Становление главной военно-морской базы Черноморского флота в условиях холодной войны
Автор: Богаткевич Татьяна Анатольевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: История
Статья в выпуске: 4, 2008 года.
Бесплатный доступ
Из Великой Отечественной войны Советский Союз вышел мощной мировой державой, страной-победительницей, сфера влияния которой распространялась на всю Восточную Европу. В послевоенных условиях советское руководство стремилось воплотить в жизнь задачу о контроле над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. Но надежды на создание военно-морской базы в черноморских проливах не оправдались. Враждебное отношение Турции к советским предложениям в значительной степени было обусловлено просчетами высшего партийного и советского руководства, которое считало, что военная мощь СССР являлась достаточным аргументом для решения проблемы проливов. Изменению турецкой позиции способствовала попытка советских руководителей инициировать территориальные претензии в отношении Турции со стороны правительств советских республик - Армении и Грузии.
Короткий адрес: https://sciup.org/170164395
IDR: 170164395
Текст научной статьи Становление главной военно-морской базы Черноморского флота в условиях холодной войны
п ослевоенная политика СССР- в отношении Турции по поводу контроля над черноморскими проливами выразилась в одностороннем разрыве мирного договора. Прежние добрососедские отношения с Турцией, характерные для 1920–1930-х годов, обернулись сближением А-нкары с США-, окончательным вступлением Турции в НА-ТО в 1952 г.
В условиях напряженного военного противостояния Ч-ерноморский флот регулярно проводил масштабные учения, нацеленные на отработку действий флота «по уничтожению прорвавшейся через пролив крупной группировки кораблей противника». После вступления Турции в НА-ТО флот США- и Североатлантического союза получил возможность беспрепятственно проводить военные корабли через проливы и проводить боевые маневры практически у берегов Советского Союза.
Помимо военного фактора, США-, Великобритания и Турция противодействовали допущению кораблей Советского Союза в Средиземное море с целью воспрепятствовать распространению советского влияния на юге Е-вропы и Б-лижнем Востоке с огромными запасами нефти и обеспечить себе полный контроль над торговыми путями в Средиземном море. США- стремились сохранить позиции лидера во внешней торговле.
БОГАТКЕВИч
Татьяна
Анатольевна – Севастопольский филиал МГУ им. М. В. Ломоносова
Генеральный план строительства города являлся уникальной разработкой, в которой участвовали видные архитекторы страны Г. Б-архин, В. А-ртюхов, Ю. Траутман, М. Гинзбург и др., проектные организации Москвы и Ленинграда. Постоянный контроль за ходом проектирования осуществлял Комитет по делам архитектуры при Совете министров СССР-. Обеспечение Севастополя в статьях бюджета Р-СФСР- выделялось отдельной строкой. Генеральный план был утвержден СНК Р-СФСР- 30 апреля 1946 г. Главный архитектор города Ю. Траутман во многих подходах не был согласен с решениями автора проекта Г. Б-архина. Профессиональное соперничество архитекторов вылилось в личную вражду Б-архина с Траутманом и представителей их групп. Так, Б-архин в заключение на предложения Траутмана отметил, что задача создания образа Севастополя как города-героя, столицы Ч-ерноморского флота
«ни в коей мере не разрешена»1. Б-архин основывал свой план на идее создания города, который служит морю, портового города, города-крепости, защищающего Отечество, – все должно олицетворять величие и могущество российского флота. Даже вся приморская линия, где располагались склады, промышленные участки, производственные помещения с сопутствующей грязью и мусором, по указанию командующего флотом подлежала превращению в подобие огромного парка с архитектурными формами2.
Значительной проблемой стало строительство железнодорожной станции. Проектируя железную дорогу, Б-архин предложил построить станцию в качестве транзитной на пути к южному берегу Крыма. Командование флота отвергло данную идею: большой поток пассажиров не вписывался в статус закрытого города.
Проектирование зданий в Севастополе предусматривало требование не превышать трех этажей. Подобное решение было обусловлено сейсмической опасностью и обеспечением военной безопасности: считалось, что высокие здания в городе с большим количеством секретных военных объектов могли стать ориентирами для потенциального агрессора.
Городу создали своеобразный возвышенный архитектурный образ, соответствующий городу-герою и столице Ч-ерноморского флота, воздвигались сооружения общесоюзного значения. Все определяла установкасверху: Севастополь восстанавливался как главная военноморская база Ч-ерноморского флота, военно-морской порт, закрытый город3. Данное предназначение города определило направление и развитие основной промышленности в Севастополе: судостроение, судоремонт, металлообработка, производство электроэнергии, направленных на обслуживание флота.
Несмотря на принимаемые меры, восстановление Севастополя затягивалось, строительно-монтажные части не выполняли планы, ощущалась постоянная нехватка в людских и материальных ресурсах, город был не в состоянии осваивать средства, которые ассигновало ему правительство. К 1947 г. стало очевидно, что такими темпами город будет восстановлен не раньше, чем через 10–15 лет. Подобное положение не устраивало советское руководство.
