Становление независимости Монголии в XX в
Автор: Базаров Виктор Борисович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 6, 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена периоду становления независимости Монголии в сложных геополитических и внутриполитических условиях. Показан путь от всенародного голосования до признания Монголии на международном уровне.
Монголия, становление независимости, халхин-гол, коминтерн, вторая мировая война, советский союз
Короткий адрес: https://sciup.org/170166995
IDR: 170166995
Текст научной статьи Становление независимости Монголии в XX в
П ервые десятилетия ХХ в. характеризовались крупными изменениями в мировой политической истории. Революционный процесс не только повлек за собой колоссальные изменения существовавших общественно-политических систем и государственных устройств многих стран, но и изменил геополитическую конфигурацию международных отношений, пробудил национальное самосознание, привел к созданию новых государств. В азиат -ском пространстве такой страной стала Монгольская Народная Республика. Монголия сумела сохранить свой суверенитет фактически в одних территориальных границах на протяжении длительного периода – с 1924 г. до настоящего времени. Страна сумела выстоять при постоянно меняющемся политическом климате, в эпоху противостояния политических систем во время «холодной войны» и даже при распаде Советского Союза сохранила жизнеспособность как государственная единица, нарастив активность в международных отношениях.
Сегодня Монголия является суверенным государством, обладающим независимой внешней политикой, имеющим большую устойчивость в мировых экономических отношениях. Ее значение и роль в Восточной Азии постоянно повышается. Концепция многовекторности и опоры на устойчивые константы делает менее уязвимым характер ее зависимости от внешних факторов геополитического взаимодействия в Евразии. Современному монголоведению еще предстоит дать прогнозный сценарий будущего независимой страны, ее суверенитета и самостоятельности в борьбе и взаимодействии с различными силами в регионе.
В первые десятилетия XX в. путь к независимости Монголии был осложнен экономическими, политическими, культурными условиями. Страна, которая в течение многих веков была отсталой китайской провинцией, сделала собственный выбор в пользу независимого и самостоятельного государственного развития. Этот выбор был продиктован всем ходом многолетней истории и являлся выражением интересов широких слоев монгольского аратства.
Изгнание китайской военщины благотворно сказалось на росте суверенных настроений политической элиты Монголии. Влияние российских политических групп надо оценить как исключительно умелое: они проявили способность к политическому диалогу и маневру. Народное правительство, сформированное после революции 1921 г., явилось уникальным в истории Монголии творением широких народных масс.
В процессе борьбы за независимость определяющее значение имел внешнеполитический фактор. Главными участниками, кото- рые играли существенную роль в процессе борьбы за независимость МНР, были Китайская республика, Советский Союз и Япония1.
После смерти богдо-хана – религиозного лидера – в 1924 г. Монголия встала на путь, исключивший ее возврат к теократической монархии. Точкой невозврата стало провозглашение в ноябре 1924 г. Монгольской Народной Республики. Это сказалось на и международном уровне: был подписан ряд соглашений между Россией, Китайской республикой и Японской империей. Официально Монголия осталась под протекторатом Китая.
Однако МНР взяла ориентацию на Советский Союз с целью обеспечения реальной независимости. С этого периода был сформирован социальнополитический и экономический союз, основанный на типологически сходной идеологической платформе двух соседних государств. При сложившемся к середине XX в. международном положении Монголии было сложно выжить без помощи Советского Союза 2 . Вследствие агрессивной внешней политики Японии произошло причудливое переплетение интересов Китая, СССР и МНР. Япония не мыслила своей мировой гегемонии без контроля над Китайской республикой – самой крупной державой Восточной Азии. Точкой проникновения для Японской империи в Китайскую республику стала Маньчжурия, где в результате военных действий с Китаем было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Так как Внешняя Монголия оказалась по соседству, и границы между Маньчжоу-Го и Монголией были призрачными, японцы смогли спровоцировать вооруженный конфликт. Монголия избежала захвата японскими силами благодаря победам в битвах у оз. Хасан на р. Халхин-Гол в 1939 г. Эти победы укрепили отношения между Советским Союзом и Монголией. Перед началом Второй мировой войны МНР приобрела мощную защиту.
События на Халхин-Голе показали новых акторов исторического процесса в Азии. Внутренняя Азия продемонстрировала возросший уровень своих при- тязаний3. Активность вооруженных сил Монголии не была иллюстрацией показного интернационализма и братства. Напротив, Монголия еще раз подтвердила уровень своих исторически сложившихся притязаний на эмансипацию в составе мирового сообщества, готовность любой ценой защитить суверенитет и независимость, завоеванные в ходе революций в первой четверти ХХ в.
