Становление государственной молодежной политики региона (по материалам региональной молодежной печати)

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты исследования государственной молодежной политики в период становления политической целостности Республики Татарстан на основе метода контент-анализа региональной молодежной прессы.

Короткий адрес: https://sciup.org/147222282

IDR: 147222282

Текст краткого сообщения Становление государственной молодежной политики региона (по материалам региональной молодежной печати)

Периодическая печать — наиболее точное зеркало, отражающее процессы, происходящие в обществе. Тематика и характер публикуемых материалов по зволяют увидеть социальные интересы, назревание проблемных явлений и поиск путей решения тех или иных задач, стоящих перед обществом. Это своего рода барометр по определению и прогнозированию «политической погоды». Вместе с тем печатные СМИ несут в себе определенную двойственность. С одной стороны, они являются инструментом влияния и воздействия на определенные социальные группы, с другой — отражают ценности, интересы и реальное положение этих социальных групп в системе общественных отношений на данный момент. Поэтому изучение периодической печати в рамках определенного хронологического этапа позволяет увидеть изменения общественных запросов и положение конкретной социальной группы.

Инклюзивность социально-политических процессов, с одной стороны, облегчала поиск материалов, с другой — затрудняла процесс классификации и оценки «чистоты» молодежных и ориентированных на молодое поколение публикаций. Поэтому часть включенных в анализ материалов можно лишь косвенно отнести к исследуемой тематике, так как эти материалы отражают вопросы, не относящиеся к молодежным проблемам, но отчасти затрагивают субъектность молодежи в рамках социально-политических процес-

ЧИСТЯКОВ Вячеслав Айдарович, старший преподаватель кафедры истории, политологии и права Казанского государственного финансово-экономического института.

сов (например, ряд публикаций по проблемам международных отношений, политических дискуссий парламентариев и т. д.).

Для контент-анализа были выбраны две центральные, брендовые общественно-политические газеты: русскоязычная «Молодежь Татарстана» и издаваемая на татарском языке «Татарстан яшьлере». Объем выборки составлял 1 064 номера (100 % годовых подшивок за 1990, 1993, 1995, 1996, 1999, 2000, 2001 гг. для «Молодежи Татарстана» и «Татарстан яшьлере»), что является достаточным эмпирическим материалом, так как «выборочные совокупности от 1 до 2 тыс. ед. считаются достаточно представительными»1

Обе газеты освещали политическую проблематику во всех изучаемых аспектах. Это позволило утверждать, что молодежь как объект и субъект политического процесса в республике постоянно находилась в центре внимания прессы. В Республике Татарстан уже в условиях перестройки раньше, чем в других субъектах РФ, были созданы необходимые предпосылки для последующей выработки региональной модели молодежной политики. Ее создание было связано с курсом на обеспечение политической и экономической самостоятельности в осуществлении модернизации общества. Такая специфика развития политической субъектности региона нашла отражение в материалах молодежной печати соответствующего периода.

Соотношение общего количества публикуемого материала и числа публикаций на политические темы в газетах «Молодежь Татарстана» и «Татарстан яшьлере» за 1990— 2001 гг. показывает, что на протяжении указанного периода татароязычная газета была более политизирована. Это объясняется рядом причин. Среди них: процесс суверенизации и обретения Татарстаном статуса полноправного субъекта РФ; проблемы этнокультурного возрождения татарского народа; усиление влияния и самостоятельности республиканской политической элиты. Все это требовало пропагандистской работы среди молодежи и определенной заинтересованности в ней, в первую очередь татарской, как социальной опоры проводимому политическому курсу.

Переговорный процесс между Татарстаном и федеральным центром находился постоянно в центре внимания молодежной республиканской прессы. Публикации, посвящен- ные разграничению полномочий субъектов Федерации, занимали основную часть официальных политических материалов газет. При этом молодежные издания сознательно делали акцент на взаимосвязи этого вопроса с факторами становления молодежной политики региона.

Подписание в феврале 1994 г. договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» значительно ускорило процесс становления региональной модели молодежной политики. Первым среди других российских регионов, в октябре 1993 г., был принят Закон Республики Татарстан «О молодежи», определивший принципы молодежной политики в республике, меры по ее обеспечению, нормы правовой и социальной защищенности молодежи.

