Стандартизированный подход к выбору базового хирургического лечения больших макулярных разрывов

Автор: Чупров А.Д., Казеннов А.Н., Мамбетова Э.М.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Глазные болезни

Статья в выпуске: 2 т.16, 2020 года.

Бесплатный доступ

Цель: оптимизировать выбор тактики хирургического лечения больших макулярных разрывов. Материал и методы. Проведен анализ хирургического лечения макулярного разрыва 18 пациентов (18 глаз). Пациенты разделены на три группы. В 1-ю группу (8 глаз) вошли пациенты с диаметром разрыва до 500±22 мкм, во 2-ю группу (6 глаз) - с диаметром до 800±20 мкм, в 3-ю группу (4 глаза) - свыше 800 мкм. В 1-й группе проводили витрэктомию с пилингом внутренней пограничной мембраны (ВПМ), аппликацией PRP массы и тампонадой воздухом; во 2-й группе проводили витрэктомию с пилингом ВПМ, аппликацией PRP массы или закрывали при помощи свободного инвертированного лоскута ВПМ и тампонадой газом SF6; в 3-й группе выполняли витрэктомию с пилингом ВПМ и закрытие макулярного отверстия при помощи свободного инвертированного лоскута ВПМ с тампонадой силиконовым маслом. Результаты. В 1-й группе регистрировали во всех случаях полное закрытие макулярного отверстия с формированием нормального профиля фовеа и улучшением остроты зрения. Во 2-й группе в двух случаях (применение PRP) из шести потребовалось повторное вмешательство с «пластикой» макулярного отверстия при помощи инвертированного лоскута ВПМ. В 3-й группе в одном случае разрыв не закрылся и еще в одном закрылся с дефектом на уровне эллипсоидной зоны фоторецепторов. Заключение. Предварительный анализ результатов показал эффективность применения разрабатываемого алгоритма хирургического лечения макулярных разрывов в зависимости от их диаметра, что является оптимальным и позволяет получить необходимый анатомический и функциональный результат.

Еще

Инвертированный лоскут впм, макулярный разрыв, плазма, обогащенная тромбоцитами, тампонада

Короткий адрес: https://sciup.org/149135586

IDR: 149135586

Текст научной статьи Стандартизированный подход к выбору базового хирургического лечения больших макулярных разрывов

1 Введение. По данным мировой статистики, частота встречаемости макулярных разрывов (МР) среди всех заболеваний колеблется от 0,05 до 3% и повышается пропорционально возрасту пациента [1]. У женщин встречается в три раза чаще, чем у мужчин. Данная патология макулярной области неизбежно снижает центральную остроту зрения у пациентов с развитием искажений величины, формы, расположения предметов и нередко усугубляется по истечении некоторого времени с возникновением дефектов в центральной части поля зрения в виде «положительных» скотом.

Несмотря на многообразие существующих подходов к хирургическому лечению больших МР, единого патогенетически обоснованного подхода в настоящее время не существует.

Основополагающим и объединяющим во всем разнообразии современных технологий хирургического лечения МР является проведение витрэктомии с удалением задней гиалоидной мембраны [2–7].

По современным данным, частота закрытия МР после витреальной хирургии варьируется от 68 до 98% и значительно увеличилась с момента внедрения в практику пилинга внутренней пограничной мембраны (ВПМ) [8–10].

В ряде работ показано, что при лечении макулярных разрывов, несмотря на более высокие анатомические результаты в целом, полученные при выполнении пилинга ВПМ, функциональные исходы не превосходят или даже уступают таковым у пациентов, которым удаление ВПМ не производилось [11, 12].

С другой стороны, согласно данным отдаленных клинических наблюдений, удаление ВПМ предупреждает рецидив МР [9, 13, 14]. Поэтому, несмотря на анатомические и функциональные исходы, выполнение пилинга ВПМ при макулярных разрывах общепризнано и считается целесообразным.

Цель: оптимизировать выбор тактики хирургического лечения больших макулярных разрывов.

Материал и методы. Проанализированы результаты различных способов хирургического лечения больших макулярных разрывов (более 400 мкм), включающих использование витрэктомии и пилинга внутренней пограничной мембраны и дополненных тампонадой дефекта.

