчения таких явлений как эрозия почв, дефляция, пыльные бури, суховеи. Помимо этого, обладая средо- и климатообразующими функциями, массивы способны влиять на засушливые территории, а также снижать антропогенное (транспортное и атмосферное) загрязнение. Масштабные озеленения становятся так называемыми «зелеными коридорами» и обретают свое место в экологическом каркасе региона [2; 8].
Изначальной целью создания таких массивных зеленых насаждений, которые позже стали именоваться зелеными поясами или кольцами, было ограничение урбанизированной территории и общее уменьшение площади городов. Впервые термин «зеленый пояс» был употреблен в 1875 г. Октавией Хилл (1838–1912). Она активно выступала против расширения урбанизированных территорий, борясь за сохранение «английского наследия», а именно за места природной красоты и пригородные лесные массивы. Термин «зеленый пояс», введенный Хилл О., означал пространство, предназначенное только для сельского и лесного хозяйства, а также для выполнения эстетической функции [16].
Основная проблема при создании зеленых массивов заключается в поддержании их состояния. После преобразования территории за посадками требуется тщательный уход и постоянный мониторинг, направленный на сохранение и долговечность древесной растительности. Одним из частых примеров гибели зеленых насаждений местного пользования являются антропогенные и природные пожары, а также постепенное увядание и последующая гибель растительности ввиду неподходящего ухода или же его полного отсутствия. Помимо этого, зеленые пояса и кольца также часто становятся рекреационными зонами, из-за чего антропогенная деятельность, проявляющаяся в несанкционированных мусорных свалках или возгораниях массивов, только усугубляет качество насаждений. Однако сложившаяся мода призывает многие государства придерживаться «зеленой» политики не только в плане «зеленого» производства, но и рекультивации территории [4].
Цель работы заключается в рассмотрении и характеристике объектов масштабного озеленения на примере зеленых поясов странах Европы, Азии и Северной Америки.
Объектом исследования являются проекты по масштабному защитному озеленению на примере Лондона (Великобритания), Пекина (Китайская Народная Республика), Сеула (Республика Корея) и Оттавы (Канада).
Материалы и методы
Обзор основан на анализе публикаций, национальных докладов и методических указаний, связанных с разработкой и реализаци- ей проектов по масштабному озеленению вокруг городов. При проведении анализа и сравнительной характеристике проектов масштабного озеленения упор делался на получение следующей информации: год создания объекта, его площадь на начальном и современном этапах, сохранность лесных насаждений и спектр выполняемых ими функций.
Результаты и обсуждение
Идея создания Зеленого пояса Великобритании (Green Belt UK) зародилась в 1898 г., а позже, в 1926 г. была основана благотворительная организация Campaign to Protect Rural England, главной задачей которой являлось замедление стремительного роста городов. К 1935 г. в Великобритании уже задумывались о создании первого зеленого пояса на территориях Лондона, а к 1938 г. был представлен закон, по плану которого началась масштабная рекультивация территории как столицы Великобритании, так и близлежащих графств [15]. Великобритания стала одной из первых стран, на территории которой стали проводиться масштабные проекты по озеленению местности и сохранению естественных ландшафтов. На данный момент территория Зеленого пояса Великобритании (Green Belt UK) насчитывает 1 638,4 тыс. га и занимает около 12,6 % от общей площади суши Великобритании. При этом на Лондон приходится около 10 % всего Зеленого пояса, остальные участки масштабных посадок отведены графствам преимущественно в центральной и северной частях страны (см. рис. 1) [17].
В Китайской Народной Республике (КНР) зеленые пояса были необходимы для предотвращения опустынивания территории Пекина. Идея озеленения столицы КНР датируется 1958 годом, где данная концепция была отражена в Генеральном плане города. Начало масштабного возведения Зеленого пояса можно считать 1986 г. Пекин стал одним из первых городов своей страны, в котором проводились рекультивации и облагораживания земель. Общая площадь Зеленого пояса КНР составляет 130,1 тыс. га (18,4 %), она делится на два участка: 1 – внутреннее кольцо, занимает около 24,0 тыс. га и находится в непосредственной близости к урбанизированным территориям, огибая автодороги; 2 – внешнее кольцо площадью 106,1 тыс. га (81,6 %) (см. рис. 2).

Рис. 1. Карта-схема Зеленого пояса Великобритании Примечание. Источник: [17].

(с) 2nd Greenbelt Zone
Рис. 2. Карта-схема внутреннего (1st) и внешнего (2nd) колец Зеленого пояса Пекина Примечание. Источник: [12; 14].
Несмотря на серьезную политику КНР по поводу облагораживания земель и серьезную работу над созданием зеленых зон, внутреннее кольцо Пекина подвержено высокому антропогенному влиянию в виде загрязнения от передвижных источников и близости к застройкам. Наряду с этим, внешнее кольцо находится лишь на первых стадиях развития, превышая территорию внутреннего кольца почти в 7 раз. Несмотря на законопроекты, Зеленый пояс продолжает подвергаться застройке и освоению под сельское хозяйство [1].
