Становление института младших командиров в российской армии (историческая ретроспектива)
Автор: Шакирзянов Эдуард Мансурович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 1, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются основные этапы формирования и развития системы комплектования русской армии младшим командным составом. Анализируются особенности подготовки унтер-офицеров на протяжении XIX - начала XX вв., выдвигаются предложения, направленные на укрепление института сержантов Вооруженных сил России.
Русская армия, унтер-офицеры, младшие командиры, сержанты, комплектование, учебные команды, подготовка
Короткий адрес: https://sciup.org/170165543
IDR: 170165543
Текст научной статьи Становление института младших командиров в российской армии (историческая ретроспектива)
Формирование системы комплектования русской армии унтер-офицерскими кадрами представляло собой сложный и длительный процесс. По условиям проведения и содержанию его реформирования можно выделить несколько этапов.
Первый этап охватывал период с 1716 по 1807 г. Основным его содержанием явилась работа по определению места и роли младших командиров в армии, подготовке военно-законодательных основ организации их службы, а также определение источников комплектования.
Второй этап (1808–1962 гг.) характеризовался коренными изменениями в системе подготовки унтер-офицерских кадров, приведением ее в соответствие с общим состоянием вооруженных сил на новом этапе их развития.
ШАКИРЗЯНОВ Эдуард
В рамках третьего этапа (1863–1905 гг.) под руководством военных министров Р-оссии Д.А-. Милютина (1863–1881), П.С. Ванновского (1881–1898) и А-.Н. Куропаткина (1898–1904) была продолжена работа по совершенствованию системы подготовки унтер-офицеров с учетом опыта деятельности учебных команд. Преобразования в школе унтер-офицеров на этом этапе в целом имели поступательный характер, проводились в направлении развития принятой в начале реформ концепции.
В результате проведенных преобразований к началу XX в. в русской армии сложилась цельная система подготовки унтер-офицеров, которая без существенных изменений функционировала вплоть до начала Первой мировой войны. Институт унтер-офицеров в русской армии существовал с 1716 по 1917 г.
Р-оссийский император Петр I считал, что «сержант столь великой важности, что вся целость и исправность службы от него за- висит»1. В начале ХХ в., оценивая роль младших командиров в армии, военный министр Р-оссии А-.Ф. Р-едигер подчеркивал, что «часть может быть хороша лишь при хорошем составе унтер-офицеров; при отсутствии же этого условия все старания высших начальников могут остаться тщетными»2. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «без хороших сержантов не может быть и хороших подраз-делений»3.
В начале создания регулярной русской армии унтер-офицеры4 выдвигались из общей массы солдат. Младшими командирами становились, как правило, отличившиеся в сражениях старослужащие солдаты или дворяне, поступившие на службу рядовыми. Но затем Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1721 г. были открыты гарнизонные школы, готовившие унтер-офицеров. Всего таких школ в армии насчитывалось около 50. Кроме того, дети дворян, прежде чем стать офицерами, несколько лет несли службу солдатами, а затем – унтер-офицерами, для того чтобы знать службу «с фундамента солдатского дела». С низу до верху прошли по служебной лестнице генералиссимус А-.В. Суворов, генерал-фельдмаршалы М.Б-. Б-арклай-де-Толли и М.И. Кутузов.
Во второй половине XVIII столетия подготовка младшего командного состава потребовала более пристального внимания военного ведомства. С развитием военного дела к знаниям младших командиров стали предъявляться более высокие требования. Кроме того, армия нуждалась в собственных младших специалистах лекарского, хозяйственного и др. профилей.