Выбор тактики хирургического лечения проводился с учетом величины диаметра разрыва до 500±22 мкм, до 800±20 мкм и свыше 800 мкм.

В 1-й группе пациентов с диаметром разрыва до 500±22 мкм витрэктомию с пилингом ВПМ дополняли аппликацией PRP массы и тампонадой воздухом.

Во 2-й группе витрэктомию с пилингом ВПМ, аппликацией PRP массы дефект закрывали при помощи свободного инвертированного лоскута ВПМ и тампонады газом SF6.

В 3-й группе проводили витрэктомию с пилингом ВПМ и закрытие макулярного отверстия при помощи свободного инвертированного лоскута ВПМ и с тампонадой силиконовым маслом.

Результаты. Прооперировано 18 пациентов (18 глаз), из них 4 мужчины и 14 женщин в возрасте от 63 до 82 лет. У всех пациентов определялся макулярный разрыв 4-й степени по Gass. Данные по пациентам представлены в таблице.

В 1-й группе регистрировалось во всех случаях полное закрытие макулярного отверстия с формированием нормального профиля фовеа и улучшением остроты зрения.

Во 2-й группе в двух случаях из шести потребовалось повторное вмешательство с «пластикой» макулярного отверстия при помощи инвертированного лоскута ВПМ.

В 3-й группе в одном случае разрыв не закрылся и еще в одном закрылся с дефектом на уровне эллипсоидной зоны фоторецепторов.

При анализе полученных результатов ориентировались на закрытие макулярного отверстия, прирост зрительных функций и уменьшение или исчезновение скотом.

Судя по результатам 1-й группы, разрывы с небольшим диастазом дают наибольший положительный результат, а применяемая методика позволяет

Морфофункциональные данные (показатели) глаз

Оцениваемые параметры 1-я группа, n=8 2-я группа, n=6 3-я группа, n=4 Диастаз краев разрыва, мкм 486–520 500–820 800–1178 Толщина краев разрыва, мкм 297–340 432–473 50–93 Сохранность пигментного эпителия Сохранен Сохранен Частично разрушен Максимально корригируемая острота зрения 0,2–0,4 0,1–0,2 0,01–0,15 Наличие центральных скотом - - + получить полное закрытие макулярного отверстия с улучшением зрительных функций.

Во 2-й группе применялись две технологии: с использованием PRP и свободного инвертированного лоскута. Применение PRP в разрывах с большим диастазом оказалось менее эффективно, что потребовало повторного вмешательства с «пластикой» макулярной зоны при помощи выкроенного периферично лоскута ВПМ. В тех случаях, когда изначально применялся инвертированный лоскут, получен положительный результат, который свидетельствует о том, что при разрывах с большим диаметром предпочтительно использование технологии инвертированного лоскута.

В 3-й группе, исходя из неудачного опыта применения PRP при хирургическом лечении МР большого диаметра, использовали инвертированный лоскут ВПМ. Для тампонады использовали силиконовое масло. На наш взгляд, несмотря на то что газ имеет большую силу натяжения, силиконовое масло ведет себя более стабильно, а тем самым оказывается надежнее тампонирующий эффект.

Исходя из полученных результатов, можно считать, что при макулярных разрывах до 500 мкм включительно применение плазмы, обогащенной тромбоцитами и тампонадой витреальной полости воздухом, является оптимальным.

При разрывах от 500 до 800 мкм применение свободного инвертированного лоскута с тампонадой газовоздушной смесью также необходимо и достаточно.

При макулярных разрывах свыше 800 мкм наиболее оптимальным является использование свободного инвертированного лоскута с тампонадой витре-альной полости силиконовым маслом.

Чтобы получить более достоверные результаты, требуется провести сравнительный анализ на большей группе пациентов.

Для выбора конкретных методик закрытия макулярных отверстий необходимо ориентироваться на бесконтактные технологии, так как любые манипуляции с сетчаткой могут привести к ее повреждению, а также травмированию пигментного эпителия, что в конечном счете скажется на функциональном результате.

Предварительный анализ результатов хирургического лечения больших макулярных разрывов показал необходимую и достаточную эффективность сочетания витрэктомии и пилинга внутренней пограничной мембраны (ВПМ) с тампонадой дефекта различными средами, в зависимости от его диаметра.

Это подход может быть признан базовым и стандартным для выбора тактики оперативного вмешательства.

