Стабильность закона в поликонфессиональном государстве

Автор: Миронова Оксана Александровна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 18, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме взаимодействия религии и права в условиях конфессионального многообразия, когда религия не признается государственной. Особое внимание уделяется соотношению религиозных и правовых императивов, определяются факторы, которые влияют на стабильность закона в поликонфессиональном государстве.

Светское государство, конфессиональное многообразие, правовая норма, религиозная норма, закон, стабильность закона

Короткий адрес: https://sciup.org/14937524

IDR: 14937524

Текст научной статьи Стабильность закона в поликонфессиональном государстве

Универсальной формой существования религии является положительная религия, которая является конечной формой любой религии. Понимание сущности религии является достаточно сложной проблемой, к решению которой религиоведение сегодня подошло настолько же близко, насколько правоведение подошло к решению проблемы сущности права. Вместе с тем для моделирования отношений между религией и правом необходим такой подход, который удовлетворял бы в целом и религиоведов, и юристов. В религиоведении такой подход существует и называется «экзистенциальным». Согласно данному подходу ядром всей религии является вероучение, которое содержит ответ на вопрос о сущности человеческой активности [1, с. 13–16]. Не является чуждым этот подход и для правоведов: «Назначением религии является выработка “смыслов”, которые позволят человеку так или иначе освоить и определить свое место в том мире, в котором он живет» [2, с. 113].

В соответствии с таким подходом, всякое право – итог религиозных оснований человеческой активности. Право возникает непосредственно из требований религиозной идеи только тогда, когда группа людей, захваченных этой идеей, силой подчиняет себе группу других людей, которые не разделяют этих религиозных убеждений. Универсальной формой преобразования религии в право является чистое принуждение, или власть.

Согласно Конституции Россия – светское государство, и очевидно, что стабильность закона является одним из важнейших факторов развития этого государства.

Вопрос о стабильности закона исследовали как российские, так и иностранные ученые, среди которых: С. Алексеев, И. Басков, Д. Керимов, В. Кудрявцев, А. Лукашева, Ю. Тихомиров, Т. Худойкин, Г. Чернобель, В. Журавский, А. Зайчук, М. Козюбра, А. Копыленко, В. Погорилко, Ю. Шемшученко, С. Бобровник, И. Осыка, А. Ткачук и др. В трудах указанных ученых нашли отражение лишь отдельные аспекты проблемы стабильности закона в целом, а проблема его стабильности в поликонфессиональном государстве отдельно не изучена.

Целью работы является научное исследование понятия «стабильность закона», а также определение факторов, непосредственно влияющих на стабильность законов в поликонфессио-нальном государстве.

Независимо от отношения к религии самой власти в течение многих веков она брала за основу мировоззренческие ориентиры и постулаты тех или иных религий. До нашего времени дошли древнейшие памятники правовой мысли, которые были написаны в религиозном контексте. Общеизвестен тот факт, что судебные процессы сопровождались религиозными ритуальными обрядами. Рассуждать о законе было исключительной привилегией жрецов. Религия и церковь по сей день играют важную роль в государственном строительстве современных государств.

Светскость государства – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. В Российской Федерации этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 14 Конституции как один из принципов основ конституционного строя. Можно по-разному относиться к концепции светского государства, обсуждать ее достоинства и недостатки, однако следует признать, что на сегодняшний день эта концепция фактически безальтернативно господствует во всех европейских странах (даже в тех, где церковь формально не отделена от государства), а также в большинстве неевропейских стран. В поликонфессиональной России альтернативы такому подходу нет. Это утверждение, конечно же, нельзя интерпретировать в том смысле, что мы выбираем между верой и толерантностью и отдаем предпочтение последней. Напротив, мы верим и убеждаемся, что истинная вера не может быть плодом насилия – она рождается в свободе.

Религиозный раскол часто застает правовую систему государства неожиданно, что неизбежно провоцирует религиозный конфликт, острота которого зависит от того, какой вес в обществе группы, которая «откололась», и как может действовать закон в сложившейся ситуации. Например, при институциональном конфликте государства и религиозной организации государство может признать вне закона такую религию и таким образом лишить религиозную организацию определенного статуса.

Правовым источником внутренних религиозных конфликтов следует считать жесткость правовой системы, которая в большинстве случаев может быть ориентированной на монокон-фессиональность и не рассчитывающей на присутствие в обществе различных мировоззрений и образов жизни. Вследствие этого государство проявляет нетерпимость к новым религиозным образованиям и применяет по отношению к ним систематическое насилие, или не регулирование этого вопроса законом порождает беспорядок. Как результат – разрушается право и государство, и как бы оно ни пыталось сохранить конфессиональный характер своих законов, но оно вынуждено ввести в них принцип веротерпимости. Веротерпимость является первым условием формирования свободы совести и вероисповедания [3, с. 92].