О важной роли, которая отводилась Ч-ерноморскому флоту, свидетельствовало беспрецедентное внимание, которое уделял проблемам города и флота И. В. Сталин. 19 августа 1947 г. на крейсере «Молотов» он совершил переход из Ялтинского порта в Сочи с целью ознакомления с работой флота, его повседневными проблемами, проверки боеспособности флота. Центральной темой обсуждения в ходе беседы Главнокомандующего с офицерами Ч-ерноморского флота стало восстановление Главной военно-морской базы. В августе 1948 г. Сталин, крайне редко совершавший какие-либо поездки, посетил Севастополь. Е-го сопровождали заместитель председателя Совета министров Р-СФСР- А-. Н. Косыгин и председатель Госплана СССР- Н. А-. Вознесенский. Сведений об этом визите сохранилось немного и в основном это воспоминания очевидцев. Посещение Главной базы Ч-ерноморского флота И. В. Сталиным не придавалось общественной огласке в газетах и официальных документах. Однако известно, что руководители страны осмотрели важнейшие строительные объекты в городе, выслушали подробные отчеты о проделанной работе руководителей флота и города.
Немногим жителям города удалось увидеть правительственную делегацию. Сталин приехал в город без предупреждения с явным намерением застать руководство города и флота врасплох и выяснить реальную ситуацию. Р-езультаты этого визита оказали быстрое влияние на историю Севастополя и флота. По поручению Сталина правительством было подготовлено два документа, подписанные Сталиным в один день – 25 октября 1948 г. В постановлении Совета министров СССР- «О восстановлении города и главной базы Ч-ерноморского флота – Севастополя» (с грифом «Совершенно секретно») Севастополь определялся как единый город-база, в котором невозможно разделить военные и гражданские объекты – восстановительные работы должны проходить в комплексе. В другом документе – постановлении Совета министров СССР- «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя» понятия «город» и «главная база» были разъединены, определялись мероприятия по восстановлению каждой из составных частей.
Недовольство И. В. Сталина темпами восстановления Севастополя выразилось в требовании восстановления Севастополя как первоклассной военноморской крепости в кратчайшие сроки: за 3–4 года полностью завершить строительные работы. Для решения этой задачи на 1949–1952 гг. выделялись значительные средства. Б-ольшая часть отводилась на восстановление военно-морской базы (строительство казарм, жилых домов и культурно-бытовых учреждений), немалые средства направлялись на восстановление города (объектов здравоохранения и коммунального хозяйства, жилого фонда, культурных учреждений).
Со всех концов страны, особенно из центральных областей Р-СФСР- в Севастополь направлялись молодые строители, рабочие, инженеры, специалисты разных профессий. Из Владивостока прибыли мощные передвижные электростанции. Иваново поставляло белье. С заводов Москвы, Ленинграда и других городов эшелонами в Севастополь направлялись строительные материалы, оборудование и аппаратура, инструменты, мебель, ткани – все, что было необходимо для обеспечения успешного строительства и улучшения бытовых условий населения. Педагоги Уфы помогали в оснащении детских садов, московский Малый театр помог в создании костюмерного цеха в городском драматическом театре Севастополя. Основная тяжесть материальных и людских затрат легла на Р-СФСР-.
Для успешной реализации планов восстановления необходимо было официально закрепить особый статус города, его роль в обеспечении безопасности страны, так как по документам он даже не являлся областным центром, подчиняясь Симферопольскому облисполкому, что значительно осложняло финансирование и снабжение материалами Севастополя. В специальном постановлении Совмина указывалось на необходимость выделить город в число городов республиканского подчинения. Севастополь приобрел статус самостоятельного административно-хозяйственного центра, отнесенного к категории городов республикан- ского подчинения с особым бюджетом. Город был выведен из состава Крымской области, с 29 октября 1948 г. горисполком Севастополя подчинялся напрямую Совету министров Р-СФСР-.
В государственном плане и бюджете Севастополь выделялся отдельной строкой. Целый комплекс организаций центрального и республиканского уровня отвечал за проведение строительно-монтажных работ, проектирование и снабжение города. Б-ыло организовано Управление по восстановлению Севастополя при Совете министров СССР- во главе с начальником управления И. Б-. Комзиным, который был ранее заместителем министра строительства военных и военно-морских предприятий. В задачу управления входила координация работы различных ведомств и структур, занимавшихся вопросами восстановления Севастополя.