Обсуждение. Для лечения больших МР предложены различные методы, направленные на улучшение достигаемых функциональных результатов [15–17].

Наибольший интерес в этом плане представляет методика перевернутого лоскута, где авторы предлагают оставлять участок ВПМ вокруг разрыва и укладывать его в разрыв с двух сторон внахлест, тем самым закрывая его [18, 19]. Однако, как показывает практика, при больших МР в процессе замены жидкости на воздух все остатки ВПМ собираются «бубликом» вокруг разрыва. В такой ситуации приходится применять дополнительные манипуляции для укладывания их в центр, что является затруднительным при истечении субретинальной жидкости через разрыв в среде воздуха. Это может привести к отрыву лоскута ВПМ от краев разрыва.

Указанная техника имеет различные модификации и получает все большее распространение.

M. Shin с соавт. в 2014 г. [7] предложили методику однослойного перевернутого лоскута ВПМ. Z. Michalewska с соавт. в 2015 г. [19] предложили модификацию стандартной методики перевернутого лоскута ВПМ, так называемый «темпоральный» перевернутый лоскут ВПМ, с целью уменьшения площади пилинга ВПМ и минимизации повреждения (диссоциации) слоя нервных волокон сетчатки, в частности папилломакулярного пучка.

Разработана технология хирургического лечения больших идиопатических макулярных разрывов (минимальный диаметр разрыва более 400 мкм) с применением методики поэтапного формирования фрагмента внутренней пограничной мембраны для закрытия макулярного отверстия [20].

Необходимость дифференцированного подхода к хирургическому лечению офтальмологических пациентов с макулярными разрывами не вызывает сомнения, поэтому проблема базовых подходов к выбору тактики лечения будет оставаться актуальной. Площадь макулярного разрыва в любом случае остается отправной точкой для выбора алгоритма действий хирурга. Предложенный подход можно рассматривать в качестве стандарта.

Заключение. При хирургическом лечении больших макулярных разрывов можно следовать следующему стандартизированному подходу:

— при макулярных разрывах до 500 мкм включительно применение плазмы, обогащенной тромбоцитами и тампонадой витреальной полости воздухом;

— при разрывах от 500 до 800 мкм применение свободного инвертированного лоскута с тампонадой газовоздушной смесью;

— при макулярных разрывах свыше 800 мкм наиболее оптимальным является использование свободного инвертированного лоскута с тампонадой ви-треальной полости силиконовым маслом.

Список литературы Стандартизированный подход к выбору базового хирургического лечения больших макулярных разрывов