Битва на Халхин-Голе стала высшей точкой восточноазиатского противостояния в предвоенные годы и показала несостоятельность военного формирования геополитического преимущества в сложном механизме взаимодействий в этом реги-оне 4 . Демографический гигант — Китай – с ярко выраженной этнонациональной доминантой и своеобразной идеологией, основанной на глубинной культурноисторической традиции, был способен выступить в качестве стабилизатора проблемы. Несмотря на то что в первой четверти ХХ в. проявился ирредентизм монгольских и маньчжурских этнических сообществ, общая стабилизация политической обстановки в стране привела к усилению государственных национальных тенденций и формированию независимого сообщества. Завершающий этап противостояния на Халхин-Голе только усилил тенденцию к национальной суверенизации: настроения в пользу создания сильного самостоятельного государства на новой социальной основе стали формироваться с еще большей силой.
Борьба за доминирование в монгольском мире неожиданно приобрела исключительно острый характер. Агрессивная политикаЯпониирезкоизменилаконфигу-рацию геополитического противостояния в Азии и привела к фактическому вытеснению Китая как основного противника суверенитета Монголии. Разыгравшаяся схватка между СССР и Японией и победа советско-монгольского альянса укрепила позиции Советского Союза. Эти события способствовали формированию будущего образа военных и дипломатических сою зов Советск ого государства со странами
Азии и Восточной Европы, известных как мировая социалистическая система. С этого времени суверенитет Монголии развивался в рамках советской социалистической парадигмы и проведения социально-экономических экспериментов. Демонтаж системы теократического государства богдо-хана сопровождался социально-экономической поддержкой и военным присутствием Советского государства. Достаточно сказать, что такие крупные вопросы внутреннего устройства, как образование и подготовка кадров, решались только с помощью Советской страны. Это позволило Монголии инкорпорироваться в современные международные отношения. Одновременно Монголия получила возможность нарастить внутренний потенциал, без которого была бы невозможной даже простая декларация государственной самостоятельности. Вооруженная борьба за собственную независимость в альянсе с Советским Союзом возвысила амбиции и позитивные настроения монгольского руководства.
В период Второй мировой войны Монголия выступила на стороне СССР. Стремление монголов, прежде всего арат-ства, помочь фронту очень скоро превратилось во всенародное движение. В движении помощи фронту приняли участие все слои монгольского общества. Моральная и материальная помощь в тяжелые для Советского Союза годы войны явилась посильным вкладом монгольского народа в борьбу прогрессивного человечества против фашизма и милитаризма. Совместная борьба с общим внешним врагом стала дополнительным основанием поддержки Советским Союзом Монголии на международной арене.
Участие Монголии в маньчжурской военной операции 1945 г. явилось логическим продолжением военного союза с СССР, сложившегося в ходе противостояния на Халхин-Голе в 1939 г. Помимо военно-тактических преимуществ, продиктованных взаимодействием военных группировок стран, на первое место вышли приоритеты политических взаимоотношений. Верность союзническому долгу обернулась фактической поддерж- кой сталинского руководства в территориальном разделе Восточной Азии. Формирование структур социалистического типа в Китае привело к видимой политической однородности государств – участников будущих соглашений. Страны-победительницы выступили с поддержкой независимого монгольского государства. Это положение удерживалось в течение многих десятилетий, несмотря на то что союзнические обязательства победителей были прерваны и разразилась «холодная война».
Признание суверенной МНР осуществлялось в послевоенные годы. Победа Советского Союза в войне, а также нейтрализация претензий со стороны японского государства помогли процессу суверенизации. Как известно, вопрос о МНР возник на Ялтинской конференции в феврале 1945 г., на которой Советский Союз дал добро на вступление в войну против Японии, если сохранится status quo Внешней Монголии. Именно благодаря Советскому Союзу состоялось признание Монголии на международном уровне. Советско-монгольский договор о дружбе и взаимопомощи 1946 г. стал определяющим фактором суверенизации Монголии. Монгольскую независимость признала и Китайская республика: в августе 1945 г. между КНР и Советским Союзом произошел обмен нотами, признававший Монголию независимым государством.
Самостоятельное развитие МНР без советской помощи было бы невозможным, особенно в процессе признания суверенного государства. В 1961 г. при усиленной поддержке СССР Монголию приняли в ООН.
Итак, в результате сложнейшей борьбы и тяжелых испытаний, которые пережило человечество в 1941–1945 гг., политическая карта мира была перекроена, раздел ранее поделенного мира состоялся. Монголия с помощью Советского Союза и верная своим обязательствам на международной арене только укрепила свои позиции как суверенного государства. Для нее сложились все необходимые условия и предпосылки будущего самостоятельного развития.