Становление татарского национального самосознания рассматривалось газетой через призму межнациональной конкуренции (что отражало, безусловно, мнение части населения и потворствовало их настроениям). Таким образом, заняв в рядах республиканской молодежной прессы «нишу» национального патриотизма, «Татарстан яшьлере» обрела постоянного читателя, получила поддержку властей и соответственно определенную стабильность.

В тематическом отношении русскоязычные и татароязычные издания отличаются друг от друга по динамике объема публикуемых материалов (рис. 1 и 2).

Сопоставление рисунков по отдельным темам в газетах выявляет почти зеркальную их противоположность. Газета «Молодежь Татарстана» до 1995 г. на первое место выносит проблемы демократизации и выборов, а в последующий период идет преобладание национальной проблематики. Вопросы молодежной политики и молодежи как субъекта политики начинают актуализироваться только с 2000 г. Таким образом, можно говорить о тенденции развития газеты: официально-политическая доминанта в начале XXI в. сменяется общественно-политической, в которой «национальная компонента» приобрела существенное выражение. Это мнение подтверждается и изменением характера публикаций (рис. 3).

я Демократия и выборы

Вопросы общеполитического характера

■Вопросы молодежной политики, молодежь как субъект политики □ Вопросы национальной политики

Рис. 1. Публикации по отдельным темам в газете «Молодежь Татарстана»

и Демократия и выборы

^Вопросы общеполитического характера

  • ■Вопросы молодежной политики, молодежь как субъект политики

  • □ Вопросы национальной политики

Рис. 2. Публикации по отдельным темам в газете «Татарстан яшьлере»

20 0

® П роблемно-анал итические         □ П роблемно-информационные в Проблемно-политические

Рис. 3. Публикации по отдельным темам в газете «Молодежь Татарстана»

Рост числа проблемно-аналитических и проблемно-информационных статей свидетельствует о становлении национального самосознания русскоязычной молодежи и ее выходе на политическую арену как полноправного субъекта. Достаточно длительный период «вызревания» национально-патриотических настроений в русскоязычной среде связан с объективными процессами отечественной истории последнего десятилетия XX в. С распадом Советского Союза девальвировался и общесоюзный патриотизм. Исследования последних лет показывают, что в основном только старшее поколение продолжает ориентироваться на советскую идентичность. Среди молодежи на вопрос «Что Вы считаете своей Родиной?» лишь 6,9 % русских, 5,8 % лиц других национальностей, 4,8 % татар назвали бывший СССР Молодое поколение преимущественно идентифицирует себя с регионом2 Если преобладание республиканской идентичности над общероссийской среди титульного народа республики было закономерным, то распространение ее среди русских и представителей других национальностей объек- тивно связано с формированием умеренной политической субъектности региона, изначально построенной на балансе центральных и региональных интересов. В отличие от многих регионов, где суверенизация привела к межнациональным трениям, территориальному делению и даже гражданской войне, в республике этот шаг встретил понимание со стороны многонационального населения. Исходным пунктом на этом пути стало принятие декларации «О государственном суверенитете Республики Татарстан», единогласно принятой Верховным Советом ТАССР 30 августа 1990 г.

Более того, декларация выполняла роль интегратора и объединителя, поскольку государственный суверенитет провозглашался в интересах всех народов, проживающих на его территории: «Татарская ССР гарантирует всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные права и свободы человека. В Татарской ССР гарантируется равноправное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других национальностей»3.

Следует отметить, что условием и итогом модернизационных процессов во всем мире являлось формирование социальной однородности (реализуемой под политическим лозунгом социального равенства). Наличие же разнообразных этносистем в обществе было и остается фактором неоднородности. В рамках этой политики объективное требование национально-региональной однородности воспринималось молодежью как приведение всего разнообразия этносистем к единому образцу общероссийской государственности с ее упором на русско-православный компонент. Контент-анализ косвенно подтверждает этот тезис: за последние годы усилия органов государственной власти были направлены на воспитательную деятельность общефедерального уровня, а в рамках отдельных народов (наций) она существенно снизилась.