  • Zhigulin AV, Khudyakov AYu, Lebedev YaB, Mashchenko NV. The effectiveness of silicone tamponade in the surgical treatment of macular holes of large diameter. Fyodorov Journal of Ophthalmic Surgery 2013; 1: 6-8. Russian (Жигулин А. В., Худяков А. Ю., Лебедев Я. Б., Мащенко Н. В. Эффективность силиконовой тампонады в хирургическом лечении макулярных разрывов большого диаметра. Офтальмохирургия 2013; 1: 6-8).
  • Kelly NE, Wendel RT. Vitreous surgery for idiopathic macular holes: Results of a pilot study. Arch Ophthalmol 1991; (109): 654-9.
  • Madreperla SA, Geiger GL, Funata M, et al. Clinicopath-ologic correlation of a macular hole treated by cortical vitreous peeling and gas tamponade. Ophthalmology 1994; (101): 682-6.
  • Method of surgical treatment of macular rupture: Russian patent for invention No. 2407493 dated 27.12.2010/Bikbov MM, Altynbayev UR. Russian (Способ хирургического лечения макулярного разрыва: патент РФ на изобретение №2407493 от 27.12.2010 г./М. М. Бикбов, У. Р. Алтынбаев).
  • Lyskin PV, Zakharov VD, Lozinskaya OL. Pathogenesis and treatment of idiopathic macular holes: Evolution of the question. Fyodorov Journal of Ophthalmic Surgery 2010; (3): 525. Russian (Лыскин П. В., Захаров В. Д., Лозинская О. Л. Патогенез и лечение идиопатических макулярных разрывов: эволюция вопроса. Офтальмохирургия 2010; (3): 52-5.
  • Spiteri Cornish K, Lois N, Scott N, et al. Vitrectomy with internal limiting membrane (ILM) peeling versus vitrectomy with no peeling for idiopathic full-thickness macular hole (FTMH). Cochrane Database of Systematic Reviews 2013; (6). DOI: 10.1002/14651858. CD009306. pub2.
  • Shin M, Park K, Park S, Byon I, Lee J. Perfluoro-n-octane-assisted single-layered inverted internal limiting membrane flap technique for macular hole surgery. Retina 2014; 34 (9): 1905-10.
  • Yooh JS, Brooks HL, Capone AJr, et al. Ultrastructural features of tissue removed during idiopathic macular hole surgery. Am J Ophthalmol 1996; (122): 67-75.
  • Shkvorchenko DO, Khoroshilova-Maslova IP, Andreeva LD, et al. Surgical treatment of idiopathic macular holes with removal of the inner bordering membrane of the retina. In proceedings of All-Russian scientific and research conference "Current technologies of vitreoretinal pathology treatment". Moscow, 2002: 338-346. Russian (Шкворченко Д. О., Хоро-шилова-Маслова И. П., Андреева Л. Д. и др. Хирургическое лечение идиопатических макулярных разрывов с удалением внутренней пограничной мембраны сетчатки. В кн.: Современные технологии лечения витреоретинальной патологии: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М., 2002; 338-46).
  • Chen SN, Yang CM. Lens capsular flap transplantation in the management of refractory macular hole from multiple etiologies. Retina 2016; 36 (1): 163-70.
  • Benson WE, Cruckshanks KC, Fong DC, et al. Surgical management of macular holes: a report by the American Academy of Ophthalmology. Ophthalmology 2001; (108): 1328-35.
  • Lois N, Burr J, Norrie J, et al. Internal limiting membrane peeling versus no peeling for idiopathic full-thickness macular hole: a pragmatic randomized controlled trial. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2011; 52 (3): 1586-92.
  • Paques M, Massin P, Santiago PY, et al. Late reopening of successfully treated macular holes. Br J Ophthalmol 1997; 81 (8): 658-62.
  • Brooks HL. Macular hole surgery with and without internal limiting membrane peeling. Ophthalmology 2000; (107): 1939-49.
  • Alpatov SA, Shchuko AG, Malyshev VV. Pathogenesis and treatment of idiopathic macular holes. Novosibirsk: Nauka, 2005; 136 p. Russian (Алпатов С. А., Щуко А. Г., Малышев В. В. Патогенез и лечение идиопатических макулярных разрывов. Новосибирск: Наука, 2005; 136 c.).
  • Couvillion SS, Smiddy WE, Flynn HW, et al. Outcomes of surgery for idiopathic macular hole: A case-control study comparing silicone oil with gas tamponade. Ophthalmic Surg Lasers Imaging Retina 2005; 36 (5):365-71.
  • Gekka T, Watanabe A, Ohkuma Y, et al. Pedicle internal limiting membrane transposition flap technique for refractory macular hole. Ophthalmic Surg lasers Imaging Retina 2015; 46 (10): 1045-6.
  • A method for surgical treatment of penetrating idiopathic macular rupture: Russian patent for invention No. 2395255 dated 27.07.2010/Belyy YuA, Tereshchenko AV. Russian (Способ хирургического лечения сквозного идиопатического ма-кулярного разрыва: патент РФ на изобретение №2395255 от 27.07.2010 г./Ю. А. Белый, А. В. Терещенко).
  • Michalewska Z, Michalewska J, Dulczewska-Cichecka K, et al. Temporal inverted internal limiting membrane flap technique versus classic inverted internal limiting membrane flap technique: a comparative study. Retina 2015; 35 (9): 1844-50.
  • Shilov NM, Tereshchenko AV, Trifanenkova IG. Modification of the technology for closure of large idiopathic macular ruptures using the method of step formation of a fragment of the internal boundary membrane. Current Technologies in Ophthalmology 2017; 5 (18): 79-82. Russian (Шилов Н. М., Терещенко А. В., Трифаненкова И. Г. и др. Модификация технологии закрытия больших идиопатических макулярных разрывов с применением методики поэтапного формирования фрагмента внутренней пограничной мембраны. Современные технологии в офтальмологии 2017; 5 (18): 79-82).
Еще
Статья научная