Стабилизационный фонд и налоговый кодекс как ограничители роста российской экономики

Автор: Капканщиков Сергей Геннадьевич, Перова Елена Евгеньевна

Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu

Рубрика: Экономика и менеджмент

Статья в выпуске: 1 (7), 2014 года.

Бесплатный доступ

Данная тема является актуальной, поскольку от методов и объектов государственного регулирования экономики зависит будущее развитие страны. Необходимо знать как будет реагировать объект регулирования при воздействии на него разных способов. В данной статье будут проанализированы Стабилизационный фонд и Налоговый кодекс.

Стабилизационный фонд, налоговый кодекс, эффект лаффера, ставка ндс

Короткий адрес: https://sciup.org/14219388

IDR: 14219388

Текст научной статьи Стабилизационный фонд и налоговый кодекс как ограничители роста российской экономики

После распада Советского Союза России необходимо было перестраивать свою экономику. С начала ХХI века начали происходить перемены. Реформы и нововведения правительства страны, реализованные в тот период, так или иначе отражаются на жизни граждан. Они непосредственно влияют на совокупный спрос населения и тем самым могут подорвать экономический рост страны, что и происходит в настоящее время в России.

Российская Федерация в настоящее время поражена «голландской болезнью», и, чтобы снизить зависимость экономики от нефтедолларов, в 2004 году был образован Стабилизационный фонд, который в 2008 году был разделен на Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Он был сформирован за счёт дополнительных экспортных пошлин, которые собирались при мировых ценах на нефть сверх определенного уровня, называемого ценой отсечения и составлявшего 27 долл. за баррель, а также части налога на добычу полезных ископаемых. Средства данного фонда должны обеспечить финансирование государственного дефицита, а также стать источником для погашения государственного внешнего долга и для погашения инфляции через уменьшения денежного предложение в период подъёма путём изъятия нефтедолларов из обращения. До настоящего времени используется только одна функция Стабилизационного фонда — накопительная. Тем самым сдерживались перемещения капиталов между отраслями, которые необходимы для расширения ассортимента выпускаемой продукции. Также средства фонда идут на досрочное погашение внешнего государственного долга, что в посткризисном периоде является неэффективным. Вместо того, чтобы наращивать спрос населения, власти своими действиями его понижают. В период оживления экономики следовало умеренными темпами наращивать государственный внешний долг и средства, которые были получены за рубежом, направить на инвестирование собственной экономии и реализацию социальных программ. Правительство отвергло данный вариант использования средств Стабфонда. Еще одним нерациональным использованием средств Резервного фонда является хранение собранных в виде налогов и неизрасходованных средств в зарубежных банках или в виде низкодоходных ценных бумаг иностранных государств. Тем самым Россия инвестирует и вкладывает свои средства в развитие экономики зарубежных стран. Тем временем, некоторые средства Резервного фонда можно было бы потратить на увеличение роста экономики с учётом эффекта мультипликатора. Средства Резервного фонда можно потратить на инвестирование сельского хозяйства, строительство автодорог, на поддержание развития отечественного станкостроения, авиастроения, автопрома. Также можно направить инвестиции в развитие отечественной фармакологии, на развитие легкой промышленности. Но некоторые представители экономического блока правительства были против использования резервных средств в целях осуществления структурной модернизации отечественной экономики. Так, например, А. Кудрин сообщил, что в распоряжении властей нет прибыльных проектов, в которые можно было бы вложить деньги.

Для того, чтобы реализовать социальные обязательства государства и найти дополнительные средства на инвестирование, необходимы денежные средства. Именно в поисках денежных средств была проведена Налоговая реформа. Не учитывая специфику национальной экономики, налоговая реформа стала своего рода мишенью, в которую так и не попали. В России была внедрена фискальная политика, ориентированная на предложение, с использованием эффекта Лаффера [1: 233, 237].

Это достигалось с помощью сокращения основной ставки НДС с 20 до 18 %, снижения налога на прибыль предприятий до 24 % (а с 2009 г. и до 20%) и за счёт перехода к пропорциональному обложению доходов физических лиц по единой ставке 13 %. Введение же плоской шкалы подоходного налога граждан привело к тому, что соотношение доходов 10 % наиболее бедных россиян с доходами 10 % самых богатых возросло с 13,5 раз в 2001 г. до 18,8 раз в 2008 г. Плоская шкала подоходного налогообложения — главное противоречие данной реформы [2: 175].

Для обоснования такой асоциальной акции был активно задействован известный тезис теории экономики предложения: сокращение ставок подоходного налога даст больший эффект, если оно не затронет состоятельную часть общества и, соответственно, переложит налоговое бремя на плечи наименее обеспеченных граждан. Объяснялось это стремлением резко расширить располагаемый доход российской экономической и политической элиты и тем самым спровоцировать дополнительный всплеск её сберегательной и, соответственно, инвестиционной активности. Это обстоятельство не учло, что главными налогоплательщиками являются рядовые потребители. В ходе налоговой реформы у них стало меньше располагаемого дохода, так как налоговый гнёт увеличился с 12 % до 13 %, что привело к сокращению спроса и, следовательно, к уменьшению экономического роста в стране. Аргументом против внедрения плоской шкалы налогообложения является тезис о том, что для положительной отдачи от эффекта Лаффера необходимо, чтобы сберегаемые средства превращались в инвестиции. Данное правило никак не относится к России, так как сберегаемые средства элита перенаправляет в другие страны, а не направляет на внутренние инвестиции. Также для того, что продлить инвестиционную активность в нашей стране необходимо поощрять не сберегательную активность (которая и так является большой в нашей стране из-за нестабильности экономики и неуверенности населения в завтрашнем дне), а потребительскую активность, что через увеличение производства товаров, увеличение рабочих мест приведет к росту экономики.

Тем самым, можно сказать, что дротик попал не в намеченную цель, а попал в кошельки наших граждан и, разорвав его, сделал их ещё беднее и не способными удовлетворять даже самые необходимые потребности. С чиновниками России в одну ногу следует оппортунизм. И пока он существует, многие насущные проблемы общества и экономики останутся нерешёнными. Поэтому необходимо постепенно отстранять чиновников от принятия решений и внедрять встроенные стабилизаторы недискреционной политики, что может решить многие проблемы автоматически. Встроенные стабилизаторы — это своего рода ветряные мельницы, которые под действием ветра перерабатывают зерно. Также и стабилизаторы — при возникновении каких-либо отклонений самостоятельно решают их, не вмешивая в данный процесс чиновников.

Список литературы Стабилизационный фонд и налоговый кодекс как ограничители роста российской экономики

  • Капканщиков С.Г., Капканщиков А.С. Бюджетно-налоговое регулирование национальной экономики: мировой опыт и российская специфика. Ульяновск, 2009. 356 с.
  • Капканщиков С.Г. Макроэкономика: учебное пособие. М., 2007. 336 с.
Статья научная