Тенденция формирования надэтнической социальной системы («россиян») выражалась в росте проблемно-информационных материалов и преподносилась через призму молодежной политики и политической субъектности молодежи.

Приоритетным направлением для газеты «Татарстан яшьлере» в рамках изучаемого периода являлись вопросы культуры, истории татарского народа, проблемы родного языка, тесно связанные с общеполитической проблематикой. Национальная тематика отличалась большим разнообразием: историко-этнографические материалы; социально-политическая информация о положении народов в современном мире; экономические, социальные и политические аспекты государственной национальной политики; культурные дискурсы о религии, образовании, литературе и искусстве.

Преобладание политической информации вполне объяснимо официальным характером и целями газеты. Резкий рост объема информации культурного характера вызван, вероятно, тем, что государство, исчерпав традиционные политические рычаги регулирования обществом, на рубеже 90-х гг. XX в. вынуждено было обратиться к той сфере, в которой национальный вопрос в тот период был наиболее актуализирован. Трансформация этносистем (этнообразование), как правило, происходит сначала в сфере культуры. Формирование «высокой культуры» появляется как выдвижение первичных требований: развитие и защита родного языка, литературы и искусства, сохранение религиозной составляющей духовной жизни народа, создание каналов общенациональной коммуникации (прессы, национальной системы образования), то есть того, что в этнополитологии обозначается как культурная автономия. Именно эти проблемы встали на повестку дня в ходе суверенизации Татарстана и поиска путей договорных отношений в системе «центр — регионы». Вот на этот «вызов» времени и пыталось ответить республиканское руководство реформами в национально-культурной сфере. Отсюда и количественные показатели проблемно-информационных и проблемнополитических (дискуссионных) материалов (рис. 4).

Расширение национального вопроса в прошлое и будущее является, по нашему мнению, проявлением формирования национального сознания. Система «прошлое — настоящее — будущее» создает основания для притязаний в национальной сфере, как корни, ствол и ветви для существования дерева. Заслуги прошлого становятся обоснова-

Рис. 4. Публикации по отдельным темам в газете «Татарстан яшьлере»

нием современных притязаний, а будущее — гарантией сохранности этносистемы. В данном случае небольшой объем публикаций в аспектах молодежной политики и вопросов избирательного процесса говорит о стабильности существования татарской этносистемы в Республике Татарстан и относительной независимости ее политической элиты от молодежи как субъекта политических отношений.

Таким образом, республиканская периодическая пресса, ориентированная на общественный интерес, позволяет сделать ряд выводов об особенностях восприятия общественно-политических проблем молодежным сознанием. В целом итоги контент-анализа газет «Молодежь Татарстана» и «Татарстан яшьлере» демонстрируют развернутость и многоплановость политических процессов в Татарстане. Национально-государственная политика в культурном и социальном аспектах имела на страницах молодежной прессы высокие показатели, как по объему, так и по качеству информации. Превалирование культурной доминанты было связано не только с традиционно-досуговой ориентацией газет как общественных изданий, но и с сущностью поднимаемых проблем.

В целом становление и реализация республиканской молодежной политики выступали частью формирования политической субъектности региона. Детерминантами становления и реализации региональной молодежной политики, по данным прессы, являлись появление и быстрое развитие региональной нормативно-правовой базы, способствующей формированию собственного ювенального законодательства; оперативное научно-информационное обеспечение государственной молодежной политики региона; наличие высокого уровня социально-политической активности молодежи в агрегировании и реализации своих потребностей и интересов в рамках традиционных институтов политического процесса; заложенный в основу государственности Татарстана принцип равносуверенитета, утверждающий в качестве государственных два языка, обеспечивающий поддержку основных социальных сил общества, в том числе молодежи.

Список литературы Становление государственной молодежной политики региона (по материалам региональной молодежной печати)

  • Славко Т. И. Математико-статистические методы в исторических исследованиях. М., 1981. С. 60.
  • Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность (по материалам этносоциологического исследования). Казань, 2000. С. 72.
  • Декларация о государственном суверенитете ТССР // Коммунист Татарии. 1990. № 10. С. 3.
Краткое сообщение