Зеленая политика Республики Корея, касающаяся облагораживания столицы – г. Сеула, была тесно схожа с идеями англичан и китайцев. Начиная с 1970-го г. в Республике Корея был принят первый пакет документов, положивший начало рекультивации земель. На тот момент основной задачей данных реформ было сдерживание разрастающихся урбанизированных территорий, а также сохранения природной среды для благоприятных условий жизни горожан. Общая площадь Зеленого пояса всей Кореи составила 284,8 тыс. га, из которых 157,7 тыс. га располагается на территории г. Сеула, а остальные 127, 1 тыс. га в провинциях Инчхон (7 %) и Кенгидо (93 %)
(рис. 3). Однако в последние годы политика Республики Корея в отношении зоны контроля развития, в число которой входит Зеленый пояс Сеула, изменилась, и территории стали освобождаться под Сеульскую агломерацию. На данный момент 27 % зеленых территорий подвержены застройкам. Данное явление реализуется из-за недостатка земель под строительство жилых домов и коммерческих организаций [1; 8; 18].
Одним из самых крупных и противоречивых примеров можно назвать г. Оттава (Канада). С 1902 г. решался вопрос озеленения столицы и ее пригородов. Первая идея создания пояса вокруг города была отвергнута из-за начавшейся Первой мировой войны; вторая идея также не была реализована, поскольку проектирование зеленого пояса основывалось лишь на эстетической точке зрения граждан, пренебрегая научным подходом; третья идея предполагала уже прямой научный подход к рекультивации в виде создания зеленых коридоров и сохранения местных экосистем, однако и тут город потерпел неудачу – ввиду законов Канады столица не могла распоряжаться близлежащими территориями, власти пригородов не соглашались на осуществление проекта. Масштабный перекуп терри-

Рис. 3. Карта-схема Зеленого пояса Республики Корея
Примечание. Источник: [10].
торий с целью защиты от застройки начался в 1956 г., и только в 1990 г. законопроект о создании зеленых поясов был пересмотрен (рис. 4).
На данный момент Зеленый пояс Оттавы занимает 20,6 тыс. га и, по сравнению с предыдущими попытками создания, насаждения местного пользования по сегодняшний день расширяются, увеличивая долю природных территорий и уменьшая количество сельскохозяйственных земель и транспортных инфраструктур (см. таблицу).
Таким образом, наблюдается уменьшение площади зеленых насаждений с момента их образования по настоящее время. Основными причинами выступают перевод земель в зоны застройки, антропогенная нагрузка и естественное увядание древесно-кустарникового покрова в силу отсутствия должного ухода и финансирования.
Заключение
В ходе рассмотрения примеров масштабного озеленения в странах Европы, Азии и Северной Америки можно сделать вывод о восходящей тенденции к реализации подобных проектов. Так, наиболее успешно проекты были осуществлены на территориях Пекина и Оттавы, где наблюдение за состоянием массивов продолжается на законодательном уровне. В противовес представлены Лондон и Сеул, в которых, несмотря на большие вложения и принятые законопроекты, рекреационные территории подвергаются постоянной застройке и естественному увяданию в ходе непостоянного ухода. Зеленые пояса являются неотъемлемой частью в градостроительстве, выполняют защитные функции и способствуют комфортному проживанию населения внутри городов.

Рис. 4. Карта-схема Зеленого пояса Оттавы (Канада)
Примечание. Источник: [11].
Сравнительная характеристика Зеленых поясов Лондона, Пекина, Сеула и Канады
Город |
Площадь на момент реализации проекта, тыс. га |
Площадь на современном этапе, тыс. га |
Выполняемые функции |
Год создания |
Современное состояние |
Породный состав |
Лондон |
1 671,5 |
1 638,4 |
Ограничение урбанизации |
1938 |
Стремительное сокращение зеленых территорий в пользу застройку |
Липа мелколисная ( Tilia cordata , Mill.), Платан клёнолистный ( Platanus hispanica Mill. ex Münchh.), Тополь черный ( Populus nigra, L.) |
Пекин |
130,1 |
106,0 |
Защита от пыльных бурь, дефляции |
1986 |
Удовлетворительное состояние внутреннего кольца, внешнее кольцо подвергается освоению с/х земель и застройке |
Тополь Китайский ( Populus simonii Carriere) |
Сеул |
157,7 |
145,0 |
Ограничение урбанизации, сохранение природной среды |
Начало 1970-х |
27 % зеленых насаждений подвержены застройке |
Сосна густоцветковая ( Pinus densiflora, Siebold et Zucc.), Сосна Тунберга ( Pinus thunbergii, Parl.), Корейский кедр ( Pinus koraiensis, Siebold & Zucc.), Лиственница Кемпфера ( Larix kaempferi, (Lamb.) Carriere), Каштан посевной ( Castanea sativa, Mill.) |
Оттава |
20,6 |
12,2 |
Ограничение урбанизации, сохранение природной среды, уменьшение с/х земель |
1956 |
Расширение зеленых территорий для уменьшения с/х земель и транспортных инфраструктур |
Клен остролистный ( Acer platanoides L.), Клен серебристый ( Acer saccharinum L.), Ясень пенсильванский ( Fraxinus pennsylvanica Marshall), ель сизая ( Picea glauca (Moench) Voss) |
Примечание. Составлено по: [10–14; 16–18].
