Срочное влияние массажа на психофизиологические параметры представителей спортивных игр в зависимости от их автономного тонуса
Автор: Поварещенкова Ю.А., Пазушко В.И.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Физиология и спортивная медицина
Статья в выпуске: 2, 2016 года.
Бесплатный доступ
Исследовалось влияние релаксирующего и тонизирующего массажа на психофизиологические показатели с учетом автономного баланса у представителей игровых видов спорта. Было установлено, что применение релаксирующего массажа вызывало снижение силы, лабильности, подвижности центральной нервной системы и снижение силы, точности мышечных усилий у всех спортсменов. Под влиянием тонизирующего массажа прогнозируемое изменение психофизиологических характеристик отмечалось только у спортсменов со сбалансированной автономной регуляцией. Повышение точности движений при треморометрии, повышение точности дозирования мышечных усилий и уменьшение времени зрительно-моторной реакции, а также тот факт, что число преждевременных реакций превышало число запаздываний свидетельствовало о преобладании силы возбуждения в ЦНС после тонизирующего воздействия. На регистрируемые психофизиологические показатели у спортсменов с ваготоническим типом регуляции тонизирующий массаж не оказывал существенного влияния, но через час после его окончания происходило снижение точности движений при контактной треморометрии (высокие показатели количества и продолжительности касаний), снижение точности дозирования мышечных усилий 50 % и 25 % от МПС. Тонизирующий массаж вызывал у спортсменов с симпатическим типом регуляции изменения, направленность и количественная выраженность которых сопоставимы с влиянием релаксирующего массажа.
Тип автономной регуляции, психофизиологические показатели, тонизирующий и релаксирующий массаж, волейболисты, баскетболисты
Короткий адрес: https://sciup.org/14264004
IDR: 14264004
Текст научной статьи Срочное влияние массажа на психофизиологические параметры представителей спортивных игр в зависимости от их автономного тонуса
Введение. Для оптимизации состояния спортсменов в игровых видах важно, с одной стороны, поддержать необходимое для успешной деятельности функциональное состояние ЦНС, с другой – снять повышенное нервно-психическое напряжение после окончания нагрузок [4, с. 39]. Для решения этих задач используется массаж, выраженность эффекта которого определяется исходным функциональ- ным состоянием организма спортсмена и параметрами массажа. Одной из интегральных характеристик индивидуальных функциональных особенностей спортсмена является баланс активности симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы [2, с. 42; 3, с. 27]. Цель исследования – оценить влияние сеансов массажа различной направленности на психофизиологические показатели у волейболистов и баскетболистов с учетом исходного типа автономной регуляции.
Материалы и методы исследования.
При формировании групп, отличающихся по типу автономной регуляции, использовали: индекс напряжения, предложенный Р. М. Баевским [1, с. 51], значения общей мощности спектра (ТР) и коэффициент вагосимпатического баланса LF/HF. Группировали спортсменов, ориентируясь на следующие значения индекса стресса: < 60 у. е. – ваготония, 60-90 у. е. – нормотония, > 90 у. е. – симпатотония; соотношение LF/HF: < 1,5 – ваготония, > 2,0 – симпатотония, промежуточное значение – нормотония; если значение общей мощности спектра (TP) находится в пределах 2000-4000 мс2 – нормотония, выше – симпатотония, ниже – ваготония.
Нормирование интенсивности массажа осуществлялось подбором приемов и соблюдением их частотных параметров. В 20-минутном сеансе релаксирующего массажа воротниковой зоны и спины использовались приемы поглаживания (10-12 туров за 10 с), разминания (1 тур за 10 с), растирания (1 тур за 10 с) в соотношении 30: 40: 30. В тонизирующий массаж были включены приемы поглаживания (15-20 туров за 10 с), разминания (1 тур за 10 с), растирания (1 тур за 10 с), вибрация с частой 5-6 Гц и приемы выжимания (до 6 туров за 10 с) в соотношении 10: 40: 20: 10: 20.
Анализ вариабельности ритма сердца осуществлялся методом вариационной пульсометрии с использованием аппаратно-программного комплекса «ВНС-Спектр» фирмы «Нейрософт» ; для изучения особенностей нейродинамических процессов спортсменов был использован компьютерный комплекс «НС-ПсихоТест».
Результаты исследования и их обсуждение . Под влиянием релаксирующего массажа у спортсменов-нормотоников отмечено достоверное снижение максимальной силы кистевого захвата на 4,30 % (p<0,05); увеличение ошибки при дозировании произвольного усилия, составляющего 50 % и 25 % от максимальной произвольной силы (МПС) мышц ведущей верхней конечности на 9,20 % и 7,32 % соответственно (p<0,01) (рис.1а). Выявлено снижение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) возрастания на 2,73 % (p<0,05) и КЧСМ убывания на 4,44 % (p<0,05).