С восстановлением Севастополя связаны имена многих исторических и политических деятелей: А-. Н. Косыгина, Л. П. Б-ерии, Н. С. Патоличева, В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Н. А-. Вознесенского, К. Е-. Ворошилова. На их имена отправлялись доклады о ходе восстановления и предложения о решении постоянно возникавших спорных вопросов. Косыгин являлся наиболее осведомленным в проблемах Севастополя представителем высшего руководства страны: он назначал руководителей восстановительных работ, осуществлял контроль за их ходом. Фактически ни один даже незначительный вопрос не решался в Крыму, а переправлялся для принятия решения в центр. Даже незначительный вопрос о сносе здания Госбанка в Севастополе, вокруг которого разгорелся спор, в конечном итоге согласовывался лично с Ворошиловым. Пример сам по себе интересный, так как лишний раз подчеркивает значение, которое придавалось Севастополю руководством страны и отдельными государственными структурами. Судьба одного здания решалась в споре двух таких влиятельных организаций, как Государственный банк и Комитет по делам архитектуры при СМ СССР-.
Все ключевые объекты базы строились с учетом ядерного фактора. В строительстве объектов флота определяющую роль играли требования «повышенной живучести объектов» посредством усиления защитных конструкций, способных выдержать избыточное давление ударной волны атомного взрыва, термического и радиоактивного воздействия. Курировавший ядерный проект Л. П. Б-ерия оказывал содействие и помощь в восстановлении Ч-ерноморского флота и Севастополя. Е-му направлялись письма с отчетами, жалобы и просьбы из Севастополя, которые в административной системе управления гораздо легче было удовлетворить, используя влияние высшего руководства. Одного упоминания имени Б-ерия оказывалось нередко достаточно для ускорения разрешения возникающих проблем: он был избран депутатом Севастопольского городского совета депутатов трудящихся (полномочий депутата Б-ерия был лишен в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР- от 26 июня 1953 г.).
МинистерстваР-СФСР-готовилипроект-ную документацию и предоставляли ее севастопольским строительным организациям, распределяли между собой строящиеся жилые дома. Так, заместитель управляющего делами СМ Р-СФСР- М. Иванов сообщал председателю севастопольского горисполкома С. Сосницкому, что «Совет министров Р-СФСР- поручил Министерству коммунального хозяйства Р-СФСР- (т. Гусеву), Министерству здравоохранения Р-СФСР- (т. Ковригиной) и Министерству просвещения Р-СФСР-(т. Каирову) принять меры по вашей просьбе об обеспечении технической документацией объектов строительства 1952 года в г. Севастополе»1.
Каждый год Совмин Р-СФСР- заслушивал подробный отчет о проделанной работе севастопольского горисполкома. Так, на сессии городского Совета депутатов трудящихся 9 апреля 1952 г. председатель горисполкома Сосницкий сообщил: «Совет министров Р-СФСР-, слушая наш отчет, указал, что выполнение финансового плана шло неудовлетворительно, причем надо сказать, что из числа городов республиканского подчинения Севастополь – единственный город, который не выполнил финансового плана за 1951 г.»2
Задача по восстановлению города была решена в установленные 3–4 года. К 1954 г. город значительно превзошел довоенный уровень и не только воплощал в себе образ белокаменного города-героя с прекрасными парками, музеями, памятниками, но и мог полноценно выполнять свою основную роль базы Ч-ерноморского флота. Однако обеспечение успешного процесса восстановления в Севастополе было сложным и трудоемким делом, особенно на фоне тяжелых бытовых условий и напряженной социальной обстановки. Б-ыла разработана специальная программа развития города до 1970 г., что обеспечивало постоянное улучшение бытовых условий, расширение жилищного строительства, чтобы город продолжал соответствовать темпам развития Ч-ерноморского флота. Кроме того, когда Крымская область была передана в состав Украинской ССР-в 1954 г., Севастополь являлся городом республиканского подчинения Совету министров Р-СФСР-, а Ч-ерноморский флот в свою очередь являлся объектом общесоюзного значения, обеспечивающим безопасность южных границ Советского Союза.
Фактически ко времени вступления Турции в НА-ТО в 1952 г. Севастополь как главная военно-морская база Ч-ерноморского флота был полностью восстановлен. Севастополь продолжил традиции символа русской доблести и гордости русского оружия – как важнейшего оборонительного рубежа, рычага влияния на международной арене в условиях разжигания холодной войны и разделения мира на два враждебных лагеря.
На протяжении всего периода – с 1945 по 1953 год советское руководство вынашивало стратегию контроля над черноморскими проливами. Когда это стало невозможно осуществить мирным путем, не исключалась возможность проведения военной операции, главная роль в которой отводилась кораблям Ч-ерноморского флота. Контроль над проливами означал обеспечение доступа к удобным торговым путям в Средиземном море и обеспечивал полную безопасность южных границ Советского Союза, превращая Ч-ерное море во «внутреннее» море Советского Союза, куда бы не допускались суда враждебных государств.
Основная инфраструктура Севастополя как города-базы продолжает использоваться Ч-ерноморским флотом Р-оссии в настоящее время.