В начале XIX в. в связи с увеличением численности армии резко возросла потребность в унтер-офицерах. Ведь именно на них лежала основная тяжесть по оказанию помощи командиру роты в обучении новобранцев, в поддержании внутреннего порядка в частях. По уставу унтер-офицерам вверялись первоначальное обуче- ние солдат, постоянный и бдительный надзор за нижними чинами, наблюдение за внутренним порядком в роте. С целью комплектования армейских полков подготовленными унтер-офицерами были сформированы учебные гренадерские батальоны, кавалерийский эскадрон и артиллерийские роты. Так, в 1808 г. в Р-оссии был сформирован 1-й учебный гренадерский батальон, «чтобы с лучшей удобностью снабжать армейские полки исправными унтер-офицерами». В 1809 г. формируется 2-й учебный гренадерский батальон. Цель учреждения в 1811 г. 3-го батальона состояла в том, «чтобы подготовить унтер-офицеров в губернские батальоны с целью обучения и приготовления новобранцев»5.
Для подготовки унтер-офицеров в кавалерийские полки был учрежден учебный кавалерийский эскадрон, а в артиллерии – две учебные роты. Комплектование батальонов и учебных рот проводилось главным образом из числа так называемых кантонистов – солдатских детей и воспитанников военно-сиротских отделений6.
В 1826 г. из кантонистов были сформированы четыре учебных карабинерных полка для пехоты, учебный эскадрон для кавалерии, учебный саперный батальон для инженерных войск, учебная артиллерийская бригада для артиллерии, 48 эскадронов и 6 батарей для комплектования полков, расположенных в военных поселениях округов7. В этих учебных подразделениях кантонисты получали основательную боевую, строевую и специальную подготовку.
При гвардейских частях были свои особые школы кантонистов для подготовки унтер-офицеров и фейерверкеров и каптенармусов. Они состояли при 12 пехотных полках (до 800 чел.), при 9 кавалерийских дивизиях (около 300 чел.), в гвардейской артиллерии и у саперов (до 100 чел.)8.
Однако анализ архивных документов позволяет сделать вывод о том, что к се редине XIX в. учебные батальоны и полки армии уже не обеспечивали подготовку потребного числа младших командиров, так как в год выпускалось чуть более 1 000 чел. В войсках по-прежнему широко практиковалось производство в унтер-офицеры без предварительной учебной подготовки.
Поражение Р-оссии в Крымской войне ускорило проведение преобразований в области подготовки унтер-офицеров. В 1856 г. вышел манифест А-лександра II, в соответствии с которым кантонисты выводились из состава военного ведомства1. Взамен учебных подразделений кантонистов были открыты 22 училища, которые организационно подчинялись образованному в составе военного ведомства управлению. 14 июня 1858 г. были утверждены положение, штаты и табели об этих учили-щах2. Военное министерство попыталось превратить училища, созданные на базе кантонистских заведений, в основной источник получения кадров унтер-офицеров. В каждом из них насчитывалось от 150 до 800 учащихся, а всего в них обучалось до 10 000 воспитанников. Училища военного ведомства по предназначению разделялись на 3 разряда. Все выпускники училищ должны были отслужить в войсках обязательные сроки: 10–12 лет3.
Таким образом, с 1858 по 1866 г. руководство русской армии осуществляло подготовку основных специалистов на строевые и нестроевые унтер-офицерские должности в училищах военного ведомства.
Р-еформа армии, особенно в области боевой подготовки войск и создания обученного резерва, поставила со всей остротой вопрос о более совершенной подготовке унтер-офицерских кадров. От младших командиров всех рангов требовались глубокие знания и умение поставить боевую подготовку.
В 60-е годы XIX в. в системе комплектования унтер-офицеров наступил следующий этап. Корпус унтер-офицеров российских войск стал пополняться за счет: 1) поступивших добровольно на военную службу; 2) выпускников из военно-учеб- ных заведений; 3) рядовых, подготовленных в войсках4.
В целях дальнейшего развития системы подготовки унтер-офицерских кадров в 1867 г. военным ведомством была утверждена Инструкция для специального образования в войсках строевых нижних чи-нов5. Б-ыло принято решение о создании полковых учебных команд.