Число точных реакций уменьшилось более чем на 5 % (p<0,05), и эффект также регистрировался в отсроченный период (рис. 1б); снизилось число реакций опережения и увеличилось число реакций запаздывания на 22,56 % и 32,79 % соответственно (p<0,05). Увеличилось количество касаний в тесте «контактная треморометрия» на 10,05 % (p<0,01) и общая продолжительность этих касаний на 33,33 % (p<0,01). Судя по направленности изменений и устойчивости их во времени, у игровиков-нормотоников релаксирующий массаж способствовал снижению силы, подвижности, лабильности нервных процессов и снижению устойчивости НМА, психоэмоциональному напряжению.
В период последействия тонизирующего массажа у спортсменов-нормотоников регистрировались изменения противоположной направленности тем, которые возникали под влиянием релаксирующего воздействия (рис. 2а). Значение максимальной силы кистевого захвата незначительно увеличилось (p>0,05) на фоне существенного увеличения точности дозирования произвольного усилия 50 % и 25 % от МПС на 7,33 % и 8,46 % (p<0,01) соответственно. Эффект массажа несколько снизился через час, но оставался достоверным (p<0,05) относительно исходных показателей. Сразу после окончания массажа наблюдалось увеличение КЧСМ возрастания на 3,04 % (p<0,01) и КЧСМ убывания на 2,63 % (p<0,05), а через час эффект влияния релаксирующего воздействия снизился, но имел место по сравнению с исходными данными (p>0,05). Было зафиксировано увеличение числа точных РДО на 9,14 % (p<0,05), через час после тонизирующего массажа эффект дополнительно вырос на 5,10 % (p<0,05). Увеличилось число реакций опережения на 15,94 % (p<0,05), и эффект регистрировался в отсроченный период – дополнительный прирос 6,41 % (p<0,05). Снизилось число реакций запаздывания с последующим ростом изменения на 33,92 % и 46,15 % соответственно (p<0,05). У спортсменов со сбалансированным вариантом автономной регуляции уменьшилось число касаний в секунду на 5,16 % (p<0,05), установленное изменение сохранилось через час после тонизирующего массажа, что свидетельствует о снижении мануального тремора и повышении координации. Если учитывать, что срочный эффект тонизирующего массажа, а именно направленность и устойчивость изменений во времени у нормотоников, то массаж данной интенсивности способствует повышению силы, подвижности и лабильно-

Рис. 1. Изменение психофизиологических показателей сразу (а) и через час (б) после окончания релаксирующего массажа, (%)
сти нервных процессов и некоторому росту устойчивости мануальных навыков.
Релаксирующий эффект массажа у спортсменов-ваготоников проявляется снижением МПС кисти на 6,34 % (p<0,05) и увеличением ошибок в дозировании произвольного усилия в 50 % и 25 % от МПС мышц верхней конечности игровиков на 11,01 % и 4,95 % соответственно (p>0,05). Обнаружено сразу после релаксирующего массажа незначительное снижение показателей КЧСМ, которое через час после завершения воздействия усиливается (p>0,05), что в совокупности с изменениями времени ПЗМР и частоты теппинг-теста подтверждает снижение подвижности нервных процессов в ЦНС (рис.1а). В пользу указанного эффекта свидетельствует и снижение точных РДО на 9,93 %, реакций на опережение – на 24,15 % на фоне увеличения реакций запаздывания на 25,08 % (p<0,01) сразу после релаксирующего воздействия. Через час число точных реакций снизилось по сравнению с исходными значениями на 25,11 %. Было установлено увеличение количества касаний и общая их продолжительность на 15,70 % (p<0,01) и на 33,33 % (p<0,01) при треморометрии. Изменения сохранили направленность и несколько увеличились через час после массажа (рис.1б).
В срочный период последействия тонизирующего массажа у спортсменов-ваготоников регистрировались не достоверные изменения. Анализ результатов регистрации через час выявил изменения той же направленности и сопоставимой количественной выраженности, что и те, которые возникали при релаксирующем массаже. Можно заключить, что независимо от интенсивности массажного воздействия у спортсменов с ваготоническим типом регуляции возникает снижение силы, подвижности и лабильности нервных процессов в ЦНС.
Под влиянием релаксирующего массажа у спор-тсменов-симпатотоников выявлено снижение МПС на 4,89 % (p<0,05); увеличение ошибки при дозировании произвольного усилия как 50 % от МПС – на 32,39 % (p<0,05), так и при воспроизведении 25 % от МПС мышц ведущей конечности спортсмена на 51,21 % (p<0,01).