Список литературы Сравнительный анализ лесомелиоративных мероприятий на урбанизированных территориях
- Авраменко, А. А. Сравнительный анализ подходов к озеленению городов за рубежом (на примере Пекина, Сеула и Оттавы) / А. А. Авраменко, Н. И. Метлицкая // Науковедение. - 2017. - Т. 9, № 4. - С. 1-18.
- Иванцова, Е. А. Агроэкологическое значение защитных лесных насаждений в Нижнем Поволжье / Е. А. Иванцова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. - 2014. - № 4 (10). - С. 40-47. - DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu11.2014.4.5
- Картографирование и оценка степени за-печатанности почв города Волгограда / О. А. Гордиенко, И. В. Манаенков, А. В. Холоденко, Е. А. Иванцова // Почвоведение. - 2019. - № 11. - С. 13831392.
- Кошелева, О. Ю. Зеленый пояс Волгограда как объект мониторинга / О. Ю. Кошелева // Научно-агрономический журнал. - 2017. - № 2 (101). -С. 42-44.
- Овсянкин, Р. В. Воздействие антропогенной нагрузки на насаждения в функциональных зонах урбанизированной среды г. Волгограда / Р. В. Ов-сянкин, Е. А. Иванцова // Экологическая безопасность и охрана окружающей среды в регионах России: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. -С. 350-356.
- Овсянкин, Р. В. Компьютерное картографирование сохранности зеленых насаждений в городских ландшафтах / Р. В. Овсянкин, Е. А. Иван-цова // Известия Нижневолжского агроуниверси-тетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. - 2016. - № 2 (42). - С. 134-140.
- Овсянкин, Р. В. Состояние зеленых насаждений в промышленной зоне г. Волгограда / Р. В. Ов-сянкин, Е. А. Иванцова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. - 2016. -№2 (42). - С. 119-127.
- Павловский, Е. С. Агролесомелиорация и плодородие почв / Е. С. Павловский, Ю. И. Васильев, К. И. Зайченко ; под ред. Е. С. Павловского. -М.: Агропромиздат, 1991. - 288 с.
- Связь сезонной динамики температуры поверхности и NDVI урбанизированных территорий засушливой зоны (на примере Волгоградской агломерации) / С. С. Шинкаренко [и др.] // Исследование Земли из космоса. - 2021. - № 4. - С. 72-83. -DOI: https://doi.org/10.31857/S0205961421040084
- Bengston, D. Urban Containment Policies and the Protection of Natural Areas: The Case of Seoul's Greenbelt / D. Bengston, Y.Y. Chang // Ecology and Society - 2006. - Vol. 11, iss. 1. - Art. 3.
- Canada's Capital Greenbelt Master Plan // National Capital Commission. - 2013. - URL: http:// s3. amazonaws.com/ncc-ccn/documents/final-2013-greenbelt -master-plan-en.pdf?mtime=2017 0419220009
- Chen, Ch. Planning Urban Nature. Urban Green Space Planning in Post-1949 China: Beijing as a Representative Case Study / Ch. Chen. - Lincoln, Lincoln University, 2013. - 259 p.
- Effect of Underground Urban Structures on Eutrophic Coastal Environments / T. Nakayama [et al.] // Science of Total Environment. - 2007. - No. 373. -P. 270-288.
- Gong, F.-Y. Evaluating the Performance of the Greenbelt Policy in Beijing Using Multi-Source Long-Term Satellite Observations from 2000 to 2020 / F.-Y. Gong, C. Wang // Remote Sens. - 2023. -Vol. 15, iss. 19. - Art. 4766.
- Green Belts: A Greener Future. - London, Natural England and the Campaign to Protect Rural England, 2010. - 138 p.
- Jones, S. The Enduring Relevance of Octavia Hill / S. Jones // Demos. - 2012. - P. 93-96.
- Local Authority Green Belt Statistics for England: 2023 to 2024 // GOV.UK. - 2024. - URL: https://www.gov.uk/government/statistics/local-authority-green-belt-statistics-for-england-2022-to-2023/local-authority-green-belt-england-2023-24-statistical-release
- Yamamoto K. Comparison of the Garden City Concept and Green Belt Concept in Major Asian and Oceanic Cities / K. Yamamoto // World Academy of Science, Engineering and Technology. - 2009. - Vol. 3, no. 6. - P. 1055-1064.