Важнейшей задачей создаваемых учебных команд являлась подготовка высококвалифицированных унтер-офицеров, способных выполнять различные служебные обязанности, ответственных за свои подразделения в мирное и военное время, в казармах, в карауле и даже в отдельных командировках. Для поступления в эти команды ротные, эскадронные и батарейные командиры отбирали 4–5 лучших солдат своего подразделения со сроком службы не менее одного года, отличавшихся высокой нравственностью, способностями к военной службе, волевыми качествами и хорошим физическим развитием. Срок обучения устанавливался в два года. C целях организации оптимальной подготовки нижних чинов учебная команда делилась на два отделения – младшее и старшее.
Таким образом, инструкция 1867 г. ввела в практику войск новую систему подготовки унтер-офицеров. В период с 1867 по 1874 г. все меры, указанные в инструкции, были направлены на обеспечение эффективной работы учебных команд, обязанных поставлять в подразделения армии грамотных унтер-офицеров со служебностроевыми навыками.
С середины 70-х гг. XIX в., когда комплектование армии стало производиться на основе всеобщей воинской повинности, требования к организации учебного процесса унтер-офицеров повысились. Следует учесть, что произошло фактическое расширение круга обязанностей унтер-офицеров.
В целях соответствия уровню подготовки унтер-офицерских кадров новым условиям были уточнены требования как к кандидатам на должность унтер-офицеров, так и к выпускникам учебных команд. Эти обстоятельства и явились основной причиной утверждения в феврале 1875 г. нового Положения о приготовлении ря- довых к унтер-офицерскому званию1. С утверждением данного положения были повышены требования к поступающим в учебные команды, разработаны программы обучения, формы контроля и анализа учебных занятий. С 1877 г. они были учреждены при каждом пехотном, кавалерийском и казачьем полке.
За год пребывания в учебных командах солдаты должны были основательно усвоить все, что впоследствии им приходилось применять на деле в качестве учителей, руководителей и ближайших начальников рядовых, именно все отрасли строевого образования и все, что касалось положения солдата на службе, его прав и обязанностей. По окончании учебы нижние чины возвращались в свои роты. Выдержавшие итоговый экзамен воспитанники по представлению непосредственных начальников производились в унтер-офицеры.
Обучение на курсах и в полковых школах приносило безусловную пользу. Среди унтер-офицеров было немало одаренных людей, которые умело разъясняли солдатам основы военной службы, ее ценности, долг и обязанности. Овладевая знаниями и приобретая опыт, унтер-офицеры становились надежными помощниками офицеров в решении стоявших перед ротами и эскадронами задач.
К концу XIX столетия подготовка младшего командного состава русской армии получила четко оформленную организацию. Основой ее стали полковые учебные команды. Присвоение рядовым унтер-офицерских званий производилось только по представлению непосредственных начальников за отличное поведение и совершенное знание порядка службы, не ранее выслуги в рядовом звании двух лет (в начале XX в. – одного года, и не позже, чем за 4 месяца до окончания срока действительной службы).
С упразднением в 1917 г. чинов в Р-оссии не стало и унтер-офицерских званий. В 30–40-х гг. XX в. в Красной армии были введены воинские звания «младший сержант», «сержант», «старший сержант» и «старшина». Младший командный состав стал именоваться сержантским (старшинским) составом.
В Красной (Советской) армии подготовкой младших командиров для различных родов войск занимались дивизионные и полковые школы. Занятия по тактике и другим видам боевой подготовки в школах проводились преимущественно в полевых условиях. В различные периоды курс обучения в дивизионной школе занимал от 3 до 12 месяцев, в полковой – от 3 до 10 месяцев. В 1959 г. вместо школ были созданы учебные части. В 70-х гг. учебные полки, отряды существовали уже во всех видах и родах войск Советских Вооруженных сил. С курсантами учебных частей проводились занятия по боевой, политической и специальной подготовке. Они овладевали знаниями и навыками, необходимыми для четкого выполнения своих служебных обязанностей, эффективного применения вооружения и техники, правильного их обслуживания, умелого командования отделением (экипажем, расчетом) в различных видах боя. Особое внимание уделялось методике обучения и воспитания солдат (матросов).