Обнаружено снижение КЧСМ возрастания на 5,48 % (p<0,05) и убывания на 5,64 % (p<0,05), увеличение времени ПЗМР – на 5,70 % (p<0,01) и снижение частоты теп-пинг-теста – на 7,94 % (p<0,05). В постмассажный период регистрировалось снижение точности реакции на движущийся объект на 18,05 % (p<0,05), эффект усилился в отсроченный период – на 31,42 % (p<0,05). Снизилось число реакций опережения – на 26,30 % (p<0,05), а через час после массажа – на 36,84 % (p<0,05). Процент реакций запаздывания увеличился в 3 раза после окончания массажа и почти в 4 раза по сравнению с исходными через один час после релаксирующего воздействия (p<0,01). Было отмечено увеличение количества касаний и общей продолжительности этих касаний на 16,33 % (p>0,05) и на 20,00 % (p<0,01) соответственно при треморометрии. Изменения сохранили направленность через час с некоторым ростом: отличия относительно исходных значений составили 23,33 % (p<0,05) и 46,67 % (p<0,01) соответственно (рис.2б).
Судя по направленности изменений регистрируемых показателей и устойчивости их во времени, у спортсменов-симпатотоников релаксирующий массаж способствует снижению силы, подвижности и лабильности нервных процессов и снижению устойчивости НМА психоэмоциональному напряжению.
В период последействия тонизирующего массажа у симпатотоников были обнаружены изменения той же направленности, что и под влиянием релаксирующего массажа (рис. 2а): значения максимальной силы кистевого захвата снизились на 9,03 % (p<0,05), на фоне значительного снижения точности при дозировании произвольного усилия – на 42,29 % и 40,97 % (p<0,01). Достигнутый эффект наблюдался через час, но оставался достоверным (p<0,05) относительно исходных показателей. Сразу после окончания тонизирующего массажа наблюдалось снижение КЧСМ возрастания на 8,65 % (p<0,05) и КЧСМ убывания – на 4,84 % (p<0,05), через час эффект снизился. Увеличение времени ПЗМР на 5,72 % (p<0,05) и снижение частоты теппинг-теста на 18,61 % (p<0,01) подтверждают снижение силы нервных процессов действием массажа. Этот произошло

а б
Рис. 2. Изменение психофизиологических показателей сразу после (а) и через час (б) после тонизирующего массажа, (%)
через час, на что указывает динамика значений КЧСМ и теппинг-теста. Уменьшение числа точных РДО запаздывания на 29,01 % (p<0,01) и реакций на опережение на 34,78 % (p<0,05) фиксировалось в период после тонизирующего массажа, через час достигнутые показатели снижались дополнительно на 16,03 % (p<0,05) и на 4,34 % (p>0,05) соответственно. Увеличилось число касаний в секунду на 27,59 % (p<0,01) и время этих касаний на 23,29 % (p<0,05) при исследовании тремора, изменения несколько снизились, но сохранились и через час после окончания тонизирующего массажа.
Заключение. Применение релаксирующего массажа вызывало у спортсменов с различным автономным статусом изменения психофизиологических показателей, направленность которых указывает на снижение силы, лабильности и подвижности нервной системы, что сочеталось со снижением силы и точности мышечного усилия. Тормозной эффект релаксирующего массажа усиливался у ваго– и симпатотоников через час после его окончания. У нормотоников эффект массажа через час незначительно снижался. Под влиянием тонизирующего массажа прогнозируемое изменение психофизиологических характеристик отмечалось только у игровиков со сбалансированной автономной регуляцией. Повышение точности движений при низких показателях количества и продолжительности касаний при треморометрии, повышение точности дозирования мышечных усилий, увеличение показателей КЧСМ, а также тот факт, что число преждевременных реакций превышало число запаздываний свидетельствовало о преобладании силы возбуждения в ЦНС. Описанный эффект тонизирующего массажа сохранялся еще в течение часа. На проявление регистрируемых психофизиологических показателей у ваготоников массаж тонизирующей направленности не оказывал существенного влияния непосредственно после окончания воздействия. Снижение точности движений при контактной треморометрии (высокие показатели количества и продолжительности касаний), снижение точности дозирования мышечных усилий 50 % и 25 % от МПС выявлялось через час после окончания тонизирующего массажа. У симпатотоников тонизирующий массаж вызывал изменения показателей, направленность и количественная выраженность которых были сопоставимы с влиянием релаксирующего массажа.
Список литературы Срочное влияние массажа на психофизиологические параметры представителей спортивных игр в зависимости от их автономного тонуса
- Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем/Р. М. Баевский . -М., 2002. -53 с.
- Бушуева Т. В. Минимизация комплекса физиологических параметров функционального состояния центральной и автономной нервной системы, регистрируемых в рамках АПК «Истоки здоровья» и «Валента»/Т. В. Бушуева//Физическая культура, спорт -наука и практика. -2015. -№ 1. -С. 36-42.
- Кальницкая В. Е. Оценка функционального состояния высококвалифицированных спортсменов с помощью современных технологий/В. Е. Кальницкая, А. И. Погребной//Физическая культура, спорт -наука и практика. -2013. -№ 1. -С. 21-28.
- Макарова Г. А. Физиологические критерии в системе прогнозирования успешности соревновательной деятельности спортсменов в избранном годичном тренировочном цикле/Г. А. Макарова, И. Б. Барановская, Т. В. Бушуева//Физическая культура, спорт -наука и практика. -2013. -№ 3. -С. 36-40.