Понятие стабильности известно каждому человеку. Применяется оно в разных областях: математике, механике, технике, химии, биологии, социологии, политологии, философии. Но нас интересует, как этот вопрос рассматривается в праве.

Под стабильностью закона понимается способность закона быть адекватным регулятором общественных отношений в течение длительного периода времени без внесения в него концептуальных (содержательных) изменений. Считается, что частая смена законов подрывает уважение к ним. Стабильность закона обеспечивает его полноценную реализацию, ведь люди могут изучить его при реализации своих прав и выполнении обязанностей в течение длительного времени. Длительное применение закона показывает несовершенство его элементов и дает возможность подготовить адекватные, системные его изменения [4, с. 87].

Правовой хаос как следствие кризиса в обществе и как причина нестабильности законодательства для государства имеет крайне негативные последствия. Еще древние говорили: perditissima (corruptissima) republica plurimae leges (лат.) – чем ближе государство к упадку, тем многочисленнее его законы.

Частые изменения и дополнения законодательных актов приводят как к коллизии внутри этого акта, так и к коллизии измененных норм с нормами других актов. Понятно, что стабильные законы являются залогом стабильности и отсутствия коллизий в правовой системе в целом.

Спонтанность в законотворческой работе отражается на качестве правовых актов, при этом игнорируются основополагающие принципы права, научные истины, то есть «право юристов», «наука права».

Анализ современной ситуации позволил сделать выводы, что на стабильность закона в поликонфессиональном обществе значительное влияние оказывают следующие факторы:

  • 1.    Выбор внешних ориентиров. Несмотря на то что Россия провозглашена светским государством, деятельность ее органов никак не может считаться свободной от различных религиозных влияний. В данном случае речь может идти о таких формах воздействия, как опосредованное воздействие на политиков и чиновников традиций, сложившихся в религии, и непосредственное влияние на них их собственных убеждений.

  • 2.    Внешний конфликт между церквями также негативно влияет на стабильность закона в поликонфессиональном обществе. В современной России явных межконфессиональных расколов не наблюдается.

  • 3.    Активное влияние церкви и религии чувствуется во время предвыборной агитации. Сегодня церковь активно выражает электоральную заинтересованность, социальный популизм, принимает участие в формировании качества элиты. На формирование религиозных взглядов сильное влияние оказывает политическая и научная мода.

Далеко не все политики и чиновники являются нейтральными к вопросу об отношении к религии. У многих из них есть свои симпатии и антипатии. В государстве всегда существовал соблазн к созданию теневых механизмов влияния на Церковь и ее иерархов. Однако если в тоталитарных государствах такие механизмы и могли повлиять на церковную жизнь, то в современных демократических странах эти механизмы даже если и имеют место, то оказываются не- эффективными. Существует и обратная связь – практически все религиозные организации стремятся оказывать наиболее сильное влияние на людей, имеющих доступ к власти. Это касается как «традиционных», так и маргинальных религиозных групп.

В современном мире религия, как и законодательство в целом, достаточно зависит от внешних факторов. Это характеризует религиозную нестабильность общества.

Безусловно, вопросы, которые поднимались, невозможно исследовать в рамках одной статьи, они требуют дальнейшего изучения. Достаточно интересно, на наш взгляд, продолжение исследования этой темы с позиции законодательного регулирования вопросов свободы веры и вероисповедания в России.

Ссылки:

  • 1.    Тихонравов Ю.В. Религии мира. М., 1996. 270 с.

  • 2.    Общая теория права и государства : учебник / под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. 317 с.

  • 3.  Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998. 272 с.

  • 4.   Дністрянський С.С. Соціальне поняття права // Академічна юридична думка / укладачі: І.Б. Усенко, Т.І. Бондарук ; за

    ред. Ю.С. Шемшученка. Киiв, 1998.

Список литературы Стабильность закона в поликонфессиональном государстве

  • Тихонравов Ю.В. Религии мира. М., 1996. 270 с.
  • Общая теория права и государства: учебник/под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. 317 с.
  • Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998. 272 с.
  • Днiстрянський С.С. Соцiальне поняття права//Академiчна юридична думка/укладачi: I.Б. Усенко, Т.I. Бондарук; за ред. Ю.С. Шемшученка. Киiв, 1998.
Статья научная