И в настоящее время стоит подумать над тем, не стоит ли вернуться к проверенным временем полковым школам? Не секрет, что тогда профессиональный отбор кандидатов в сержанты и их подготовка были на высоком уровне. Ведь командиры подразделений отбирали в кандидаты на учебу в сержанты наиболее грамотных, дисциплинированных, волевых и авторитетных солдат в уверенности, что они вернутся в свою роту, в свой взвод. Понимали всю важность происходящего и будущие сержанты и возвращались профессионально подготовленными специалистами и младшими командирами. Впоследствии большинство из них продолжали военную службу в качестве сверхсрочно служащих.
И все же независимо от того, вернемся ли мы при подготовке младших командиров к полковым школам или приживутся в войсках новые учебные центры, важно уже сейчас определиться, чем следует руководствоваться при выборе системы подготовки профессионалов в сержантских погонах.
А-нализ архивных документов и литературы показывает, что укомплектованность частей и подразделений русской армии унтер-офицерами непосредственно зависела и от размера денежного содержания военнослужащих. «Для решения унтер-офицерского вопроса бесспорно требуются значительные денежные затраты, которые при нынешнем состоянии наших финан- сов могут показаться слишком обременительными для государства, – отмечал военный министр Р-оссии А-.Ф. Р-едигер, – но если государственные соображения требуют усиления наших вооруженных сил и сокращения сроков службы, то не следовало бы останавливаться ни перед какими расходами, могущими обеспечить войскам хорошие кадры, так как иначе качество было бы пожертвовано в пользу количества»1.
В суровые дни военных испытаний армия особенно нуждалась в знаниях, умении и опыте младших командиров. И они высоко несли свое звание. Потом и кровью, не прячась за спинами подчиненных, доказывали они свою верность присяге.
Нынешнее поколение российских воинов, в значительной мере воспитанное на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтит и преумножает их славные боевые традиции. Так было в А-фганистане, так повторилось в Ч-ечне, Дагестане, Южной Осетии.
В Р-усской, Красной, Советской и Р-оссийской армиях младшим командирам отводилась важная и ответственная роль в боевой подготовке и воспитании личного состава, повышении боевой готовности частей и подразделений. Столь же ответственна и сегодня роль сержантского состава Вооруженных сил Р-оссии.
Проведенный краткий анализ системы комплектования русской армии унтер-офицерскими кадрами позволяет выдвинуть некоторые предложения и научно-практические рекомендации по успешному решению проблемы укрепления института сержантов Вооруженных сил
Р-оссии, подготовки и воспитания младшего командного состава в современных условиях.
-
1. Полагается целесообразным разработать и принять специальное Положение об институте младших командиров, а также о статусе совета сержантского состава в частях Р-оссийской армии.
-
2. Используя опыт русской армии и советских вооруженных сил представляется необходимым дальнейшее совершенствование системы подготовки сержантов на различных этапах прохождения ими службы с учетом изменений в сроках подготовки младших командиров и перехода их на службу по контракту. Следует также глубже изучить опыт строительства и функционирования института сержантов ряда армий иностранных государств.
-
3. Б-ыло бы правильным и актуальным проведение ежегодных окружных и армейских совещаний младшего командного состава.
-
4. Для совершенствования деятельности сержантского состава представляется важным регулярный выпуск изданий «Б-иблиотеки младшего командира», в которую бы вошла литература по специальности, методические пособия по обучению и воспитанию подчиненного личного состава.
Р-еализация выдвинутых предложений в условиях придания нового облика Вооруженным силам Р-оссийской Федерации будет способствовать дальнейшему укреплению института сержантов, а также более успешному решению вопросов подготовки и повышения авторитета сержантского состава в войсках, а в целом – укреплению боеготовности частей и подразделений Р-оссийской армии.